Творческое мышление. КУРСОВАЯ РАБОТА МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников
Скачать 0.88 Mb.
|
Мы играем – мы мечтаем!Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». Театр.В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства.Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр театральных постановок.Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр.Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций. Ожидаемые результаты программы (таблица 5 и 6) Таблица 5 Тематические разделы и ожидаемый воспитательный результат программы
Таблица 6 Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)
Развитие творческого мышления детей проявляется в трех направлениях: 1. как творчество продуктивное (творческая интерпретация заданного сюжета); 2. исполнительское (речевое, двигательное); 3. оформительское (декорации, костюмы, атрибуты и др). Средством творческого развития является разнообразная деятельность детей: познавательная, коммуникативная, художественная, игровая, музыкальная, экспериментально- практическая. Итогом курса стало участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Дети научились перевоплощаться и фантазировать в условиях выдуманной сценической ситуации, что способствовало развитию и реализации творческого мышления каждого участника театрального кружка. Изучение данного курса позволило детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Особенно в процессе импровизации были ярко видны стадии: озарения, мгновенного осмысления, публичного воплощения, осмысления. Участники выходили за рамки создаваемых ситуаций, диктуя законы импровизации – совместно придумывая, что будет дальше. Детей привлекали к участию в конкурсах, викторинах, инсценировках и других формах интеллектуальных и творческих соревнований. Для родителей проводились специальные беседы и лекции, на которых рассказывалось о том, почему так важно развивать творчество с детства, какие условия необходимо создавать в семье для ее успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творчества в семье, а также родителям рекомендовалась специальная литература по этой проблеме [24]. Развитие творческой личности происходит иначе развития обычных людей, но для полного раскрытия творческого потенциала нужны благоприятные и гармоничные условия развития. Для полноценного развития творческой личности ребенка необходимо: 1. Обеспечивать благоприятную атмосферу. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления. 2. Обогащать окружающую ребенка среду самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности. 3. Поощрять высказывания оригинальных идей. 4. Обеспечивать возможности для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. 5. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем. 6. Использовать игровые ситуации, стимулируя интерес детей собственным энтузиазмом. Способствовать развитию сознания и самосознания детей. Поощрять инициативу и самостоятельность в учебе и развитии. 7. Создавать условия для переосмысления имеющихся знаний и генерирования новых. Развивать исполнительское мастерство[18]. 2.2 Определение влияния внеурочной деятельности на уровень развития творческого мышления младших школьников На контрольном этапе исследования мы вновь провели диагностические методики, что на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. Результаты методики «Угадай, кто это?». В результате диагностики мы выявили положительные изменения в экспериментальной группе: 4 детей (20%) имеют высокий уровень зрительного восприятия, то есть могут свободно мысленно представить скрытый частично объект, у 3 (15%) детей уровень зрительного восприятия выше среднего, у 8 детей (40%) зафиксирован средний уровень, у 4 ребят (20%) определён ниже среднего уровень зрительного восприятия и 1 ребенок (5%) показал низкий уровень зрительного восприятия, т.е. не смог представить скрытый объект. В контрольной группе изменения по сравнению с констатирующим экспериментом незначительны: 4 детей (20%) имеют высокий уровень зрительного восприятия, у 3 детей (15%) уровень зрительного восприятия выше среднего, у 8 детей (40%) зафиксирован средний уровень, у 2 ребят (10%) определён ниже среднего уровень зрительного восприятия и 3 школьников (15%) показали низкий уровень зрительного восприятия (таблица 7, 8). Таблица 7 Результаты исследования детей экспериментальной и контрольной групп по методике А. Рогова «Угадай, кто это?» на контрольном этапе эксперимента
Таблица 8 Общие результаты исследования детей по методике А. Рогова «Угадай, кто это?» на контрольном этапе эксперимента
Представим полученные результаты в виде диаграммы на рисунке 3. Рисунок 3 – Результаты зрительного восприятия детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента Таким образом, по данным, приведённым в таблице и диаграмме, видно, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности зрительного восприятия с 2 до 4 человек (с 10% до 20%), с уровнем выше среднего – с 1 до 3 человек (с 5% до 15%), со средним уровнем увеличилось с 7 до 8 ребят (с 35% до 40%), уменьшилось количество детей с уровень ниже среднего с 6 до 4 школьников (с 30% до 20%), с низким уровнем наблюдается с 4 детей до 1 ребенка (с 20% до 5%), что подтверждает эффективность проведенной развивающей работы по развитию творческого мышления. Проанализируем результаты, полученные по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко (таблица 9, 10). Таблица 9 Результаты исследования воображения детей контрольной и экспериментальной групп по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко на контрольном этапе эксперимента
Таблица 10 Общие результаты исследования воображения детей по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко на контрольном этапе эксперимента
В результате диагностики мы выявили, что в экспериментальной группе произошли качественные положительные изменения: 5 детей (25%) имеют высокий уровень творческого мышления, у 9 детей (45%) уровень творческого мышления – средний, у 5 ребят (25%) определён низкий уровень, у одного ребенка (5%) выявлен очень низкий уровень творческого мышления. В контрольной группе изменения незначительны: 2 детей (10%) имеют высокий уровень творческого мышления, у 9 детей (45%) уровень творческого мышления – средний, у 6 ребят (30%) определён низкий уровень творческого мышления, у 3 школьников (15%) выявлен очень низкий уровень творческого мышления. Представим полученные результаты в виде диаграммы на рисунке 4. Рисунок 4 – Результаты творческого мышления детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента Таким образом, по данным, приведённым в таблице и диаграмме, видно, что в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования 5 детей (25%) имеют высокий уровень творческого мышления, у 9 детей (45%) уровень творческого мышления – средний, у 5 ребят (25%) определён низкий уровень, у одного ребенка (5%) выявлен очень низкий уровень творческого мышления, что подтверждает эффективность проведенной развивающей работы по развитию творческого мышления; в контрольной группе изменения незначительны у 2 детей (10%) детей показали высокий уровень творческого мышления, средний уровень выявлен у 9 детей (45%) школьников, низкий уровень – 6 детей (30%) детей, очень низкий уровень творческого мышления установлен у 3 ребят (15%). Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что развитие творческого мышления совершается только в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии. Математическая обработка результатов исследования Для того, чтобы определить достоверно ли изменился уровень стрессоустойчивости испытуемых до и после эксперимента нами использован метод Стьюдента для зависимой выборки. К зависимой выборке относятся результаты одной и той же группы испытуемых до и после воздействия независимой переменной. Для определения достоверности разницы средних арифметических в случае зависимых выборок применяется следующая формула: ; где: d – разность между результатами в каждой паре; - сумма этих частных разностей; 2 – сумма квадратов частных разностей; n – число пар. Все вычисления произведены в программе Microsoft Excel.2010. Значение t-критерия Стьюдента для методики "Узнай, кто это" А.Рогова – 2,1 (значимо) методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко – 2,4. (значимо) Значения (2,1; 2,4) больше, чем то, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 20 степеней свободы (t = 2,09), следовательно, гипотеза о различии между результатами в группе эксперимента по методикам подтвердилась. Следовательно, положительное значение коэффициента означает, что уровень творческого мышления математически достоверно повысился, что подтверждает эффективность проведенной формирующей работы. Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления младших школьников. |