Главная страница

Межрелигиозные конфликты и их характеристика. Конфликтология. Межрелигиозные конфликты и их характеристика


Скачать 101.5 Kb.
НазваниеМежрелигиозные конфликты и их характеристика
Дата28.02.2023
Размер101.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМежрелигиозные конфликты и их характеристика. Конфликтология. До.doc
ТипНаучно-исследовательская работа
#960003

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Конфликтология»
На тему: «Межрелигиозные конфликты и их характеристика»

Оглавление


Введение 2

Основная часть 5

Роль религии в обществе 5

Характер возникновения религиозных конфликтов и их характерные черты 8

Деструктивные последствия религиозных конфликтов 10

Механизмы разрешения религиозных конфликтов 14

Заключение 18

Список литературы: 20


Введение



На сегодняшний день, одной из основных проблем человечества выступают религиозные конфликты, которые затрагивают многие страны, но также и при возникновении его внутри определенного государства может привести к дестабилизации общества. Конфликты, основанные на разногласии в вероучениях, являются самыми сложными в разрешении и нахождения консенсуса, так как каждый новый конфликт не похож на другие и требует тщательного анализа, чтобы его преодолеть.

Межрелигиозный конфликт — это острое столкновение религиозных сообществ в связи с несовпадением взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности. Подобный конфликт может проявляться в форме споров и разногласий, конкуренции и конфронтации, борьбы и религиозной вражды, вызываемой религиозным фанатизмом. Множество наглядных примеров религиозных конфликтов зафиксировано в истории всех мировых религий. Они выражались в расколах и образовании сект, в различных религиозно-политических движениях и масштабных религиозных войнах.

На протяжении всей истории человечества, ключевую роль в религиозных конфликтах выступает религия. Она определяется как символическая картина для восприятия мира и налаживания контакта людских сообществ с миром как с единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенное конечное значение и смысл. Одним из примеров религиозных конфликтов может служить раскол христианской церкви в 1054 году, что привело к разделению церкви на Римско-католическую на западе с центром в Риме, и Православную на востоке с центром в Константинополе. Этот религиозный конфликт имеет самые большие по протяженности временные рамки, около тысячи лет Запад и Восток не как не могут наладить контакт.

Также стоит упомянуть что, безусловно, самым ярким событием столетия в сфере межрелигиозных конфликтов стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Актуальность темы обусловливается следующим:

  1. Неконтролируемость протекания конфликта: вероятность трансформации в неконтролируемый геноцид или военные действия на религиозной почве.

  2. Продолжительность протекания конфликта (он может длиться 10, 20 лет, а то целые столетия) что делает общество крайне уязвимым перед различными рода кризисами и потрясениями.

  3. Масштабность религиозных конфликтов, могут проявляться внутри конкретной страны, а могут и охватить целый регион земного шара.

  4. Отсутствие определенной методики в разрешении религиозных конфликтов, так как каждый конфликт не похож на предыдущий.

Задачи исследования:

  1. Определить роль религии в обществе.

  2. Выявить характер возникновения религиозных конфликтов и их характерные черты.

  3. Изучить деструктивные последствия религиозных конфликтов.

  4. Выявить механизмы разрешения религиозных конфликтов.


Основная часть

Роль религии в обществе


Прежде чем начать исследование следует дать определение основе любых межрелигиозных конфликтов – религии.

Религия – символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения. Это одна из сфер духовной жизни, освоения мира обществом, группой, личностью.

Конечный социальный смысл любой религии – обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей. Религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом.

Считается, что в мире доля религиозного населения составляет 66% от населения Земли. Доля неверующего населения – 25%, атеистов – 6%. Причем этот показатель постоянно меняется в зависимости от условий жизни. ХХ век стал периодом упадка протестантизма и временем подъема ислама, индуизма, копто-эфиопского христианства и различных сект.

