Главная страница

Экспериментальное исследование творческого мышления у младших школьников. курсовая педагогика 1. Заключение 23


Скачать 130.78 Kb.
НазваниеЗаключение 23
АнкорЭкспериментальное исследование творческого мышления у младших школьников
Дата05.12.2022
Размер130.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая педагогика 1.docx
ТипДокументы
#829722
страница1 из 4
  1   2   3   4



Введение 1

Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников 3

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников  14

Заключение 23

Список литературы 24

Приложение 1 26

Приложение 2 31

Приложение 3 33


Введение


Современная российская система образования претерпевает множество изменений: появление инновационных учебных заведений, изменение содержания образования, использование новых программ и пособий, применение новых педагогических технологий и др., что создает предпосылки к возможности организации процесса формирования творчества. В настоящее время во всех сферах деятельности наиболее ценимы люди, способные мыслить и действовать нестандартно, имеющие многосторонний и оригинальный взгляд на действительность.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время пристальное внимание и повышенный интерес вызывает творческое мышление человека. Так, ученых интересует его отличие от иных видов мышления, природа, возникновение и становление. Начиная еще с глубокой древности делались попытки раскрыть загадку человеческого творчества. В 4 веке до нашей эры Платон и Аристотель объясняли способность к творчеству, как дар богов. На протяжении веков данный пояснительный принцип оставался единственным применительно к креативным возможностям. Одним из первых психологов, приступивших к экспериментальным исследованиям творческого мышления, стал немецкий ученый Макс Вертгеймер, а первой в истории психологии школой или направлением, в котором творческое мышление стало предметом особенного внимания, явилась гештальтпсихология, и в первую очередь Вюрцбургская школа мышления. М. Вертгеймер придумал ряд задач, при помощи которых можно экспериментально изучить этот вид мышления. Позже количество таких задач существенно возросло, и в психологии их уже насчитывается десятки.

Целью данного исследования является осуществление экспериментального исследования творческого мышления младших школьников.

Задачи данного исследования:

  • рассмотреть понятие о творческом мышлении в научной литературе;

  • изучить особенности развития творческого мышления детей младшего школьного возраста;

  • определить уровень развития творческого мышления младших школьников;

  • подвести итоги исследования уровня развития творческого мышления младших школьников и выделить рекомендации по его развитию.

В данной работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования (анализ, сравнение, наблюдение и т.д.).

Исследование проводилось на базе…

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников


1.1.Понятие о творческом мышлении в научной литературе 

Огромный вклад в исследование творческого мышления внесли ученые: О.К. Тихомиров, Я.А. Пономарев и А.М. Матюшкин. Предметом их исследований были причины, действующие на инициацию интенсивной мыслительной работы, проявившие отличия в ходе решения при наружной инициации мышления (намеченная цель, ситуация) и ее мотивационной обусловленности. Особое внимание уделялось креативному нраву мышления, способности людей к конструированию образа окружающего.

Так, О.К. Тихомиров рассматривал создание нового продукта в процессе творческого мышления одновременно с появлением новообразований в самой познавательной деятельности, направленной на его создание. Данные новообразования касаются мотивации, целей и содержаний этой работы.1

Я.А. Пономаревым была разработана структурно-уровневая модель творческого процесса. Он показал, что в процессе мышления люди могут применять навыки на двух уровнях, либо в двух режимах — логическом и интуитивном. Аспект творческого действия представляет собой уровневый переход: потребность в новом знании формируется на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, средства удовлетворения данной потребности — на низшем структурном уровне. Успех в решении творческих задач заключается в возможности действовать согласно внутреннему плану. Получить творческий продукт можно с помощью подключения проницательности, а не с помощью логики.2

Таким образом, творческий процесс на исходном этапе постановки проблемы и на заключительном этапе отбора и проверки корректности решения является ответственной работой, но на главном этапе решения проблемы проходит на интуитивном уровне. При этом подсознательный опыт, тесно связанный с творчеством, невозможно вызвать произвольно, человек может выразить свою интуицию только при попытке сделать какое-либо действие.

Как и генетические, все эти виды мышления можно увидеть на практике у каждого. Разница между людьми состоит в преимущественном использовании одного из них, на что влияет как характер деятельности, так и интеллект, а также индивидуальные особенности человека. Например, Пономарев считал, что творческая активность связана с двумя индивидуальными свойствами — насыщенностью поисковой мотивации и чувствительностью к побочным образованиям, появляющимся в мыслительном процессе.

