Курсовая. Методы модульной технологии на уроках истории. Методы модульной технологии на уроках истории
Скачать 144.5 Kb.
|
ФГОУ ВПО « ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет социально-исторического образования Курсовая работа на тему: «Методы модульной технологии на уроках истории» Выполнил: Студент 3 курса Исторического факультета Кужелев Иван Научный руководитель: Мкартечан Н.М. Ростов-на-Дону 2010 Содержание: Введение ………………………………………………………………стр.3. Глава 1.Традиционные методы исторического образования……….стр.4. Глава 2.Модульные методы исторического образования ...……….стр.11. Глава 3.Урок …………………………………………………………..стр.24. Заключение ……………………………………………………………стр.28. Список литературы …………………………………………………...стр.29. Введение. Методы исторического образования призваны создавать такие условия, в которых осуществляется саморазвитие детского сознания на уровне открытия высших духовных состояний, на уровне существенных состояний понимания содержания предмета, на уровне непосредственных практических образовательных действий. Каждому уровню соответствует своя система методов или условий. На высшем уровне действует бытийственная система условий. Это некоторая реальность, освещающая жизнь как устойчивый свет, подразумевающий человеческую устремленность. Этому уровню присуще простраивание взрослой жизни, пробуждение вселенских откровений. Этот уровень, без сомнения, возникает в детстве и открывает поток. Открытые в особых образовательных условиях, они подсказывают взрослому человеку короткий путь к вдохновению, к вечному восторгу жизни, заимствовать который можно лишь из всеобщей субстанции бытия. Этот уровень никак не связан с жизнью. Вернее, он связан с нею опосредованно, через символы и знаки существенного опыта человека. Озаренные откровениями высшего порядка, они способствуют пониманию непосредственной жизни. Громады, исполины духа, охватывающие жизнь в целом, отрицая обычную существенную жизнь, придают ей характер мышления, у которого есть будущее. Для этого в технологии действуют образные методы, связывая обучение с высшими бытийственно-духовными уровнями сознания детей. Существенный уровень мышления, направленный на внешнее, на причинно-следственные связи мира, вне себя ближе к истине, если он подпитан светом высших откровений сознания. Это методы мыслительного концентра, смыслового переживания, событийно-волевого конфликта. Только испытав переживание целостного, космического, бытийственного, человек способен на существенном уровне конструировать, моделировать, проектировать. Здесь предметы всего мира и их связи представлены и отражены в мире человеческого сознания. Наконец, еще существует непосредственный мир практического детского сознания. Это своеобразный результат существенно-предметного, где открытые и осмысленные пережитые конструкты, модели и проекты вторгаются в непосредственную жизнь и возвращаются в сознание завершенными устойчивыми структурами. Это методы практического событийно-волевого конфликта, практического мыслительного концентра, практического смыслового переживания. Подчеркнем, что на предметном уровне пробуждаются лишь квази-состояния. Настоящие же состояния возникали ранее в условиях природы, мифа, искусства. Здесь, в образовании, это всего лишь помощь, условие, способствующее переводу чистого состояния сознания в практику реальной жизни для окончательного синтеза феноменов с предметными структурами реального мира. Однако для того, чтобы более подробно осветить инвариантные педагогические структуры методов технологии, необходимо сравнить их с существующими в традиционной методике методами обучения истории. Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе учения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях. Глава 1. Традиционные методы исторического образования. В обучении истории дидакты и методисты чаще всего характеризуют методы по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и по степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся. Дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификации медов с учетом уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Приведем их в сравнении.
Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. К ним относятся два первых метода из введенной таблицы. Все остальные методы — продуктивные. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся, которая может проходить в трех направлениях: 1) включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках); 2) раскрытие учителем познавательного процесса при доказательстве или изложении конкретных положений; 3) организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов). Объяснительно-иллюстративный метод обучения Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т.д.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний, — слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения. Репродуктивный метод обучения Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и, вместе с тем, для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют — решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы, работают по инструкции на станке, воспроизводят химический и физический опыты. От того, насколько трудно задание, от способностей ученика зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками ученик должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует нескольких лет, чтению — гораздо меньше времени. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Итак, воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком метода, названного репродуктивным. Само название характеризует деятельность только ученика, но по описанию метода видно, что он предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. Проблемное изложение Суть проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода состоит в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, «эмбриологию знания», а учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Проблемное изложение может строиться на материале из истории науки или путем доказательного раскрытия современного способа решения поставленной проблемы. Учитель ставит проблему, разъясняет гипотезы, строит мысленный эксперимент, делает выводы из различных его вариантов, обнажает шаг за шагом пути и логику движения к возможному решению проблемы. Ученики же следят за логикой пути к решению, контролируют правдоподобность предложенных гипотез, корректность выводов, убедительность доказательств. И пусть первоначально дело сведется к тому, что они только усомнятся, не почувствуют уверенности в выводах, но постепенно, благодаря сочетанию проблемного изложения с самостоятельным решением проблем, они смогут свои сомнения мотивировать, оспорить вывод, а может быть, и построить собственную логику суждений. Непосредственный результат проблемного изложения — усвоение способа и логики решения данной проблемы или данного типа проблем, но еще без умения применять их самостоятельно. Поэтому для проблемного изложения учителем могут быть отобраны проблемы более сложные, чем те, которые посильны самостоятельному решению учащихся. Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем — сделать выводы из представленных фактов; в четвертом — высказать предположение; в пятом — построить план его проверки и т.д. Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи. Третьим вариантом служит построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска. Этот метод, в частности его первый вариант, очень часто встречается в практике обучения, поэтому приводятся примеры лишь последних двух. Исследовательский метод обучения Для полноценного усвоения опыта творческой деятельности и одновременно усвоения знаний и умений на третьем уровне необходим давно применяющийся в педагогической практике исследовательский метод. На современном этапе развития школы сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно. Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, Во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой; новые они только для школьников. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности. Такую роль играют исследовательские задания по всем предметам. Вместе с тем такая работа обеспечит овладение умением планировать эксперимент: осознать проблему, выдвинуть гипотезу, построить план ее проверки, проверить убедительность полученных выводов, в случае необходимости поставить новую проблему и т.д. Иными словами, учащиеся овладевают элементами научного познания, в данном случае — планированием экспериментального исследования. Здесь очевидно, что конфликт между знанием и незнанием — это, конечно, «интеллектуальное затруднение». Оно рождается вне детского сознания. Его разрешение осуществляется не через обращенность во внутренний личностный конфликт школьника как частички человечества, а конкретно по поводу чужого ему явления или персоны. Будущность концепции всеединства и абстрактное сознание сегодняшнего человека, уже отставшего и явно одномерного, не несущего в себе ни прошлого, ни будущего, а догматично представляющего только настоящее, и есть стержень этого конфликта. Новое поколение школьников решает проблемную задачу совсем не для истории, а для простраивания собственного пути жизни. Чистый поток его жизненного опыта, данный ему априори и приобретенный, как ни странно, более идеален и целостен и имеет более тесное отношение к всеединству человечества. Только по этой причине маленький человек способен к конструированию, моделированию и проектированию. Стихия прошлого исторического опыта в понятиях и событиях, к тому же лишенного концептуальности, «наталкивается» на целостную тотальную тенденцию детского потока жизни, посменно этот поток приводит хаос истории в порядок. Человек нового, рождающегося в муках всеединства человечества, в образе России обращен своим ретроспективным взглядом к моментам «взлета» русского всеединства в прошлом, его мироотношение имеет тенденцию к тотальной целостности своего бытия и потому он способен понять мир только сквозь призму присущего ему «гештальтного сознания». Он действительно способен к пониманию тогда, когда его сознание включено в работу всей совокупностью процессов. Школьник нового поколения предчувствует движение СНГ к образу всеединства, он способен увидеть свою Родину как зеркало человечества, более того, его обновленное сознание способно созерцать это человечество как одну тотальную персону, поддерживающую земной шар на своих ладонях, а следовательно, его призвание состоит в самостоятельном простраивании мировых явлений, процессов и событий. Глава 2. Модульные методы исторического образования. 2.1. Образные методы исторического образования. Вся совокупность методов, объединенных образным содержанием, имеет инвариантную структуру. Эта структура при любой содержательной наполненности должна отвечать следующим критериям: Рождение образа опирается на тенденции детского сознания, обращению к символике жизни. Метод образа нацелен на пробуждение, поддержку и интеграцию высших состояний детского сознания, и потому его содержанием является символ. Задача состоит в том, чтобы с помощью инвариантной структуры создать условия для восхождения детских символических тенденций до уровня символов, отражающих опыт вечного, вселенского, космического. А от них – к условиям, в которых школьник творит символы. То есть опыт индивидуально-личностной символизации соотносится с символическим опытом человечества. Образные методы охватывают урок в целом и работают во всех комплексах. С него начинаются все типы уроков и им завершаются. Пробужденное началом метода детское сознание творит новую символику. Структура условий образного метода имеет четыре этапа. Этап первый — это актуализация детского стихийного символического опыта. Этап второй — это тотальный всеобщий взгляд на многообразную судьбу эпохи, культуры и человека. Этап третий — это персонифицированное представление судьбы личности данной эпохи, соотнесение с судьбой1 современного человека. Этап четвертый — это самостоятельное творение новых символов — эпос, лирика, мистика, драма. В результате определены четыре этапа условий, в которых синкретизм двух начал символического опыта детского и исторического вводится на втором этапе в абсолютизацию тотального символического и многообразного представления, а затем категорично противопоставляется персонифицированному взгляду на судьбу эпохи и личности. Альтернатива достаточно остра и на этом уровне неразрешима. Скрытая позиция учителя заключена здесь именно в остроте конфликта, к разрешению которого конвергируют, то есть идут друг другу навстречу стороны конфликта, отраженные в детском сознании. Причем здесь необходимо понимать, что сближение осуществляется именно в сознании детей. Однако предоставление им абсолютной свободы, то есть возможности самостоятельно, вне всяких условий творить новые символы, может увести детей от действительного синтеза альтернатив. По этой причине четвертый этап метода призван создать такого рода педагогические условия, в которых дети через представленные «коридоры» сумеют сблизить тотальное и личностное в собственном творческом сознании: в поэзии, драме, мистике, музыке, рисунке, лепке и т.д. Однако это все предложено последним, четвертым этапом условия. Для учителя-практика очень важно понять, что уроки любого типа во всех комплексах личностно-значимой темы имеют мотивационно-образный первоначальный микромодуль, построенный в структуре образного метода, и потому далее мы покажем его функционирование в комплексе опережающего представления, в комплексе «история», в комплексе «персонификация», в комплексе «актуализация», в комплексе «рефлексия». Образные методы в модульных комплексах личностно-значимой темы Образный символический метод в комплексе «опережающего представления» Надо заметить, что все образные методы по содержанию символичны, то есть обращены к пробуждению, поддержке и идентификации детской духовности в самостоятельном творческом действии. Откровения такого рода достигаются при опоре на истоки бытия, заполняемого символами. Отделение этого метода в качестве особой структуры лишь подчеркивает открытие нового символического пространства в истории и детском