Учеными подсчитано, что в 1900 г. приверженцы, только мировых религий, составляли 814 млн. чел., в 1988 г. их уже насчитывалось более 2.645 млн. чел., в 2000 г. свыше 4-х млрд. чел. По данным на 2017 год более 63 % верующих людей на Земле являлись приверженцами одной из авраамических религий, из них: 33% - христиане, 20% - мусульмане, 10% - иудеи; 10% жителей планеты исповедовали индуизм, 6% - буддизм, 6% - китайские религии, 0,37% - сикхизм, 7% - другие верования.

На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает. Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.

Многочисленные конфликты и политические потрясения, происходящие в сегодняшнем мире, не могут быть объяснены без уяснения религиозного фактора в политике. Религия по-прежнему в значительной мере определяет подоплеку политической жизни в большинстве стран мира. Религиозный фактор играет значительную роль в политической жизни и тех стран, где большая часть населения нерелигиозна.

Религия занимает огромное место в политической культуре большинства стран и народов мира. Религиозная символика присутствует в качестве составной части символики государств, политических партий, общественных организаций. Религиозные праздники являются также и государственными практически во всех странах мира. Например, в Казахстане Курбан Айт и Рождество отмечаются на государственном уровне. Роль религии в политическом развитии мира, как это ни парадоксально, все более возрастает. Еще недавно большинством исследователей разделялись выводы французских просветителей XVIII в. о том, что религия является исключительно следствием невежества народных масс и исчезнет по мере развития образования и технического прогресса. Но вот начиная с 70-х гг. XX в., по мере подъема исламского движения и исламской революции в Иране, политологи заговорили о религиозном ренессансе во многих регионах мира. Появились такие термины, как "политизация религии" и "религизация политики". На рубеже веков стало ясно, что "религизация" политики является фактором достаточно постоянным, охватившим в той или иной степени почти все страны мира.

Идеология, в том числе и идеология религиозная, появляется в обществе потому, что в ней возникает потребность. Религиозная идеология в политике выполняет ряд функций:

  1. Познавательная функция. Каждая идеологическая система предлагает свою совокупность знаний, полученных в сфере духовной культуры и на основе опыта классов и социальных групп. Основываясь на этих знаниях, идеология создает свою модель истории человеческого общества и места в ней той социальной группы, этноса или конфессии, интересы которых и обосновывает данная идеология. Религиозная идеология дает верующему целостное и завершенное мировоззрение, касающееся и его политических взглядов, и поведения. В религиозном сознании все непонятное и неподвластное разуму восполняется верой. В силу этого для религиозного восприятия нет нерешаемых проблем, в том числе и в сфере политики, и нет остающихся без ответа вопросов. Если самому верующему, даже на основании изучения священных текстов, может быть что-либо непонятно в происходящем, то на эти вопросы дадут свое авторитетное суждение религиозные лидеры.

  2. Ценностная (аксиологическая) функция. Каждая религия опирается на свою систему ценностей - политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, культурных и т.п. Религия помогает верующему принять и усвоить определенные политические (как, впрочем, и этические и социальные) идеалы. В их число входят представления о наиболее совершенном общественно-политическом устройстве, высшей справедливости и о тех политических партиях и организациях, которые способствуют претворению этих идеалов в жизнь.

  3. Мобилизующая функция. Она проявляется, когда происходит конкурентная борьба с представителями других религий или совершения действия, для которого нужны обширные людские силы.

  4. Регулирующая функция. Религия представляет собой всеобщий регулятор общественной и личной жизни. Как правило, все конфессии обладают системой требований, определяющих повседневное поведение своих последователей дома и в обществе. Нельзя не признать, что общество, в котором религия играет значительную роль, как правило, более стабильно и организованно, чем светское. Религия объединяет людей в сообщества, призывает их соблюдать моральные и политические требования.


Характер возникновения религиозных конфликтов и их характерные черты


Объектом религиозного конфликта выступают правило, религиозные нормы, выражающие поведенческие особенности того или иного религиозного учения.

Субъектом же выступают различные религиозные группы

Вопрос о причинах религиозных конфликтов – дискуссионный. В целом это комплекс региональных противоречий исторического, этно-территориального, политического, социального, этнокультурного и иного свойства, при определенных условиях, отражающихся на межрелигиозных отношениях.