Я.А. Пономарев в своих работах выделяет принципиальное отличие человеческого мышления от мышления машинного: машина никак не способна работать с моделями надстроено-базисными, а способна работать только с системами знаковых моделей, т. е. субъектными второстепенными моделями реальности.3

Еще одним исследователем Д.Б. Богоявленской творческое мышление рассматривается с позиций системного подхода и отмечается как единица исследования творчества умственной динамичности. Так, ей рассматривается творческий процесс как дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо стимулирует умственные способности, либо тормозит.4

Л.С. Выготский рассматривает процесс мышления относительно воздействия внешней среды и влияния на него обучения и воспитания. По его мнению, никакие врожденные схемы мышления у человека не существуют. Их появление и развитие происходит в процессе решения задач в результате научения. Например, человек может научиться логически мыслить, решать определенный класс задач, выполнять действия в уме, определять понятия.5

Следует отметить, что процесс исследований творческого мышления способствует выявлению условий, которые содействуют либо мешают стремительному нахождению решения творческой задачи. В случае если в прошлом человек с помощью конкретного метода решил определенные задачи довольно эффективно, то в последующем он также будет следовать данному способу решения. Если появляется новая задача, человек, в первую очередь, старается его использовать. Чем больше усилий прикладывается для того, чтобы найти и использовать в практике новый метод постановления проблемы, тем вероятнее его использование в перспективе. Психологические затраты на выявление определенного нового метода решения равны склонности применять его как можно чаще на практике.6

Существует стандарт мышления, из-за которого по определенным условиям человек не может отказаться от прежнего и найти новый, наиболее оптимальный путь решения задачи. Один из методов преодоления подобного сформировавшегося стандарта заключается в том, чтобы в определенный период в целом нужно прекратить попытки решения задачи, а затем возвратиться к ней с жесткой установкой пробовать с целью поиска решения только новые пути.

Умственные возможности человека принципиально страдают от нередких провалов, и боязнь очередной неудачи автоматически появляется при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые препятствуют творческому мышлению, как правило сопряженному с риском для собственного эго. В результате человек утрачивает веру в себя, у него накапливаются негативные чувства, которые мешают ему думать. Ощущение преуспевания с целью усиления умственных потенций людей столь же необходимо, как и чувство точности какого-либо движения для его усвоения.

Наибольшее количество производительности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и надлежащем уровне психологической возбужденности. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален. Чем больше знаний имеет человек, тем многообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Но надлежащие знания обязаны являться разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению. У творческих людей зачастую поразительным способом объединяются сформированность мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и специфические «детские» особенности во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

Имеется два создающих конкуренцию между собой метода мышления: критический и творческий. Критическое мышление определяется обнаружением недочетов в суждениях других людей. Творческое мышление отличается раскрытием сознательно нового знания, с генерацией своих уникальных идей, а не с оцениванием посторонних идей. Человек с выраженной критической направленностью уделяет много внимания критике, хотя сам бы мог создавать что-то невероятное. А человек с плодотворным, творческим мышлением, преобладающим над критическим, неспособен наблюдать недостатки в собственных суждениях и оценках. Так, у ребенка с самого раннего детства должно совершенствоваться как критическое, так и творческое мышление, должен быть баланс между ними. В случае если человеком высказывается личная концепция, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если уникальная, новая мысль изречена кем-то другим, то наряду с ее оценкой необходимо непременно рекомендовать собственную. В жизни многих людей, для того чтобы их созидательная активность была максимальной, необходима рациональная комбинация творческого и критического мышления.7

1.2 Особенности развития творческого мышления детей младшего школьного возраста 

Младший школьный и подростковый возраст имеют особое значение, как для развития творческого мышления, так и для психолого-педагогического сопровождения учащихся в целом. В своей совокупности эти два возрастных периода показывают самый мощный по динамике отрезок развития в плане творческого роста.

