Профессиональная культура врача. Место, роль и механизмы этико ценностного регулирования в профессиональной деятельности
Скачать 56.18 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное Учреждение высшего образования КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. И. Вернадского Медицинская академия им. С. И. Георгиевского (структурное подразделение) Кафедра «История медицины и биоэтики» Доклад по дисциплине: «Профессиональная культура врача» на тему: «Место, роль и механизмы этико – ценностного регулирования в профессиональной деятельности» Выполнила Студентка 1 курса Группы Л1-с-о-196А Мазикова Ирина Александровна Проверила: Дорофей Юлия Олеговна Симферополь, 2019 План История развития профессиональной деятельности Аксиология социальной работы Роль ценностей в профессиональной деятельности Идеал как фактор прогресса профессиональной деятельности Регулирование профессиональной социальной работы Структура аксиологической компоненты социальной работы Подходы к определению смысла социальной работы Регламентация деятельности профессиональной социальной деятельности Вывод Литература Г.П. Медведева «Профессионально – этические основы социальной работы» - Москва, 2001. Кобляков В.П. Этическое сознание. - Л.: Знание, 1979. Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием. Под ред. Гришина Э.А., Согомонова Ю.В. - Владимир: 1980. История развития профессиональной деятельности Мир профессий начал складываться – технически, организационно и психологически – на исходе Средневековья, хотя своими корнями он восходит к зрелой античности. В ту эпоху в Европе происходили масштабные и интенсивные процессы роста общественного разделения труда как основы уже профессионального разделения. Вместе с тем происходило отслоение частной жизни от публичной. Почти одновременно от сельского образа жизни отделялся образ жизни урбанистический, который концентрировал в себе профессиональную деятельность различных профилей. Он востребовал для своего функционирования наличие специально подготовленных кадров. Универсального человека эпохи Возрождения стал теснить человек эпохи Просвещения, который был уже в значительной степени профессионализированный. Это явилось причиной создания массовых школ, ремесленных учебных заведений, необходимых для обеспечения роста производительных сил, транспортной инфраструктуры, управления и военного дела. Из цельной социальной системы одна за другой выстраиваются самостоятельные полифункциональные сферы деятельности. Они начинают развиваться индивидуально, обособленно. Из хозяйственной, домашней деятельности образуются экономика и финансовая сфера. Из деятельности управленческой - сфера политических отношений и организаций. Выделяется сфера правовых отношений и институтов, образовательно-воспитательных учреждений, медицины и науки и т.п. вплоть до спорта, информационно-развлекательной сферы – последние ближе к нашему времени. В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с потребителями продуктов их труда, в опыте регулирования их деятельности появляются зачатки профессиональной этики. Вначале речь идёт преимущественно о повышенных требованиях к поведению профессионалов в отдельных сферах деятельности, а не о каких-то новых моральных требованиях. В то же время профессиональный труд представлен разносторонними комплексами гуманистических мотивов, т.к. от эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе, защита его прав и основных жизненных ценностей. Тогда-то и возникает необходимость в новой мотивации, ценностях и идеалах. Все это вызывает новую – более высокую и многогранную – моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, которые были призваны выполнить следующие задачи: • обеспечить следование профессионалов определённым стандартам поведения, в которых так или иначе находили выражение интересы "пользователей" профессиональной деятельности; • поддержать моральный престиж и репутацию сообществ профессионалов во всем обществе, внушить к ним доверие. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.) Аксиология социальной работы Роль ценностей в профессиональной деятельности Исследования в области профессиональной этики активно проводятся в нашей стране и за рубежом в основном с середины 60-х годов нашего века. В работах, посвящённых исследованиям в этой области, подчёркивалось, что этика - одна из важнейших форм регламентации профессиональной деятельности, оказывающая существенное влияние на все структурные элементы Аксиология социальной работы – учение о профессионально значимых ценностях. С точки зрения аксиологии, профессиональная деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой деятельности, в своей основе содержит ценности и, следовательно, может быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей. Основанием любого вида профессиональной деятельности является необходимость реализации определённых ценностей. От того, насколько специалисты, занятые конкретной работой, представляют себе основные ценности профессии, зависит во многом их отношение и к непосредственно выполняемой работе, и к профессии вообще. При этом, конечно, любая профессия, будучи специализированной деятельностью, предъявляет определённые требования к человеку, которые не всегда могут быть удовлетворены в процессе профессиональной подготовки. Для выполнения профессионально необходимых операций, процедур, приёмов и т.п. человек должен быть достаточно физически и интеллектуально развит, должен обладать соответствующими качествами: чтобы работать грузчиком, необходима хорошая физическая подготовка; чтобы стать учёным, необходим высокоразвитый интеллект. Но требования к физическим и интеллектуальным данным не всегда оказываются достаточными. Некоторые из профессий (в основном это профессии, оказывающие решающее влияние на судьбу и благополучие человека и общества, в том числе и так называемые «помогающие» профессии) предъявляют особые требования к качествам личности специалиста, в первую очередь, к его ценностным ориентациям. Например, вряд ли кому-нибудь хотелось бы стать пациентом врача-садиста или социального работника, высшие ценности для которого – деньги и власть над клиентами. Такого рода «специалисты» нанесут ущерб и своим клиентам, и профессии, и обществу в целом. Поэтому ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности, но и в деятельности совокупной профессиональной группы. Идеал как фактор прогресса профессиональной деятельности Важнейшую роль в постановке значимой профессиональной цели играет идеал. Являясь образом желаемого будущего состояния объекта деятельности, идеал становится её конечной целью, а затем отдельные его фрагменты и черты получают более детальную проработку в частных и промежуточных целях. Таким образом, это способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека. Регулирование профессиональной социальной работы Профессиональная социальная работа как деятельность совокупной профессиональной группы, объединяющая в себе поведение и деятельность каждого конкретного специалиста, подлежит тщательному регулированию. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Профессионально-этическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Профессиональное этико – аксиологическое сознание конкретного социального работника может быть представлено в виде системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих идеал и иерархию ценностей и включающих в себя идеальные и реальные компоненты. В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное - реализации гуманистических этических ценностей социальной работы, так и общества в целом. Главная цель применения аксиологического подхода в социальной работе – этический анализ существующего, его оценка и разработка идеала. Структура аксиологической компоненты социальной работы В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; “непреходящие” (“вечные”) и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; материально-вещные, духовно-интеллектуальные, этические, эстетические и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Важность аксиологической компоненты социальной работы демонстрируют ее функции, среди которых важнейшими могут считаться такие, как: основополагающая – формирует и поддерживает основания социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности: смыслообразующая – заключается в поддержании смысла социальной работы; структурообразующая– состоящая вопределении структуры социальной работы; системообразующая – формирует систему из элементов социальной работы; целеполагающая – формирует главные цели социальной работы; праксеологическая – воздействует на профессиональную практику; аналитическая– заключающаяся в анализе деятельности с точки зрения главных ценностей; прогностическая - определяет будущее состояние социальной работы, ее клиентов и общества в целом;и др. Смыслобразующая функция формирует восприятие специалистом социальной работы как деятельности высокой социальной и индивидуальной значимости и ценности, направленной на человека и общество. Помимо этого, этико-аксиологическое регулирование призвано выполнить также и структурирующую (иерархическую) функцию – помочь совокупной профессиональной группе и каждому социальному работнику выстроить собственную структуру ценностей в соответствии со смыслом деятельности, содействовать конструированию социально значимого индивидуального идеала. Подходы к определению смысла социальной работы Определение социальной работы в зависимости от точки зрения может выглядеть по-разному: социальная работа может предстать перед исследователем и как акт индивидуального/ коллективного милосердия и гуманизма, когда человеком движет сострадание к другому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и нуждающемуся в помощи, и он предпринимает определённые усилия, чтобы помочь ему. Социальная работа здесь - результат реализации качеств личности, оказывающей помощь нуждающемуся, осознания ею лично общественной необходимости её личной активности. Также оно может внешне выглядеть как одно из направлений деятельности сервисной службы, куда желающий (или нуждающийся) может обратиться и заказать любую услугу по собственному выбору, но в рамках закона. В этом случае специалист, работающий с клиентом и оказывающий ему услуги, предстаёт в ином качестве: главное, что от него требуется – это обеспечить высокое качество оказываемой услуги и постараться при этом избежать нареканий со стороны заказчика. При таком понимании социальной работы полную ответственность за себя несёт сам клиент, а в качестве основного результата социальной работы здесь выступает оказанная социальная услуга. И именно она обладает высшей ценностью. Человек вновь становится ценностью второго порядка - средством и условием, с помощью которого оказывается социальная услуга и осуществляется социальная работа. Регламентация деятельности профессиональной социальной деятельности Как и любой вид социальной деятельности, социальная работа во всех её аспектах лишь в незначительной степени регламентируется социальным законодательством, положениями о социальных службах, должностными инструкциями работников и прочими документами, легитимизирующими деятельность - отсутствует внешняя кодификация их деятельности. Одним из проявлений тенденции привнесения оценки профессиональной деятельности с позиций этических норм является стремление научных работников и практиков, выработать собственный профессионально-этический кодекс, который регламентировал бы их деятельность, поведение и способствовал бы формированию личности специалиста с точки зрения профессиональной морали. Именно необходимость регулирования поведения и действий социального работника в целом и в отдельных, частных случаях обусловливает необходимость разработки и введения профессионально-этического кодекса социального работника, как решающего фактора, дающего возможность регулировать и оценивать деятельность специалиста и гарантировать целостность и всеобщность этико-аксиологического подхода к профессиональной деятельности. Вывод Ценность человека требует заботы о нем, создания условий для реализации этой ценности. Важно, что ценностью в современном мире признается каждый человек, вне зависимости от каких бы то ни было его качеств и достоинств. Положение человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, помимо желания помочь и сострадания, зачастую требует специальных знаний, навыков, полномочий, информации и ресурсов. Поэтому профессионально-этическая компетентность социального работника, приобретённая им в процессе обучения и закреплённая в процессе практической деятельности в качестве своеобразного морального опыта, основа его нравственных убеждений и потребностей, является одним из основных компонентов его профессионализма. |