Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

  • ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ФУНКЦИИ

  • Место и роль философии в культуре


    Скачать 49.69 Kb.
    НазваниеМесто и роль философии в культуре
    Дата23.02.2022
    Размер49.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_referat.docx
    ТипРеферат
    #371533

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Ижевская государственная медицинская академия»

    Кафедра «Философии и гуманитарных наук»

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «Место и роль философии в культуре»

    Научный руководитель:

    Заведующий кафедрой философии

    и гуманитарных наук

    Трефилов Владимир Александрович

    Исполнитель:

    Студентка 232 группы лечебного факультета

    Хакова Сюмбеля Расимовна

    Ижевск

    2021

    Содержание




    Введение……………………………………………………………………

    3

    1.

    Место философии в системе общественной и духовной культуры……...

    8 8

    1.1.

    Предмет философии………………………………………………………..

    9

    1.2

    Основные функции философии…………………………………………....

    111

    1.3

    Этапы становления философской культуры……………………………...

    13

    2.

    Мировоззрение и его функции………………………………………….....

    Заключение…………………………………………………………………

    116

    18


    ВВЕДЕНИЕ

         Каждый  человек слово «философия» различными способами связывает со словом «культура». Между философией и культурой существует глубокая связь, они характеризуют свойственную только людям сферу жизнедеятельности. При сопоставлении понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят также религия, наука, искусство и многое другое. Культурой обычно называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Туда входят сотворенные человеком духовные и материальные ценности. Культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия, это и есть то, что отличает человека от животного.1

    Философию относят к сфере духовной культуры, далекой от материальной жизни, от повседневных проблем. Слово «философия» с древнегреческого переводится как «любовь к мудрости», но в повседневной жизни мы часто вкладываем в него другой смысл. Иногда под философией понимают отношение к определенной деятельности, говоря: «У него своя философия». Данное слово также используется тогда, когда человек хочет выразить что-то вечное, глубокое, сложное, серьезное. К примеру, сочетания «философия политики», «философия науки». Иногда советуют относиться к проблеме «философски», не руководствуясь сиюминутными настроениями и соображениями. Вне зависимости от многообразия значений данного слова в обыденной речи, чувствуется, что они связаны с каким-то видом очень сложной духовной умственной деятельности, далекой от реальной материальной жизни и практической пользы. В свое время древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что от философии не нужно ждать моментальной практической отдачи.2 Философия связана не с решением частных  прикладных, то есть тактических задач, а со стратегией человеческой жизни, со свободой человека. Философия –  удел свободного человека.Другой его стороной является способность к абстрактному мышлени,умение оперировать воображаемыми объектами, складывать «мысли о мыслях»3. Этот процесс называют рефлексированием или философствованием.  Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант относил философию к естественным склонностям души, ведь каждый человек рано или поздно задается вопросами: в чем смысл жизни? что есть истина?. Кант обобщил их в три и назвал философскими: что я могу знать? что я могу делать? на что я могу надеяться?4 Человек так или иначе отвечает на эти вопросы. Наука акцентирует внимание на вопросы: что? где? когда? почему?, а философия – главным образом, на другие вопросы: зачем? во имя чего? с какой целью?5 Характер этих вопросов позволяет «философствовать» везде и всюду. Философия требует определенных знаний, навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления.

         Философия таким образом отличается как от науки, так и от философствования на обыденном уровне. В предмет науки не входят «запредельные проблемы», а обыденное философствование не привлекает рациональные формы в виде теорий, понятий, концепций и учений.

         Философию нельзя выучить как физику или химию. По мнению Ф.Бэкона, философские воззрения должны быть самостоятельно выработаны, получены личным опытом на пути собственных исканий истины.6 Философские идеи не передаются «книжным» путем. Они воспринимаются не только разумом, но и чувствами. Эта особенность определяет место философии в культуре. В общем виде можно выделить два основания культуры: знания, отраженные в понятиях и выраженные в языке, а также ценности, определяющие интересы людей и удовлетворяющие их потребности.7Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, одновременно представляет их и рефлексирует над основаниями культуры. Благодаря этой особенности философия была определена великим немецким философом Гегелем как  «квинтэссенция самосознания исторической  эпохи» или «эпоха, схваченная  в мыслях».8

         Философское знание не является знанием о фактах. Оно представляет собой размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве.9 Философия черпает проблемы из жизни. Однако между философией и жизнью так или иначе располагается мысль. С другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, как «должно быть», а не того, «что есть».10 Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия.

      Цель настоящей работы – исследование сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества.

