Квест по строительству. квест по строительству (Автосохраненный). Методическая разработка внеаудиторного мероприятия строительный квест для профессий 08. 01. 07 Мастер общестроительных работ
Скачать 1.34 Mb.
|
ОГА ПОУ «Вейделевский агротехнологический техникум имени Грязнова В.М.» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «СТРОИТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ» для профессий 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» и 12680 «Каменщик» Подготовил: преподаватель спец. дисциплин: Крикунова Л.В. Вейделевка,2020 ВВЕДЕНИЕ Проблема активизации познавательной деятельности студентов всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей её решения педагоги осваивали различные методы обучения, нестандартные формы проведения занятий, деловые и дидактические игры. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями. Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта – как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Активное применение игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения учащихся в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования. Игровая технология обучения способствует развитию мотивации обучения, в игре каждый студент может проявить свои личные качества, знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия. Функция игры - ее разнообразная полезность: коммуникативность, диагностичность, коррекция, социализация. Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову): свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию учащихся, позволяет получить удовольствие от самого процесса деятельности, независимо от результата, может оказаться не совсем таким, каким ожидался; активный, творческий характер деятельности, в значительной мере импровизированной, направлен на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации, в т.ч. и на культурно-историческое наследие; эмоциональная деятельность, соперничество, соревнование, конкуренция, стремление к улучшению результата, желание победить исключают такое понятие как «поражение», потому что в выигрыше оказываются все; наличие правил, отражающих содержание игры, логическую последовательность её развития. Квест – сюжетная приключенческая игра, требующая от игроков решения умственных задач для продвижения по маршруту. Маршрут может быть определенным или давать несколько исходов, выбор которых зависит от действий игроков и, конечно от предложенного авторами сценария. Образовательный квест (далее ОК) — это учебная игра-путешествие. Квест предполагает общую игровую ситуацию (сюжет), маршрутный лист с намеченными станциями и заданиями для выполнения на этих станциях. Учащиеся по группам проходят весь маршрут, выполняя задания, возможно, читая после выполнения заданий справочную информацию (которая даётся на тех же маршрутных листах). Все элементы ОК (в этом его отличие от сугубо развлекательных квестов подчинены общей учебной задаче. В процессе прохождения квестов учащиеся узнают что-то новое о своей будущей профессии, выполняя разного рода задания, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации (поэтому эта методика может оказаться очень полезной и для решения тех или иных воспитательных задач, стоящих перед преподавателем). Квест может быть подчинён соревновательной логике: несколько команд студентов соревнуются, кто быстрее пройдёт маршрут. Проведение квеста возможно как на минимальной площади (например, один этаж колледжа), так и в пространстве целого города или его района. Но основополагающей характеристикой ОК является то, что это активная форма учебного путешествия. Целью активного путешествия (в отличие от пассивного) является личностное освоение и осмысление пространства (информационного...): студент является не пассивным потребителем новой информации, а активным её «добытчиком». Настоящие методические рекомендации предназначены для преподавателей строительный дисциплин специальности 08.01.07 «Мастер общестроитеьных работ» и 12680 «Каменщик» формирования общих и профессиональных компетенций студентов, повышения уровня их знаний и умений, развития творческой активности студентов, умения работать в команде, воспитания интереса к будущей профессии. Цели квест-игры: Формирование общих и профессиональных компетенций будущих строителей Метод проектов (квестов) способствует развитию общепрофессиональных компетенций, значимых при решении профессиональных задач: способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, в том числе с помощью информационных технологий; готовность к самостоятельной, индивидуальной работе (самообучение и самоорганизация); готовность к принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции; работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; навык публичных выступлений (обязательно проведение защиты проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями). Задачи квест-игры: обучающие: углубление, обобщение, систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин общепрофессионального и профессиональных модулей развивающая: развитие навыков коммуникации в