Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические рекомендации к проведению урока. Декоративная живопись.

  • Живопись с четко выделенным контуром.

  • Другие декоративные приемы

  • Основные педагогические задачи, которые решаются в процессе обучения

  • Подготовка учителя к уроку.

  • Класс

  • Задачи урока: учебные

  • Материал для учащихся

  • Список используемой литературы.

  • Методическая разработка «Декоративный натюрморт с физалисом». Методические рекомендации к проведению урока. Методическая разработка Декоративный натюрморт с физалисом


    Скачать 5.9 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка Декоративный натюрморт с физалисом
    АнкорМетодическая разработка «Декоративный натюрморт с физалисом
    Дата03.09.2022
    Размер5.9 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодические рекомендации к проведению урока.docx
    ТипМетодическая разработка
    #660583

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Детская художественная школа

    Методическая разработка

    «Декоративный натюрморт с физалисом»

    Разработчик - Морозова Екатерина Владимировна

    преподаватель высшей категории

    МБУ ДО ДХШ г. Волгодонска

    г. Волгодонск 2017 г.

    Методические рекомендации к проведению урока.

    Декоративная живопись.

    Существует распространенное мнение, что декоративные живописные стили не вписываются в академическую программу и противоречат основным живописным правилам. На самом деле, это глубокое заблуждение. Все методики и принципы декоративного стиля вытекают непосредственно из академической программы и являются дальнейшим ее развитием и непрекращающейся эволюцией всего академического искусства.

    Декоративное исполнение работы ставит множество других, более сложных, задач. Декоративная живопись предполагает глубокое изучение локального цвета, композиции цветовых пятен, поиск выразительных акцентов и эффектных пространственных решений.

    Существует несколько распространенных техник, хорошо зарекомендовавших себя на практике и в процессе обучения. Названия подобраны условно, так как в современной живописи не существует четкой, международной классификации стилей и единых названий.

    Живопись из лоскутов. Все цветовые сочетания в этой технологии изображаются в виде отдельных сегментов, подчеркивают структуру предметов и проявляющей их наиболее выразительные свойства. Часто используются чистые цвета и плоскостное отображение пространства.

    Живопись с четко выделенным контуром. Для усиления формы и цветовых соотношений используется так называемый «метод витража», когда все предметы и места преломления формы обводятся черными или темными линиями, создавая четкие абрисы и границы между цветами. Работы, выполненные в такой технике, получаются очень зрелищным и яркими.

    Другие декоративные приемы основаны на сочетаниях чистых цветов, различных видах изменения мазков, использовании мастихина, широких кистей и других инструментов. На наших занятиях живописью мы уделяем внимание декоративным натюрмортам, имеющим большое значение как при подготовке к поступлению в вуз, так и для занятий для собственного саморазвития и получения художественного образования.

    Педагогический опыт показывает, что, работая над декоративными натюрмортами, ученики проявляют максимальную прилежность, у каждого появляются собственные находки и приемы, которые впоследствии влияют на формирование индивидуального стиля, а художественные навыки, полученные в процессе обучения декоративной живописи, помогают в будущем справляться с собственными творческими задачами.

    Задание «декоративный натюрморт» позволит лучше понять и увидеть какие возможности предоставляет чистый цвет. Благодаря этим урокам можно попробовать смелые цветовые эксперименты, изобразительные манеры, которые не приемлемы в академическом натюрморте, попробовать найти собственный стиль и манеру. Это задание значительно расширит творческий кругозор и возможности детей.

    Основные педагогические задачи, которые решаются в процессе обучения:

    • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения; навыков самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности.

    • Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности.

    • Формирование духовной культуры, укрепление системы нравственных ценностей и обогащение эмоционально-чувственной сферы.

    • Приобретение учащимися практически значимых способов деятельности, умений и навыков, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе.

    Подготовка учителя к уроку.

    Теоретическая:

    • Углубление и систематизация знаний учителя по теме предстоящего урока.

    • Внедрение новых технологий  и инноваций, соответствующих типу и теме урока.