сознании. Главное — это объединить урок творческим пафосом эпохальности. Структура метода, согласно инварианту, представлена четырьмя этапами, содержание которых имеет свои особенности. Этап первый. Представляет собой условия, в которых детские стихийные, символические переживания восходят на уровень ведущих символов эпохи. Школьники посредством открытия главного символа исторического явления, представленного в предметной теме, который появляется в их сознании только в условиях обращенности к собственному бытийственно-символическому опыту, в одно мгновение охватывают не содержание, а дух целостного явления, естественно, через открытие этой направленности в себе. Здесь важно найти ту актуальную деталь, которая несет в себе контекст всеобщего, вечного, целостного. С ее помощью можно нечто распознать в будущем, связать это с прошлым и настоящим. Этап второй. В нем осуществляется восхождение детских стихийных символических представлений на уровень тотального целостного видения эпохи с помощью фантастических полетов, снов, воображаемых путешествий. Тотальное целостное видение, с одной стороны, едино, а с другой — многообразно. Многообразие с позиции целого: учитель предлагает совершить полет на ковре-самолете. Изображение его появляется на слайде. Звучит музыка с шумом ветра, полет начинается. В детском фантастическом восприятии возникают символы эпохи. Этап третий. Это создание условий, в которых персонифицируется взгляд на судьбу эпохи посредством диалога исторической личности и личности школьника. Здесь важно обратиться к стихийным ситуадеям детской жизни, которые напоминают пограничную. Жизнь и смерть, вина и невиновность — этот конфликт сначала находят в жизни ребенка, и только в этом случае у него возникает возможность взглянуть на судьбу исторических персон, символически определяющих эпоху. Этап четвертый. Представляет собой создание условий, в которых дети самостоятельно творят свои эпохальные исторические символы, поэтический эпос, рисунки, музыку и т.д. В методе образного представления не настоящий эпос, но это явно эпохальная фантазия учителя, открывающая в детском сознании основополагающий конфликт жизни. Методы исторического образа в комплексе «история» Метод интеллектуально-исторического образа Образно-интеллектуальный метод — это создание таких условий для саморазвития детского сознания, в которых пробуждаются, поддерживаются и действенно интегрируются интеллектуально-эвристические откровения детей. Метод интеллектуально-исторического образа имеет самостоятельное пространство, но обращен своим влиянием на урок исторического мышления. Образное содержание метода представляется символическим характером пограничных ситуаций, являющимся лейтмотивом урока и выраженным интригующим сюжетом. Глубинный конфликт между жизнью и смертью, виной и невиновностью, предательством и самопожертвованием пробуждает мыслительные откровения. Метод наполняет урок интеллектуальной энергией, поддерживает ее и создает условия для завершения урока действенно-художественным творением, в котором дети выражают свое видение разрешения глубинного конфликта. Использование в данном случае ситуации, открывающей высшие уровни интеллектуальности, оправдано только тем, что по форме интеллектуальный образ очень напоминает действительно пограничную ситуацию, посредством которой человек способен дотронуться до мыслительно-чистого состояния. Однако в условиях урока это все-таки, квазисостояние, то есть как будто бы состояние, возникающее как воспоминание в действительных откровениях, созерцательных путешествиях, в горах, лесу и на равнине. Чтобы представить механизм метода, необходимо представить его в четырех этапах. По существу, движение метода — это движение сюжетной интриги. Она возникает в начале урока, она возобновляется в начале воспоминания, она поддерживается перед изучением нового материала, и, наконец, в завершении урока учитель вместе с_детьми заново возвращается и разрешает, но уже творчески, интригу всего урока. Этап первый — интрига всего урока. Этап второй — интрига воспоминания. Этап третий — интрига нового мышления. Этап четвертый — интрига для творческого самостоятельного разрешения конфликта. Метод исторического смыслового образа Как отрыть действительный смысл исторического явления? Действительный смысл исторического явления не существует как отдельный, он имеет отношение к духу целостной эпохи, охватывая ее прошлое, настоящее и будущее. Европейский рационализм, восточная чувственность, русская серединность... Как открыть эти представления в детском сознании, ведь по существу данное определение смыслов жизни Европы, Востока, России почти не уловимо? Здесь нужны особые образовательные условия и, естественно, к ним система средств, чтобы смысл жизни средневекового города, его ритм и страсти были найдены в современном сознании горожанина. Прикосновение к этому не исчезающему источнику жизни, ее смыслу жизни, рожденному в родном ландшафте в борьбе за существование и выживание, во всеохватывающем через столетие единстве государственности, социальных построений, культур. Все это, казалось бы, разделенное жизненными формами абсолютно взаимопроникнуто и почти не доступно разумению, а если и доступно, то только после переживания этого мощного потока жизни, именуемого коллективным сознанием, определяющего действительные смыслы проживания человечества на Земле. Этот вечный двигатель едва уловимого смысла и есть свет, путь и надежда любого народа. Определить его научными понятиями невозможно; это скорее всего приведет к уничтожению смысла... И только художественно-образная основа мифа, искусства, впитавших небесное и земное, способна открыть человеку тайну его же жизни. Наиболее приближена к бытийственным основам исторического смысла музыка. В ее ритмах и страстности самовыражения схвачены и обобщены ментальные откровения человеческого существования, глубинные основы исторических явлений. Поэтому метод образа исторического смысла, действуя в виртуальной схеме, начинается с музыкального фрагмента, который и является содержательной основой смыслового настроения исторического явления. Основные этапы этого метода таковы. Этап I: 1) прослушивание детьми музыкального фрагмента; 2) детские суждения об ассоциативных впечатлениях от музыки; 3) учитель высказывает свои ассоциативные суждения; 4) действительное определение названия музыкального фрагмента. Этап II. На фоне музыки в классе возникают изображения (слайды, видео) ландшафта, людей, быта и т.д. Этап III. Словесное художественное представление смысла на фоне музыки и видеоряда. Этап IV. Приглашение детей к творческому выражению своих впечатлений в художественном слове, рисованию на фоне музыки. Метод событийно-исторического образа Сегодня много говорят о продуктивных способах образования. И как обычно, что естественно для всякого начала, сводят все только к созданию продукта, вокруг которого строится образование. Однако путь к продукту имеет ряд предэтапов, игнорировать которые ни в коем случае нельзя, так как создание продукта школьниками получит всего лишь узкопрактическую, стереотипную направленность. Человек должен создавать, творить свою продукцию из себя, т.е. из открытых в своем сознании представлений, мыслительных откровений, переживаний смысла... Открытые пробужденные состояния человеческого сознания в своем практическом выражении, в своем инобытии и есть продукт... Только при таком подходе «продукт» будет отражать гармонию человеческого сознания, которое в свою очередь несет в себе гармонию Земли и Космоса. Образование только продуктивное — это тупиковое направление. Именно поэтому метод событийно-исторического образа выступает среди других образных методов в личностно-значимом комплексе «история» последним. Это объясняется тем, что уже показанный метод образного представления создает условия для открытия детских опережающих представлений о теме в целом. Метод историко-интеллектуального образа создает возможность для восхождения к чистым состояниям мышления, метод историко-смыслового образа — к переживанию смыслов исторических явлений, и как только все показанные состояния актуализированы, ребенок готов к открытию в себе энергии поступка, действия и чаще всего — к изготовлению предмета его сознания. Вот эту энергию человеческого действия и пробуждает метод событийно-исторического образа. Данный метод — это такое же виртуальное построение, как и вся система образных методов. Началом здесь является некоторая синкретичная неразвитая точка конфликта события, которая далее доходит до альтернативного проявления сторон конфликта и наконец создает условия для творческого полезного действия. Начальная синкретичная точка методов может быть действенным заданием. Семиклассница пишет письмо ученику десятого класса с просьбой разобраться в сложностях эпохи Ивана IV. Письмо зачитывается перед началом семинара в десятом классе. В нем представлено неразвитое единство понятийного, а следовательно, интеллектуально-мыслительного и смысло-символического, а значит — основы для переживания. Такова образная, мотивационно-деятельностная основа будущего урока. Суть семинара — в продуктивном ответе на письмо семиклассницы в конце урока. Но здесь главное не сам семинар, он развивается по собственным образовательным структурам, здесь главное — действенный образ письма, который является лейтмотивом всего урока. Этап I: 1) чтение письма, задание вначале семинара; 2) попытки ответов десятиклассников на вопросы письма; 3) учитель выдвигает свою версию ответов; 4) письмо становится главным заданием в работе семинара. Этап II. Учитель заново в течение семинара обращается к классу с предложением ответить на понятийно-логическое задание-письмо. Этап III. Учитель на следующем этапе семинара обращается заново к письму с просьбой выразить свое отношение к его смысловому аспекту. Этап IV. (Завершение семинара). Написание микрогруппами десятого класса ответа на письмо семиклассницы. Здесь, как видно, «письмо» является лейтмотивом урока и представляет собой продуктивно действенный образ интеллектуального события, который по своему содержанию является самостоятельным осмыслением детьми эпохи Ивана IV. 2.2. Методы существенного мышления, переживания и действия Показанные системы методов — это особые структуры, которые создают условия для пробуждения, поддержки и творческого выражения высшего квазитрансцендентного уровня детского сознания. Высший уровень сознания для того и дан ребенку, чтобы, будучи открытым, пробужденным, оказывать влияние на уровни более низкого порядка. Высший уровень — это уровень человеческого существования. Его пребывание в жизни и есть влияние. Духовным влиянием живет трансценденция, духовным влиянием питает себя. Без этих состояний человек отрывается от собственной судьбы и перестает ощущать направленность жизни. Пробужденная к жизни трансценденция находится над жизнью, но она призвана способствовать работе существенного уровня детского сознания. Итак, методы создания образов обращены к внутренним, глубинным уровням детского сознания. Методы существенного мышления, переживания и действия организуют коридоры, по которым потоки сознания устремляются к внешним вещам, явлениям, событиям, для открытия их сущности. На уровне существенного действуют три группы методов: методы существенного мышления, методы существенного переживания, методы существенного действия. Названные так, они лишь подчеркивают смысл работы метода. Методы существенного мышления, переживания и действия в комплексе «опережающего представления» Методы существенного мышления (метод концентра) Понятно, что они направлены на создание условий, в которых наиболее эффективно осуществляется саморазвитие мышления школьников. Так как метод обращен к осмыслению явлений непосредственной жизни, то, естественно, его содержательной основой являются уже не символы духовной жизни, а знаки, обобщающие явления жизни. Знак, выражающий явление, отражает его сущность. Например каравелла —знак географических открытий, мешок — знак накопления, паровоз —как знак сталинской модернизации, архитектурная постройка определенного времени может быть знаком государства и т.д. Такого же рода знак представляет своеобразный центр исторического явления. Он — форма, чреватая содержанием истории, форма знака, наполняемая содержанием исторической темы, и есть механизм метода, создающего условия для саморазвития мышления детей. Знак — центр, опора, стимул к мыслительной работе сознания, и по этой причине метод существенного мышления получил в технологии название «метод мыслительного концентра». Метод концентра — это такая содержательная методическая структура, которая создает условие для открытия, поддержки, проявления и завершения мыслительных актов детского сознания. Метод концентра действует в комплексе «опережающего представления», организует воспоминания, изучение нового материала и действенное обобщение в комплексе «история», создает условия для понимания смыслов истории культуры и жизни в комплексе «персонификация». А также способствует конструированию, моделированию и проектированию, непосредственной жизни в комплексе «актуализация», является рациональной этической основой комплекса «рефлексия». Метод функционирует в шести этапах. Этап первый — представление целостного знака исторического явления. Этап второй — представление знака явления в качестве ассоциативной схемы (концентр). Этап третий — самостоятельное, при помощи учителя вскрытие сущности ассоциативной схемы детьми. Этап четвертый — представление логического концентра явления. Этап пятый — существенное самостоятельное детское понимание понятийной схемы. Этап шестой — самостоятельное определение сущности явления в тексте целостного знака. Метод опережающего мыслительного концентра Данный метод существенного мышления в форме концентра используется в рациональном комплексе уроков опережающего представления. Здесь, с помощью структуры, метода сознание детей пробуждается, поддерживается и существенно результируется определенно оформленное, понятийно-схематичное представление о сущности исторического явления, соотнесенного с личностно-значимой темой. Метод, согласно инварианту, развивается в шести этапах. Этап первый — знак, олицетворяющий будущее длительное пространство темы в целом, — лестница, дорога, станция на этой дороге и т.