Так, Е.К. Лютова считает, что в младшем школьном возрасте впервые возникает полноценное творческое мышление, которому свойственны ситуативность и спонтанность проявлений.8 В подростковом возрасте, по мнению Д.И. Фельдштейна, творческое мышление стремительно развивается, укрепляется, входит в систему внутрипсихических связей учебно-познавательной деятельности, закрепляется под контролем личности. Все основные элементы становления, которые творческое мышление может пройти, характерны для периода от младшего школьного возраста до подросткового возраста.9

Для младшего школьного возраста характерно вступление в учебную деятельность, в отличие от других периодов. Психологическая сторона учебной деятельности определяется процессом усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности, а также самим процессом усвоения способов использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не включает лишь только запоминание отдельных фактов, его отличает слияние общественного опыта с личным, нахождение в каждом новом факте частички субъективного и практического.

Сам факт вступления в процесс обучения стимулирует мотивационно-потребностную сферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы. С началом процесса обучения у ребенка появляется новое видение его настоящего, прошлого и будущего мира, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности - деятельности познавательного обучения. Эта деятельность становится ведущей, определяющей все остальные возрастные виды деятельности, которые формируются и дифференцируются в ней.10

Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно учится работать по-новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, ведь познание является активным процессом. Умственная активность детей стимулируется извне, что приводит к тому, что умственные способности детей быстро изменяются: происходит развитие наблюдательности, активизация воображения, внимания, памяти, формирование устойчивых волевых качеств личности. Этот набор качеств и свойств представляет собой основу творческого мышления, его отличает активность, довольно стойкая система связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), воображение, познавательная мотивация.

Содержание творческой деятельности представляется учебным материалом и повседневной жизнью ребенка, которую он увидел в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: ими без страха решаются творческие задачи, оригинально ведется домашняя жизнь, легко переносятся знания из одной области в другую, производится образное и предметное моделирование. Творческое мышление стремительно развивается в операциональном и предметно-содержательном аспектах.

Развитие творческого мышления осуществляется с помощью постепенной интериоризации средств учебной деятельности, т. е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает акцентировать все свое внимание и все усилия на письме, чтении, предметном счете. Эти операции становятся повседневными и составляют основу психики, что дает им возможность оперировать абстрактными понятиями. В конце первого класса школы детьми используется ранее выученное и переведенное в сферу навыков как средство для решения более сложных задач. Возникает внутренний план действий, являющийся мощным двигателем творческого мышления, ведь психические процессы после сокращения лучше связываются, легче функционируют. Внимание и восприятие подчиняются мышлению, память за счет расширения кругозора и развития мышления структурируется. Учеба делает психические процессы произвольными, а развитие волевой сферы еще более способствует этому.11

Таким образом, в младшем школьном возрасте творческое мышление отличается внутренней связью между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью. Этому способствует и возрастающая самостоятельность детей.

С помощью учебной деятельности дисциплинируется эмоциональная активность ребенка, что имеет важное значение для развития творческого подхода. Благодаря учебной деятельности происходит гармоническое взаимодействие чувственного и рационального познания, что делает детские представления целостными, а творческое мышление полноценным, разносторонним и расположенным к субъективным открытиям. Кроме того, с помощью учебной деятельности дети приучаются к особенностям коллективного труда, в них воспитываются основы продуктивного межличностного взаимодействия и таким образом создается основа для нешаблонного группового творчества, а также творческого подхода в межличностных отношениях.

Мышление представляет собой ведущий психический процесс в период школьного детства. В младшем школьном возрасте у детей движение от простого к сложному типу строится по принципу наложения, т. е. чувственное и действенное познание довольно долго остается актуальным наряду с отвлеченным и этим обогащает опыт, необходимый для решения творческих задач. Специфика этого возраста состоит в том, что разложение материала на элементы (анализ) дается детям легче, чем синтез, поэтому творческие аналитические задачи решаются младшими школьниками гораздо успешнее, чем синтетические. Важно отметить в этой связи, что творческое мышление младших школьников часто развивается по типу дивергентного, т.е. направленного на поиск нескольких вариантов.

Вот почему у младших школьников наблюдается склонность к аналитическому подходу, и более выраженная способность при операции сравнения находить различия, а не сходства. Операция обобщения у них также довольно успешно развивается. Она влечет быстрое развитие способности решать творческие задачи на обобщение сначала чувственного и практически действенного плана, затем на образно-понятийном уровне и на понятийно-образном уровне.12

У детей можно наблюдать способности к решению довольно сложных творческих задач отвлеченного плана, оперированию широкими понятиями, осознанию комплексных значений. Младшими школьниками через овладение операцией обобщения усваиваются сложные понятия и категории методом «кружения» и соединения привычной для них конкретики с родовыми признаками объектов. В основе творческого мышления лежит зарождающееся теоретическое мышление, которое включает в себя рефлексию, внутренний план умственных действий и анализ.

