Главная страница

Методическая разработка классного часа. Хатынь. Методическая разработка классного часа Хатынь


Скачать 58.5 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа Хатынь
АнкорМетодическая разработка классного часа
Дата20.11.2022
Размер58.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаХатынь.doc
ТипМетодическая разработка
#801124

Методическая разработка

классного часа

«Хатынь»

Содержание


  1. Цели и задачи классного часа

  2. Оборудование и оформление аудитории

  3. Вступление

  4. Основная часть

    1. Черное утро

    2. Живые свидетели

    3. Память сердца


Оформление аудитории:


  • Красочно написанные слова:

Эпиграф

Сквозь огонек тот синеватый.

Не только кровь да боль видна

Я вижу: грозная расплата

Нашла виновников войны.

Идет чужими городами,

Минует реки и мосты…

А где прошла она,- рядами

Стоят могильные кресты.

А на крестах ржавеют каски-

Напрасно брали их в поход…

Победный май цветет, как в сказке,

И все живое вновь живет.
Оборудование:


  • Графопроектор, магнитофон, слайды.


1 Цели и задачи классного часа
Цели:
Способствовать усвоению студентами принятых в обществе ценностей:

  • Воспитание патриотизма;

  • Сформировать поведение и корректные обращения друг к другу;

  • Учить помнить и не забывать историю;


Задачи:


  • Обогатить студентов группы знаниями об истории России в годы ВОВ;

  • Показать нечеловеческие зверства фашизма, учить доброте и состраданию;

  • Способствовать формированию и развитию эмоциональной- чувственной сферы;

  • Содействовать формированию и развитию коллектива группы и сообщества его организаторов.


Вид: Традиционный классный час
Форма проведения: Литературно- музыкальная композиция
Место проведения: аудитория_______

Участники: группа__________________
Место данного классного часа в воспитательном процессе группы.
Сформированы следующие уровни развития группы:

  • Ответственность;

  • Коллективизм;

  • Сплоченность;

  • Контактность;

  • Открытость;

  • Организованность.

Хатынь
/Мемориальный архитектурно- скульптурный комплекс/

На 54- м километре шоссе Минск- Витебск прямо из леса на обочину дороги выступают железобетонные буквы. Здесь начинается история жизни и смерти небольшой белорусской деревушки. Хатынь. Скорбная тишина.… Вот уже свыше сорока лет хранит она одну из трагедий белорусской земли. Хранит боль и смертную тоску погибших как суровое и вечное заклинание потомкам: люди, берегите мир и жизнь, никогда больше не допускайте, такого.
Неожиданно в настороженной тишине звучит приглушенный удар колокола. Ему вторит другой, третий… пятый.… И вот уже гудит колоколами земля со всех сторон.… И снова - тревожная, напряженная тишина… Хатынь. Само название - как затухающий отзвук колокольного звона. Оно значилось когда-то только на картах - десяти верстах и, кроме жителей окрестных селений, мало кому было известно. Жили здесь белорусские крестьяне, пахали землю и косили траву, выращивали душистый хлеб и рассыпчатую гульбу. Люди трудились и мирно строили свое счастье. По вечерам слышались звонкие песни молодежи. И стояла Хатынь с бревенчатыми новыми домами, с цветущими палисадниками, березами и рябинами под окнами, стояла среди холмов на опушке леса. Была она такой до войны. Была.… Но пришла война.… Везде, где ступала нога фашистского завоевателя, совершались дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители- старики, женщины, дети. Гитлеровцы, последовательно и систематически проводили массовое уничтожение населения.

В обращении немецко-фашистского командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие - убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик,- убивай…» И они убивали.

22 марта 1943 г. Специальный отряд карателей «Черная смерть» неожиданно оцепил Хатынь со всех сторон. Из хат выгоняли всех, прикладами поднимали с постели больных. Не щадили и матерей с младенцами на руках. Все население, от мала до велика, фашисты согнали в колхозный сарай. Сюда привели семью Барановских с 9 детьми, семью Новицких с 7 детьми, семью Казимира и Елены Иотко, в которой тоже было семеро детей, самому младшему исполнился только год. Всего по 2 года было Мише Желобковичу, Лене Миронович, Володе Карабану. Была здесь и Вера Яскевич с семинедельным сыном Толиком…
Заперев дверь сарая, фашисты обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Тех, кто пытался вырваться из огня, расстреливали из автоматов. В этой жуткой братской могиле заживо сгорели 149 человек, в том числе 75 детей. Только трое - Виктор Желобкович, Антон Барановский и Иосиф Каминский - вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы еще и еще раз сказать войне «нет!».
Когда под напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полные ужаса, в охваченной пламенем одежде бросались врассыпную, фашисты открыли по убегавшим огонь из автоматов. Пылающим факелом, крепко держа за руку 7- летнего Витю, бежала Анна Желобкович. Изо всех сил она старалась заслонить сына от пуль. Но вдруг пошатнувшись, скошенная свинцовой смертью, и, падая, в последнем материнском порыве прикрыла собой раненого в руку ребенка. Так и пролежал он до ухода карателей под телом самого родного на свете человека- матери, дважды подарившей ему жизнь. Из 9 детей Иосифа и Анны Барановских в живых остался один 12- летний Антон. Выбежав из пылающего сарая, он сразу упал, раненный в ноги, и гитлеровцы сочли его мертвым.
Иосиф Иосифович Каминский - единственный взрослый хатынец, оставшийся в живых. Израненный, обгоревший, он нашел среди трупов односельчан изувеченное тело своего сына Адама. Иосиф Каминский на 30 лет пережил свою деревню, своего Адася, которого полуживого поднял на руки, чтобы выйти с ним навстречу людям, чтобы из последних сил встать среди онемевшего родного леса.
Так и стоит он теперь в бронзе – Не покорный Человек, человек, вынесший на своих плечах все тяготы войны, вставший живым из пепла. Так и будет стоять он, чтобы с тревогой вглядываться в каждого, кто идет к нему, чтобы вечно напомнить о своем неизбывном отцовском горе. Боль, гнев и скорбь выражены в его чертах. А руки, натруженные крестьянские руки, горесть, но и бережно держат тело замученного ребенка.

