робототехника. Методическая разработка с практическими заданиями _Организация о. Методическая разработка с практическими заданиями Организация обучения конструирования робототехники для обучающихся
Скачать 1.37 Mb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Методическая разработка с практическими заданиями «Организация обучения конструирования робототехники для обучающихся» В рамках Региональной Инновационной Площадки Разработала педагог-организатор Конон И.Н. Коломенский г.о. 2020 г. Краткая аннотация В данной методической разработке представлены материалы для организации индивидуальной и групповой работы учащихся, рекомендации и примеры занятий на основе комплектов Lego Mindstorms EV3 и визуальной среды программирования для обучения робототехнике. В разработке предложены задания для организации самостоятельной и групповой деятельности обучающихся. Данное пособие является методической помощью с педагогам МБУ ДО «ЦВР», ведущим практическую деятельность по реализации образовательных программ в области робототехники. ла 3 Введение Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, программирование. Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. LEGO Mindstorms — конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота, комплектуется набором стандартных деталей LEGO (балки, оси, колеса, шестерни, сервомоторы) и набором, состоящим из сенсоров, двигателей и программируемого блока. Наборы делятся на базовый и ресурсный. Базовый набор располагает огромным количеством сенсоров как компании LEGO, так и сторонних производителей (HiTechnic, Mindsensors). Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 включает в себя язык полного графического программирования, среду регистрации данных и встроенный редактор контента. Занятия по робототехнике помогают учащимся в интеллектуальном и личностном развитии, способствуют повышению их мотивации к учебе, увлекают интересными проектами. В процессе разработки, программирования и тестирования роботов дети приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики, прикладной математики, физики, знакомятся с процессами исследования, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов Цель методической разработки: ознакомить педагогов с возможностями аппаратно- программной платформы Lego Mindstorms EV3. Актуальность методической разработки определяется востребованностью развития данного направления деятельности современным обществом. Практическая значимость. Данная методическая разработка может быть полезна педагогам информатики, реализующим в своей деятельности такие направления как программирование, робототехника, в ней содержатся практические рекомендации по организации практических занятий на платформе Lego Mindstorms EV3. 4 Состав конструктора Lego Mindstorms EV3 Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3 45544 | 10+ | 2 ученика | 541 деталь Микрокомпьютер EV3, управляющий моторами и датчиками. Он также обеспечивает связь микрокомпьютера EV3 и персонального компьютера или планшета по радио каналам Bluetooth и Wi-Fi (поддерживается WiFi адаптер NETGEAR WNA1100 Wireless-N 150), а также способен регистрировать экспериментальные данные. Микрокомпьютер EV3 также имеет программный интерфейс, позволяющий создавать программы и настраивать регистрации данных непосредственно на микрокомпьютере EV3. Также в состав набора входят 3 серво мотора различной мощности (2 больших и 1 средний), 5 датчиков (гироскопический и ультразвуковой датчики, датчик света/цвета и два датчика касания), перезаряжаемая аккумуляторная батарея и соединительные провода. По умолчанию все создаваемые с помощью платформы LEGO ® MINDSTORMS ® Education EV3 модели программируются с помощью графического языка программирования, использующего технологии LabVIEW от National Instruments. 