группе, умения распределять роли, обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников в новых условиях и нестандартных ситуациях. воспитательная: содействовать воспитанию интереса к будущей профессии, умения работать в коллективе, гражданско-патриотическое воспитание студентов. Задачи квест- игры: выявление и поддержка одаренных и талантливых студентов колледжа, мотивированных к учебно-познавательной и творческой деятельности в области строительства; формирование потребности студентов в более глубоком изучении дисциплин общепрофессионально и профессиональных модулей.; повышение общего образовательного уровня в области строительной отрасли; развитие кругозора и мышления у студентов, интереса к профессии, навыков групповой, коллективной работы, коммуникативных умений студентов. Форма проведения: игра ОБЩИЕ ПРАВИЛА КВЕСТ-ИГРЫ Для выполнения квеста обучающие формируются в три группы. Проводится инструктаж: Каждая команда сегодня отправится в “путешествие” по индивидуальному маршруту. Этот путь указан в маршрутном листе. Ваша задача последовательно выполнить поставленные задания; в процессе работы собрать пазл, в котором спрятана иллюстрация, имеющая отношение к вашей будущей профессии. Фрагменты пазла группы будут получать по результатам выполненных работ. Оцениваться: понимание задания, анализ, логичность, структурированность информации, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм. Результаты будут фиксироваться в оценочном листе. На каждом этапе подводятся итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ Ведущий: Здравствуйте уважаемые студенты. Сегодня мы проводим «Строительный КВЕСТ»! — Для участия в игре студентам необходимо зарегистрироваться, объединившись в команды по группам. Команда состоит из 5-7 человек. Наш квест состоит из станций, которые вы должны успешно пройти. Итак, давайте начнем наше путешествие. Станция 1: «Визитная карточка» Задание: На данном этапе участники должны назвать и представить свою команду (рассказать немного о себе, буквально 2-3 минуты) Оценивается внешний вид, оригинальность, убедительность, представление о своей профессии. Максимальная оценка – 5 баллов. Станция 2 «Собери слово». Задание: Команды получают конверт с набором букв, из которых, как можно быстрее, нужно составить слова, связанные с профессией строителя.(приложение №1). Максимальная оценка – 5 баллов. Станция 3 «Путешествие в сказку». Задание: Каждой команде выдаётся текст сказки, из которого нужно выбрать термины, относящиеся к строительным инструментам, механизмам, оборудованию, устройствам, материалам. Если команда находит все термины, относящегося к строительному производству получает, то получает за каждый правильный термин по 1 баллу.(Приложение №2) Станция 4 «Знания конструктивных элементов и математики ». Задание: Каждая команда получает конверт с заданием,участники должны посчитать конструктивные элементы здания. Конкурс оценивается в 5баллов Задание команде: посчитать количество ступенек на лестницах в главном корпусе нашего учебного заведения; Задание команде: посчитать количество лавочек на территории учебного заведения; Задание команде: посчитать количество дверей в главном корпусе нашего учебного заведения. Станция 5 «Блиц - опрос» Ведущий: Представители команд по очереди вытаскивают из мешочка вопросы и готовят на них ответы. Если игроки одной команды не смогут ответить на вопрос, то право ответа переходит к другой команде. Вопросы Она может иметь вид геометрических фигур (крыша) Такой кистью могут рисовать и художники (филеночная) Инструмент, одетый в меха (валик) В чем нельзя удержать песок (в сите) Какой особенностью отличается известь от пигмента (растворяется в воде) Он на стройке и на пляже И в стекле расплавлен даже (песок) 7. Маляр использует его в работе, а учитель – на доске (мел) 8.Дорожный знак, используемый для строительства –( кирпич) 9. Материал, который вполне подойдет для строительства деревянного дачного домика – (брус) 10. Строительство новых домов, зданий, заводов и т.п. – (новостройка) 11. Рабочий-строитель, облагораживающий стены и потолки –(маляр) 12. Строитель воздушных замков – (фантазер) 13. Птица, внесшая фундаментальный вклад в избушечное строительство – (курица) 14. Где должен по традиции находиться строитель моста, когда идут его испытания-(под мостом) 15. Талантливый архитектор, строитель –(зодчий) Станция 6 Конкурс. «Конкурс капитанов». Как часто в жизни нам приходится сталкиваться с трудностями, казалось неразрешимыми ситуациями. Капитанам каждой команды будут предложены различные ситуации, на которые они должны будут дать ответ. Надеемся, они проявят всю свою смекалку и сообразительность и найдут правильное решение. Конкурс оценивается в 5 баллов. Ситуация 1. Делая генеральную уборку перед приходом гостей, вы случайно испачкали руки масляной краской. Как можно быстро в домашних условиях удалить ее с рук? (Масляную краску в домашних условиях можно удалить с помощью растительного масла). Ситуация 2. Чтобы обновить интерьер комнаты вы решили покрасить окна и двери. Как можно удалить запах масляной краски из помещения. (Запах масляной краски можно удалить, поставив в комнате несколько сосудов с соленой водой). Ситуация 3. Вам нужно заварить стык трубы у стены, что для этого можно применять? (зеркало) Конкурсы закончились, и сейчас жюри подведет итоги и назовёт победителя. Приложение 1. Асфальтобетон Гидроизоляция Железобетон