д. Актуальное ассоциативное представление знака как схемы. Лестница становится ступенями таблицы. Этап третий — самостоятельное обобщение и определение сущности схемы детьми. Этап четвертый — логическая схема будущей темы. Этап пятый — существенное самостоятельное обобщение деть логической схемы. Этап шестой — интеллектуальное действенное существенное обобщение знака в целом. Таким образом, метод концентра — это создание условий для саморазвития существенного мышления детей, которое, несмотря на абстрактную форму первоначального знака, наполняется содержанием детских суждений и умозаключений. В результате у детей появляется самостоятельное, опережающее существенное видение учебной, личностно-значимой темы в целом. Метод существенного опережающего переживания (метод опережающего «керна») Функционирование данного метода в уроке образного представления уже предполагает некоторое опережающее переживание. Ведь все методы данного урока нацелены на пробуждение в детском сознании будущих представлений о символах и знаках темы. Следовательно, метод опережающего «керна» призван создать условия для некоторого переживания сущности всей будущей темы. Первый уровень — сравнительная детализация, актуальная деталь, событие, историческая деталь. Второй уровень — сравнительное осмысление идеалов этого тождества. Третий уровень — переживание тождества в условиях триединства средств — поэзия, живопись, музыка. Видно, как метод опережающего смыслового переживания своим механизмом «керна» создает условия для его возникновения в сознании ребенка, решая тем самым задачу создания смыслового опережающего представления всей личностно-значимой темы. Метод опережающего событийно-волевого конфликта В качестве примера представляется метод опережающего событийно-волевого конфликта в уроке-образе по теме: «Великая Отечественная война», где в конфликте выступают современное представление детей о войне и Сталинское его понимание. Метод действует в микромодуле самостоятельного действия в уроке образного представления. По правилам этого урока, формула микромодуля — это встреча с персоной истории. Эта встреча развивается в структурных условиях метода событийно-волевого конфликта. Этап первый. Общая характеристика субъектов будущего конфликта. Это, собственно, дети IX класса, их характеристика и гости — И. Сталин и его секретарь Поскребышев. Две персоны для того, чтобы менять темпо-ритм урока. Сталин — умеренный, спокойный, несущий образ вождя. Поскребышев — быстрый, четкий, динамичный. И. Сталин - учитель приветствует всех и приглашает к истинному диалогу. Этап второй. И. Сталин ставит проблемные вопросы по войне в 1елом. Дети отвечают, а Сталин делает свои комментарии. Этап третий. И. Сталин выступает перед детьми, излагая свое представление о сущности каждого этапа и войны в целом с 1941 по 1945 г. Возникает конфликт двух способов осмысления войны, двух способов мироотношений. Этап четвертый. Непримиримость двух позиций осуществляется примирением с помощью тайного гостя, который приглашен на урок. Это профессор истории, который примиряет враждующие стороны, вскрывая сущность исторического явления. Глава 3. Урок. Тема: «Крещение Руси» - Здравствуйте ребята! У меня к вам такой вопрос – кто из вас смотрел вестерны? А кто в детстве играл в индейцев? Хорошо! Как вы знаете одним из видов оружия у индейцев были луки стрелы. Вы только представьте – одна стрела, это одна человеческая жизнь. Но я сейчас хочу рассказать вам одну историю. О стреле, которая не только не принесла смерти своим полетом, но даже изменила жизнь целого государства и народа живущего в нем. - И так, это было в далекие, далекие времена, когда наше государство называлось Русью, а люди живущие в нем руссами или русичами. Они поклонялись языческим богам. И правил в ту пору великий князь Владимир. И вот однажды, после договора, нарушенного византийским императором Василием II. По условию которого, взамен помощи, оказанной князем со своей дружиной он обещал отдать в жены Владимиру свою сестру Анну, но не сдержал слова обещанного. Князь Владимир со своей дружиной направился в греческие земли дабы восстановить справедливость. Он подошел к одному из прекраснейших городов Византии, и взял его в осаду. Этот город назывался Херсонесом. Дни сменялись ночами, время шло, а город не сдавался. И на какие хитрости не шел князь, народ греческий отвечал хитростью. И взмолился тогда князь, и дал обет, что если город сдастся, то сам Владимир крестится и крестит народ свой. И вот, одним прекрасным утром. Со стен осажденного Херсонеса была выпущена стрела, направленная в стан княжеский. И воткнулась стрела рядом с ногой княжеской. А к стреле той было послание привязано. - И сегодня на урок я принес ту самую стрелу с посланием. Но что именно в послание мы с вами узнаем в конце урока (демонстрация стрелы с посланием). А теперь давайте запишем тему сегодняшнего урока – «Крещение Руси». Прежде чем перейти к новой теме, я хотел бы проверить, как вы усвоили предыдущий материал. - Назовите, пожалуйста, автора «Повести временных лет» (монах Нестор) - В своей повести Нестор рассказал нам о происхождении славян, о нашествиях кочевников, об образовании первых славянских княжествах. А как вы думаете, почему возникла необходимость объединения разрозненных племен в княжества? (легче отражать нападения врагов) - Хорошо! А кто основал первую династию киевских князей на Руси? (Рюрик) После гибели Святослава, на киевский княжеский престол взошел Владимир. Период его правления мы можем разделить на 2 этапа: языческий и христианский. Ответь те пожалуйста, - что такое «язычество»? (вера во множество богов) Хорошо, а почему люди поклонялись большому количеству богов? (не могли объяснить силы природы) Единства вероисповедания у древних славян не было. Каждое племя поклонялось своим богам. Владимир сделал попытку свести верования различных племен воедино. Начал он с того, что в Киеве возле своего дворца соорудил место – пантеон богов. Но из этого ничего не вышло. Не удалось ему собрать воедино народ. И тогда князь решил поискать другую веру, подходящую для его народа, и сплотить разрозненные племена. Давайте попробуем выяснить причины его поступка (на доску вешается плакат с изображением стрелы). Дети давайте зарисуем эту стрелу себе в тетрадь. Как вы видите, она состоит из трех частей, и мы выведем три основных принципа, которыми руководствовался Владимир. И так, оперении стрелы играет очень большую роль в управлении полетом. И для страны в то время необходимо было управление. И как князь думал, - «Один бог, один князь». Давайте запишем это высказывание напротив оперения стрелы. Теперь основание стрелы, также не мало важно. Оно символизирует стержень, вокруг которого князь хотел объединить все племена. Запишите напротив основания – объединение славянских племен. И теперь наконечник стрелы. Он является указателем политической стороны решения князя. А именно, оно было направлено на улучшение взаимоотношений с соседствующими государствами, которые на тот момент уже отказались от язычества. Напротив наконечника запишите – взаимоотношения с соседними государствами. А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал. Каким был первый шаг Владимира к объединению славянских племен? (создание пантеона богов) Хорошо. Назовите три причины стремления князя к принятию другой веры? («Один бог, один князь», объединение племен, взаимоотношения с соседскими государствами.) Мы хорошо потрудились за урок. А теперь давайте вернемся к истории о стреле, и узнаем, что же было в послании. «Отмерь от городских ворот полных 135 шагов к юго-востоку, и ты подойдёшь к камню. Под этим камнем проходит в город единственный водовод. Если отвести воду в сторону, город останется без воды и вынужден будет сдаться». Так и учинили русичи. Они перекрыли водовод и вынудили осажденных сдаться. Греки попросили князя сохранить им жизнь, свободу и имущество. И Владимир пообещал им это. Распахнулись городские ворота Херсонеса. Граждане вышли с хлебом и солью встречать великого князя и его славных ратников. И начался при во славу войска русского, во имя мира между русскими и греками. А императору Василию II были посланы гонцы с известием о взятии Херсонеса. И император прислал послов и свою сестру княжну Анну. В этом же городе князь Владимир крестился и обвенчался с Анной. А когда Владимир возвращался, с ним отправились греческие учителя, священники, художники, ремесленники – все кто пожелал жить в далекой северной стране, в стольном граде Киеве. По возвращению на Русь, князь сдержал свое слово и крестил всю Русь. Заключение. Рассмотрев и сравнив «Традиционные методы» и «Методы модульной технологии» мы прейдем к выводу, что «Традиционные методы» направлены на усвоение знаний, умений и навыков у учащихся. А «Методы модульной технологии» в свою очередь к духовно- нравственному воспитанию, к внутренним смыслам личности. Их цель пробуждать глубинное состояние ребенка для того, чтобы обратиться к действительным смыслам истории. «Смыслы нельзя понять, их можно только пережить» В. Франкл. Таким образом «Традиционные методы» направлены на знания, а «Методы модульной технологии» на творчество. Список литературы: Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования; учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. |