Главная страница

Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла


Скачать 2.96 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла
Дата04.05.2023
Размер2.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаobject_11.1292753094.49848.doc
ТипМетодические рекомендации
#1108288
страница32 из 55
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   55

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в социальной деятельности людей, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. (См. дополнительный иллюстративный материал.) От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Связь обучения и развития человека - одна из центральных проблем, например, педагогической психологии. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При ее рассмотрении важно отметить, что:

а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев) (См. дополнительный иллюстративный материал.);

б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Общими характеристиками развития являются:
необратимость;

прогресс/регресс;

неравномерность;

сохранение предыдущего в новом;

единство изменения и сохранения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Согласно другой, обучение - это только внешние условия созревания, развития. Развитие создает возможности - обучение их реализует, или, другими словами, обучение идет в хвосте развития. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Другими словами, развитие есть постепенное становление сущностных сил ребенка, реализация генетического фонда, всей психосоматической сферы под воздействием питания, взаимодействия организма с эколого-природной и социумной средой, а также воспитания, образования и обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:

1. Понятия "образование", "воспитание" и "обучение".

2. Возможные отношения между воспитанием и обучением.

3. Разные точки зрения на связь обучения и воспитания.
11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом

Истоки понятия "образования"

Образование как процесс и как результат

Истоки понятия "образования"

Образование традиционно определяется как создание человека по определенному образу и подобию. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия "образование", как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием "образ", "образ Божий".

В последнем случае считается, что само слово "образ" наполнено религиозным смыслом, что образ есть иконописное изображение лика Божьего и что, следовательно, образование и есть способ приближения, дорастания человека - творения Божия - до Бога. Человек был создан по подобию Божию, и понимание, постижение, следование этому образу трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Так, К.Д. Ушинский полагал, что основным методом должен быть "сократический" - метод постановки вопросов, позволяющих ученику самому найти ответ в процессе рассуждения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Распространенный в Европе, Великобритании, США термин "education", (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы "образ", но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Эта же мысль отмечалась еще в конце XVIII века И.И.Бецким. Соответственно, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, то есть построением образа "Я" по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах:
как образовательная система;

как образовательный процесс;

как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду "современное образование молодежи" или образование конкретного человека, его образованность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Образование как процесс и как результат

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее - в учебно-воспитательном процессе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Еще в конце XIX века П. Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями и представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, нельзя. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По П. Ф. Каптереву, сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; а передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего - это только внешняя сторона этого процесса.

По сути, в таком определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Образование как результат может рассматриваться в двух значениях:
Первое - образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Второе значение существования результата образования - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессиональносодержательной. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения:

1. Понимание образования как образа Божия.

2. Два значения образования как результата.
11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение

Образование в первобытном обществе и Древнем мире

Образование в Средние века и в эпоху Возрождения

Педагогические идеалы Реформации и Просвещения

Особенности педагогического идеала в русской педагогике

Образование в первобытном обществе и Древнем мире

В первобытном обществе в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний постепенно усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Можно сказать, что воспитывала сама жизнь, так как опыт взрослых был сравнительно невелик. Обучение и воспитание осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимых знаний и умений. На этом этапе развития общества инициация выступила первой формой передачи культурного опыта.

По мере развития обществ возникают и первые попытки обобщения теоретических основ воспитания. Происходит постепенный переход ко второму типу образования, когда в условиях накопления культурного опыта и материальных ценностей происходит как дифференциация общества на отдельные социальные группы, так и появление разных педагогических задач и целей обучения.

Происходит развитие и организационных форм обучения. Древневосточные цивилизации дали первые образцы школ, первые представления об идеале образованного человека. Дальнейшее развитие теории и практики обучения происходило в эпоху Античности, Греко-Римской древности. В эпических поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" нашел свое отражение один из первых педагогических идеалов: образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Вместе с тем существовало две модели обучения и воспитания:
спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание,

афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Проблеме обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. В Древней Греции педагогические идеи высказывал Демокрит, одним из первых сформулировавший идею о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка.

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения, который был направлен на совместный поиск решения той или иной проблемы. Платон выдвинул идею создания систем государственных школ, признавая тем самым необходимость контроля образования и воспитания со стороны государства. Эта идея была развита и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме того, много нового в проблемы обучения и воспитания. В частности, он предложил рассматривать обучение как организованное в несколько этапов.
Образование в Средние века и в эпоху Возрождения

В период Средневековья происходит смена педагогического идеала. Мы говорили о нем, когда разбирали вопрос об этимологии слова "образование". Так, по мнению одного из отцов церкви - Августина Блаженного, цель воспитания - слияние с богом. Основу воспитательного идеала составил воспитательный идеал Нового Завета с его проповедью любви, кротости, богобоязни. Основной упор в воспитании делался на религиозно-духовном развитии человека. Тело, телесное представлялось источником греха, с которым необходимо бороться. Идеал гармонично развитого человека был утрачен, ему на смену пришел идеал аскета, ищущего в боге избавление от страданий земной жизни. Представление об изначальной греховности человека и попытке воспитателя наставить на путь истинный сказалось и на методах воспитания в средневековье: принуждение, наказание.

Педагогический идеал в эпоху Возрождения нашел свое выражение в идеале рыцарского воспитания, предполагавшем овладение различными умениями и навыками, широкой культурой, высокой нравственности, именно в нем выражена идея разностороннего развития личности.

С конца XV века общественная ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, побудила к переосмыслению идеала воспитания. Человек, ограниченный монархическим строем, вместо гражданской активности стал стремиться к уединению, подчинив себя культу знаний. Первоначальный гуманистический идеал воспитания разносторонне развитой, активной личности в эпоху раннего Возрождения стал превращаться в формальную литературную образованность. Однако основная линия развития педагогического идеала этого времени шла в направлении воспитания широко образованного и критически мыслящего человека. Этот идеал отразил в своем творчестве М. Монтень. Э. Роттердамский выдвинул один из первых о собственно народном образовании, провозгласил отношение к труду мерилом нравственности. В целом Возрождение поставило человека в центр мироздания. Гуманизм проповедовал гармоничное развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвещения.
Педагогические идеалы Реформации и Просвещения

В основе представлений Реформации о воспитании лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. Педагогическим идеалом Реформации был человек, умеющий работать совместно с другими людьми, уважающий физический труд, исповедующий христианские идеалы, в первую очередь - общности и трудолюбия.

В эпоху Просвещения, так же как и в эпоху Возрождения, в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности, с преимущественной ориентацией на воспитание воли и разума в человеке, и осуществляются попытки их реализации:
это подтверждают "Школа радости" В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития;

теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы;

идеи И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность.

Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как Новые школы во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии. Сторонники этих течений связывали образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей в педагогике. Сегодня она определяет содержание современного образования.
Особенности педагогического идеала в русской педагогике

Необходимо сказать об особенностях педагогического идеала человека, который существовал в русской педагогике.

Древняя славянская культура соединилась благодаря принятию христианства со зрелым восточным христианством Византии, цели воспитания в которой отличались от средневековой концепции западного христианства большим вниманием к телесным качествам человека.

С самого начала обучение грамоте и обучение вере воспринимались как единый процесс - это объясняет сильное влияние практически до ХХ века церкви на образование в России. В православной церкви, в отличие от католической, существовало отрицательное отношение к рациональному знанию, убеждение, что знание, "философия" ей не нужны, так как все истины в высшем воплощении заключены в Библии, в творениях святых отцов и учителей церкви. Поэтому главной задачей обучения и воспитания детей для родителей и педагогов считалась задача нравственно-религиозного воспитания.

Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Следует отметить, что при всем различии педагогических и философских школ в понимании сущности и процесса воспитания развитой личности, существует два педагогических идеала личности:
Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.

Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его можно назвать "реальным идеалом". Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться.

Очевидно, что цели воспитания в ходе истории человеческого общества соответствовали представлениям людей об идеале человеческой личности. И на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.
Проблемы для обсуждения:

1. Обучение в первобытном обществе и педагогический идеал в Древней Греции.

2. Особенности педагогического идеала эпохи Средневековья.

3. Педагогический идеал Возрождения и Реформации.

4. Эпоха Просвещения как основа для формирования педагогического идеала современности.

5. Специфика педагогического идеала в России.
11.6. Философские и психологические концепции образования

Общие основания современных направлений образования

Основные типы обучения

Общие основания современных направлений образования

Как уже понятно из вышеизложенного, образование и такие составляющие его смысловые единицы, как воспитание, обучение, развитие, представляют собой сложный феномен, объяснить который пытались многие философы, педагоги, психологи. В целом философские концепции обучения были рассмотрены в предыдущем разделе при описании исторического развития идеала педагогики. В этом разделе мы остановимся более подробно на психолого-педагогических теориях обучения, а именно:
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   55


написать администратору сайта