    Степень изученности темы.
    Философия раньше имела статус особой науки и формы познания, например, как в античности, когда ее отождествляли со всей культурой того времени. Но к XX веку, веку вопросы подразделились на отдельные науки- логика, языкознание, физика, а у философии не осталось своего места. Она потеряла свою магическую силу. Однако, философия не исчезла и приобрела синтетическую функцию, как во времена античности. Этим и обусловлена актуальность работы.
    Философия впервые осознала свое истинное место царицы наук, заменив долго господствующую религию. Она приблизилась к общественной жизни и стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. Также она впервые получила право на оценку и решение конфликтных проблем. 

    Задачи работы:
    1. Рассмотреть предмет и функции философии;
    2. Охарактеризовать этапы становления философской культуры;
    3. Раскрыть роль общества в теории философии.
    Краткая характеристика источников по данной теме

    Философия – мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.11Она позволяет человеку  самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

         Философия– это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в  роли методологии. Эту особенность Карл Маркс выразил так: философия  должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством  его изменения (быть методологией).12 А по мнению Альберта Швейцера, наиболее важной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей. Чтобы понять, как это она делает, нужно изучить другие формы реализации выделенных функций, а также типы самоопределения философии.13

    Новизна и практическое значение работы

    Специфическое место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания. Являясь развивающейся системой теоретического знания, философия выполняет в первую очередь, мировоззренческую функцию (совокупная картина мира, создаваемая мыслящим человеком). Практическое значение философии состоит прежде всего в моральности, заботе о благе людей. Философия появилась на свет в результате познавания человеком самого себя. Она имеет значение как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Философия - это любовь, а без любви сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Мудрость- это глубокомыслие, умение познавать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Каждый понимает, что любовь к мудрости, ещё не делает человека её обладателем, хотя она и является важным условием для того, того чтобы стать философом.
    МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    Как отмечалось ранее, культура - воплощение человеческих переживаний и достижений, а также разочарований. Путем создания культурных ценностей и смыслов, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. С другой стороны, отдельная личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, созданных предшествующими поколениями. Решением данной проблемы является создание новых смыслов и ценностей. Поэтому личность обращается к творчеству. В духовную культуру входят формы общественного познания: наука, философия, искусство, религия, мораль. Каждая из форм имеет собственный предмет и специфический способ функционирования. Философия входит в жизнь человека очень рано, еще до того, как сложится о ней самое первое представление, навеянное другими людьми. Философия внедряется в сознание невольно, каждому приходится в жизни что-то сравнивать, делать выводы, обобщать материал. На этом пути люди приходят к выводам философского порядка, не подозревая об этом. Философия все свои проблемы находит из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, заглядывая за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, это знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве, поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.14

    ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    Предметом философии являются всеобщие связи в системе "человек - мир". . «Философия — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру»15. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в его жизнедеятельность, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении16. В ходе развития философии представления о ее предмете менялись, каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. В рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств - искусством самопознания.17 Ученик Сократа, Платон, считал философию познанием истинно существующего бытия, мира идей, который он противопоставлял миру материи.18 Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. А у Аристотеля, знавшего толк в специальных науках, философия вызывала восхищение. Он называл эту область знания "госпожой наук", считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против.19 Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию - с другой.20 В Средние века философия выступала служанкой богословия и выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке21, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - все остальные науки.22 Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом. Во второй половине XVIII - начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук.23 Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы.24 Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума. Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах.

    ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

    Основной функцией философии является мировоззренческая. Философия осмысливает предельные основания культуры через систему координат повседневной деятельности человека. Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи и объединяет в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.25 Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты. Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире.26 Вопрос "что такое бытие? " невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в греческой философии выразился в противопоставлении достоверного знания - "эпистемы" и мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания - "доксы". Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что «философствовать - значит сомневаться».27 Наиболее развернутую теорию, проясняющую критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Декарт понял, что единственным надежным орудием ума является сомнение.28 Без сомнения мышление начаться не может. Таким образом, способность мыслить становится подтверждением существования индивида. Так, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum29 (Мыслю, следовательно, существую). Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию "стороннего", осмысляющего взгляда выполняет философия.

    ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Культурфилософия – это понятие, которое в современной философии выражает осознание сущности и значения культуры. Классическое понимание культуры основывалось на философии истории. Вместе тем, как отмечает Ю.Н. Давыдов, "философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в эмпирически данной системе общественных отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему"30 . Впервые проблематика философии культуры затрагивается софистами. Важнейшую роль в их мировоззрении играло противопоставление природы, как постоянного элемента, произвольному человеческому закону. Таким образом, осмысливалась антиномия природного и нравственного, которое идентифицировалась с культурным. Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила развитие в философии киников, так и Антисфен, и Диоген, и Синопский рассуждали о возврате людей к природе, о простоте и естественности первобытного человеческого состояния.31 Таким образом, культуркритические мотивы были важным элементом в духовной сфере с развивающейся раннехристианской общественной мыслью. Внутри христианства противопоставление природы и культуры, свойственное античной философии, сменилось на антиномию «Бог и культура». Таким образом, природа утрачивает право быть каким-либо критерием культуры и тем самым разрушается "натуралистический фундамент языческой философии культуры, а открывается возможность для истолкования трансцендентальной природы культуры"32. Философию культуры в этот период определяется как "теология культуры". Теологи подчеркивают духовное начало, которое сопровождает встречу с Христом. Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты воскрешаются снова. Философское понимание культуры в данное время связано с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями. В новое время культурфилософская проблематика расцветает у Дж-Б. Вико и Ж.Ж. Руссо. Дж.Б. Вико представил целостное истолкование искусства религии, форм социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Дж.Б. Вико развил мысль о циклической развитии культуры и говорил о том, что законы, которые управляют развитием культуры, носят божественный характер.33 В эпоху просвещения Ж.Ж. Руссо выступил против всяких наук и искусства, утверждая, что они истощают и изнеживают человека как в моральном, так и физическом плане.34 Именно отталкиваясь от Руссо, Кант считал, что он свободен от ничем не прикрытого интеллектуализма, и встал на новый путь. Он считал, что повышение интеллектуальной культуры все равно не может раскрыть все загадки бытия, говоря, что культура должна управляться другими силами и "удерживаться в узде". Поэтому Кант пришел к выводу, что истинная ценность культуры лежит не в благах, которые человек получает от природы. Она обнаруживается только в его собственном поведении и в том, что он превращается в результате этого поведения. Цель культуры в осуществлении свободы. Новый этап в осмыслении сущности культуры связан с немецкой культурфилософской мыслью, с романтическими постижениями духа культуры различных эпох.А. и Ф. Шлегеля. Они стояли у истоков сравнительно – исторического изучения культуры, рассматривая ее как единый процесс развития. Романтики высоко ценили своеобразие национальных культур.35 В XIV в. ряд мыслителей решительно отвергают всеобщую веру в прогрессивность «человека разумного» и «деятельного». Человек бессилен перед лицом окружающего мира и совершенно не может приспособиться к его специфике. В время нашего столетия философия культуры получила стремительное развитие. Родилось множество новых истолкований самого понятия. Осмысление культуры продолжалось и в русле других представителей философии жизни. Так, А Беркон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой настроенностью общения духовности и культом святости индивидуальной свободы. В конце XIX – начале XX в. философия культуры общается к философскому осмыслению различных фаз эволюции человеческой культуры. Возникает идея в обозначении особой науки, которая занималась бы культурой. Таким образом культурная ситуация нашего столетия такова, что прогресс культуры одаривает человечество все новыми дарами, но конкретный субъект обнаруживает себя все более и более отстраненным от их потребления. Блага, которые создает культурный прогресс все увеличиваются в числе, но как раз в этом росте они перестают быть полезными нам. Собственное "я" не черпает больше у культуры сознания своей власти.

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ФУНКЦИИ

    Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу. Именно представления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в бесполезности. Основные претензии к философии: - философия не имеет собственных реальных проблем; - философские выводы бездоказательны. Первая претензия связана с трудностями окончательного, точного определения предмета философского знания, а вторая порождается тем, что философские утверждения не имеют опытного подтверждения. Однако каждый человек задается вопросами, которые называют философскими.36 Философская деятельность, также как деятельность врача, математика, требует определенных знаний, умений и навыков ясного логичного мышления. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы той или иной эпохи. Однако философия является лишь одной из его форм.37 С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия - форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический создается сознательно, как результат особой профессиональной деятельности. Характеристика "рациональный" важна для понимания природы философского знания, потому что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не удовлетворяющие критерию рациональности. Это, прежде всего, религия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия вынесла на первый план именно интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда формулируются в точных понятиях и суждениях. И такими же явными и строгими являются ответы. С точки зрения содержания в структуре мировоззрения различают следующие компоненты: - миропонимание; - мировосприятие; - мироотношение. Миропонимание - это интеллектуальная составляющая мировоззрения , ее применяют , когда говорят о стилях мышления. На уровне обыденного сознания миропонимание базируется на повседневных знаниях эмпирического толка и часто оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями. Мировосприятие - это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия составляют эмоциональные предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем. На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения - мироотношение. Мироотношение - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей. Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Отношение "человек - мир" обнаруживается в любой философской проблеме, поэтому философия центрирована на человеке. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В современной культуре философия отошла на второй план, перестала быть тем родом деятельности, который оценивается как необходимый, актуальный, престижный. Для нас стало привычным, что философствование и его результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная личная жизнь без осмысления ее целей и смысла, так невозможна и полноценная жизнь культуры без философии. Отойдя на второй план, философия продолжает выполнять свою работу. Эта работа становится заметной и востребованной в случае конфликтных, неожиданных ситуаций, когда необходимо принимать новые решения и предпринимать новые шаги. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье "Идея "сверхчеловека" определил мировоззрение как "умственное окошко". Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Таким образом, цель нашей работы, была достигнута.