    • Адаптация материалов к уровню данного класса.

    • Обеспечение урока наглядными материалами и пособиями.

    Практическая:

    • Разработка формы и типа урока.

    • Составление плана урока.

    • Подготовка материального обеспечения урока с учетом дифференцированного подхода  к уровню знаний и умений учащихся.

    • Предварительный отбор и просмотр демонстрационных материалов, электронных пособий и т.д.

    • Организация рабочего пространства урока.

    Инструментарий, необходимый для теоретической подготовки к уроку:

    • Методические пособия и разработки  по предмету.

    • Электронные пособия,  мультимедийное обеспечение урока.

    Предложенные рекомендации по проведению урока позволят учителю конструировать свой вариант его проведения, ориентируясь на потребности учащихся конкретного класса, их возраст, уровень подготовленности.

    План – конспект урока по живописи.

    Тема урока: "Декоративный натюрморт с физалисом".


    Класс: 5 (12 - 13 лет)

    Предмет: Живопись

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    Вид урока: рисование с натуры.

    Количество часов на тему: 18.

    Техника исполнения: гуашь

    Цели урока:

    1. Развитие творческого воображения и умения преобразовать формы реального мира в декоративные.

    2. Творчески подойти к заданию и найти нестандартные решения декоративного изображения натюрморта.

    3. Обобщение знаний учащихся, создание цельного и гармоничного образа, от замысла к раскрытию содержания доступными выразительными средствами декоративной живописи.

    4. Воспитание аккуратности, внимательности, усидчивости; бережного и ответственного отношения к своей работе.

    Задачи урока:

    учебные:

    • Изображение предложенного натюрморта с использованием приемов стилизации и декорирования.

    •  Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов и приемов передачи эмоциональной составляющей работы, применяя наиболее выразительные средства.

    • Способствовать формированию знаний, умений и навыков учащихся, художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности.

    познавательные:

    • Активизировать знания прошлого опыта создания декоративной композиции.

    •  Освоение новых способов передачи эмоций через цвет и детали композиции.

    •  Закрепление знаний художественной деятельности, составление алгоритма выполнения работы, от замысла к изображению с использованием эффектов света, характера линий, мазков, тонового и цветового пятна;

    • Знакомство со способами художественно-эстетической оценки своей работы.

    Материал для учащихся: бумага, гуашевые краски, простой карандаш, ластик, палитра, баночка, кисти.

    Материал для учителя: репродукции работ художников, пособия по декоративному натюрморту.

    Содержание занятий:

    Итак, рассмотрим декоративное решение натюрморта. Ставим натюрморт, драпировки и предметы которого без орнамента и декора, у каждого конкретный, локальный цвет. Благодаря этому мы сможем наиболее точно определить тональные и цветовые отношения в работе. Основным является характер, силуэт предметов, их ритм, пропорции цветовых пятен, колорит.

    Выполнять работу будем гуашью. Именно эти краски обладают хорошей кроющей способностью.

    Занятие№1.

    Теоретическая часть:

    Натюрморт – наиболее излюбленный жанр многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере; простые и сложные постановки, традиционные и остросовременные наборы предметов из повседневного обихода человека.

    Существует несколько видов натюрмортов:

    – сюжетно-тематический;

    – учебный;

    – учебно-творческий;

    – творческий.

    Натюрморты различают:

    – по колориту (теплый, холодный);

    – по цвету (сближенные, контрастные);

    – по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

    – по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

    – по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки);

    – по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

    В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника.

    Основным принципом решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед детьми в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы «выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке, в декоративном решении натюрморта.

    Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно необходимо осмотреть натюрморт со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее (эффективнее) поместить изображение на плоскости. Прежде чем приступить к живописи, надо ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять общий колорит постановки.

    Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Дети вначале зрительно знакомятся с натурой, а затем их внимание переключается на ее пропорции, характер формы, движение, освещение, цвет и тон. Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу объекта.

    Изображение начинается с легкого карандашного рисунка. Нужно избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы.

    Задача ученика – научиться отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.

