Реферат история. Методические исследования и публикации (Я. Г. Гуревич, Н. И. Кареев, Н. А. Рожков) Утегалиева А. З
Скачать 52.35 Kb.
|
Глава 2. Теор.итические ас.пекты соци.альной пси.хологии и ст.ановление мето.дики 2.1. Социа.льная психо.логия. Пси.хологическ.ие типы лич.ности. В конце XI.X - начале Х.Х вв. он е.ще только п.ытался «на.метить осно.вные прием.ы исследов.ания социа.льной психо.логии и уст.ановить ос.новные пси.хические т.ипы», спра.ведливо от.мечая, что эт.а область в истор.ии мало разр.аботана. О.н подчерки.вал недост.аточность «точ.ки зрения от.влеченной пс.ихологии, и.меющей вви.ду только «че.ловека вооб.ще» и её нес.пособность «у.довлетворите.льно разре.шить задачу пс.ихологичес.кого объяс.нения общест.венной жиз.ни». У него воз.никает мыс.ль соединит.ь положите.льные моме.нты двух встреч.ных тенден.ций общей пс.ихологии и истор.ии. Это, по е.го мнению, ко.нкретно-истор.ический по.дход и науч.ные основа.ния психоло.гического а.нализа, разр.аботанные в пс.ихологии. Абстр.актные пси.хологическ.ие исследо.вания имеют со.циологичес.кую ценност.ь в том, что о.ни указыва.ют «те напр.авления, в к.аких нужно ис.кать дейст.вие психоло.гических ф.акторов». Психология, по Ро.жкову, выр.абатывает к.лассификац.ию характеро.в или типо.в, которая д.ля историк.а будет игр.ать роль эт.алона, обр.азы художест.венной литер.атуры прин.имаются «з.а основание р.аботы», он.а источник д.ля образов.ания этало.нной класс.ификации. Ху.дожественн.ая литератур.а используетс.я Рожковым не то.лько как источ.ник по истор.ии социаль.ной психоло.гии, а это воз.можно в его с.истеме взг.лядов, пото.му что все в.иды искусст.ва рассматр.иваются ка.к порожден.ие, отраже.ние социал.ьной психо.логии иссле.дуемой эпо.хи. Парадо.ксально, что ху.дожественно.му методу о.н отказыва.л в праве н.а существо.вание в истор.ическом поз.нании, и в то же вре.мя знания, дост.игнутые с е.го помощью, к.ладутся в ос.нование науч.ного позна.ния социал.ьно-психоло.гического ас.пекта истор.ии. Психический т.ип или хар.актер, по Ро.жкову, сост.авляет сово.купность тре.х элементо.в: чувства, у.мственной де.ятельности, во.ли. Он выделяет п.ять основн.ых типов: э.гоисты, ин.дивидуалист.ы, эстетик.и, этики, а.налитики. Основная з.адача опис.ания типа - по.дметить гл.авную черту и из это.й «главной черт.ы вывести, объ.яснить все ост.альные». У этических характеро.в это чувст.во долга, нр.авственной об.язательност.и, оно подч.иняет себе все дру.гие чувств.а, у них не р.азвиты низ.шие эгоист.ические чу.вства - инст.инкт самосо.хранения, «ст.яжательство, чу.вство стра.ха». Умстве.нная деяте.льность ге.нетически с.вязана с ос.новным пси.хическим с.войством. Все «у.мы» делятс.я Рожковым н.а субъекти.вные, котор.ые «вращаютс.я в узкой сфере и.дей, свойст.венных мыс.лящему субъе.кту», и объе.ктивные, «от.личающиеся с.пособность.ю понимать ... д.аже прямо прот.ивоположные у.мственные д.вижения и чу.вства». Эт.ический ти.п, согласно Р., х.арактеризуетс.я субъекти.вным умом, и, н.аконец, си.льной воле.й (Пример - До.н Кихот). Пример эстетического типа - Ра.йский из «Обр.ыва» И. А. Го.нчарова. Гос.подствующа.я черта «чу.вство красот.ы», низкое р.азвитие низ.ших эгоист.ических чу.вств и «зн.ачительное н.апряжение» в.ысших эгоист.ических чу.вств (често.любие, жаж.да новизны), с.лабость раз.вития этичес.ких чувств, объе.ктивный ум и с.лабая воля. Основная черт.а аналитических типов, сч.итал истор.ик, «заключ.ается в преоб.ладании во все.м психичес.ком строе че.ловека ума, а.нализа». Пр.имером слу.жит Гамлет. Ес.ли характер у.ма у аналит.иков - субъе.ктивный, то вес.ьма ограниче.нная воля, ес.ли объекти.вный сильное, то р.авномерное р.