Творческое мышление. КУРСОВАЯ РАБОТА МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников
Скачать 0.88 Mb.
|
Содержание
Введение В настоящее время актуальна социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению «я». Актуальность работы в том, что формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Каждый учитель ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий для развития творческого потенциала учащихся. Изучением творческого мышления занимались такие зарубежные учёные как Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс, Э. Эриксон. Среди отечественных авторов можно выделить Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Спиркина, С.Л. Рубинштейна. Значительный вклад в раскрытие проблемы развития воображения и творческого мышления внесли такие психологи, как Б.Г. Ананьев, Ю.Д. Бабаева, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др. Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Ученые и методисты XX века (К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская, С.И. Абакумов, Е.Е. Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. По мнению педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие воображения и творческого мышления – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможность развития воображения и творческого мышления младших школьников в игровых занятиях. Объект исследования: развитие воображения и творческого мышления младших школьников. Предмет исследования: игровая деятельность в развитии воображения и творческого мышления младших школьников. Задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития воображения и творческого мышления в игровых занятиях. Подобрать диагностический инструментарий для проведения исследования по теме. Провести формирующую работу по развитию воображения и творческого мышления младших школьников в игровых занятиях. Определить динамику в уровне развития воображения и творческого мышления младших школьников, обработать результаты исследования, сделать выводы. Гипотеза исследования: на развитие воображения и творческого мышления младших школьников влияет целенаправленная организация игровой деятельности. Методы исследования: - теоретические: анализ научной литературы по проблеме развития воображения творческого мышления младших школьников; - практические: эксперимент, методика "Узнай, кто это" А.Рогова, методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, методика изучения творческого мышления П. Торренса. База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 г.Рязань». В эксперименте приняло участие 20 учащихся 3 «А» класса (экспериментальная группа), 20 учащихся 3 «Б» класса (контрольная группа). Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научно-практического материала по проблеме развития воображения и творческого мышления младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что выделены и подробно охарактеризованы уровни развития воображения и творческого мышления младших школьников на материале эксперимента; разработаны рекомендации по развитию воображения и творческого мышления учащихся. Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы, приложения. Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников 1.1 Понятие творческом мышлении в научной литературе Воображение и творчество обычно определяют как деятельность, порождающую нечто новое. Эта созидающая, продуктивная деятельность есть определение творчества вообще. Мышление, создающее реальность, знание, идеальный образ, как нечто принципиально отличное от предмета (хотя этот образ и является отражением предмета), может быть названо творческим мышлением [1]. В отечественной психологии широко разрабатываются проблемы воображения и творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления [3]. И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность[17]. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее)[10] . Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом[9]. В современном словаре по психологии под творчеством понимается деятельность, активность субъекта, итогом, результатом которой является репродукция, воссоздание материально-духовных ценностей, продуктов, произведений литературы, живописи, музыки и других видов искусства, культуры, архитектуры, науки [5]. Э. Фромм понимает под творческим мышлением способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта [22]. Другими авторами творческое мышление понимается «как процесс чувствования трудностей, проблем, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов» [9]. Творческое мышление подразумевает парадоксальные решения, поиск противоположного, метафоричность [8]. Р.О. Гут понимает творческое мышление (процесс творчества) как продуктивную мыслительную деятельность, приносящую нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат [9]. Г.С. Альтшуллер, А.З.Зак под творческим мышлением понимают продуктивную мыслительную деятельность, позволяющую достичь нового результата путем разрешения некоторого противоречия [13]. Е.Л. Яковлева понимает под творческостью реализацию человеком собственной индивидуальности, понимаемой как уникальность каждого отдельного человека; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта [36]. В англоязычной литературе главным качеством творческой личности часто называют чувство само идентичности. Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую (как и у всех других людей) личность, "не стыдиться" ее. Ведь любой творческий акт - это форма духовного "самообнажения", что особенно трудно делать "на публике". Способность "творить" на виду у других людей относится к числу профессионально важных качеств творческой личности [19]. Творческая личность - это человек, обладающий всеми качествами личности, а также желанием творить, обладающий системой умений и навыков, необходимых для творчества [4]. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. [3]. Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления: 1. влияние условий воспитания и повседневной жизни; 2. проведение развивающего эксперимента. Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном развитие творческого мышления, о системном формирующем воздействии. Таким образом, главная особенность воображения и творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида. 1.2. Особенности развития творческого мышления детей младшего школьного возраста Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное [5]. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского воображения: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека[4]. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен[13]. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план[24]. Педагогические средства развития творческого мышления разнообразны, но все они направлены на достижение одного результата - развить таланты учащихся. Вот некоторые из них: Использование проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. С помощью трудовой деятельности, будь то вышивание, конструирование, лепка и т.п. Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься любым видом трудовой деятельности. Важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я - сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышления; создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения; социальное подкрепление творческого поведения [20]. В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них. Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка. |