    На последнем и самом ответственном этапе работы над постановкой учащиеся подводят итоги проделанной работы: проверяют общее состояние изображения, подчиняют детали целому, обобщают цветовую гамму. На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию. Задача заключается не в слепом копировании, а в необходимости творческого подхода к изображению натуры.

    Практическая часть:

    Продумать характер и настроение натюрморта. Линейное построение предметов. Выбор наиболее подходящих художественных средств для оптимальной передачи настроения.

    Занятие№ 2, 3, 4, 5, 6:

    Теоретическая часть:

    Закрепление знаний и умений, учащихся по теме «Выразительные средства живописи в декоративном натюрморте».

    Практическая часть:

    Работаем над натюрмортом цвето - тоновыми средствами выражения.

    План урока.

    1. Организационный момент 2-3 мин.

    2. Беседа по теме урока 20 мин.

    3. Самостоятельная работа детей над натюрмортом под контролем преподавателя 17 час. 15 мин.

    4. Подведение итогов урока; просмотр и анализ выполненных работ 15-20 мин.

    Ход урока.

      1. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку.

      2. Беседа по теме урока.

    Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции, воплощенный при помощи различных материалов. Благодаря правильным цветовым решениям и ритму можно объединить различные предметы, почувствовать и передать их взаимосвязь. Картины в этом жанре предполагают смелый подход – создание ощущения нарядности. Самое главное в декоративном натюрморте – это гармония цвета.

    Способы выполнения декоративного натюрморта:

    • Плоскостной – происходит объединение воздушной и линейной перспектив.

    • Локальный – производится обобщение цвета и тона произведения.

    • Орнаментальный – используется эффект превращения деталей в орнамент или кружево.

    • Конструктивный – главное значение в картине придается построению форм и конструкций.

    • Образный – предусматривает преобразование реалистичного изображения в образ.

    Освоить технику написания декоративных натюрмортов может любой желающий – достаточно немного потренироваться. Результатом ваших усилий станут уникальные работы, позволяющие ощутить всю прелесть жизни, – яркие, красочные и очень позитивные. Попробуйте один раз, и вы навсегда влюбитесь в этот жанр изобразительного искусства.
    3. Работа учащихся над натюрмортом: композиционное решение, линейное построение, выбор способа выполнения живописного решения задания.

    Все ошибки детей должны замечаться и с подсказки учителя и самих детей исправляться. На этом этапе очень важно, поощрять инициативу учащихся и их творчество. Учитель с помощью наводящих вопросов приводит детей к правильному решению, словесно поясняя, какую неточность допустил ученик, и что нужно сделать для того, чтобы наиболее верно и выразительно передать настроение натюрморта.

    Таким образом, поиск решения осуществляется совместно с учителем. Все, что говорит учитель - это не примеры правильного решения, а направляющие вопросы, позволяющие ученикам предположит, как действовать дальше.

    Самостоятельная работа детей средствами художественной выразительности.

    Затем выбирается общее цвето-тоновое состояние картины и, наиболее точно выражающие смысл задуманного, средства выразительности.

    В заключении работа обобщается, контрастируется центр композиции, проверяется насколько точно выполнено задуманное.

    4. Подведение итогов урока; просмотр выполненных работ.

    В конце последнего занятия проводится просмотр. Дети рассказывают о том , что было задумано и как проходило исполнение, что получилось и какие затруднения решались по ходу работы. Учитель подводит итог занятия, анализируя проделанную работу.

    Приложение.













    Список используемой литературы.

    1. Власов, В. Г. Стили в искусстве : словарь. В 3 т. Т. 1 / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1995. — 672 с. – ISBN 5-88737- 005-x.

    2. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с. – ISBN 5- 691-01055.

    3. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету) / М. О. Сурина, А. А. Сурин. – Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ, 2003. – 352 с. – ISBN 5-241-00189-1.

    4. http://asu.zpk74.ru/mod/page/view.php?id=1696.

    5. https://jotto8.ru/blog/tehniki-zhivopisi-obzor.


    написать администратору сайта