Главная страница

Методические рекомендации для первого знакомства со средой программирования Labview 5 и для освоения элементарных навыков работы в ней


Скачать 1.09 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для первого знакомства со средой программирования Labview 5 и для освоения элементарных навыков работы в ней
Дата20.05.2018
Размер1.09 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlabview_basics_online.pdf
ТипМетодические рекомендации
#44267
страница1 из 4
  1   2   3   4

И.В.Федосов
Основы программирования
в LabVIEW
Саратов 2010

1
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Кафедра оптики и биофотоники СГУ
И.В.Федосов
Основы программирования в LabVIEW
Учебное пособие
Саратов 2010

2
Предисловие
Данное учебное пособие ориентировано на студентов, начинающих свое знакомство с пакетом программ National Instruments LabVIEW. Оно содержит указания и методические рекомендации для первого знакомства со средой программирования LabVIEW 8.5 и для освоения элементарных навыков работы в ней.
Пособие состоит из четырех частей, и приложения. В первой части излагаются основные приемы работы в среде программирования
LabVIEW на примере простой программы с графическим интерфейсом пользователя. В этой части рассмотрены элементарные понятия и особенности среды программирования. Вторая часть посвящена приемам работы с файлами.
Третья часть посвящена программированию пользовательского интерфейса. В ней рассмотрены особенности элементов управления передней панели, а также работа со строками символов. Четвертая часть посвящена работе с массивами.
Объем данного пособия соответствует вводной части курса программирования и цифровой обработки изображений в среде
LabVIEW разработанного автором в 2010 году и изучаемого студентам кафедры оптики и биофотоники СГУ в рамках практических занятий по дисциплинам «Фотография и цифровая обработка изображений»,
«Современные оптические системы» и «Оптические приборы в биомедицинских исследованиях». Изучение вводной части курса завершается выполнением студентами заданий для самостоятельной работы, примеры которых приведены в приложении.

3
1. Блок схема. Элементы управления и индикаторы
Программа в среде LabVIEW называется Virtual Instrument (VI) – виртуальный прибор (ВП), чтобы подчеркнуть, что она предназначена для управления лабораторным оборудованием и приборами и способна выполнять некоторые их функции.
 Запустим программу LabVIEW 8.5, при этом откроется стартовое окно
(рис.1.1.).
 В левой части диалогового окна (Files) выберем пункт BlankVI
(пустой виртуальный прибор (ВП)).
При этом откроются два окна – Untitled Front Panel (рис.1.2) и
Untitled Block Diagram (рис.1.3). Слово Untitled – "не имеющий наименования" указывает на то, что мы еще не назвали наш виртуальный прибор и не сохранили его на диск компьютера.
Если окно Block Diagram скрыто, то его можно вызвать через меню
Window Show Block Diagram или нажав клавиши +.
 Сохраним новый ВП. Для первого сохранения ВП в меню File любого из этих окон выберем пункт Save.
 В открывшемся диалоговом окне выберем или создадим новую папку для наших ВП, введем имя файла – Example01 и подтвердим сохранение, нажав OK. Файл сохранится с расширением .viот Virtual
Instrument – Виртуальный прибор.
Чтобы не потерять сделанную работу, время от времени следует сохранять ВП в процессе его редактирования. Для этого можно использовать меню File  Save, или сочетание клавиш +.
Рис. 1.1. Стартовое окно LabVIEW 8.5

4
Рис.1.2. Окно Front Panel (передняя панель)
Рис.1.3. Окно Block Diagram (блок- схема)
Передняя панель (Front panel) виртуального прибора служит для размещения на ней элементов управления и индикаторов – то есть элементов, при помощи которых этот виртуальный прибор будет взаимодействовать с человеком (или с другим виртуальным прибором, как мы увидим немного позже).
Для начала создадим виртуальный прибор, который может складывать два числа. Поместим на переднюю панель простейший элемент управления (Control).
 Переместим указатель мыши на рабочую (клетчатую) поверхность передней панели и нажмем правую кнопку мыши.
Рис.1.4. Меню Controls и раздел Modern
Рис.1.5.Меню Numeric. Элемент управления Numeric Control выделен рамкой

