Главная страница
Навигация по странице:

  • Место средневековья во всемирном историческом процессе.

  • 2.Образование Древнерусского государства. «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке.

  • 3.Религиозные верования восточных славян. Принятия христианства на Руси.

  • 4. Развитие Древнерусского государства в ХI. Ярослав Мудрый и его деятельность.

  • 5. Политический строй и социальная структура раннефеодального общества Древнерусского государства (ХI-ХI вв.)

  • 6. Русские земли в ХII-ХIII вв. политическая раздробленность.

  • 7. Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине 13 века.

  • история экзамен. Место средневековья во всемирном историческом процессе


    Скачать 117.35 Kb.
    НазваниеМесто средневековья во всемирном историческом процессе
    Анкористория экзамен.docx
    Дата01.02.2017
    Размер117.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1671
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Место средневековья во всемирном историческом процессе.

    2. Образование Древнерусского государства. «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке.

    3. Религиозные верования восточных славян. Принятия христианства на Руси.

    4. Развитие Древнерусского государства в ХI. Ярослав Мудрый и его деятельность.

    5. Политический строй и социальная структура раннефеодального общества Древнерусского государства (ХI-ХI вв.)

    6. Русские земли в ХII-ХIII вв. политическая раздробленность.

    7. Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине 13 века.

    8. Тенденции к объединению русских земель(конец 8-9 вв.) Возвышение Москвы. Политика первых московских князей.

    9. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в 15-начале 16 века. Формирование Российского государства.

    10. Россия в 16 в. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. собор 1613 г.

    11. Россия на рубеже 16-17 века. Смутное время.

    12. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции в эпоху Смуты. Земский собор 1613 г., начало династии Романовых.

    13. Социально-политическое и экономическое развитие России в 17 веке. Соборное уложение 1649 г. Оформление крепостного права.

    14. Государство и Русская Православная церковь в 17 в. Проблема взаимоотношений и реформ.

    15. Мировая история в 16-17 веках.: переход к новому времени.

    16. Россия в конце 17-первой четверти 18 вв. Реформы Петра I и рождение Российской империи.

    17. Дворянская империя (1725-1762 гг.) Дворцовые перевороты.

    18. Россия во второй половине 18 века. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

    19. Россия в первой четверти 19 века. Реформы Александра I.

    20. Развитие общественной мысли в России в первой четверти 19 века. Декабристы: истоки и формирование идеологии, основные программные документы.

    21. Россия во второй четверти 19 века. Внутренняя политика Николая I.

    22. Общественная мысль в России в 30-50-е гг. 19 века. Основные направления.

    23. Объективная необходимость модернизации России в 19 веке. Крестьянская реформа 1861 г.

    24. Буржуазные реформы 60-70 гг. 19 века.

    25. Контрреформы 80-90 гг.,19 века.

    26. Экономическое и социальное развитие России во второй половине 19 века-начале 20 века.

    27. Общественно-политические движения в России во второй половине 19 века., революционное и либеральное народничество, марксизм.

    28. Российская революция 1905-1907 гг., причины, основные этапы, события, итоги.

    29. Кризис самодержавия и зарождение конституционного стоя в России в начале 20 века.

    30. Модернизация аграрного сектора России в начале 20 века. Цель и сущность аграрной реформы Столыпина.

    31. Россия в Первой мировой войне. Общественно-политический кризис в стране.

    32. Февральская революция 1917 г. Двоевластие в стране.

    33. Октябрьское вооружённое восстание 1917 г. в Петрограде. Формирование новой государственности в России.

    34. Гражданская война и интервенция в России (1918-1920): причины, этапы, последствия.

    35. Военный коммунизм: политика, идеология, практика.

    36. Кризис военно-коммунистической системы и переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа.

    37. Национально-государственный вопрос в Советской России. Образование СССР.

    38. Индустриализация в СССР: стратегия, источники накопления, методы, темпы.

    39. Сплошная коллективизация крестьянских хозяйств в СССР.

    40. Социально-политическое развитие СССР в конце 1920-1930-е гг.

