МЕСТО РОССИИ В СИСТЕМЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. место россии в системе цивилизации. Место России в мировом сообществе цивилизации и основные факторы обусловившие специфику исторического процесса Сущность понятия цивилизация
Скачать 202.55 Kb.
|
Место России в мировом сообществе цивилизации и основные факторы обусловившие специфику исторического процесса Сущность понятия «цивилизация». Цивилизация как крупная социокультурная система, включает религиозную, экономическую, политическую, социальную составляющие, а также систему воспитания и образования. Элементы этой системы делают цивилизацию своеобразной. При взаимодействии друг с другом они не теряют своей уникальности, а заимствование каких-либо элементов у других цивилизаций может их обогатить или обеднить. Если под цивилизацией понимать ступень общественного и культурного развития общества, то с этой точки зрения выделяется доцивилизационный этап и эпоха цивилизаций. Однако надо сказать, что цивилизации могут существовать одновременно, а не только следовать друг за другом. Например, наряду с цивилизациями существуют дикие примитивные народы, т.е. нецивилизованные, как в Древнем мире сосуществовали культурные греки и римляне и варвары. В качестве периодов эволюции общества и культуры американский антрополог Л.Г. Морган выделил: дикость, варварство, цивилизацию. Место России в системе мировых цивилизаций В отечественной истории XX века господствующим был формационный подход и потому место страны во всемирной истории определялось с точки зрения её принадлежности к одной из общественно-экономических формаций, позже стали применять иной, цивилизационный подход, в пользу которого говорят многие аргументы. Население России, абсолютное большинство которого исповедует христианство, привержено социально-психологическим установкам и ценностям, лежащим в основе западной цивилизации. Российские европеисты идеализировали Запад и считали, что Россия должна подражать Западу, чтобы двигаться в своем развитии. Славянофилы же отстаивали идею самобытности России. Сторонникам её были и евразийцы, и другие представители «патриотической идеологии». Идею самобытности России славянофилы связывали со своеобразным путем развития и исключительным своеобразием русской культуры. Высокая духовность и коллективистское общинное устройство социальной жизни являются характерными чертами русской цивилизации. При этом, то, что Россия отличается от Запада, признавали и славянофилы, и западники. Однако славянофилы не считали западную цивилизацию высшим достижением мировой истории. Оба идейных лагеря имели и общую точку соприкосновения. Западники считали Россию в движении по той же эволюционной лестнице на «круг ниже Европы». Славянофилы соглашались только с тем, что «Россия является тем, чем Европа раньше была». Евразийцы же полагали, что Россия – это ни Европа, ни Азия – Россия, это Евразия. Коренная идея евразийского учения – это идея о «сокровенном сродстве душ» народов, которые населяют Евразийский материк, т. е. Россию. Идея евразийского учения состояла в том, что все российские народы самой судьбой обречены жить вместе в рамках единого государства. Большая заслуга концепции заключается в том, что российская культура решительным образом перестает рассматриваться как синоним отсталости и варварства. Образ мыслей и образ жизни в России никогда не будет и никогда не был чисто европейским или чисто азиатским, так же он никогда не будет суммой этих двух начал. Психологическая структура россиянина не совпадает с психологической структурой европейца или представителя азиатских регионов – Ближнего Востока, Китая, Индии, Японии. Экономическая и политическая система России не будет целиком идентична экономическим и политическим системам Азии или Европы. Цивилизационная характеристика России в начале XXI века Страна оказалась на рубеже XX-XXI веков в состоянии острого цивилизационного кризиса, проявлением которого стал распад государства и суперэтнической общности под названием «многонациональный советский народ». С распадом одного государства на его месте появилось новое территориально-государственное образование – Российская Федерация, совершенно иное по политическому устройству, социальной структуре и экономическому укладу. Так как Россия стала правопреемницей СССР, то и её цивилизационные характеристики необходимо сопоставлять с такими же показателями СССР. Несмотря на изменения после распада, Россия сохранила признаки своей цивилизационной идентичности, которая формировалась в прошлые столетия: Россия по-прежнему является геополитическим мостом между Европой и Азией; сохранилась значительная протяженность границ, которые в советский период были формальными; сохранились огромные природные ресурсы, высокий уровень образования населения и его квалификация; сохранилось духовное объединяющее начало – православие, которое исповедует подавляющее большинство населения страны. Факторы, определяющие специфику исторического процесса России. Факторы самобытности русской истории. В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, самобытность и своеобразие) русской истории: 1)природно-климатический; 2)геополитический; 3)религиозный; 4)социальной организации. Природно-климатический и геополитичсекий фактор. Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти их очередной беды, одолеть очередную опасность. При всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ – всего 125-130 рабочих дней. В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он не всегда мог вернуть в урожае даже семена. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на мужских работах женщин и т.д.). Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось. Конечно, это обеспечивало более благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо тщательнее (4–6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между Россией, и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий. В то же время государство требовало от крестьян немалую часть урожая, что еще сильнее усугубляло положение. Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер. Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Данное обстоятельство, естественно, использовали соседние народы и государства: Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в I и II мировые войны) и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, и кочевники Великой степи – с другой. постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, а также людских ресурсов . Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти. Таким образом, бедный, разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтобы избавиться от врагов, грозивших со всех сторон, чтобы сохранить главное благо, народную независимость; бедная средствами сельская, земледельческая страна должна была содержать большое войско. Главная потребность государства – иметь наготове войско: но воин отказывается служить, не выходит в поход, потому что ему нечем жить, нечем вооружиться, у него есть земля, но нет работников. И вот единственным средством удовлетворения этой главной потребности страны найдено прикрепление крестьян, чтобы они не уходили с земель бедных помещиков, не переманивались богатыми. Прикрепление крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении. Из-за оторванности от морей приходилось продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать задорого у тех же посредников; и все это вынуждены были делать жители и государство бедной земледельческой страны. Чтобы пробиться к морям России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны. Выход к незамерзающим портам стал главной целью внешней политики России еще при Иване Грозном и был таковым еще в течение двух веков. Петр добился получения к Балтике, а Екатерина II – к Черному морю. Вследствие этого роль государства и общества в армии возрастала еще больше. Нахождение России между Европой и Азией способствовало формированию особой, во многом уникальной культуры, открытой, в которой прослеживается влияние различных культур, и потому синтетической. Социально-Религиозный фактор. В Россию христианство попало через Византию, это является основным фактором определившим особенности характерные для России, так как в Европе приобретает распространение Католической церкви, попавшей туда из Римской империи. Можно сказать что православие носит более эстетический характер, нежели католицизм, который получил более политический характер. Основная черта католической церкви – это “власть, господство, дисциплина”. Во главе католической церкви стоит папа, “считающийся единым праведным наместником Христа – первым епископом. Папы имели не только власть духовную, но и светскую, созданную исторически, это после не раз приводило к продолжительной борьбе пап с королями. Кульминационного пункта достигла она с признанием непогрешимости папы в делах веры”. В отличие от католической православная церковь не приписывает непогрешимости какому-либо одному человеку: по ее представлениям, непогрешимой признается православная церковь в целом выражающая свое учение посредством вселенских соборов. |