5
Рис.1.6.
Элементы управления и индикатор на передней панели
Рис.1.7.
Терминалы элементов управления и индикатора на блок схеме
 В появившемся меню элементов управления Controlsиз раздела
Modern
(современные) выберем пункт
Numeric
(числовые, цифровые) (рис.1.4).
 В раскрывшемся меню Numeric выберем Numeric control(числовой элемент управления) (рис.1.5). Указатель мыши примет вид руки, держащей пунктирные прямоугольники
– контур элемента управления.
 Переместим указатель на переднюю панель, и установим элемент, нажав один раз на левую кнопку мыши.
 Два раза щелкнем левой кнопкой мыши на надпись Numeric над элементом управления и введем текст: Число А.
 Добавим на переднюю панель еще один элемент управления и назовем его Число Б;
 Аналогичным образом добавим на переднюю панель индикатор
(Controls Modern Numeric Numeric Indicator). Назовем его
Сумма.
Теперь передняя панель выглядит так, как показано на рис.1.6 – на ней расположены два элемента управления, используя которые можно ввести в компьютер два числа, и индикатор, который будет отображать результат операции с этими числами. А на блок схеме появились соответствующие им терминалы(рис.1.7), при помощи которых введенные числа Число A и Число B передаются в программу, а результат выполнения программы выводится на индикатор Cумма.
Обратите внимание, что терминалы элементов управления
находятся слева, а индикатора – справа. Они расположены так, потому что общепринятое направление передачи данных и сигналов на блок схемах – слева направо, и сверху вниз. Этого правила следует
обязательно придерживаться при оформлении программ в среде

6
LabView! Выходы терминалов элементов управления (маленькие
треугольники) расположены справа на иконках этих терминалов, а вход индикатора – слева (рис.1.7).
В среде LabView все процедуры и функции представлены виде иконок.
Поместим на нашу блок-схему иконку операции сложения.
 Нажмем правуюкнопку мыши на белом поле окна блок схемы.
 В появившемся меню Functions (функции), выберем раздел
Programming (программирование) Numeric Add (сложить).
 Поместите на блок схему иконку оператора сложения
 Подведите курсор к иконке. По краям иконки появятся точки с отрезками линий – контакты,при помощи которых элементы блок- схемы соединяются между собой.
 Подведите курсор к контакту x+y оператора сложения.
При этом он примет вид катушки с проводом (Wiring tool
– инструмент для соединения проводами), а внизу появится подсказка – назначение данного контакта.
 Щелкните левой кнопкой мыши и подведите Wiring toolк терминалу
Сумма. За курсором потянется пунктирная линия – набросок будущего провода. Его направление можно задавать, нажимая на
левую кнопку мыши. Нажатие на правую кнопку отменяет рисование провода.
 Подведите курсор к контакту терминала Сумма и, нажав левую кнопку мыши, соедините их между собой.
 Аналогично соедините терминал Число А и вход xоператора сложения, а затем терминал Число Б и контакт y.
 Выделяя провода и терминалы при помощи мыши и перемещая их при помощи клавиш <←>, <→>, <↑>и <↓>, придайте блок-схеме вид, показанный на рис.1.8.
Рис.1.8. Элементы управления и индикатор на передней панели

