Главная страница

семинар 4. Методы исследования и повышения эффективности психологопедагогического взаимодействия в образовательном процессе


Скачать 130.57 Kb.
НазваниеМетоды исследования и повышения эффективности психологопедагогического взаимодействия в образовательном процессе
Анкорсеминар 4
Дата25.11.2022
Размер130.57 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файласеминар 4.pptx
ТипИнтервью
#812599

Методы исследования и повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия в образовательном процессе

1. Традиционные методы исследования взаимодействия участников образовательного процесса


Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Интервью - разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.
Метод тестирования - это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
Эксперимент - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

2. Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. Классификация методов активного обучения

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы:


групповые;
индивидуальные.
Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока:


а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на:


имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, не имитационные.

Имитационные, в свою очередь, подразделяют на:

игровые неигровые.

При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и др.

Игровые методы подразделяют на:

деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, тренинги в активном режиме.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на:


ранжировании по различным признакам предметов или действий;
оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов;
выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях;
решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи;
демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют:


индивидуальные, групповые, коллективные методы, методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.


Анализ конкретных ситуаций – это один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач.
Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:


наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения (Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание);
взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.д.;
оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.


Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника.
В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.


«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.


Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры.
Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях.

3. Групповая дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе

Дискуссия от латинского discussion (рассмотрение, исследование):


1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;
2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.


Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции.
Наряду с термином «групповая дискуссия» употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия», и др.
Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал.


Дискуссия — это один из эффективных способов активизации группы для решения многих других задач, достижение иных аффектов и результатов. Обычно дискуссия протекает часа за полтора.
Применяется этот метод в целях обучения, развития, установления взаимоотношений в группе, а также в психотерапевтических целях.


По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней.
В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме.
Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.


Дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и теоретико-практических проблем.
Особенностью дискуссии как коллективной формы работы является возможность равноправного и активного участия каждого клиента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности.
Специфическим психологическим фактором выступает общение с равно информированными партнерами — членами группы, в отличие от общения с разно информированным партнером — ведущим дискуссии, преподавателем, тренером. Это раскрепощает интеллектуальные возможности участников группы, снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.


В дискуссии участник может научиться точно выражать свои мысли в выступлении, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию противника.
В процессе дискуссии возрастает заинтересованность в предмете общения, формируется уважение к личности противника.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания участников дискуссии, которые приобретаются ими в процессе самостоятельной работы с проблемным материалом, а также со специальной литературой.
Успешность дискуссий во многом зависит от умения ее организовать и от умения дискутировать.

4. Характеристика игровых методов как естественных методов оптимизации межличностного взаимодействия участников образовательного процесса


Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Функции игры:


1) развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2) коммуникативная: освоение диалектики общения;
3) самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
4) игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5) диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6) функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7) межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
8) функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Главные черты присущие игре:


свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:


обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

5. Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия

Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающему:


1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях;
2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;
3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям.

По назначению они подразделяются на ролевые игры:


по диагностике личностных качеств;
тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с элементами психо- и социодрамы);
развитию коммуникативных и организаторских качеств

В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые игры дифференцируются на игры:

со слабо обозначенным сюжетом;
с достаточно полно обозначенным сюжетом;
с жестко заданным сюжетом.

Характерные признаки ролевой игры:


наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную роль;
различие ролевых целей при решении поставленных задач. Участники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемыми им социальными ролями;
взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали;
наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении;


многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций;
наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возникает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровождается вынужденной активностью игроков;
система индивидуального и/или группового оценивания деятельности игроков.

Процедура проведения ролевой игры:


1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.
2. Непосредственное проведение игры. Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности.

Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа - осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.

Члены учебной группы, выполняющие роль наблюдателей за развитием ситуации, могут вести протоколы (карточки) наблюдения.


6. Возможности решения задач психолого-педагогического взаимодействия в процессе деловой игры


Деловая игра – моделирование процессов и механизмов принятия решений.
В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д.

Для деловых игр характерно:


жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;
конфликтность и скрытые резервы;
отсутствие полной информации, т.е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия;
влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;
действующие лица: участники и ведущие;
наглядность последствий принимаемых решений;
определенные правила и регламентация игры.

В деловой игре выделяют следующие этапы:


1.Введение в игру.
2.Разделение участников на группы.
3.Изучение ситуации.
4.Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры.
5.Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).
6.Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.
7.Разбор оптимального варианта.
8.Общая дискуссия.


Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения.
Разделение участников на группы: оптимальный размер группы – 3-5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.
Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).
Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего – управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения.
Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать.

Игровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.

Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами.

Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений.


Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.
Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.

Роль ведущего в деловой игре


Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры – он инструктор, в процессе игры – консультант, по ее окончании – судья, и, наконец, – руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков.
Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра – это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни, и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом – роль ведущего.
Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.

7. Организационно-деятельностная игра как метод оптимизации взаимодействия в процессе образования


Организационно-деятельностная игра (ОДИ) - это один из методов решения сложных экономических, социальных, организационных, педагогических и других проблем.
ОДИ создана Георгием Петровичем Щедровицким [1929-1994] и предназначена для «…интенсивной формы решения междисциплинарных комплексных проблем, не имеющей аналогов в мире. Интрига ОДИ заключается в поиске способа взаимодействия специалистов разных профилей для решения поставленной задачи».
Участник ОДИ сам создает для себя необходимые знания в процессе игры и переживает собственные поиски, напряжение, открытия.
По окончании игры участник уносит с собой новые открытия и новые возможности.
Объектом ОДИ может быть любая проблемная ситуация.


Суть ОДИ раскрывается в ее названии. Игра называется организационной, так как она специально организуется, проектируется и программируется. С этой целью создается организационный комитет. У каждой игры есть свой персональный руководитель или два руководителя, которые осуществляют процесс организации и управления игрой, следя за ее ходом и регламентом.
Игра называется деятельностной, так как ее участники выступают активными субъектами игры, деятелями. В ОДИ нет разделения на учащихся и обучающих, на ведущих и ведомых, на начальников и подчиненных. Но, как и в детской игре, в ОДИ могут быть как более активные (лидеры, заводилы), так и менее активные (инертные, ведомые) участники. Такое разделение в ОДИ зависит от меры включенности в игру каждого участника, от его стремления внести максимальный вклад в продвижение обсуждаемой проблемы, от точности в следовании правилам игры.


Цель ОДИ - всем вместе коллективно обсудить вынесенную тему или проблему, выработать мыслительные средства анализа и понимания проблемы, определить возможные подходы и пути решения.
Главные приобретения в игре - это развитие самих участников, внутреннее их продвижение в собственной деятельности.
В игру каждый участник включается добровольно, роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими, определяются в процессе игры. В игре всегда присутствуют правила, следование которым поддерживает и сохраняет ее. Вне правил игра бессмысленна.
И в то же время каждая игра - это творчество. Удалась она или не удалась - всецело зависит от фантазии и мышления играющих, от их установки на кооперацию и понимание другого, умение принять или предложить новое правило и способ его выполнения.

Организация ОДИ:


Разделение на команды. ОДИ может иметь самое разное количество участников (от 20-30 до 200 и более). Количество участников игры определяется сложностью и глобальностью темы игры. Все участники ОДИ добровольно разделяются на группы и команды. Основой для разделения участников на команды является оргпроект. Оргпроект фиксирует проблемы, включенные в тему игры (комплексную проблему).
Каждая команда решает общую проблему с точки зрения своей проблемы, под своим углом зрения. Обсуждение комплексной проблемы с позиций конкретных проблем позволяет увидеть ее в полном объеме, целостно, во взаимосвязях и взаимоотношениях.


Организация работы по дням. В основе организации ОДИ лежит тематическое планирование. Единицей тематического планирования определен день, т.е. каждый день игры посвящен определенной теме. Распределение последовательности тем связано с последовательным продвижением в реализации общей темы. Тема каждого следующего дня строится с учетом полученных результатов предыдущего дня.

Как проходит ОДИ?


ОДИ проходит строго в соответствии с разработанными программой и сценарием игры. Игра начинается с установочного доклада руководителя, в котором определяется актуальность темы ОДИ.
Далее осуществляется самоопределение участников по группам и формирование групп. В дальнейшем работа строится согласно тематике дня.
Каждый день игры строится по единому принципу. Сначала идет групповая работа. В группе происходит обсуждение темы дня с точки зрения проблемы группы. В отведенное регламентом время группа должна подготовить доклад или сообщение на 10-15 минут. С докладом выступает один из членов группы.


Затем идет общее заседание (общий плацдарм игры). Представители групп выступают с подготовленными докладами. На плацдарме реализуется групповой подход к общей теме, происходит столкновение позиций, вырабатываются подходы к осмыслению проблемы дня.
После общего заседания может быть организована лекция кем-либо из участников или организаторов игры по конкретным проблемам темы ОДИ.


