Главная страница

Экспериментальное исследование творческого мышления у младших школьников. курсовая педагогика 1. Заключение 23


Скачать 130.78 Kb.
НазваниеЗаключение 23
АнкорЭкспериментальное исследование творческого мышления у младших школьников
Дата05.12.2022
Размер130.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая педагогика 1.docx
ТипДокументы
#829722
страница2 из 4
1   2   3   4

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников 




2.1. Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников 

Чтобы подробно изучить творческое мышление детей младшего школьного возраста,на базе … был проведен эксперимент. В эксперименте приняло участие 15 учащихся 2 «А» в качестве экспериментальной группы, 15 учащихся 2 «Б» класса в качестве контрольной группы.

Эксперимент для данного исследования включал только один этап - констатирующий.

Чтобы определить уровень творческого мышления, были использованы следующие методики: методика А. Рогова «Узнай, кто это», методика О. «Дорисовывание фигур» и методика изучения творческого мышления П. Торренса.15

Целью методики «Узнай, кто это?» является выявление зрительного восприятия ребенка, уровень развития творческого мышления.

Результаты оцениваются по 10-бальной шкале.

10 баллов – высокий уровень - ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов – уровень выше среднего - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов – средний уровень - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла – уровень ниже среднего - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.

1 балл – низкий уровень - ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Уровень развития творческого мышления школьников определялся по следующим показателям критериев: беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названия.

Высокий уровень определяется количеством идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкостью генерирования идей, быстрой переключаемостью от одной идеи к другой, способностью производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способностью отвечать на вопросы нестандартно, чувствительностью к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовностью быстро переключаться с одной идеи на другую.

Средний уровень характеризуется небольшим количеством идей, возникающих за некоторую единицу времени, сравнительно малым числом новых идей, средней переключаемостью от одной идеи к другой, производимыми идеями, близкими к общепринятым стереотипам, невысокой способностью отвечать на вопросы нестандартно, чувствительностью к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, средней готовностью быстро переключаться с одной идеи на другую.

Низкий уровень отличается отсутствием своих идей, возникающих за некоторую единицу времени, зацикливанием на одной идее, неспособностью производить идеи, или озвучивать общепринятые стереотипы, стандартными ответами на вопросы; нечувствительностью к необычным деталям, противоречиям и неопределенности.

Диагностика проводилась в экспериментальной и контрольной группах. В Таблице 1 представлены результаты эксперимента, полученные на констатирующем этапе исследования.

Таблица 1 – Результаты исследования детей экспериментальной и контрольной групп по методике «Угадай, кто это?» на констатирующем этапе эксперимента

Номер

Балл

Уровень развития

Номер

Балл

Уровень развития

1

3

Ниже среднего

1

7

Выше среднего

2

8

Высокий

2

8

Высокий

3

2

Низкий

3

2

Низкий

4

1

Низкий

4

8

Выше среднего

5

2

Низкий

5

2

Низкий

6

5

Средний

6

4

Ниже среднего

7

6

Средний

7

7

Выше среднего

8

2

Низкий

8

6

Средний

9

7

Выше среднего

9

5

Средний

10

8

Высокий

10

8

Высокий

11

8

Высокий

11

7

Выше среднего

12

3

Ниже среднего

12

8

Выше среднего

13

6

Средний

13

4

Ниже среднего

14

3

Ниже среднего

14

8

Высокий

15

4

Ниже среднего

15

5

Средний

В результате диагностики в экспериментальной группе было выявлено, что только 3 детей имеют высокий уровень зрительного восприятия, то есть могут свободно мысленно представить скрытый частично объект, у одного ребёнка уровень зрительного восприятия выше среднего, у 3 детей зафиксирован средний уровень, у 4 школьников определён ниже среднего уровень зрительного восприятия и у 4 школьников низкий уровень зрительного восприятия.

