Творческое мышление. КУРСОВАЯ РАБОТА МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников
Скачать 0.88 Mb.
|
Заключение Творчество обычно определяют как деятельность, порождающую нечто новое. Эта созидающая, продуктивная деятельность есть определение творчества. Большинством авторов принято считать, что творческое мышление проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Понятие "творческое мышление" охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм[13]. К числу основных характеристик личности, обладающей творческим мышлением относят: интуицию, фантазию, воображение, выдумку, оригинальность, чувство юмора, упорство, уверенность в себе, высокую самоорганизацию и работоспособность. Личность, обладающая этими качествами, находит удовлетворение не столько в достижении цели, сколько в самом процессе творчества. К основным критериям творческого (продуктивного) мышления, отличающего его от репродуктивного (воспроизводящего) относят: критерий новизны продукта; критерий новизны процесса получения продукта; присутствие интуиции, иррационального начала в творческом мыслительном акте; умение не столько решать готовые задачи, сколько умение видеть и формулировать задачи и проблемы; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения; требование со стороны творческого мыслительного акта сильной мотивации. Основные психологические условия формирования творческого мышления детей - принятие и поддерживание взрослым (учителем, родителями) всех эмоциональных реакций и состояний детей; соблюдение принципов гуманистической психологии; соблюдение принципов развивающего обучения. Театрализация во внеурочной деятельности играет огромную роль в развитии творчества детей: развивает память, образное мышление, речь, воображение, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения. Она включает в себя инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически – игровые упражнения, театральное видение пьесы и является творческой формой изучения учебного материала. При правильной организации и проведении занятий по театрализации комплексно развиваются и сенсорные способности детей, расширяется сфера самостоятельной и коллективной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и естественные условия для процесса учения-общения. Для изучения творческого мышления детей младшего школьного возраста на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Рязань» РМЭ в 3 классах был проведен эксперимент. В эксперименте приняло участие 20 учащихся 3 «А» в качестве экспериментальной группы, 20 учащихся 3 «Б» классов в качестве контрольной группы. Проведена диагностика по методикам: методика "Узнай, кто это" А. Рогова, методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. По результатам констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень развития творческого мышления, что говорит о необходимости его развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента. Нами была разработана рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Театральный серпантин» для обучающихся 3 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы. Курс рассчитан на год обучения по 1 часу в неделю, 34 часа в год в 3 классе. Итогом курса стало участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Изучение данного курса позволило детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, развить творческое мышление, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Полученные результаты исследования на контрольном этапе свидетельствуют о том, что на развитие творческого мышления влияет внеурочная деятельность. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. Список использованной литературы Андреев В.И. Пeдaгoгикa. [Текст] /В.И. Андреев - Кaзaнь: 2020. - 608 с. Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики. [Текст] /А.С.Белкин. - М.: Акaдeмия, 2019. - 192 с. Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2018. - 304 с. Барышева Т.А. Креативный ребенок // Диагностика и развитие творческих способностей. // Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 416 с. Березина В.Г. Дeтствo твoрчeскoй личнoсти // Встрeчa с чудoм. Нaстaвники. Дoстoйнaя цeль // В.Г. Бeрeзинa, И.Л. Викeнтьeв, С.Ю. Мoдeстoв. - СПб.: Питер, 2017. - 60 с. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. [Текст] /В.М.Букатов - М.: Первое сентября, 2017. – 217с. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2019. - С. 391-410. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения // Изд-во Шадрин. гос. пед. ин-та, 2016. — 89 с. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения // Из опыта работы со школьниками начальных классов // Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми – Казань, 2017. – С. 2–18. Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15. Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учащихся в процессе обучения истории. [Текст] - М.: Прoсвeщeниe, 2012. - 191 с. Львов М. Р. Школа творческого мышления [Текст] / М. Р. Львов. - М. 2018. - 216 с. Мaтюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] - М.: Педагогика , 2018. - 168 с. Меерович М. И. Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - Мн.: Харвест, 2019. - 224 с. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. [Текст] – М.: Просвещение, 2017. -327с. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д.Смирнов. - М.: Академия - 2021. - 304с Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать [Текст] // Ю. Г. Тамберг. - СПб.: Михаил Сизов, 2011. - 320 с. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. [Текст] - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2019. С.64 Юрчук В.В. Современный словарь по психологии [Текст] // Мн.: Современное слово, 2018. – 768 с. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 2017. – 248с. Анпилогова Л.Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности /Л.Н. Анпилогова // Начальная школа. – 2017. - № 1. – С.21-24. Гафитулин М.С. Урoвни нoвизны // Мeтодикa oцeнки творческой дeятeльнocти и пoлучeния нoвизны - 1994. - № 7. - С. 103-108. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. [Текст] /М.А.Давыдова // Начальная школа. - 2009. - №12. – С. 60-61. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. [Текст] /Е.П.Политахина //Начальная школа. - № 11. - 2001. - С.75. Методика театрального искусства «Школьный театр» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm (Дата обращения 07.08.2022) Иванова С.С. Формирование текстовой компетенции в процессе театрализованной деятельности /С.С.Иванова // Начальная школа. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://n-shkola.ru/articles/view/69 (Дата обращения 07.08.2022) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (Дата обращения 07.08.2022) Приложение 1 Методика "Узнай, кто это" А.Рогова Цель: выявление зрительного восприятия ребенка, уровень развития творческого мышления. Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение. Оценка результатов Картинки к методике «Узнай, кто это» 10 баллов – ребенок по фрагменту изображения <а> за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака. 7-9 баллов – ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек. 4-6 баллов – ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек. 2-3 балла – ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек. 0-1 балл – ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в». Выводы об уровне развития 7-10 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе. Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной. Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе. Приложение 2 Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок. Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла. |