Очередной день начинается с рефлексии, т.е. с обсуждения того, как и в чем продвинулась группа в избранном ею подходе за прошедший день игры, как этот подход соотносится с подходами других групп, какие аспекты собственной работы следует в связи с этим перестроить или уточнить. После этого начинается групповая работа по теме дня.
Организаторы игры в конце каждого дня проводят оргрефлексию. На ней обсуждается, насколько был достигнут запланированный на данный день результат, как продвинулись группы в ходе игры, какие трудности встретились, намечаются коррективы для продолжения игры на следующий день.

Итоги ОДИ:


Итоги ОДИ различны для каждого ее участника. Они зависят от его ценностных ориентации и интересов, степени включенности в игру, уровня активности и т.п.
Главный итог игры - осознание играющим ценностей и смыслов в деятельности и в жизни, своих рефлексивных возможностей, самоопределение в профессии, приобретение каждым участником умений и средств коллективной мыследеятельности.


В отличие от деловой игры, цель которой - решение актуальной педагогической задачи, целью организационно-деятельностной игры является решение теоретической или практической проблемы. Задача - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений.
Организационно-деятельностная игра отличается от деловой игры тем, что проводится более продолжительное время (как правило, в течение пяти дней), предполагает участие широкого круга организаторов: режиссера, сценариста, методологов и игротехников, обязательное и широкое использование рефлексивных методик.

Составные базовые технологии в организационно-деятельностнои игре:


мнемотехника (развитие системы понятий);
психотехника (управление системой мотивов);
схемотехника (перевод понятий в графическую форму);
группотехника (организация групповой работы);
социотехника (использование социального опыта как средства обучения).

Результатами организационно-деятельностных игр становятся:


во-первых, развитие мышления обучаемых, выработка приемов продуктивной умственной деятельности, умений анализировать действительность, формулировать теоретические и практические проблемы и решать их;
во-вторых, складывание коллективного мыслительного действия и обучение коллективному мышлению;
в-третьих, в ходе игры ситуации проблемного типа переводятся в ситуации задачного типа, происходит развитие социально организуемой деятельности и социальной практики, формулируются новые цели, идеалы, ценности;
в-четвертых, результатом игры являются быстрое возникновение и развитие групп, вплоть до коллективов со сложной архитектоникой микрогрупп, формируются команды для преобразования практики.

Структура и особенности подготовки и проведения организационно-деятельностнои игры

Технология подготовительной части организационно-деятельностнои игры:


Прежде всего выбирается тема, которая аккумулирует в себе актуальную теоретическую и/или практическую проблему, имеющую место на данный момент в профессиональной деятельности специалистов.
В подготовительный период осуществляется подбор участников игры. В состав групп играющих желательно ввести практиков из близких областей деятельности. Составы команд подбираются в связи с выделенными проблемами.

Заблаговременная подготовка обучаемых к организационно-деятельностнои игре включает в себя:


предметно-содержательную подготовку (изучение литературы, прочитанных лекций, решение контрольных задач);
схемографическую подготовку (освоение символов и знаков);
рефлексивно-психологическую подготовку (продумывание личностных стратегий действий на занятиях).

Каждая организационно-деятелъностная игра, как правило, проводится в течение пяти дней и делится на следующие этапы:


самоопределение;
анализ проблемы;
определение системы ценностей и целей деятельности;
определение системы средств осуществления деятельности;
построение проекта измененной деятельности.

Эти этапы коррелируют с фазами психологического механизма игры:


принятия участниками нормативных требований к игровой деятельности;
осознания затруднений в практическом и мыслительном планах деятельности по разрешению проблемы;
формирования потребности в перестройке собственной деятельности и личности;
построения стратегии профессионального самоизменения.

8. Психологический тренинг как форма специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия


Социально-психологический тренинг – это вид тренинга, объектом воздействия в котором являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении.
Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп.
В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей.
К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, руководителями предприятий и организаций.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении, приобретение знаний, формированием умений, навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекция и развитие системы отношений личности.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов:


Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу.

В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.

Принцип активности опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции.
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности. Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге.

Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Задания


1. Представьте в виде блок-схемы активные методы повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса.
2. Дискуссия на тему: «Достоинства и недостатки моделей поведения воспитателей (учителей)».
3. Докажите, что психологический тренинг - это одна из форм специально организованного взаимодействия участников. Какова его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия.
4. Представьте в виде блок-схемы защитные психологические установки перед публичным выступлением. Перечислите способы привлечения внимания слушателей в момент публичного выступления.
5. Проанализируйте свои качества, которые, как вы считаете, могут затруднять процесс профессионального общения.
6. Подготовьте презентации на тему: «Публичное выступление как метод воздействия в образовательном процессе».



написать администратору сайта