Приложение 2. Сказка №1 Пустил Иван-царевич стрелу из лука. Полетела его стрела и упала далеко за лесами в отмостку, в которой жили гусёк с изогнутым клювом и белая лебёдка. На берегу лежал подстилающий слой из керамзита, по которому ползали гусеницы. Вокруг отмостки был насыпан песок и щебень. По берегу росли колючие кусты с острыми шипами и огромные ели с щипаной дранью. Закинул за плечи Иван-царевич лук, пристегнул к ремню нож, колчан со стрелами и пошёл в дремучий лес искать свою стрелу. Долго он бродил через густые леса и пакетные подмости в поисках своей стрелы, не нашёл, заблудился и стал искать дорогу обратно. Стемнело, идет Иван-царевич неведо куда и вдруг видит след от своего каблучка, значит направление верное Сказка №2 Прекрасная царевна жила на краю дремучего леса, в высокой башне, окружённой забором, стрельчатыми арками и скоциями. Вход в башню сторожила собачка на цепи. Светёлка царевны была украшена резьбой, тягами, орнаментами, рисунками, коврами и воздушными шаром. На столе горели свечи, стояла старинная шкатулка изъеденная короедом с драгоценными камнями и золотыми кольцами. Расчесала царевна свои русые косы гребнем с частыми зубьями, вплела в пряди алую ленту, посмотрела на себя в зеркало в профиль, заалели её щеки. И села она у окна, спрятав ноги в туфельки на каблучках, кулачки в муфту, стала ждать Ивана-царевича. За окном слышался звук форсунки и бой барабана. Стемнело, на небе появились первые звёздочки. А тем временем пробирается Иван-Царевич через густые леса и пакетные подмости… Сказка №3 Трёхголовый Змей Горыныч жил в тёмном котловане с фундаментом из железобетонных плит. Кроме Змея в котлованенаходилисьзубила, щетки и землеройные гады, которые копали грунт лопатами и ковшами. Когда осыпались валуны и камни, слышался оглушительный грохот. Котлован был окружен земляным валом. Все три головы Змея Горыныча украшали бронзовые скоции, шею – железные кольца с шипами. На лапах у Змея были огромные острые когти. На хребте у него находился зубчатый гребень. Когда Змей злился его хвост с крюком работал как молот. Но Змей Горыныч был добрый, он грустил. Стрелу Ивана-царевича подобрала лебёдка, а прекрасная царевна не любит Змея. Хотя он дарит царевне дорогие подарки – дорогие подвески, серьги с драгоценными камнями, золотые кольца и шелковые ленты. В котловане, где жил Змей была большая влажность, было темно и грязно. Приложение 3. Загадки для зрителей 1.Молоко не скисло, на стене повисло. (известковое молоко) 2.Природной соли маленький кусок отвечать урок помог. (Мел) 3. Срочно начали у Иры Проводить ремонт квартиры. Попросили мы Антошку, Чтоб купил для стен одежку. Взял Антошка сумку в руки И купил трусы и брюки, Майку, куртку, две рубашки И для брюк еще подтяжки. Ах, Антошка, ты, Антошка! Это не для стен одежка! Подскажите, так и быть, Что он должен был купить? (обои) 4.Книзу летит капельками, а кверху - невидимкой. (вода) 5.Природная или искусственная минеральная краска ярко-синего цвета.(синька) 6.Пастообразный или порошковый материал, применяемый для выравнивания поверхностей перед нанесением на них материалов для отделки помещений (шпаклевка) 7.какой строительный материал набирает прочность во влажных условиях (цемент) Отгадайте загадки и дополните начало пословиц и поговорок. 8.Четыре брата. Стоят лицом к лицу. Но друг к другу не ходят (стены) 9.Тело из дерева Ноги волосяные (кисточка) 10.Пять чуланов, одна дверь. (перчатка) 11.Делу время, ……(потехе час). 12.Труд человека кормит, ……(а лень портит). 13.Фундамент заложив, …. (стену возведи). 14.Дело мастера ……(боится). 15.К большому терпенью придет и ……(уменье). 16.Каков маляр, такова и ….(окраска). ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕИгровые занятия индивидуализируют процесс обучения, что даёт возможность каждому участнику демонстрировать свой собственный потенциал, при этом расширяется интерес к выбранной профессии, что позволяет наилучшим образом адаптироваться к ней в реальной практике. Опыт показывает, что на занятиях и внеаудиторных мероприятиях, проводимых в форме игры, отмечается высокая активизация деятельности учащихся. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность студентов, формируют интерес к изучаемым дисциплинам. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску. ЛИТЕРАТУРАБалаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа». – 2005. - №3. – С.23-28. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247. Петровский А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2000. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И. М.: «Высшая школа», 1991. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии – М.: ACADEMA, 2002. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991 |