Сами же религиозные конфликты можно разделить на следующие группы: Конфликт религии с иноверием, конфликт с неверием, конфликт с ересью

1.) Конфликт религии с иноверием. Сама природа религии не допускает существования другой религии, что ведет к межконфессиональной напряженности. Примеры противостояний:

  • Ислам и христианство: карабахский, осетино-ингушский, югославский конфликты, ущемление прав православных в центрально-азиатских государствах СНГ.

  • Иудаизм и ислам: палестино-израильский конфликт.

  • Буддизм и протестантизм: в Мьянма (Бирма), где ведутся боевые действия против племени «карен» (протестантов), борющихся за независимость.

2.) Конфликт с неверием (атеизмом) связан с разными взглядами на существование высшего разума под названием «Бог». Атеисты считают, что религия не вечна, она исторически возникла и погибнет, а Бога нет.

3.) Конфликт религии с ересью порожден многообразием, в котором существует все живое. Даже в рамках мировых религий наблюдается деление и борьба: христианство – православные, католики, протестанты; ислам – сунниты и шииты, буддизм – хинаяна, махаяна, ламаизм.

В качестве характерных черт современных религиозных конфликтов можно выделить:

  • Возросшую жестокость действий организаторов и участников гражданских беспорядков.

  • Использование политических лозунгов и требований с ярко выраженной религиозной направленностью.

  • Профессионализация, высокая степень организации и технической оснащенности участников конфликтов.

  • Нарастающая милитаризация борьбы, в которой все больший размах приобретают террористические и военные действия.

Для перерастания религиозного конфликта в вооруженную борьбу можно указать следующие условия:

  • Накопление у населения оружия и его неконтролируемое распространение в горячих точках.

  • Создание неконституционных военных и военизированных структур, которое осуществляют противоборствующие политические или криминальные группировки.

  • Психологическая готовность людей к возможности военных столкновений. общественные настроения «ожидания» вооруженной борьбы.

  • Политическая воля лидеров, организующих вооруженные акции.


Деструктивные последствия религиозных конфликтов


Любой конфликт имеет последствия. Как правило, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление они привносят в общество сильнейший диссонанс на религиозной почве, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление также могут привести к разжиганию религиозных конфликтов.

Одним из деструктивных последствий является религиозная война. Она является началом для того, деятельность, основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а также другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление чтобы конфликтующие стороны взялись за оружие. Это приводит к ведению боевых действий, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление терактам, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление к актам геноцида на религиозной почве. Можно выделить следующие типы религиозных войн:

  • Автономистские войны, деятельность, основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а также другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление в центре которых находятся требования политической автономии или полное отделение иных религиозных общин.

  • Национально-ирредентистские войны, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление порожденные объединительным стремлением народа, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление оказавшегося раскиданным по территории нескольких соседних государств.

  • Религиозно-общинные конфессиональные конфликты совершаются в границах одного государства между религиозными группами или между религиозными течениями (сектами) в рамках одной религии.

  • Религиозно-абсолютистские конфликты начинаются на почве абсолютизации одной религии и вытекающей из одной религиозной нетерпимости к другим конфессиональным группам.

  • Милленаристские конфликты являют собой коллективные движения, деятельность, основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а также другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление руководимые каким-либо "мессией" и обеспечивают полное социальное изменение.

К деструктивным последствиям религиозного конфликта можно отнести политический и экономический, деятельность, основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а также другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление, а также и социальный кризис. Они возникают из-за того, деятельность, основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а также другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление что все ресурсы страны были брошены и истощены на преодоление определенного религиозного конфликта. Это очень сильно отбрасывает назад в развитии страны, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление тем самым ухудшая условия жизни граждан, деятельность основанная на активности, которой свойственно понятие конфликтности активности, распространение которой определяется критериями, свойственными познавательной, а так же другим аспектам, которые в свою очередь определяются как стремление что может привести к новым религиозным конфликтам с массовым использованием оружия.