Что касается контрольной группы, то здесь были получены следующие результаты: 3 детей имеют высокий уровень зрительного восприятия, то есть могут свободно мысленно представить скрытый частично объект, 5 детей обладают уровнем зрительного восприятия выше среднего, 3 детей имеют средний уровень, у 4 ребят уровень зрительного восприятия ниже среднего и у двух школьников выявлен низкий уровень зрительного восприятия.

Методика «Дорисовывание фигур» позволяет определить уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

Результаты оцениваются следующим образом:

Высокий уровень – от 3 до 2,5 баллов

Средний уровень – от 1,1 до 2,4 балла

Низкий уровень – от 0,6 до 1,0 балла

Очень низкий – от 0 до 0,5 балла.

Низкий уровень характеризуется непринятием детьми задачи: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения. Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

Средний уровень определяется дорисовыванием детьми большинства фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Высокий уровень отличается выполнением детьми схематичных, иногда детализированных, но, как правило, оригинальных рисунков (не повторяющихся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

В ходе данного эксперимента осуществляется оценка оригинальности создаваемых образов, детализированности, необычности. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.

Результаты диагностики представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования обучающихся контрольной и экспериментальной групп по методике «Дорисовывание фигур» на констатирующем этапе эксперимента

Номер

Балл

Уровень развития

Номер

Балл

Уровень развития

1

0,5

Низкий

1

1,5

Средний

2

1,5

Средний

2

2,5

Высокий

3

1,5

Средний

3

1,0

Низкий

4

2,5

Высокий

4

0,5

Очень низкий

5

2,0

Средний

5

1,0

Низкий

6

0,5

Очень низкий

6

0,5

Очень низкий

7

1,0

Низкий

7

1,5

Средний

8

1,0

Низкий

8

1,5

Средний

9

1,5

Средний

9

1,5

Средний

10

2,5

Высокий

10

2,5

Высокий

11

1,2

Низкий

11

2,0

Средний

12

1,2

Низкий

12

0,5

Очень низкий

13

1,5

Средний

13

1,0

Низкий

14

1,5

Средний

14

2,5

Высокий

15

2,5

Высокий

15

1,5

Средний




В результате диагностики было выявлено, что в экспериментальной группе только 3 школьника имеют высокий уровень творческого мышления, у 6 школьников уровень творческого мышления – средний, у 5 школьников имеют низкий уровень, у одного школьника выявлен очень низкий уровень творческого мышления.

В контрольной группе были получены следующие результаты: 3 школьника обладают высоким уровнем творческого мышления, у 6 школьников уровень творческого мышления – средний, 3 школьника имеют низкий уровень творческого мышления, 3 школьника обладают очень низким уровнем творческого мышления.

Методика изучения творческого мышления П. Торренса позволяет диагностировать творческое мышление детей младшего школьного возраста.

Оценка результатов проводится согласно уровням, за которые школьники получают баллы за оригинальность и разработанность:

Высокий уровень – 1-2 балла

Средний уровень – 3 балла

Низкий уровень – 4-5 баллов

Оцениваются следующие показатели:

  • беглость, или продуктивность;

  • гибкость;

  • оригинальность;

  • разработанность.

В Таблице 3 представлены результаты исследования в экспериментальной группе. Обработка результатов тестирования представлена в Приложении 1.

Таблица 3 – Результаты исследования творческого мышления детей экспериментальной группы по «Методике изучения творческого мышления» П. Торренса на констатирующем этапе эксперимента

Номер

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Уровень креативности

Балл

По Т-шкале

Балл

По Т-шкале

1

10

5

5

30

5

30

Низкий

2

7

3

2

25

5

30

Низкий

3

6

3

1

20

0

20

Средний

4

10

4

5

30

1

25

Низкий

5

10

5

3

25

2

25

Высокий

6

9

5

3

25

1

40

Средний

7

10

5

4

30

3

25

Низкий

8

9

5

3

25

1

40

Средний

9

9

3

2

25

1

25

Высокий

10

10

9

4

30

1

30

Высокий

11

10

4

5

30

1

25

Низкий

12

9

5

3

25

1

40

Средний

13

10

5

3

25

2

25

Высокий

14

9

5

3

25

1

40

Средний

15

10

5

4

30

3

25

Низкий




Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе только у 4 школьников выявлен высокий уровень творческого мышления, у 5 школьников уровень творческого мышления – средний, 6 школьников обладают низким уровнем.