5 Примеры занятий Практическое занятие: Знакомство с конструктором Классификация деталей, крепление деталей между собой, главный блок, моторы, датчики Давайте начнем знакомиться с конструктором LEGO Mindstorms EV3. Распечатав конструктор, мы найдем в нем множество разнообразных деталей. Если вы знакомы с традиционными кирпичиками LEGO, но раньше вам не приходилось сталкиваться с наборами LEGO серии Technic, ты, возможно, вы будете слегка обескуражены видом непривычных деталей. Однако, разобраться с ними совсем несложно. Итак, условно разделим все детали на несколько категорий. На рисунке представлены детали, называемые балками (иногда для этих деталей можно встретить название - бим (beam)) Балки исполняют роль каркаса (скелета вашего робота), Рис. 1 Следующая группа деталей служит для соединения балок между собой, с блоком и датчиками. Детали, имеющие крестообразное сечение, называются осями (иногда штифтами) и служат для передачи вращения от моторов к колесам и шестерням. Детали, похожие на цилиндры (имеющие в сечении окружность) называются пинами (от англ. pin - шпилька), Рис. 2 Представленный ниже рисунок демонстрирует вам различные варианты соединения балок с помощью пинов. Рис. 3 6 Следующую группу деталей называют коннекторами. Их главная задача - соединение балок в различных плоскостях, изменение угла соединения деталей и подсоединение датчиков к роботу. Рис. 4 Переходим к следующей группе деталей. Шестерни предназначены для передачи вращения от моторов к другим элементам конструкции робота. Как правило, это колеса, но в тоже время шестерни могут широко применяться и в различных конструкциях роботов, не предполагающих вращение. С ними мы непременно еще не раз встретимся при конструировании сложных механизмов. Рис. 5 Ну и, конечно же, движение в пространстве нашему роботу обеспечивают различные колеса и гусеницы, представленные в наборе. Рис. 6 Следующая группа деталей несет в себе декоративные функции. С их помощью мы можем украсить нашего робота, придать ему неповторимый вид. Рис. 7 В набор LEGO Mindstorms EV3 входят два больших мотора. Моторы выполняют роль мышц или силовых элементов нашего робота. Большие моторы, наиболее часто 7 используются для передачи вращения на колеса, тем самым, обеспечивая движение робота. Можно сказать, что эти моторы выполняют ту же роль, что и ноги человека. Рис. 8 Один средний мотор, который также входит в набор LEGO Mindstorms EV3 выполняет роль движущей силы для различного навесного оборудования робота (клешни, модули захвата, различные манипуляторы) По аналогии с большими моторами отведем среднему мотору ту же роль, которую у нас выполняют руки. Рис. 9 Датчики, входящие в набор LEGO Mindstorms, представляют роботу необходимую информацию из внешней среды. Главная задача программиста - научиться извлекать и анализировать информацию, поступающую с датчиков, а затем подавать верные команды на моторы для выполнения определенных действий. Рис. 10 Ну и основным элементом нашего конструктора является главный блок EV3. В этом корпусе заключен мозг нашего робота. Именно здесь выполняется программа, получающая информацию с датчиков, обрабатывающая её и передающая команды моторам. Рис. 11 Собираем робота 8 Настало время - собрать нашего первого робота. На первом этапе конструкция нашего робота будет следующей: Два больших мотора, для того чтобы мы смогли научить нашего робота поворачивать Два ведущих колеса, на которые будут передаваться усилия моторов. Одно свободно вращающееся колесо или шаровая опора, которая будет придавать устойчивость нашему роботу. Один главный блок EV3, который будет хранить и выполнять нашу программу. Некоторое количество деталей для придания конструкции законченного вида. Такой простейший робот называется роботом-тележкой. Как только наш робот будет готов - начнем изучение среды программирования. Знакомство со средой программирования Первым делом загружаем среду программирования LEGO Mindstorms EV3. В главном меню программы выбираем: "Файл" - "Новый проект" или нажимаем "+", показанный на рисунке стрелкой. Рис. 12 В одном проекте может находиться множество программ. Для того, чтобы проект корректно загружался в нашего робота необходимо в названии проекта и программ использовать только буквы латинского алфавита! Давайте назовем наш проект lessons (уроки), а первую программу - lesson-1 (урок-1). Для того, чтобы дать название проекту, воспользуемся главным меню программы: "Файл" - "Сохранить проект как..." Чтобы изменить название программы - следует сделать двойной щелчок мышью на её названии (program) и вписать свое название. Включим центральный блок нашего робота. Для этого нажмем на центральную (самую темную) кнопку блока. С помощью USB-кабеля, идущего в комплекте с конструктором, подключим робота к компьютеру. Успешное подключение робота 9 отразится на вкладке аппаратных средств программного обеспечения EV3 в правом нижнем