Поведя итог можно выделить следующие деструктивные последствия религиозных конфликтов:

  • Дестабилизация общества.

  • Экономическая разруха.

  • Неудовлетворённость решением конфликта.

  • Сепаратизм на религиозной почве.

  • Религиозный фанатизм.

  • Нарушение суверенитета страны.

  • Религиозные войны.


Механизмы разрешения религиозных конфликтов


Объективная невозможность окончательного решения и преодоления религиозных конфликтов требует отработки специальных методов и средств управления ими и формирования толерантных межконфессиональных отношений. Управление религиозными конфликтами является комплексной задачей, в который входят: диагностика социальной среды с целью определения "ячеек социальной напряженности" и пред- конфликтных ситуаций; локализация имеющихся конфликтов, предотвращения их эскалации и обострения; урегулирования конфликта из-за достижения консенсуса или компромисса между его сторонами; минимизация негативных последствий конфликта; устранение в случае возможности оснований для повторных вспышек конфликта.

Конфликтологический опыт показывает, что одним из путей решения религиозных конфликтов является преобразование возникших на религиозной почве "конфликтов ценностей" в "конфликты интересов", - то есть фильтрования главных причин конфликта от мировоззренческого антагонизма субъектов конфликта. Но в случае "чистых" религиозных конфликтов нужен длительный процесс формирования новой ценностно-религиозной терпимости и готовности к диалогу. В то же время важнейшими предпосылками и условиями урегулирования межконфессиональных конфликтов могут быть восстановление режима устойчивого развития и дегеополитизация конфликта.

Восстановление режима устойчивого развития предполагает восстановление в пределах конфликтной территории дееспособности государственной власти, эффективность которой в этой ситуации определяется не столько степенью демократичности политического режима, сколько способностью восстановить в пределах своей компетенции состояние гражданской правовой ответственности.

Дегеополитизация конфликта предполагает заранее согласованную паритетное отказ заинтересованных "внешних сил" от государственно-дипломатической, военной, политической и информационной форм геополитического вмешательства в конфликт за сохранение стратегии геоэкономической экспансии.

Это сочетание удовлетворяет интересы и внешних, и внутренних субъектов этого конфликта, а общим результатом такого подхода становится стабилизация ситуации и укрепления структуры безопасности в регионе, в том числе повышение уровня конфессиональной толерантности. Обычно такой подход к проблеме урегулирования конфессиональных конфликтов предполагает наличие доброй воли и высокого уровня ответственности сторон, участвующих в конфликте.

Среди конфликтологов бытует мнение о том, что урегулировать религиозный конфликт можно и через гармонизацию соотношение секуляризма и целостно религиозного мировоззрения в сфере обустройства отношений между людьми на национальном и глобальном уровнях. Большинство жителей страны или региона должна иметь гарантированное право учреждать свою общественно значимую деятельность на религиозных принципах, самостоятельно формулируя цели выбора. В то же время максимальное внимание необходимо уделять соблюдению прав религиозных и мировоззренческих меньшинств, а также утверждению права человека на жизнь.

Проблема меньшинств остается не только в странах, где установлена религия большинства. В секулярных государствах группы верующих, ориентированные на создание собственного целостного образа жизни, также должны иметь возможность создавать собственные субпространстве, позволяющие существовать, работать, участвовать в жизни общества и воспитывать новые поколения в соответствии с конкретными религиозными представлениями.

Кроме того, необходимо уважать право народов и религиозных общин выбирать, жить им по законам секулярного гуманизма или, по законам ортодоксального иудаизма, шариата, целостного христианского мировоззрения или верований коренных народов. Вопрос о том, является ли религия "личным делом" человека или хотя бы одной из основ общественного устройства, сегодня остается открытым и на уровне индивидов и сообществ, и на уровне международных организаций, призванных поддерживать межцивилизационного диалога, направленный на сосуществование традиционных и гуманистически-либеральных ценностей . Только подобные гибкость и терпимость позволят избежать нарастания напряженности, связанной с религиозными чувствами и убеждениями.

