Главная страница
Навигация по странице:

  • Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию девиантного поведения

  • Влияние средств массовой информации на формирование социальных ценностей, мировоззрения личности

  • Положительное

  • Негативное влияние.

  • Информационные потребности личности как фактор ее социальной активности и самореализации

  • Народная педагогика, народное воспитание, их сущность, содержание, естественность проявления

  • "Свободное время" и досуг человека, их роль в социальном развитии, воспитании (самовоспитании)

  • Факторы профессиональной деятельности социального педагога и их влияние на деформацию его личности

  • часть 3. Место и роль семьи в социальном воспитании ребенка


    Скачать 26.45 Kb.
    НазваниеМесто и роль семьи в социальном воспитании ребенка
    Дата19.01.2023
    Размер26.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачасть 3.docx
    ТипДокументы
    #894594

    Место и роль семьи в социальном воспитании ребенка

    Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

    Важную роль в социализации личности играет семья. Содержание семейного воспитания охватывает все направления педагогической работы. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, нравственное воспитание. Родители и близкие дают детям знания о природе, обществе, производстве, воспитывают отношение к миру, людям, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание (воспитание таких качеств, как доброжелательность, честность, трудолюбие).

    Именно в семье ребенок получает первый опыт отношений с другими людьми, именно через отношение близких людей ребенок формирует представление о себе. Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, а как ощущения, места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семейное воспитание является самым результативным, так как осуществляется непрерывно и охватывает все стороны формирующейся личности.

    В ходе семейного воспитания ребенок учится жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения. Все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье.

    Педагогическая культура родителей - составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье.

    Педагогическая культура родителей включает в себя: знание в области психологии, физиологии детей; знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности; навыки и умения достижения воспитательных целей; любовь к детям. Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание, прежде всего, на взаимоотношения между собой, физический контакт, который является эффективным способом укрепления психического и физического здоровья ребенка, способом передачи ему родительской любви, способом установления взаимопонимания. Ребенок должен чувствовать себя важной и значимой личностью, что возможно когда его не только замечают, но и уделяют ему внимание, вникают в его проблемы, понимают его страхи и опасения, разделяют с ним радость, играют с ним в различные игры.

    Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию девиантного поведения

    Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего просоциальному развитию ребенка.

    Авторитарная гиперпротекция – родители уделяют подростку много времени и внимания, но мало эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении. Наказание как основной метод воспитания.

    Доминирующая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания, стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Предъявляются требования, не соответствующие его возможностям. Мелочная опека, жесткий контроль за поведением.

    Требовательная гиперпротекция – родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок имеет возможность выбирать способы поведения.

    Ограничивающая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок НЕ имеет возможности выбирать способы поведения.

    Снисходительная гиперпротекция – чрезмерное навязывание родительской воли: в выборе одежды, друзей. Неустанный надзор, высокие требования и многочисленные запреты.

    Потворствующая гиперпротекция – ребёнок - «кумир семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, удовлетворяют потребности ребёнка.

    Потворствующая гипопротекция – отсутствие внимания к детям. «задабривание» удовлетворением потребностей.

    Скрытая гипопротекция – родители сильно заняты своими делами. Высокие требования – выше возможностей ребёнка. Выполнение обязанностей ребёнком формально из-за недостатка контроля.

    Гипопротекция с жестким обращением – слабое внимание родителей по отношению к воспитанию ребёнка. Потребности ребёнка не удовлетворяются. Строгое реагирование на нарушения поведения.

    Скрытая гипопротекция с жестоким обращением – отличается полной самоустранённостью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением родителей к нуждам ребёнка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Непомерные требования и строгие наказания за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение.

    Жесткая гипопротекция – ребёнок предоставлен сам себе. Чрезмерная реакция на нарушения поведения. У родителей отсутствует интерес к воспитанию ребёнка и стремление к привлечению его к делам семьи.