углу программы. Рис. 13 Если подключение робота прошло успешно, то приступим к программированию и создадим нашу первую программу. Наша первая программа Давайте научим нашего робота двигаться вперед на определенное расстояние. В нижней части экрана находится палитра программирования, каждому цвету палитры соответствуют различные группы программных блоков. Выберем зеленую палитру "Действие". Она содержит блоки управления моторами, блок вывода информации на экран, блок управления звуком и кнопками контроллера EV3 (главного блока). Выберем блок "Рулевое управление и перетащим его в область программирования (центральная область программы). Рис. 14 Каждая программа состоит из цепочки блоков, задающих определенное действие или проверяющих различные условия. Каждый блок имеет множество различных параметров. Первый, оранжевый блок с зеленым треугольником внутри называется - "Начало". Именно с него начинается любая программа для нашего робота. Второй блок установили мы. Повторю - он называется "Рулевое управление". Его назначение - одновременное направление двумя моторами. Рис. 15 Но, если вы собирали робота по инструкции, предложенной выше, то, наверное, обратили внимание, что в ней отсутствует схема подключения моторов и датчиков. Настало время с этим разобраться. Блок EV3 имеет 4 порта, обозначенных цифрами: 1, 2, 10 3, и 4. Эти порты служат для подключения только датчиков. Для подключения моторов служат порты, обозначенные буквами: A, B, C и D. Можно подключать моторы в любые свободные порты, предназначенные для них. Но в случае управляемой тележки рекомендовано подключать моторы в порты: B и C. Давайте сейчас возьмем два соединительных кабеля длиной 25 см, левый мотор подключим к порту B, а правый - к порту C. Именно это подключение выбрано по умолчанию в блоке "Рулевое управление". Специальная кнопка, обозначенная стрелкой, отвечает за режим работы блока. Для первой программы выберем режим: "Включить на количество оборотов". Значение 0 под черной стрелочкой на блоке означает прямолинейное движение, когда оба мотора крутятся с одинаковой скоростью. Число 75 задает мощность моторов, чем больше это значение, тем быстрее поедет наш робот. Цифра 2 задает количество оборотов каждого из моторов, на которое они должны провернуться. Итак, наша первая программа готова. Загружаем ее в нашего робота. Для этого нажимаем кнопку "Загрузить" на вкладке аппаратных средств и отсоединяем USB-кабель от робота. Рис. 16 Устанавливаем робота на ровную поверхность. С помощью стрелок на блоке EV3 заходим в папку нашего проекта, выбираем программу lesson-1 и центральной кнопкой блока EV3 запускаем ее на выполнение. Рис. 17 11 Практическое занятие: Изучаем датчик касания Введение В состав конструктора Lego mindstorms EV3 входят различные датчики. Главная задача датчиков - представлять информацию из внешней среды модулю EV3, а задача программиста - научиться получать и обрабатывать эту информацию, подавая необходимые команды моторам робота. На протяжении ряда уроков мы будем последовательно знакомиться со всеми датчиками, входящими и в домашний, и в образовательный наборы, научимся взаимодействовать с ними и решать наиболее распространенные задачи управления роботом. Изучаем первый датчик – датчик касания Для подключения датчиков к модулю EV3 предназначены порты, обозначенные цифрами "1", "2", "3" и "4". Таким образом, к одному модулю EV3 одновременно можно подключить до четырех различных датчиков. Все порты абсолютно равнозначны и вы можете подключать датчики к любым портам, главное - будьте внимательны при указании номера порта для соответствующих датчиков в ваших программах. Рис. 1 Первым датчиком, который мы изучим, будет датчик касания (Рис. 2). Рис. 2 Этот датчик, по сути, представляет собой специальную кнопку, которая может находиться в двух состояниях: "Нажатие" (Рис. 3 поз. 1) или "Освобождение" (Рис. 3 поз. 2). Также, последовательный переход в состояние "Нажатие", а затем "Освобождение" называется: "Щелчок" (Рис. 3 поз. 3) и может обрабатываться программой. как самостоятельное событие. Рис. 3 Оранжевая палитра – Управление операторами Какие же инструменты представляет нам среда программирования для получения информации с датчиков и реагирования на эту информацию в программе? Давайте начнем знакомиться с программными блоками, расположенными в Оранжевой палитре, которая называется "Управление операторами" (Рис. 4). 