азвитие все.х чувств, п.ассивная во.ля. Эгоистический тип характер.изуется гос.подством «.низших эго.истических чу.вств», мал.ым развитие.м чувств эт.ических, эстет.ических. Ре.лигиозное чу.вство разв.ито и осно.вано на чу.встве стра.ха, ум субъе.ктивный, «.воля отлич.ается знач.ительной с.илой». Индивидуалистический тип, по м.нению Рожко.ва, имеет в истор.ии наиболь.шее значен.ие. В эмоц.иональной сфере у это.го типа си.льны «более с.ложные эго.истические чу.вства» (често.любие, жаж.да разнообр.азных впечатлений, стре.мление к в.ласти ради с.амой власт.и), развит.ы эстетичес.кие чувств.а и некотор.ые этическ.ие, «ум твер.д и не все.гда объект.ивен, воля оче.нь сильна». В каждой че.ловеческой ор.ганизации, н.а различны.х этапах ее р.азвития пр.исутствуют все т.ипы ассоци.ации, утвер.ждал Рожко.в и ставил во.прос о преоб.ладании (и сте.пени этого преоб.ладания) то.го или дру.гого типа. Истор.ическое раз.витие соци.альной пси.хологии, по Ро.жкову, идет, в с.амом общем в.иде, от неор.ганизованн.ых, неслож.ившихся хар.актеров, т.ипов к их з.авершенност.и. Здесь отр.азились убе.ждения истор.ика в прогресс.ивности эво.люции псих.ической жиз.ни человек.а. Прогресс и.дет и по л.инии совер.шенствован.ия типов, и по л.инии «отсе.ивания» пс.ихических т.ипов, не соот.ветствующи.х условиям э.похи. Создав «теор.ию психичес.ких типов» Ро.жков дал чет.кую формул.ировку зако.нов социал.ьной стати.ки, касающ.ихся духов.ной культур.ы. Их два, пер.вый гласит, что «....нравы, и об.ычаи, и ре.лигия, и ис.кусство, и л.итература, и н.аука, и фи.лософия опре.делялись все.цело психичес.ким складо.м общества, те.ми типами и.ли характер.ами, котор.ые с основ.ной силой и яр.костью это об.щество отл.ичают». Второ.й закон опре.деляет, что «...су.ществующие в об.ществе тип.ы или хара.ктеры слаг.аются под воз.действием хоз.яйственных я.влений, устро.йства общест.ва и госуд.арственного стро.я». 2.2.Становление мето.дики в ХIХ-.начале ХХ в.в. В течение Х.IХ – нач. Х.Х вв. в учеб.никах и в ре.цензиях по.лучили отр.ажение взг.ляды на проб.лему изуче.ния истори.и как учеб.ного предмет.а различны.х направле.ний русско.й историчес.кой мысли. Н.ачинают из.даваться учеб.ники и мето.дические ре.комендации по и.х применен.ию. В перво.й половине Х.IХ в. в ус.ловиях криз.иса феодал.ьно-крепост.нической с.истемы фор.мировалась бур.жуазная истор.ическая нау.ка, развит.ие которой со.впало с рефор.мой 1874 г., де.мократизац.ией российс.кого общест.ва, формиро.ванием плюр.ализма мне.ний. На смену «.Краткому росс.ийскому лето.писцу» при.шел учебни.к Н.М. Кар.амзина «Со.кращение росс.ийской истор.ии в пользу ю.ношества», в которо.м продолже.на идея о необ.ходимости по.ддерживать мо.нархическое н.аправление в истор.ической нау.ке. В середине 50-.х гг. ХIХ в. по.явились мето.дические р.аботы доктор.а философи.и А.Язвинс.кого. Он пре.длагал зап.исывать ва.жнейшие фа.кты столет.ия на лист.ы разного ц.вета, разгр.афленные н.а сто клето.к (век и го.ды). Другую мето.дику предло.жил директор Петербур.гского неме.цкого учил.ища Готлиб фо.н Шуберт. Сут.ь ее в том, что ф.акты рифмо.вали и, рас.певая, зауч.ивали. Опрос и.грал огром.ную роль. В ряде шко.л применялс.я тематичес.кий подход (.Бидермана), в сере.дине ХIХ в. р.аспростран.яется крат.кое коммент.ирование уч.ителем текст.а, задавае.мого на до.м. Документ.альный матер.иал не при.влекался, сре.дства нагл.ядности не ис.пользовалис.ь; опрос в.ыполнял фу.нкцию контро.ля за знан.иями. В середине Х.IХ в. либер.ально настрое.нные публи.цисты, пис.атели пред.принимали по.пытки крит.ики основ ш.кольного р.азвития истор.ического обр.азования Росс.ии. К 90-м гг. Х.IХ в. либер.ально-буржу.азное напр |