    Жестокая гипопротекция – полная отстранённость родителей от процесса воспитания ребёнка. В семье атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей.

    Эмоциональное отвержение – безразличие и холодность со стороны родителей. Ребёнок ощущает, что им тяготятся. Возможны два варианта воспитания: первый – ребёнку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запретов и ограничений. Второй – преобладание вседозволенности, полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий.

    Повышенная моральная ответственность – Сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей. Ожидания от ребёнка значительно выше его возможностей.

    Требовательное обращение – недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Непомерно высокие требования.

    Жесткое обращение – ограничение свободы и самостоятельности ребёнка («всё нельзя»).

    Жестокое обращение – вся методика воспитания построена на системе наказаний, часто телесных.
    Влияние средств массовой информации на формирование социальных ценностей, мировоззрения личности

    Какое характер влияние оказывают СМИ ?

    Положительное

    Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только " раздвигаются стены квартир до границ планеты"

    В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

    Негативное влияние.

    1. Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

    2. Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).

    3. Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).

    В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, - это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности молодого человека к взаимодействию со средствами массовой информации; включенности средств массовой информации в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи.

    . Информационные потребности личности как фактор ее социальной активности и самореализации

    Потребность в информации на биологическом уровне в целом требует постоянного притока информации извне. В человеческом обществе все биологические потребности, в том числе и потребность в информации, социализированы, т.е. способ их удовлетворения обусловлен общественными установками, моральными нормами, традициями. Общество определяет приемлемые в данный исторический отрезов времени  формы. Поэтому эта потребность проявляется как потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, непереносимость изоляции, потребность ориентации в пространстве и времени.  Социальные потребности отличают человека как субъекта своего исторического процесса, приспосабливающегося к среде. Социальная потребность человека в информации не является врожденной, а формируется, видоизменяется и развивается на протяжении жизненного пути. Важности её в жизни современного человека огромна.

    Народная педагогика, народное воспитание, их сущность, содержание, естественность проявления

    Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

    Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики - с естественностью народного воспитания.

    С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию прав человека»: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».

    Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

    Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.

    Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической и т.п. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

    Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

    Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому результату. Люди видят невыполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.

    Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

    Общение как бы суммирует действие всех предыдущих факторов - природы, игры, слова и дела и эту сумму передает последующей группе факторов - традиции, быту, искусству, религии, примеру-идеалу.

    В народе общение невероятно богато и многообразно. У чувашей есть песня одиночества «Ой, средь поля» в женском, пожалуй, более поэтичном, и мужском вариантах. Одинокий раскидистый дуб стоит - думал: отец, но тот, не отозвался, сыночком не назвал... Нет ни отца, ни матери, ни возлюбленной. Вот, полные блюда желтых орехов... Но с кем посидеть и погрызть их, в сердце грусть-тоска; с кем посидеть, поговорить и развеять тоску.

    Общение - высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В воспоминаниях повзрослевших детей - не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

    "Свободное время" и досуг человека, их роль в социальном развитии, воспитании (самовоспитании)

    В социологии досуг рассматривается как синоним понятия "свободное время"

    Хотя понятие "досуг" употребляется чаще всего как синоним свободного времени, точнее было бы под досугом понимать возможность распоряжаться некоторой частью свободного времени согласно индивидуальному выбору. От чего должно быть свободно это время и ради каких целей оно должно использоваться? Эти вопросы решаются каждый раз в соответствии с жизненными целями и ценностными ориентациями личности. Но последние, как известно, не выбираются человеком абсолютно произвольно. Индивидуальные ценности множеством нитей связаны с нравственными, эстетическими, политическими, идеологическими, а для кого-то и религиозными принципами и идеалами, характерными для данной эпохи и той "страты", в которой формируется личность. От представлений о самом человеке, о том, что для него естественно и полезно, а что противоестественно и вредно, зависит в значительной мере и то, чем школьник заполнит свой досуг.