    41. Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.

    42. Предвоенный кризис мировой политики в конце 1930-х годов. Начало Второй мировой войны.

    43. ВОВ (1941-1945 гг.): характер, цели, основные этапы и события.

    44. Политическое и социально-политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.: основные проблемы и тенденции развития.

    45. Развитие СССР в 1953-1964 гг.

    46. СССР в середине 1960 – первой половине 1980-х гг. основные тенденции внутренней и внешней политики.

    47. СССР в 1985-1991 гг.: от попыток модернизации страны к смене модели общественного развития.

    48. Россия на рубеже 20 – начала 21 века.



    1. Место средневековья во всемирном историческом процессе.

    Традиционно нижней границей средневековья является V век (падение западной римской империи), а верхней – XVII век (буржуазная революция в Англии).

    Раннее средневековье (V- середина XI): происходит формирование феодального строя; церковь играет большую роль (например, внушала народным массам смирение и беспрекословное повиновение властям).

    Классическое средневековье (XI-XV вв.): расцвет аграрного общества (появляются и развиваются города, формируется сословно-представительская монархия и светская городская культура).

    Позднее средневековье (XVI-XVII вв.): разложение феодализма; возникновение и развитие предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства; становление национальных государств.

    Реконструкция всех сторон общественной системы в Европе получило название модернизации. Можно выделить следующие этапы модернизации: Возрождение, Реформация, эпоха колониальных войн и географических открытий. Европейски вариант модернизации, в ходе которой решались задачи в социальной, экономической, культурной и духовной областях, в политической сфере считается классическим, и с ним сравнивают схожие процессы и в других странах.

    2.Образование Древнерусского государства. «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке.

    Предки современных славянских народов издревле жили на европейском континенте в эпоху великого переселения народов (7-8 века). Образовались три ветви славянства: южная (болгары, сербы, хорваты.),восточная (русские, украинцы, белорусы.), западная (поляки, чехи, словаки. )

    В эпоху расселение происходило разрушение родоплеменных связей у славян, а на х место постепенно происходят территориально-политические общности (племенные княжества и их союзы). Именно на их основе происходит складывание первых славянских раннефеодальных государств. В конце 9 века мощное политическое объединение возникло и у восточных славян Киевская Русь. 882 год!!!

    За год до смерти в 1724 г., Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук, выписав в нее из Германии ученых. В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово “русь” норманнского происхождения. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин “Русь” доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В “Повести временных лет” есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

    3.Религиозные верования восточных славян. Принятия христианства на Руси.

    Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Внешний культ у славян также не был развит : не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, “идолы”. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие ; этим и ограничивалось идолослужение. Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род. Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали “по-ворот солнца на лето” особым праздником - колядою. За этим праздником следовали другие в честь того же солнца - проводы зимы, встреча весны (”красная горка”), проводы лета (праздник “купалы”).

    Одновременно шли праздники и в воспоминаниях об умерших, носив-шие общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам - “радуница”, был летний праздник “русалий”, такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили само язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря : коляда - к Святкам, проводы зимы - к маслянице.

    «крещение» В 987 году созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть : “кто как служит Богу”. Побывав на востоке и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников : “Где крещение примем ?” А они ответили : “Где тебе любо”. И вот в следующем, 988 г. Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям- братьям Василию и Константи-ну, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за “поганого”, т.е. за язычника. Вла-димир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелил-ся во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.- СКАЗАНИЕ ЛЕТОПИСИ.

    Как обстояло дело. В то время в Византийской империи произошло вос-стание войска под предводительством полководца Варды- Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Вла-димира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получил бы руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал вой-ну с греками, осадил и взял Корсунь - главный греческий город в Крыму - и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и полу-чил в супружество царевну Анну. Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенст-вом, Владимир в 988 г. начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Ку-миры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство во-дворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось приме-нить силу.ЯВЬ.

    4. Развитие Древнерусского государства в ХI. Ярослав Мудрый и его деятельность.

    После окончательного утверждения Ярослава на престоле на Руси произошло много событий, способствовавших формированию и укреплению русского государства. Во-первых, это серия выгодных браков, поднявшая международный престиж Руси и ее авторитет. Известно, что его второй женой стала дочь шведского короля – Ингегерда, в приданое к которой он получил город Альдейгаборг (Ладогу). Сын Ярослава Изяслав стал мужем сестры польского короля Гердтруды; второй сын (предположительно) был мужем австрийской принцессы, сын Игорь женился на германской принцессе, а Всеволод на греческой царевне, от брака с которой родился Владимир Мономах.

    Все три дочери князя также были выданы за иностранных королей. Елизавета стала женой норвежского короля Гарольда Сурового, Анастасия – женой короля Венгрии, а Анна была выдана замуж за короля Франции Генриха I.

    Таким образом, благодаря династическим бракам, Ярослав в зрелом возрасте мог не бояться за отношения с Европой. Во-вторых, при Ярославле Мудром дальнейшее распространение получило христианство: был построен ряд церквей (в т.ч. храм Святой Софии в Киеве), устроено первое на Руси книгохранилище, русскую церковь впервые возглавил русский митрополит Илларион.

    При Ярославе на Руси появилось письменное право – был создан сборник законов «Русская правда», в котором была ограничена кровная месть, определены штрафы за те или иные деяния в соответствии с существовавшим сословным разделением. При Ярославе же была начата знаменитая «Летопись временных лет» – запись событий по годам, которая даже в более поздних копиях является бесценным материалом для изучения прошлого российского государства.

    Подводя итоги деятельности Ярослава Мудрого во главе государства, нужно отметить, что время его правления (1019-1054 годы) стало расцветом Киевской Руси, несмотря на спорные моменты в период его прихода к власти на киевский престол.

    5. Политический строй и социальная структура раннефеодального общества Древнерусского государства (ХI-ХI вв.)

    Самым распространенным видом поселений на Руси были деревни и села. Многие села стали центрами княжеских и боярских вотчин. Центрами государственной, экономической, административной, общественной и духовной жизни были города. Число городов росло постоянно. Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980-1015). Он посадил на княжение в 9-ти крупнейших центрах Руси своих сыновей.

    Древнерусское государство по форме правления на тот момент представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, являлся основой, политическая организация русских княжеств существовало также сочетание аристократического и демократического правления.

    Бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников, воевод, тысяцких, данников, судебных чиновников.

    В данный период выделяют 3 основные социальные группы.

    1) Высшие классы — князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.

    2) Средний класс — купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).

    3) Низшие классы — беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

    6. Русские земли в ХII-ХIII вв. политическая раздробленность.

    В середине XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности. Признаки политического раздробления Киевской Руси появились вскоре после смерти Ярослава Мудрого в1054 г. Борьба между потомками Ярослава привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений,

    признанной Любечским съездом князей. Принцип отчинности, т.е. семейного наследования от отца к сыну, начинал слагаться в умах этой эпохи, разлагая родовое начало.

    Русь раздробилась на самостоятельные княжества - земли. Крупные самостоятельные княжества получили название земли, т.е. название, прилагаемое к суверенным государствам. Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств.

    В конце ХII–ХIII вв. на Руси определились три основные центра оказывающие влияние на политическую жизнь (Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля, Новгородская феодальная республика). В каждой земле были свои старшие (великие) князья и младшие (удельные) князья. Права суверенного государя имели великие князья. Они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.



    7. Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине 13 века.

    XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

    В 1236 г. Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город пал, а в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом».

    Русские княжества проявляли героизм и мужество, но не смогли дать отпор завоевателям.Конечно, имело значение военное превосходство монголо-татар (жесткая дисциплина, отличная конница, прекрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, их распри, неспособность объединиться даже перед лицом смертельной угрозы.

    Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев и Тевтонский орден. Эти ордены объединились в Ливонский орден. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование.

    В 1240 г. новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название — Ледовое побоище). Десятки рыцарей погибли, провалившись под лед, не выдержавший веса тяжеловооруженной пехоты. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта