Главная страница

Методы социально-психологического управления. курсовая 28. Методы социальнопсихологического управления


Скачать 75.29 Kb.
НазваниеМетоды социальнопсихологического управления
АнкорМетоды социально-психологического управления
Дата25.05.2021
Размер75.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая 28.docx
ТипКурсовая
#209808
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

1.3. Направления исследований социальных проблем молодежи и пути их решения


Теоретические и прикладные исследования социальных проблем молодежи - одно из наиболее активно развиваемых направлений в современной науке. До конца 19 века проблемы молодежи рассматривались косвенно, через проблемы личностного развития, воспитания гражданина исторически определенного общества, которое нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии Возрождения, современности и западной философии 17-го и 18-го веков.

В 20 веке было несколько научных школ, которые в той или иной степени изучали проблемы молодежи и пытались объяснить противоречивые особенности сознания и поведения молодого поколения.9

Наиболее представительными из них являются: психоаналитическая школа (З. Фрейд. Э. Эриксон) – изучение проблем молодежи с учетом возраста и особенностей присущих им психических параметров личности; структурно-функционалистская школа (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) - анализ состояния и поведения молодежи в системном ключе, в тесной связи с окружающей действительностью; культурологическая школа (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) П. Бергер, Т. Лукман) - различные проявления сознания и поведения молодых людей рассматриваются с точки зрения феноменологии человеческой культуры.

Первые попытки определить молодежь как социальную группу, изучить ее проблемы и ценностные ориентации были предприняты в нашей стране во второй половине 20-х годов XX века. Психологи и педагоги А. Залкинд, В. Мясищев, М. Рубинштейн обратились к изучению проблем подрастающего поколения.

В 60-е годы все активнее начинают проводиться массовые и исследования социальных проблем молодежи (А. Г. Здравомыслов, Н. И. Кролик, С. Д. Николаев, С. Х. Иконникова). Ученые акцентируют внимание на изучении роли и места молодежи в современном мире, анализе интересов и потребностей, ценностных ориентаций и социальных ожиданий различных категорий подрастающего поколения в сферах работы, учебы и досуга.

В нашей стране изучение молодежи охватывает четыре основных направления:

    • антропологическое (психологическая или социально-психологическая) – в ее основе лежит концепция личности, сознания и поведения, детерминированная возрастом, опосредованная изменениями и комплексная психоаналитическими, а также защитные психологические механизмы (А. Петровский, Д. Льконин, Л. Божович);

    • структурно-функциональное – сформировавшееся в 70-е годы 20 века на основе социальной потребности в структурном (системном) анализе молодежи и ее сложных и противоречивых отношений с окружающей действительностью (В. Чупров, Ю. Зубок, Е. Слуцкий);

    • субъективистское – исследует сложный мир молодежи через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы к действию), которые отражаются в определенных типах культуры (С. Дриди, С. Иконникова, С. Лисовский);

    • интегративное (ювенальный) – исследует проявления сознания молодежи и ее поведение в сложных взаимоотношениях с окружающим миром. (Е.Воронова, В.Келасьев, Г.Курганова).10

Таким образом, в значительном числе работ, появившихся в 20-е годы прошлого века, наибольшее внимание уделялось проблемам труда и воспитания молодежи. Интерес к трудовой активности молодежи объяснялся потребностью преодолеть техническую отсталость производства, низкую культуру труда, дезорганизацию производства.

Выводы по главе.


Специфика социальных проблем молодежи состоит в том, что в своем стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что, несомненно, приводит к конфликтам. Преодоление этих конфликтных ситуаций может идти по пути интеграции молодежи в общественные структуры, либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения ее отдельных групп.

2. Социологическое исследование проблем молодежи (методом нарративного интервью)

2.1. Характеристика метода нарративного интервью


Нарративное интервью – метод социологического исследования, основанный на рассказе респондента в ответ на открытый вопрос интервьюера.

Одним из важных теоретических условий повествовательного интервью является то, что каждый человек в повседневной жизни обладает интуитивной компетентностью в отношении правил построения истории (касается ли она конкретного случая или целой жизни). Одной из основных задач повествовательной методологии является уточнение элементов этого навыка.