Конфессии служат индикатором принадлежности отдельного человека и этноса к "своему" суперэтноса. И хотя в теологии христианства, ислама и даже буддизма есть немало общего, однако все попытки создать на их основе суперэтнической системы завершались неудачей и кровопролитием. Поэтому большое значение приобретает специализированный конфессиональный мониторинг, под которым понимают регулярный, систематический анализ религиозно-церковной сферы социологическими средствами, направленный на изучение:

  • Уровня религиозности населения и масштабов распространения религиозных практик;

  • Конфессиональной структуры общества и религиозной самоидентификации населения;

  • Имеющихся условий для проявления религиозных убеждений и удовлетворения религиозных потребностей, реализации религиозной свободы.

  • Ценностного отношения широкой общественности к религии и церкви.

  • Причин, форм и локализации межконфессиональной напряженности.

  • Частоты и масштаба проявлений религиозной нетерпимости.

Результаты эмпирических исследований, проведенных учеными-социологами и конфликтологами, указывают на конфликтогенный характер религиозной среды; сохранение и воспроизводство очагов напряженности в межконфессиональных отношениях. Современный мир ставит перед диагностикой и мониторингом религиозной среды новые приоритеты, связанные с ролью глобального фактора в общественно-религиозных процессах, угрозой международного терроризма и генерируемых им этнорелигиозных противостояний; действенностью правовой защиты свободы совести, вероисповедания и религии; региональными особенностями фрустрации религиозной нетерпимости и факторами ее разжигание.

Заключение



Религиозные конфликты происходили на протяжении всей истории человечества. Ключевым элементом данной проблемы является религия. Именно религия оказывает огромное влияние на формирование личности и общества, конечно же, стоит отметить и то, что позитивно с точки зрения отдельной личности или группы, может представляться деструктивным для общества в целом.

Изучены различные характеры возникновения религиозных конфликтов. Они объясняются действием четырех факторов: архетипического (наличием структурных и антиструктурных тенденций в развитии любой системы), культурно-исторического (мерой совпадения границ государства, этноса и вероисповедания), социетального (влиянием процессов, происходящих в обществе на религиозную подсистему), конфессионального (спецификой самих религиозных отношений). Религиозные конфликты - это конфликты абсолютных ценностей, часто имеют хронический характер, легко провоцируемы и почти не поддаются урегулированию.

Можно сделать вывод о том, что религиозные конфликты являются следствием столкновения абсолютных ценностей, которые не поддаются описанию, они основаны на истории формировании религий, событий, которые переживали общества государств в определенный период истории. Главным фактором будут выступать чувства людей по отношению к своей религии, так как именно чувства людей являются спонтанным проявлением, которое невозможно предугадать и предотвратить.
Государство должно способствовать развитию всех религий в нем, иначе это может привести к недовольствам со стороны ущемленных религий, что, в свою очередь, может привести к насильственным методам разрешения конфликта. Ведь благодаря взаимодействию государства и религиозных организаций, достигается взаимопонимание внутри социума, что способствует ускоренному развитию общества.

Чтобы разрешать религиозные конфликты в современном мире, необходимо сплочение всех народов мира, разработка четких и последовательных действий при их возникновении, чтобы разрешать их на ранней стадии. Люди должны осознавать всю невыносимость данной проблемы. Они не должны поддаваться эмоциям, провокациям со стороны злоумышленников. Общество должно осознавать, что в любом конфликте, как правило, участвуют две стороны и участниками любой из сторон являются такие же люди, со своими убеждениями, духовными ценностями. Каждый индивид общества всегда должен задумываться, что он говорит, не в зависимости от того кому. Для возникновения конфликта в некоторых случаях достаточно и одного неправильного слова. Никогда не стоит навязывать кому-либо свои убеждения, каждый человек наделен разумом и свободой выбора, это должен осознавать каждый индивид общества.

Список литературы:


1.) Бабосов Е.М. Конфликтология.

2.) Лубський В.И. История религии.

3.) Ковальский Н. «Религия в мировой политике».

4.) Горлач М.И. Политология наука о политике.

5.) Андреев В.И. Конфликтология.



написать администратору сайта