Поэт Б. Спринчан написал об этом памятнике:
Не надломился, горя груз,

Нигде не оступившись, вынес

И перед целым миром вырос

Отлитый в бронзе белорус.
«Непокорный» стоит как гнев и боль белорусского народа по расстрелянным, повешенным, замученным пытками сыновьям и дочерям. Скульптура стоит недалеко от того места, где живыми горели хатанцы и где теперь лежат плиты из черного гранита, напоминающие рухнувшую крышу с сияющим огненным проломом. Дорога из мрамора символизирует последний путь хатынцев и обрывается у крыши – плиты….

Прислушайтесь, люди! Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь, смерть и пепел 149 хатынцев. Их останки покоятся в братской могиле. Над могильным холмом – мраморный Венец Памяти с обращением вставших из пепла к нам – к живым: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернуться в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!».

И люди останавливаются и склоняют головы, принимая этот обет. Живые клянутся увековечить имена всех борцов с фашисткой нечистью, всех жертв гитлеровского нашествия.

Архитекторы Ю.М. Градов, В.П. Зенкович, Л.М. Левин, скульптор С.И. Селиханов и главный инженер В.П. Макаревич суровым и лаконичным языком камня и бронзы написали хатынскую трагедию.

Хатынский мемориал был открыт 5 июля 1969 г., когда торжественно отмечалось 25 – летие освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. И.И. Каминский обратился к современникам со словами: «Дорогие мои, не допускайте больше такого!».

Серая железобетонная дорожка ведет к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 домов лежит первый венец сруба. Только не деревянный он, а бетонный, серый, пепельный…. Внутри сруба – обелиск, увенчанный колоколом. На каждом обелиске – мемориальная плита, с именами не покорившихся врагу, заживо сожженных. Перед каждым обелиском – открытая калитка. Горько становится от мысли, что никогда больше не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет веселым дымком из печных труб – обелисков, никто не напьется студеной воды из деревенских колодцев, и никто не услышит за околицей звонкого смеха детворы.

Только звон колоколов – хатынский набат. Он звонит не только о трагедии Хатыни…. Мемориал включает в себя единственное в мире «Кладбище деревень». 186 деревень стали грудами пепла: Папертное, Устье, Зеленый Гай, Веселова, Любча, Долгое Поле, Май, Закриничье…. Фашисты испепелили их только за то, что их жители любили свободу и родной край, верили в Советскую власть.

Страшны не укладывающиеся в голове цифры и подробности фашистских преступлений в Белоруссии. 209 городов и городских поселков, 9200 сел и деревень сровняли с землей оккупанты, они уничтожили 2230000 человек – погиб каждый четвертый. Невольно приходят на память строки из «Реквиема» белорусского поэта Анатолия Вертинского: «Каждый четвертый был мертвым – мир и покой им вечный!».

Более 400 деревень, переживших трагедию Хатыни, встали из пепла в послевоенные годы. Их названия увековечены на Древе Жизни. А слева от него – Стена Памяти узников фашистских концлагерей. В 1941 – 1944гг. в Белоруссии было организовано 260 концлагерей и их отделений. По всей длине стены тянутся ниши с названиями лагерей смерти и мест массового уничтожения советских людей, в каждой нише указано количество погибших. Малый Тростеней – 206500… Полоцк – 150000… Масюковщина – 80000. Гомель – 1000000…

Обер – лейтенант С.С. Ганс Кох, криминал – комиссар гестапо, во время судебного процесса в Минске на вопрос, для чего сжигались трупы, ответил: «Основная цель заключалась в том, чтобы скрыть массовое уничтожение советского населения…. Могилы должны быть уничтожены для того, чтобы впоследствии Красная Армия не могла установить, сколько советских граждан нами уничтожено…».

Звонят колокола. Их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает ко всем живущим на земле: «Люди, не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!».

В урнах – прах белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни. Эта земля – вечная тоска по убитым. Вечный огонь, зажженный от Вечного огня на площади Победы в Минске – символ немеркнущей памяти народной о каждом четвертом, погибшем от рук фашистом на белорусской земле.

Рядом с Вечным огнем – три березки, они живут, как живем мы, - трое из четвертых.

И течет бесконечный людской поток. Со дня открытия мемориала в этом потоке прошли уже более 20 миллионов человек…. Столько же жизней потерял советский народ в борьбе с фашистской чумой. Будто посланец от каждого погибшего побывал в Хатыни, побывал, чтобы дать клятву во имя нынешних и будущих поколений, клятву в том, что ни Хатынь, ни Тростянец, ни Лидице, ни Освенцим, ни Орадур, ни Майданек, ни Дахау никогда больше не повторится.


написать администратору сайта