По мнению А.Б. Воронцова, в 10-11 лет особое значение имеет эмпирическое мышление, которое вносит в творческое мышление функцию трансдукции, являющуюся основой практических выводов. Гармоничное сочетание в творческом мышлении школьников элементов теоретического и эмпирического мышления закладывает основу способности к обнаружению нетрадиционных причинно-следственных связей. Творческое мышление со вступлением в эту двусторонность обретает гибкость, практичность и одновременно обобщенность оперирования понятиями. Эмпирическая сторона творческого подхода обеспечивает богатство опыта и, как следствие, конструктивность интуиции.13

Следует отметить, что творческое мышление младших школьников имеет отличительную специфическую черту - наличие в творческом процессе механизмов эмоционального и интеллектуального предвосхищения. Эмоциональное предвосхищение свойственно уже дошкольникам, с развитием ребенка оно дополняется интеллектуальным предвосхищением, что делает творческий процесс полнее.

Особая характеристика творческого мышления младших школьников определяется присущей им конкретной образностью мышления. Ее наличие вполне соответствует происходящему переходу от эмпирики к теории и от чувственного к рациональному. В творчестве конкретная образность проявляется в неспособности охватить объект в целом. Другими словами, конкретная образность больше влияет на предметно-содержательную сторону творческого мышления, т. е. на качество вариантов и решения, чем на творческий подход как таковой.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что творческое мышление в период школьного детства развивается как в качественно-содержательном, так и в процессуальном направлениях, и это развитие обусловлено, прежде всего, новой для ребенка учебной деятельностью и вызываемыми ею изменениями в психических связях.

В подростковый период происходят сильнейшие скачки в формировании всех сторон познавательной деятельности, в становлении личности, в гармонизации индивидуальности, и все это в совокупности сказывается на творческом мышлении подростка, заставляет его существенно обогащаться. Содержание учебной деятельности подростков значительно изменяется. Цель учебной деятельности подростков определяется не только усвоением навыков учения и труда, но и выработкой навыков самостоятельного обучения. Подростки, обладая довольно обширными запасами знаний и умений, становятся способными активно применять эти знания и умения в произвольной деятельности.

В целом, в личностном аспекте творческое мышление подростков развивается через формирующуюся самостоятельную и свободную активность, через возрастающие волевые возможности личности, через оптимизирующийся локус контроля, а операционально-мыслительная часть творческого мышления получает толчок через стимулированное учебой абстрактно-логическое мышление.14

Творческое мышление, основанное на абстрактно-логической форме, отличается большой продуктивностью, хорошими показателями по дивергенции и с точки зрения содержательной стороны (нахождение верного решения). Свернутость мыслительного процесса у подростков, согласованность мыслительных операций, опора на дифференцированное восприятие - все это обеспечивает гибкость генерирования новых идей.

Кроме того, творческое мышление совершенствуется за счет освоенной символической функции (само предметное обучение способствует ее развитию). Основы символического мышления, которые имелись еще в начальных классах под влиянием арифметики и грамматики, к подростковому периоду становятся более зрелыми.

Разностороннее становление творческого мышления обусловливается не только изменениями в обучении, но и личностными изменениями. Эти изменения являются основой подросткового кризиса, заключающегося в фундаментальной перестройке всех личностных сфер (мотивационно-потребностной, волевой, самосознания и ряда других). О положительном влиянии этих изменений на творческое мышление можно говорить лишь при позитивном развитии подростка.

Итак, творческое мышление развивается в соответствии с общими законами педагогического процесса и возрастного развития, оно дополняет, усложняет, интегрирует уже существующие психические связи, формирует устойчивое сочленение психических процессов и личности ребенка, выступает как своеобразная движущая сила развития и может служить индикатором этого развития.

Особенности творческого мышления младших школьников и подростков складываются под влиянием содержания и форм учебной деятельности, в которую включены школьники. Эти особенности творческого мышления заключаются как в различных уровнях развития отдельных функций в структуре творческого мышления, так и в качественном своеобразии интеграции этих функций у младших школьников и подростков.






  1   2   3   4


написать администратору сайта