12 Рис. 4 Программные блоки Оранжевой палитры, не смотря на свою малочисленность, очень важны! С помощью этих блоков мы можем обрабатывать массу событий и условий и сложно представить практическую программу, которая может обойтись без этих блоков. С самым первым блоком Оранжевой палитры мы уже с вами знакомы: он называется "Начало". Именно с него начинаются все программы для роботов. Второй программный блок называется "Ожидание". Этот блок заставляет программу ожидать выполнения какого-либо условия или наступления какого-либо события. Пока не выполнится условие, установленное в этом блоке, программа не перейдет к выполнению следующих программных блоков! Если перед тем, как начнется выполнение блока "Ожидание" были включены, какие-либо моторы, то они будут продолжать вращаться с установленной скоростью. Третий программный блок называется "Цикл". Этот блок многократно выполняет программные блоки, вложенные внутрь его, пока не будет выполнено условие завершения цикла, заданное в настройках блока. Следующий программный блок называется "Переключатель". Он служит для того, чтобы в зависимости от заданных условий - выполнить одну последовательность программных блоков, вложенных в один из своих контейнеров. Заключительный программный блок называется "Прерывание цикла". Его предназначение - досрочное прекращение выполнения заданного цикла. Программные блоки "Ожидание", "Цикл" и "Переключатель" имеют множество режимов и соответствующих настроек, знакомиться с которыми мы будем на практических примерах, последовательно и с наглядными пояснениями. Оранжевая палитра, программный блок "Ожидание" Перед тем, как приступить к решению практических задач, давайте закрепим датчик касания на нашем роботе, как показано на Рис. 5, и подключим его кабелем к порту "1" модуля EV3. Рис. 5 Задача 1 Необходимо написать программу, запускающую движение робота по щелчку кнопки. 13 Само условие задачи подсказывает нам возможное решение: перед началом движения - необходимо дождаться нажатия-отпускания кнопки датчика касания. Возьмем программный блок "Ожидание", изменим режим программного блока на "Датчик касания" - "Сравнение" (Рис. 6). Рис. 6 Как можно увидеть - программный блок "Ожидание" сменил свое отображение! Рядом с песочными часами появилось изображение датчика касания (Рис. 7 поз. 1), помогающее в программе визуально оценивать установленный режим работы. Настройка программного блока "Состояние" задает требуемое состояние датчика, достижение которого прекратит выполнение блока "Ожидание" (Рис. 7 поз. 2). Настройка "Состояние" может принимать следующие значение: "0" - "Отпущено", "1" - "Нажатие", "2" - "Щелчок". Для решения нашей задачи выберем состояние "Щелчок". Вывод "Измеренное значение" (Рис. 7 поз. 3) при необходимости позволяет передать окончательное состояние датчика для обработки в другой программный блок. Рис. 7 Итак: при такой настройке блока ожидания выполнение нашей программы будет остановлено до нажатия-отпускания кнопки датчика касания. Только после "Щелчка" выполнение будет передано следующему программному блоку. Установим после блока ожидания один программный блок "Рулевое управление", загрузим программу в робота и убедимся в правильности её выполнения! (Рис. 8). 14 Рис. 8 Задача 6 Необходимо написать программу, останавливающую робота, столкнувшегося с препятствием. Из датчика касания давайте соберем небольшой бампер, который будет нам сигнализировать о том, что наш робот столкнулся с препятствиемМожете поэкспериментировать и придумать собственный вариант конструкции. Получившийся элемент закрепим на передней балке нашего робота и соединим датчик касания с портом "1" модуля EV3. Конструкция готова! Приступим к созданию программы. По условию задачи: робот должен двигаться вперед, пока не наткнется на препятствие. В этом случае датчик касания будет нажат! Для решения снова воспользуемся программным блоком "Ожидание". Начать прямолинейное движение вперед (Рис. 9 поз. 1). Ждать, пока датчик касания не будет нажат (Рис. 9 поз. 2). Прекратить движение вперед (Рис. 9 поз. 3). 15 Рис. 9 Задача 2 Для решения этой задачи нам понадобится программный блок "Цикл" Оранжевой палитры. Необходимо написать программу, заставляющую робота двигаться вперед, при наезде на препятствие - отъезжать назад, поворачивать вправо на 90 градусов и продолжать движение вперед до следующего препятствия. Включаем моторы для прямолинейного движения вперед (Рис. 10 поз.1) Ожидаем нажатия датчика касания (Рис. 10 поз.2) Выключаем моторы (Рис. 10 поз.3) Отъезжаем немного назад (Рис. 10 поз.4) Рассчитываем значения параметра для поворота робота вправо на 90 градусов (диаметр колес робота равен 56 мм (образовательная версия конструктора)) (Рис. 10 поз.5) Поворачиваем вправо на 90 градусов (Рис. 10 поз.6) Пункты 1 - 6 повторяем в бесконечном цикле (Рис. 10 поз.7) Рис. 10 16 Практическое занятие: Изучаем ультразвуковой датчик Главное назначение ультразвукового датчика, это определение расстояния до предметов, находящихся перед ним. Для этого датчик посылает звуковую волну высокой частоты (ультразвук), ловит обратную волну, отраженную от объекта и, замерив время на возвращение ультразвукового импульса, с высокой точностью рассчитывает расстояние до предмета. Рис. 1 Ультразвуковой датчик может выдавать измеренное расстояние в сантиметрах или в дюймах. Диапазон измерений датчика в сантиметрах равен от 0 до 255 см, в дюймах - от 0 до 100 дюймов. Датчик не может обнаруживать предметы на расстоянии менее 3 см (1,5 дюймов). Так же он не достаточно устойчиво измеряет расстояние до мягких, тканевых и малообъемных объектов. Кроме режимов измерения расстояния в сантиметрах и дюймах датчик имеет специальный режим "Присутствие/слушать". В этом режиме датчик не излучает ультразвуковые импульсы, но способен обнаруживать импульсы другого ультразвукового датчика. У нашего робота, собранного по инструкции small-robot-45544, ультразвуковой датчик уже закреплен впереди по ходу движения. Подключим его кабелем к порту "3" модуля EV3 и приступим к разбору практических примеров использования ультразвукового датчика. Задача 1 Для решения задачи воспользуемся уже знакомым нам программным блоком "Ожидание" Оранжевой палитры, переключив его в Режим: "Ультразвуковой датчик" - "Сравнение" - "Расстояние в сантиметрах" (Рис. 2). Рис. 2 17 Задача 2 Написать программу, останавливающую прямолинейно движущегося робота, на расстоянии 15 см до стены или препятствия. 1. Начать прямолинейное движение вперед (Рис. 3 поз. 1) 2. Ждать, пока значение ультразвукового датчика не станет меньше 15 см. (Рис. 3 поз. 2) 3. Прекратить движение вперед (Рис. 3 поз. 3) Рис. 3 Задача 3 Написать программу для робота, держащего дистанцию в 15 см от препятствия. Поведение робота будет следующим: o при значении показания ультразвукового датчика больше 15 см робот будет двигаться вперед, стараясь приблизиться к препятствию; o при значении показания ультразвукового датчика меньше 15 см робот будет двигаться назад, стараясь удалиться от препятствия. Мы уже знаем, что за организацию выбора выполняемых блоков в зависимости от условия отвечает программный блок "Переключатель" Оранжевой палитры. Установим для блока "Переключатель" режим "Ультразвуковой датчик" - "Сравнение" - "Расстояние в сантиметрах" (Рис. 4 поз.1). Параметр "Тип сравнения" блока "Переключатель" установим в значение "Больше"=2, а "Пороговое значение" определим равным 15 (Рис. 4 поз. 2). Такие настройки программного блока "Переключатель" приведут к следующему поведению программы: При показаниях ультразвукового датчика больше 15 см будут выполняться программные блоки, помещенные в верхний контейнер (Рис. 4 поз. 3), в противном случае будут выполняться программные блоки, помещенные в нижний контейнер (Рис. 4 поз. 4). 18 Рис. 4 Поместим в эти контейнеры программные блоки, включающие движение вперед и назад. Для того чтобы программный блок "Переключатель" выполнялся многократно, поместим его внутрь программного блока "Цикл" Оранжевой палитры (Рис. 5). Рис. 5 Загрузите получившуюся программу в робота и запустите ее на выполнение. Если перед роботом отсутствует препятствие, то он поедет вперед. Поднесите руку близко к ультразвуковому датчику, попробуйте отводить - приближать руку. Как ведет себя робот? Ждем ваши комментарии к этому уроку. Робот-полицейский Принцип работы ультразвукового датчика очень похож на радар, который применяется для измерения скорости движущихся автомобилей. Как радар узнаёт скорость автомобиля? Он измеряет расстояние до движущегося объекта, ждёт заданное небольшое время и повторяет измерение. Разность расстояний - это пройденный путь автомобиля. Разделив пройденный путь на время между двумя измерениями, можно найти скорость, с которой двигался объект измерения. Давайте же научим и нашего робота работе радара! Рис. 6 Последовательность действий, выполняемых роботом, будет следующей: Робот ждёт появления в зоне контроля движущегося объекта; измеряет расстояние до объекта; 19 ждёт 1 секунду; повторно измеряет расстояние до объекта; находит пройденное расстояние и сравнивает его с пороговым значением; выводит на экран результат и подает тревогу в случае превышения скорости. Начнём создавать программу для нашего робота-полицейского. 