    1 Радугин А.А. Философия: Курс лекций [Текст]. - М., 2001.

    2 Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2009. – 480 с.

    3 Коновалова Н.П.,Кузубова Т.С., Алашеева Р.В. [и др.]. Философия: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 216 с

    4 ЛитВек - электронная библиотека >> Газета «Завтра» >> Публицистика >> Газета Завтра 5 (1262 2018) >> страница 34

    5 Гусев Д.А. Популярная философия. Учебное пособие.-2-е издание, переработанное и дополненное, 2019.







    6 Спиркин А.Г. Философия :учебник для бакалавров – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт,2012.-с.105

    7 ЖУРНАЛ «Вестник» Армавирского государственного педагогического университета. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» на тему «Культура как система ценностей»,2019

    8Балашов Л.Е. Философия: Учебник-3-е изд. с исправлениями и дополнениями-М., 2009.-с.47

    9 https://okulture24.ru/filosofia-kak-forma-duhovnoy-kultury/

    10 А. А. Мамедова «История и философия науки в вопросах и ответах». Учебное пособие, 2019 

    11 Шуталева, А. В. Философия : учеб. Пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.-с.7
    12 Журнал Вестник Российского университета дружбы народов. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» на тему Мировоззрение как объект философской рефлексии (И. Кант, М. Хайдеггер, М. Шелер), 2003.

    13 Швейцер А. Культура и этика. Перевод с немецкого Н. А. ЗАХАРЧЕНКО и Г. В. КОЛШАНСКОГО, ИЗД.

    ПРЕДИСЛОВИЕ, 1973.


    14 Хмелевская С.А.Философия.Карманная энциклопедия студента, 2002.


    15 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – 3-е изд., М., 1996. – с. 51

    16 Ильенков Э.В. Философия и культура [Текст]. - М., 2001.-с.65

    17 Кессиди Ф.Х.Сократ.-М.:Изд. «Мысль»,1976.

    18 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — с.54

    19 Фролов И.Т. и др. Введение в философию: Учеб.пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003 – с.17

    20 Под ред. Надольного И.Ф. Философия [Текст] – М., 2003.

    21 Бэкон Ф. Новый Органон// Соч. В 2 т. — М.: Мысль, 1972. Т.2.

    22 Стёпин В.С. Новая философская энциклопедия. Том 4.-М.:Изд.Мысль, 2010- с.474

    23 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ.- М.: Наука, 1980.- 568 с.

    24 Дмитриева А.В. Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки».-Изд. Наука и образование,2021

    25 Сорокин П. Человек, цивилизация общество [Текст]. – М., 2002.-с.111

    26 Макиенко М.А., Фадеева В.Н. Философия. Учебно-методическое пособие для подготовки к экзамену - Изд.Том. политехн. ун-т. - Томск, 2011. -с.8

    27 Соловьева Г.Г. О роли сомнении в познании [Текст].-Глава 2, 1976

    28 Ляткер Я.А. Декарт Серия: Мыслители прошлого.- М.: Изд.Мысль,1975- с.8

    29 Rene Descartes ; translated by Donald A. Cress Discourse on method ; and, Meditations on first philosophy.—4th ed.- HACKETT PUBLISHING COMPANY, Indianapolis /Cambridge, 1998



    30 Радугин А.А. Философия: Курс лекций [Текст]. - М., 2001-с.76

    31 Под редакцией доц.Фоминой Н.Н, Джалиашвили З.О. Культурология. Учебное пособие.-СПб.:Изд. СПбГУ ИТ-МО,2008

    32 https://davaiknam.ru/text/konsuletativnij

    33 Дианова В.М. Концепция циклического развития культуры Джамбаттисты Вико и ее последователи // Альманах «Studia culturae», Studia culturae. Выпуск 2. , №2 Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C.43-56.

    34Огурцов А.П.Философия науки эпохи Просвещения, Глава 5 .- М.:Издю Росскийская Академия наук.Институт философии, 1993


    35Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии [Текст]. – СПб.: ООО Издательство "Альфа", 2000.-с.43

    36 Розаков В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]. – М., 2002.-с.98

    37 Мир философии. Книга для чтения [Текст]. - М., 1983


    написать администратору сайта