В Таблице 4 отражены исследования, проводимые в контрольной группе.

Таблица 4 – Результаты исследования творческого мышления детей контрольной группы по «Методике изучения творческого мышления» П. Торренса на констатирующем этапе эксперимента

Номер

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Уровень креативности

Балл

По Т-шкале

Балл

По Т-шкале

1

9

3

2

25

1

25

Высокий

2

10

9

4

30

11

30

Высокий

3

6

3

1

20

0

20

Средний

4

10

5

5

30

5

30

Низкий

5

9

3

2

25

1

25

Высокий

6

9

5

3

25

15

40

Средний

7

7

3

2

25

5

30

Низкий

8

9

5

3

25

15

40

Средний

9

6

3

1

20

0

20

Средний

10

9

5

3

25

15

40

Средний

11

10

4

5

30

1

25

Низкий

12

10

4

5

30

1

25

Низкий

13

10

5

3

25

2

25

Высокий

14

9

5

3

25

15

40

Средний

15

10

5

4

30

3

25

Низкий

Так, в контрольной группе у 4 школьников обнаружен высокий уровень творческого мышления, 6 школьников обладают средним уровнем творческого мышления, 5 школьников имеют низкий уровень творческого мышления.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что большинство испытуемых обладает низким и средним уровнем развития творческого мышления, что говорит о необходимости его развития. По итогам констатирующего этапа исследования можно сделать вывод о том, что необходимо проведение формирующей работы в экспериментальной группе.

2.2 Результаты исследования развития творческого мышления младших школьников и рекомендации

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что развитие творческого мышления совершается только в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения со­держания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Первостепенной задачей педагога является попытка развить творческие способности к тому, что нравится самому ребенку. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, хорошая предпосылка для творческого развития в период начального обучения. Успешность развития творческой активности зависит от того, насколько богатым и разнообразным был опыт ребенка.

Развитие мышления человека непосредственно связано с развитием его языка. Поэтому важнейшая задача развития творческого мышления младших школьников заключается в обучении их умениям словесного описания способов решения задачи, рассказу о приемах работы, основным элементам задач, изображению и чтению ее графических изображений. Усвоить необходимый словарный запас для учащихся очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешнюю среду.16

С помощью практического опыта выделяются наиболее эффективные приемы развития творческих способностей младших школьников: разрабатываются разнообразные творческие упражнения и задания в процессе обучения; привлекаются ученики к коллективному выполнению заданий творческого характера; используются дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.

Наиболее эффективные сферы развития творческих способностей младших школьников представляют собой искусство и художественную деятельность. Благодаря урокам музыки, технологии, изобразительного искусства, русского языка и литературного чтения развивается творческая составляющая. Причем, учитывая возрастные особенности младших школьников, педагогами активно используется проведение уроков с применением разнообразных игровых ситуаций. На занятия к школьникам могут прийти герои любимых сказок, помогающие с выполнением различных заданий, которые отправятся вместе с детьми в путешествие в страну Знаний, Музыки и т.д.

Прием решения творческих задач так же требует от школьников поисковой активности, самостоятельности мышления. Например, игра с геометрическими фигурами (пластмассовыми, деревянными, или изготовленными вручную картонными). Учитель предлагает детям составить их них как можно больше разных изображений. Данное упражнение формирует у ребёнка такие качества, как продуктивность мышления и лёгкость ассоциирования.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Становление ребёнка как творческой личности возможно при применении нестандартных подходов к обучению, вовлечению его в разнообразные игры, внеклассные мероприятия и творческие вечера. В настоящее время разработано множество творческих заданий, которые помогут ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. Главной задачей современного педагога - воспитателя остаётся научить ребёнка творчески мыслить.
1   2   3   4


написать администратору сайта