1. С помощью программного блока "Ожидание" ждём появления объекта в зоне контроля робота (Рис. 7 поз. 1). Расстояние до объекта передаем в программный блок "Математика" (Рис. 7 поз. 4). 2. С помощью программного блока "Ожидание" ждем 1 секунду. 3. Второй раз снимаем показание ультразвукового датчика (Рис. 7 поз. 3) и передаем полученное значение в программный блок "Математика" (Рис. 7 поз. 4). 4. В программном блоке "Математика" находим расстояние, пройденное объектом измерения за 1 секунду. Полученное значение передаем в программный блок "Сравнение" (Рис. 7 поз. 5) и выводим на экран (Рис. 7 поз. 6). 5. С помощью программного блока "Сравнение" (Рис. 7 поз. 5) сравниваем пройденное расстояние с пороговым значением, равным 10. Результат сравнения двух чисел представляет собой логический вывод. Логический вывод может принимать одно из двух значений: "Да" или "Нет". Этот вывод мы передаем в программный блок "Переключатель" (Рис. 7 поз. 7), настроив его на прием логических значений. Обратите внимание: шины данных, передающие логические значения, окрашены в зеленый цвет, в отличие от желтых шин, данных, передающих числовые значения. (В дальнейшем мы подробнее ознакомимся с принципами обработки логических значений). 6. С помощью программного блока "Переключатель" мы организуем две ветки поведения программы в зависимости от скорости объекта. Если объект за 1 секунду приблизился к роботу, больше чем на 10 см, значит, будем считать его приближение критическим и подадим сигналы тревоги (Рис. 7 поз. 8). В противном случае будем считать, что объект движется медленно, в этом случае робот включит зеленую подсветку клавиш модуля EV3 и произнесёт "Okay". 7. В конце программы еще раз воспользуемся программным блоком "Ожидание" (Рис. 7 поз. 10) и "придержим" завершение программы на 5 секунд, чтобы успеть прочитать информацию на экране модуля EV3. 20 Рис. 7 Загрузите программу в робота, расположите робота так, чтобы перед ним на расстоянии 60 сантиметров отсутствовали другие предметы, запустите программу на выполнение. Перемещайте в направлении к роботу игрушечный автомобиль или объемный предмет, наблюдайте за реакцией робота. Попробуйте изменять пороговые значения в программе. Как изменяется поведение робота? Опишите свои наблюдения в комментарии к этому уроку. Ультразвуковой датчик - режим "Присутствие/слушать" Как уже отмечалось выше, в этом режиме ультразвуковой датчик способен обнаруживать излучение другого ультразвукового датчика. Результатом обнаружения является логическое значение: "Да", если найдено ультразвуковое излучение, или "Нет", если ничего не найдено. Данный режим можно использовать, например, в состязаниях роботов-шпионов (описание режима уже говорит о том, что для его использования необходимо минимум два робота). Задача 4 Необходимо написать программу, обнаруживающую другого робота, с работающим ультразвуковым датчиком. Рис. 8 21 Заключение Новые веяния времени определили совершенно новые задачи образования. В настоящее время все большую значимость и актуальность приобретает образовательная робототехника как новая технология обучения и эффективный инструмент подготовки инженерных кадров современной России. С помощью образовательной робототехники достигаются такие образовательные результаты как умение решать проблемы поискового и творческого характера¸ умение планировать, контролировать и оценивать ход и результат своих действий, способность мобилизоваться и конструктивно действовать в случае неудачи, искать наиболее продуктивные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации. Данная методическая разработка дает прекрасную возможность реализовать эти задачи педагогам МБУ ДО «ЦВР», ведущим практическую деятельность по реализации образовательных программ в области робототехники. |