7
Аккуратный вид блок схемы важен не только с эстетической точки зрения. Блок схема должна легко читаться, иначе через несколько минут вы уже не сможете разобраться, каким образом соединены между собой операторы и как работает данная программа.
Поэтому не жалейте времени на то, чтобы сделать блок схему аккуратной и понятной. Соединяя контакты проводами, следует руководствоваться следующими правилами:
1. Передача данных в блок-схеме осуществляется слева направо.
2. Проводники ВСЮДУ на виду – их нельзя перекрывать иконками
или другими проводниками.
3. В одной точке могут соединяться НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ
проводников (рис.1.9).
4. Блок схема должна полностью помещаться на экране монитора.
Рис.1.9. Третье правило исключает опасность перепутать соединение и
пересечение проводников в случае, если вы не заметите точку.
 После того, как редактирование завершено, необходимо сохранить программу, используя меню File  Save, или сочетание клавиш
+.
 Теперь программа полностью готова, и ее можно запустить.
Для этого нажмем кнопку циклического выполнения программы (Run Continuously)
 Убедимся в ее работоспособности, изменяя при помощи мыши и клавиатуры значения в полях ввода элементов управления и наблюдая как изменяется значение индикатора.
 Чтобы остановить выполнение программы, нажмем кнопку прервать выполнение (Abort Execution)

8
При запуске наша программа однократно опрашивает состояние элементов управления, передает их значения операции сложения, а затем результат сложения индикатору и завершается. Для того чтобы она непрерывно отслеживала изменения состояния элементов управления, мы использовали возможности среды программирования – режим Run Continuously, в котором программа запускается снова и снова сразу же после ее завершения. Теперь сделаем так, чтобы программа самостоятельно периодически опрашивала элементы управления, складывала полученные числа и отображала результат сложения на индикаторе. Для этого поместим нашу программу в цикл
While Loop (while – пока, в то время как; loop – петля).
 Щелкнем правой кнопкой мыши блок-схеме и выберем в меню
FunctionsProgramming Structures While Loop
 Курсор мыши примет вид маленького пунктирного прямоугольника с черным левым верхним уголком
 Поместим курсор левее и выше группы терминалов и процедур, которую мы хотим заключить в цикл, нажав и удерживая левую кнопку, обведем группу пунктирным прямоугольником.
 После того, как мы отпустим левую кнопку мыши, программа будет выглядеть так, как показано на рис.1.10.
 Если действие не получилось с первого раза, можно его отменить, нажав клавиши +.
После того, как мы поместили цикл While Loop на блок- схему, кнопка циклического выполнения заблокировалась, а на кнопке запуска программы появилось изображение сломанной стрелочки.
Рис.1.10. Цикл While Loop

9
Это произошло потому, что среда программирования LabView проверяет программу непосредственно в процессе ее составления. Она обнаружила ошибку и запретила запуск программы. Выясним причину ошибки.
 Нажмем на кнопку со сломанной стрелкой List Errors
(составить список ошибок), откроется окно списка ошибок
(рис.1.11)
Окно списка ошибок состоит из трех частей:
Items with errors (объекты с ошибками), в этом окне указан наш виртуальный прибор Example01.vi;
1 errors and warnings (1 ошибка(и) и(или) предупреждение(ия)), это перечень ошибок в котором указан тип ошибки – Block Diagram Errors
(ошибки в блок схеме), и ее причина – While Loop: conditional terminal
is not wired (Цикл While: не подключен провод к терминалу условия);
Details (подробности) – объяснение ошибки, выделенной в списке. В нашем случае The conditional terminal is not wired to anything and
must be wired to a boolean data source such as a button or the result of
a comparison. (Терминал условия ни с чем не соединен и должен быть соединен к источнику данных логического (Булева) типа, такому как кнопка или результат сравнения).
Рис. 1.11. Окно списка ошибок

10
Чтобы выяснить, в каком именно месте блок-схемы обнаружена ошибка, нажмем кнопку Show Error (Показать ошибку). При этом окно блок- схемы станет активным, а цикл While Loopбудет кратковременно выделен черным цветом.
Для того чтобы получить информацию о неизвестном элементе блок-схемы, можно воспользоваться окном контекстной помощи, которое открывается при нажатии клавиш +
  1   2   3   4


написать администратору сайта