    У каждого человека постепенно складывается система привычек, организующих поведение и образ жизни. Сущность досуга можно определить как "феномен социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности, выбираемой личностью в соответствии со своими интересами". Эта деятельность, направленная на удовлетворение духовных и физических потребностей.

    Досуг является поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности.

    Факторы профессиональной деятельности социального педагога и их влияние на деформацию его личности

    На личность социального педагога воздействуют специфические факторы его профессиональной деятельности, определяя возможности профессионального совершенствования или профессиональной деформации. К наиболее важным из них, существенно влияющим на личность социального педагога и его поведение, относятся:

    • – социальный статус профессии, профессиональной деятельности и субъекта этой деятельности;

    • – содержание профессиональной деятельности (что и как находит проявление в ней);

    • – организация и средства профессиональной деятельности;

    • – человеческий фактор, обусловленный взаимодействием социального педагога и объекта социально-педагогической деятельности (взаимодействие культур, эмоционально-волевых своеобразий): субъектный фактор (его культура и эмоционально-волевое проявление) и фактор объекта профессиональной деятельности (его культура и эмоционально-волевое проявление);

    • – среда профессиональной деятельности;

    • – результат профессиональной деятельности.

    Охарактеризуем их подробнее.

    Социальный статус профессии и профессиональной деятельности социального педагога определяется тем, что всякая профессия имеет определенный статус в обществе.

    Этот статус бывает общегосударственным и средовым.

    Общегосударственный статус характеризует то, какое место отведено профессии в стране. Он отражается в нормативных документах государства. Фактором государственного статуса профессии выступает уровень оплаты труда специалиста (материальный статус), как отражение его социальной значимости. С его учетом в обществе складывается мнение об общественной значимости (признание) профессии. Общественный статус может совпадать и не совпадать с государственным. В то же время в каждом регионе под воздействием местных факторов формируется средовый статус профессии и профессиональной деятельности.

    Под воздействием общественного и средового статуса формируется субъектный статус – социальный статус субъекта профессиональной деятельности.

    Социально-педагогическая роль статуса заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявление ответственности, важности и значимости, либо формировать, укреплять безразличие к ней и даже пренебрежение.

    Социальный статус социального педагога включает следующие элементы:

    • – сложившийся (средовый или социальный) статус специалиста социальной педагогики;

    • – субъективный статус социального педагога.

    Сложившийся (средовый или социальный) статус социального педагога формирует у личности, выбравшей эту специальность, определенное отношение к ней, устремленность к овладению профессией и последующей профессиональной деятельности. Кроме того, он во многом определяет отношение членов общества к личности специалиста как человеку, олицетворяющему соответствующую специальность.

    В процессе взаимодействия социального педагога с объектом социально-педагогической деятельности происходит взаимообогащение культур. Данный процесс позволяет специалисту лучше понимать объект деятельности. Не только субъект (социальный педагог) передает (обогащает, если есть чем обогащать) свою культуру на объект профессиональной деятельности, по и сам обогащается культурой последнего. Возможны случаи, когда социальный педагог со временем настолько вживается в культуру объекта, что нередко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей повседневной жизни. Противостоять негативной культуре объекта субъекту помогает только высокая личная культура, интеллигентность, постоянный самоконтроль и личная ответственность.

    Результат профессиональной деятельности является исключительно важным, существенно влияя на личность социального педагога. Положительный результат формирует у него удовлетворение, уверенность в себе, желание повторять подобную деятельность. Отрицательный – создает неудовлетворение, неуверенность, разочарование в профессиональной деятельности. Под воздействием последнего происходит негативное изменение личности.

    Особенно сильно на личность специалиста влияние результат, которого он сильно ждал. Высокая заинтересованность специалиста в результате деятельности и глубокое переживание о нем способствуют, с одной стороны, большей отдаче, ответственности в работе, с другой – полученный негативный результат дает и большие негативные последствия для его личности.


    написать администратору сайта