Еще одна важная предпосылка заключается в том, что рассказчик воспроизводит историю событий своей жизни в том виде, в каком они были пережиты им, то есть жизненный опыт воспроизводится в зависимости от того, насколько он имеет отношение к самому рассказчику. Начав говорить о своем жизненном пути, человек подчиняется динамике повествовательного процесса и менее сосредоточен на возможностях самопрезентации в связи с текущей ситуацией интервью.

Цель нарративного анализа, как и в других качественных исследованиях, часто проясняется, когда мы слышим или читаем то, что говорят респонденты. Таким образом, изучение повествований становится совместной деятельностью аналитика и рассказчика: ведь в процессе взаимодействия этих предметов меняются и сами аналитические идеи.

Структурный подход-это модель анализа, которая может быть применена в самом начале процесса интерпретации. Повествования, по его версии, обладают формальными свойствами, каждое из которых функционально.11

Е.Ю. Рождественская выделяет простой и полный нарратив как основу для социологического интервью. «Простое «повествование» может быть представлено простейшей схемой: состояние – событие – состояние. Событие является ядром повествования, вокруг которого строится история. Событие выводит человека из статики состояния, представляет собой поле возможностей, в котором строится идентичность. Центральная часть разрушает статус-кво, будучи формой трансгрессии, организует беспорядок события в стилизованную культурную форму повествования. Третья часть-это возвращение к статике, но на другой уровень или качество, своего рода эпилог, который заканчивается историей. Ядро повествования, его средняя часть-это переходная фаза, проявления возможностей, в которых индивид получает опыт самореализации. Ведь процесс самореализации-это всего лишь специфический процесс отказа от определенных возможностей, которые в ситуации в пользу других реализуются.12

«Полный» нарратив включает шесть общих элементов: тезисы «Т» (краткое изложение существа дела), ориентацию «ОС» (время, место, ситуация, участники), комплекс действий «КД» (последовательность событий), оценку «О» (значимость и смысл действия, отношение рассказчика к этому действию), резолюцию «Р» (что случалось в конце концов) и код «К» (возврат к настоящему времени). 13

Согласно этому подходу, который на первый взгляд относится к традиции структурализма, задача исследования-определить не только, где начинается и заканчивается повествование, но и какова роль слушателя (или вопросов) в его создании. Слушая речевые знаки начала и конца повествования, можно выделить относительно простые повествования. После того, как границы сегмента повествования выбраны, вы можете переписать повествование, пронумеровав строки.

Основная цель повествования - не артикуляция индивида, а установление связи между этими двумя полюсами. События, описываемые рассказчиком, - это этапы жизненного опыта, посредством которых субъект развивает диалектику тождества и различия, отчуждения и участия. Вот почему анализ повествований является методологически центральным звеном в изучении проблемы Ин-культуры, вхождения в культуру, бытия в культуру, жизни в культуре, позволяющим нам соединить полюс индивидуального опыта бытия-носителя культуры, с одной стороны, и Полюс институциональных смысловых слоев,

Можно сказать, что Логика смысла жизни, построенного в повествованиях, связана вокруг этой живой, подвижной, реляционной точки отсчета, где силовые линии внутренней и внешней природы сходятся и переплетаются, сравниваются и противопоставляются, характеризуя поступки и личности для достижения самотипизации рассказчика. Любое повествование – это практика исключения-ведь мы рассказываем об исключительных событиях, хотя бы немного, но из ряда вон выходящих в нашей жизни.14

Логика исключения особенно ярко проявляется в историях тех, кто пережил серьезные потрясения, был свидетелем или участником экстремальных и экстремальных ситуаций, пережил ненормативные травматические переживания. Пересечение индивидуального и социального полюсов приводит к изменению идентичности в зависимости от степени интенсивности взаимодействия. Каждый раз, когда происходит значительное пересечение, человек смотрит на себя в зеркало, пока не забывает, что на самом деле у него совершенно другое лицо. Происходит трансформация вашего собственного образа и, конечно же, субъективного повествования обо всей жизни. Меняется понимание предыдущих периодов, одни события становятся незначительными, другие движутся вперед, приобретают новый смысл в многомерном мире человека, строится новое повествование.

Таким образом, повествовательное интервью позволяет всегда держать эти два слоя – индивидуальный и социальный – в центре внимания и рассматривать событие, передаваемое рассказчиком, не только как индивидуальное, актуальное только для его личной жизни, как опыт самотипирования, но и как частное проявление социально-типичного.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта