Мозговой штурм. Метод мозгового штурма
Скачать 18.3 Kb.
|
Выполнила Нигматуллина Ксения Сергеевна Группа 4.2 Вопрос №7 Интерактивные технологии в деятельности тьютора. Мозговой штурм. Один из методов интерактивного обучения – метод мозгового штурма, изобретателем которого является Алекс Осборн (США, 40-е годы 20-го века). Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, это хороший способ быстрого включения всех учащихся группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Цель такого занятия – создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: – стимулирование творческой активности учащихся; – гармоничное сочетание теоретических знаний с практикой; – активизация учебно-познавательной деятельности учащихся; – формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к теме; – формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; – формирование жизненных и профессиональных навыков; – установление воздействия между детьми, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства. Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы. При использовании метода «мозговой штурм» педагог вначале сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. Затем педагог знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача. Для проведения мозгового штурма дети либо работают вместе, либо делятся на две группы: генераторы и аналитики идей. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учащихся, но группы должны быть примерно равными по числу участников. Генераторы идей – это творческие люди, учащиеся, обладающие подвижным, активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи, мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом соблюдая важные правила, такие как: – исключается доминирование какого-либо участника; – называя идеи, нельзя повторяться; – чем больше список идей, тем лучше, т.к. чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи; – подходить к решению проблемы нужно с разных сторон; – запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от решения основной задачи и сбивает творческий настрой; – необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Как бы ни была невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением. Не стоит думать, что поставленная проблема может быть решена только известными способами. Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. Вторая группа – аналитики, получает от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривает каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по его мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть решение. На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Педагог определяет время работы для экспертов – примерно 15-20 минут. На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы лучших (наиболее актуальных, интересных, целесообразных) идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику. Мозговой штурм – это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс. Для учащихся, как правило, время пролетает незаметно. Поэтому педагог должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки, стимулирует участников к активности. Как и любой другой метод обучения, метод мозгового штурма имеет свои недостатки: – при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них; – «зацикливание» участников на однотипных идеях. Для того чтобы этого избежать, педагогу необходимо своевременно координировать направления поиска. Рекомендуется при разделении участников учитывать их личностные характеристики и объединять в группы детей разного уровня подготовленности. Отдельно стоит оговорить роль педагога в ходе мозгового штурма. Она резко меняется, перестаёт быть центральной, педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Со стороны педагога нежелательна критика мнений и предложений. В случае, когда группа нарушает правила работы, например, начинает обсуждать или критически оценивать идею, педагог в тактичной и доброжелательной форме помогает группе вернуться в «рабочее состояние». Если позволяет время, то рекомендуется в начале мозгового штурма провести разминку. Она проводится фронтально со всей группой. Цель этапа – помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, педагог сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа. Как только участники начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, педагог подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы. Разминка помогает участникам оживиться, подготовиться перед началом мозговой атаки. Время разминки может составлять 10-15 минут. Таким образом, рассмотрев метод мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса создания новых идей без их критического анализа и обсуждения. Успех проведения мозгового штурма основывается на принципе запрета остановки генерации идей субъективной оценкой. В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что, если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у учащегося, который является автором идеи, наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Мозговой штурм может стать неотъемлемой частью процесса принятия решений в учебном коллективе, процесса поиска творческих идей, развития межличностных отношений, самоактуализации учащихся. Это позволяет детям не только поучаствовать в интеллектуальной конкуренции, но и сблизиться с коллективом в учебной группе. Несомненно, что грамотный педагог должен всегда держать на вооружении данный метод. |