Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Внеурочная деятельность в развитии творческого мышления младших школьников

  • Творческое мышление. КУРСОВАЯ РАБОТА МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеТеоретические основы развития творческого мышления младших школьников
    АнкорТворческое мышление
    Дата30.08.2022
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКУРСОВАЯ РАБОТА МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ.doc
    ТипРеферат
    #656095
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников

    2.1. Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников 

    Для изучения творческого мышления детей младшего школьного возраста на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Рязань» РМЭ в 3 классах был проведен эксперимент. В эксперименте приняло участие 20 учащихся 3 «А» в качестве экспериментальной группы, 20 учащихся 3 «Б» класса в качестве контрольной группы.

    Эксперимент состоял из трех этапов:

    1 этап – констатирующий.

    На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня творческого мышления детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

    2 этап – формирующий.

    На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в экспериментальной группе. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

    3 этап – контрольный.

    На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня творческого мышления детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен сравнительный анализ полученных результатов.

    Для выявления уровня творческого мышления мы использовали следующие методики: методика "Узнай, кто это" А. Рогова, методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.

    Проанализируем результаты, полученные на констатирующем этапе исследования.

    Методика «Узнай, кто это?» А.Рогова (приложение 1).

    Цель: выявление зрительного восприятия ребенка, уровень развития творческого мышления.

    Показатели критериев, по которым определили уровень развития творческого мышления обучающихся: беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названия.

    Высокому уровню соответствует большое количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей; быстрая переключаемость от одной идеи к другой; способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на вопросы нестандартно; чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

    Среднему уровню соответствует небольшое количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, сравнительно малое число новых идей; средняя переключаемость от одной идеи к другой; производимые идеи близки к общепринятым стереотипам, невысокая способность отвечать на вопросы нестандартно; чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, средняя готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

    Низкому уровню соответствует отсутствие своих идей, возникающих за некоторую единицу времени, застревание на одной идее, неспособность производить идеи, или озвучивать общепринятые стереотипы, на вопросы отвечает стандартно; нечувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности.

    Данная диагностика была проведена в экспериментальной и контрольной группах. Проанализируем результаты, полученные на констатирующем этапе исследования (таблица 1, 2).
    Таблица 1

    Результаты исследования детей экспериментальной и контрольной групп по методике А.Рогова «Угадай, кто это?» на констатирующем этапе эксперимента


    Таблица 2

    Общие результаты исследования детей экспериментальной и контрольной групп по методике А.Рогова «Угадай, кто это?» на констатирующем этапе эксперимента

    Уровень

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Кол-во человек

    Процент

    Кол-во человек

    Процент

    Высокий

    2чел.

    10%

    3чел.

    15%

    Выше среднего

    1чел.

    5%

    4чел.

    20%

    Средний

    7чел.

    35%

    8чел.

    40%

    Ниже среднего

    6чел.

    30%

    3чел.

    15%

    Низкий

    4чел.

    20%

    2чел.

    10%

    В результате диагностики мы выявили в экспериментальной группе, что только 2 детей (10%) имеют высокий уровень зрительного восприятия, то есть могут свободно мысленно представить скрытый частично объект, у одного ребёнка (5%) уровень зрительного восприятия выше среднего, у 7 детей (35%) зафиксирован средний уровень, у 6 ребят (30%) определён ниже среднего уровень зрительного восприятия и 4 школьника (20%) показали низкий уровень зрительного восприятия, т.е. не смогли представить скрытый объект.

    В контрольной группе были получены следующие результаты: 3 детей (15%) имеют высокий уровень зрительного восприятия, то есть могут свободно мысленно представить скрытый частично объект, у 4 детей (20%) уровень зрительного восприятия выше среднего, у 8 детей (40%) зафиксирован средний уровень, у 3 ребят (15%) определён ниже среднего уровень зрительного восприятия и два школьника (10%) показали низкий уровень зрительного восприятия, т.е. не смогли представить скрытый объект.

    Представим полученные результаты в виде диаграммы на рисунке 1.


    Рисунок 1 – Результаты зрительного восприятия детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента
    Таким образом, по данным, приведённым в таблице и диаграмме, видно, что в экспериментальной группе у 10% детей высокий уровень сформированности зрительного восприятия, уровень выше среднего – у 5% детей, средний уровень выявлен у 35% ребят, уровень ниже среднего определён у 30% школьников, низкий уровень наблюдается у 20% детей; в контрольной группе 15% детей показали высокий уровень зрительного восприятия, уровень выше среднего определён у 20% ребят, средний уровень выявлен у 40% дошкольников, уровень ниже среднего – у 15% детей, низкий уровень установлен у 10%.

    Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко (приложение 2).

    Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы (таблица 3).
    Таблица 3

    Результаты исследования обучающихся контрольной и экспериментальной групп по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко на констатирующем этапе эксперимента

    Ко

    д испытуемого

    Балл

    Уровень развития

    Код испытуемого

    Балл

    Уровень развития

    001эг

    0,5

    Низкий

    001кг

    1,5

    Средний

    002эг

    1,5

    Средний

    002кг

    2,5

    Высокий

    003эг

    1,5

    Средний

    003кг

    1,0

    Низкий

    004эг

    2,5

    Высокий

    004кг

    0,5

    Оч.низкий

    005эг

    2,0

    Средний

    005кг

    1,0

    Низкий

    006эг

    0,5

    Оч.низкий

    006кг

    0,5

    Оч.низкий

    007эг

    1,0

    Низкий

    007кг

    1,5

    Средний

    008эг

    1,0

    Низкий

    008кг

    1,5

    Средний

    009эг

    1,5

    Средний

    009кг

    1,5

    Средний

    010эг

    2,5

    Высокий

    010кг

    2,5

    Высокий

    011эг

    1,2

    Низкий

    011кг

    2,0

    Средний

    012эг

    1,2

    Низкий

    012кг

    0,5

    Оч.низкий

    013эг

    1,5

    Средний

    013кг

    1,0

    Низкий

    014эг

    1,5

    Средний

    014кг

    2,5

    Высокий

    015эг

    2,5

    Высокий

    015кг

    1,5

    Средний

    016эг

    2,0

    Средний

    016кг

    1,0

    Низкий

    017эг

    0,5

    Оч.низкий

    017кг

    1,2

    Низкий

    018эг

    1,5

    Средний

    018кг

    1,5

    Средний

    019эг

    1,5

    Средний

    019кг

    1,5

    Средний

    020эг

    0,5

    Оч.низкий

    020кг

    1,2

    Низкий


    В результате диагностики мы выявили (таблица 4), что в экспериментальной группе только 3 детей (15%) имеют высокий уровень творческого мышления, у 9 детей (45%) уровень творческого мышления – средний, у 5 ребят (25%) определён низкий уровень, у 3 школьников (15%) выявлен очень низкий уровень творческого мышления.

    В контрольной группе были получены следующие результаты: только 3 детей (15%) имеют высокий уровень творческого мышления, у 8 детей (40%) уровень творческого мышления – средний, у 6 ребят (30%) определён низкий уровень творческого мышления, у 3 школьников (15%) выявлен очень низкий уровень творческого мышления.
    Таблица 4

    Общие результаты исследования обучающихся контрольной и экспериментальной групп по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко на констатирующем этапе эксперимента


    Наглядно представим полученные результаты в виде диаграммы на рисунке 2.



    Рисунок 2 – Результаты творческого мышления детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента
    Таким образом, по данным, приведённым в таблице и диаграмме, видно, что в экспериментальной группе у 15% детей выявлен высокий уровень творческого мышления, средний уровень выявлен у 45% ребят, низкий уровень наблюдается у 25% детей, с очень низким уровнем выявлено 15% школьников; в контрольной группе 15% детей показали высокий уровень творческого мышления, средний уровень выявлен у 40% школьников, низкий уровень – у 30% детей, очень низкий уровень творческого мышления установлен у 15%.

    Проведя констатирующий этап исследования, мы пришли к выводу о необходимости проведения формирующей работы в экспериментальной группе.

    2.2 Внеурочная деятельность в развитии творческого мышления младших школьников

    На основе результатов констатирующего эксперимента нами была проведена формирующая работа. Мы разработали рабочую программу кружка внеурочной деятельности «Театральный серпантин» для обучающихся 3 класса на основе - программы курса «Театр» для начальной школы [12].

    Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Большое значение мы придавали работе над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

    Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

    Курс рассчитан на год обучения по 1 часу в неделю, 34 часа в год в 3 классе.                      

    Цель: развитие творческого мышления младшего школьника через вовлечение в театральную внеурочную деятельность.

    Задачи:

    • опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого мышления каждого ребенка;

    • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

    Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.

    Отличительными особенностями и новизной программы является:

    деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

    принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

    принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

    Формы проведения занятий: игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг, экскурсия, выступление. 

    Разделы программы:

    1. «Мы играем – мы мечтаем!»

    2. Театр.

    3. Основы актёрского мастерства.

    4. Просмотр театральных постановок.

    5. Наш театр.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта