Главная страница
Навигация по странице:

  • Порядок выполнения отчета по практической работе

  • Практическая работа №4 «Изучение работы в системе контроля версий» Цель работы

  • Задания для практической работы Пример использования методики объектно–ориентированного программирования

  • Реализация задания

  • Задания. Методические рекомендации по выполнению практических


    Скачать 2.15 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению практических
    Дата23.08.2022
    Размер2.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЗадания.pdf
    ТипПрактическая работа
    #651734
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Задания для практической работы
    Задание №1
    1. На основе технического задания из практической работы №2 выполнить анализ функциональных и эксплуатационных требований к программному продукту.
    2. Определить основные технические решения (выбор языка программирования, структура программного продукта, состав функций ПП, режимы функционирования) и занести результаты в документ, называемый «Эскизным проектом».
    3. Определить диаграммы потоков данных для решаемой задачи.
    4. Определить диаграммы «сущность-связь», если программный продукт содержит базу данных.
    5. Добавить словарь терминов.
    6. Оформить результаты, используя MS Office или MS Visio в виде эскизного проекта.
    7. Сдать и защитить работу.
    Порядок выполнения отчета по практической работе
    Отчет по лабораторной работе должен состоять из:
    1. Постановки задачи.
    2. Документа «Эскизный проект», содержащего:
    - выбор метода решения и языка программирования;
    - спецификации процессов;
    - все полученные диаграммы;
    - словарь терминов.
    Защита отчета по практической работе заключается в предъявлении преподавателю полученных результатов (на экране монитора), демонстрации полученных навыков и ответах на вопросы преподавателя.
    Задание №2
    1. Разработать функциональную схему программного продукта.
    2. Представить структурную схему в виде структурных карт Константайна.
    3. Представить структурную схему в виде структурных карт Джексона.
    4. Оформить результаты, используя MS Office или MS Visio в виде технического проекта.
    5. Сдать и защитить работу.
    Порядок выполнения отчета по практической работе
    Отчет по практической работе должен состоять из:
    1. Структурной схемы программного продукта.
    2. Функциональной схемы.
    3. Алгоритма программы.
    4. Структурной карты Константайна.
    5. Структурной карты Джексона.
    6. Законченного технического проекта программного модуля.
    Защита отчета по практической работе заключается в предъявлении преподавателю полученных результатов (на экране монитора и в печатном виде), демонстрации полученных навыков и ответах на вопросы преподавателя.

    Практическая работа №4 «Изучение работы в системе контроля версий»
    Цель работы: применение методов объектно-ориентированного проектирования
    Теоретические сведения
    Сущность объектно-ориентированного подхода к программированию заключается в том, что основные идеи объектно-ориентированного подхода опираются на следующие положения:
    - программа представляет собой модель некоторого реального процесса, части реального мира;
    - модель реального мира или его части может быть описана как совокупность взаимодействующих между собой объектов;
    - объект описывается набором параметров, значения которых определяют состояние объекта, и набором операций (действий), которые может выполнять объект;
    - взаимодействие между объектами осуществляется посылкой специальных сообщений от одного объекта к другому. Сообщение, полученное объектом, может потребовать выполнения определенных действий, например, изменения состояния объекта;
    - объекты, описанные одним и тем же набором параметров и способные выполнять один и тот же набор действий представляют собой класс однотипных объектов.
    С точки зрения языка программирования класс объектов можно рассматривать как тип данного, а отдельный объект - как данное этого типа. Определение программистом собственных классов объектов для конкретного набора задач должно позволить описывать отдельные задачи в терминах самого класса задач (при соответствующем выборе имен типов и имен объектов, их параметров и выполняемых действий).
    Таким образом, объектно-ориентированный подход предполагает, что при разработке программы должны быть определены классы используемых в программе объектов и построены их описания, затем созданы экземпляры необходимых объектов и определено взаимодействие между ними.
    Классы объектов часто удобно строить так, чтобы они образовывали иерархическую структуру. Например, класс «Студент», описывающий абстрактного студента, может служить основой для построения классов «Студент 1 курса», «Студент 2 курса» и т.д., которые обладают всеми свойствами студента вообще и некоторыми дополнительными свойствами, характеризующими студента конкретного курса. При разработке интерфейса с пользователем программы могут использовать объекты общего класса «Окно» и объекты классов специальных окон, например, окон информационных сообщений, окон ввода данных и т.п. В таких иерархических структурах один класс может рассматриваться как базовый для других, производных от него классов. Объект производного класса обладает всеми свойствами базового класса и некоторыми собственными свойствами, он может реагировать на те же типы сообщений от других объектов, что и объект базового класса и на сообщения, имеющие смысл только для производного класса. Обычно говорят, что объект производного класса наследует все свойства своего базового класса.
    Некоторые параметры объекта могут быть локализованы внутри объекта и недоступны для прямого воздействия извне объекта. Например, во время движения объекта-автомобиля объект- водитель может воздействовать только на ограниченный набор органов управления (рулевое колесо, педали газа, сцепления и тормоза, рычаг переключения передач) и ему недоступен целый ряд параметров, характеризующих состояние двигателя и автомобиля в целом.
    Очевидно, для того, чтобы продуктивно применять объектный подход для разработки программ, необходимы языки программирования, поддерживающие этот подход, т.е. позволяющие строить описание классов объектов, образовывать данные объектных типов, выполнять операции над объектами. Одним из первых таких языков стал язык SmallTalk в котором все данные являются объектами некоторых классов, а общая система классов строится как иерархическая структура на основе предопределенных базовых классов.
    Опыт программирования показывает, что любой методический подход в технологии программирования не должен применяться слепо с игнорированием других подходов. Это относится и к объектно-ориентированному подходу. Существует ряд типовых проблем, для которых его полезность наиболее очевидна, к таким проблемам относятся, в частности, задачи имитационного моделирования, программирование диалогов с пользователем. Существуют и задачи, в которых применение объектного подхода ни к чему, кроме излишних затрат труда, не приведет. В связи с этим наибольшее распространение получили объектно-ориентированные языки программирования, позволяющие сочетать объектный подход с другими методологиями. В
    некоторых языках и системах программирования применение объектного подхода ограничивается средствами интерфейса с пользователем (например, Visual FoxPro ранних версий).
    Наиболее используемыми в настоящее время объектно-ориентированными языками являются Паскаль с объектами и Си++, причем наиболее развитые средства для работы с объектами содержатся в Си++.
    Объектно-базирующееся программирование - это методология разработки программ, основанная на использовании совокупности объектов, каждый из которых является реализацией определенного класса. Программный код и данные структурируются так, чтобы имитировалось поведение фактически существующих объектов. Содержимое объекта защищено от внешнего мира посредством инкапсуляции. Благодаря наследованию уже запрограммированные функциональные возможности можно использовать и для других объектов. Объекты являются программным представлением физических и/или логических сущностей реального мира. Они необходимы для моделирования поведения физических или логических объектов, которые они представляют. Для изменения поведения и состояния элементов управления используются их свойства, методы, поля и события. Классы задают структуру объектов. При программировании создаются объекты - представители классов. С другой стороны, классы составляют группы одноименных объектов.
    Внутренняя структура класса в Visual Basic передается объекту с использованием модуля класса. С использованием команды Project
    Add Class Module модуль класса можно добавить в проект.
    После добавления модуля класса выводится окно кода, в котором можно реализовать компоненты
    (свойства, поля, методы, события) класса.
    Задания для практической работы
    Пример использования методики объектно–ориентированного программирования
    Создать в предметной области «Автомобили» класс с требуемой функциональностью
    (использовать компоненты класса: методы, поля и т.д.). Создать объект - экземпляр класса. Создать пример использования объектом компонентов класса.
    Реализация задания
    Приводится проект, дающий справку желающим приобрести автомобиль. Создан класс
    Class1, содержащий компоненты, определяющие название фирмы-изготовителя, модель автомобиля, его стоимость, изображение автомобиля и следующие технические характеристики:
    - тип двигателя (бензин/дизель),
    - число цилиндров/рабочий объѐм,
    - система питания (карбюратор/впрыскивание),
    - мощность (л.с),
    - максимальная скорость (км/час),
    - разгон 0 - 100 (км/час)/сек,
    - привод (передний/задний/4х4).
    Далее создаѐтся экземпляр класса: Dim av As New Class1, использующий компоненты класса.
    Пользователю предлагается решить вопрос о необходимости покупки, выбрать фирму- изготовителя, ответить на вопрос о выводе изображения покупаемого автомобиля, либо его технических характеристик, либо обеих категорий одновременно (используются процедуры
    Property Get и Property Let, созданные в классе Class1), после чего программа адекватно реагирует: либо выводятся вышеперечисленные данные, либо выводится некоторое сообщение.
    Для реализации проекта нужно выполнить следующую последовательность действий:
    1. добавить в стандартный проект модуль класса (Project
    Add Class Module
    Class
    Module
    Открыть),
    2. создать:
    - методы класса. Четыре метода создаются в процедурах: Public Function Met1(), Public
    Function Met2(), Public Function Met3(), Public Function Met4() (Tools
    Add Procedure ввести имя { Met1, Met2, Met3, Met4} выбрать Function выбрать Public OК),
    - свойства класса. Свойства задаются с использованием процедур Property Get и Property
    Let (Tools
    Add Procedure ?ввести имя (здесь - varian) выбрать Property выбрать
    Public
    OК ),
    - поля класса - avto, firma, model, stoim, pict, var, см. ниже.
    3. создать на форме:

    - два элемента управления ComboBox с именами Combo1 и Combo2,
    - два элемента управления CommandButton с именами Command1 и Cоmmand2; значению свойства Caption объекта Command1 присвоить значение "OK", Cоmmand2 - "Exit",
    - элементы управления Label1 - Label4, значениям свойств Caption присвоить: Label1 -
    "Хотите ли Вы купить машину?", Label2 - "Выберите фирму-изготовитель", Label3 -
    "Хотите ли Вы увидеть изображение выбранного автомобиля или его технические характеристики ?", Label4- "", свойству Visible объекта Label4 присвоить False,
    - массив элементов управления OptionButton (присвоить значения свойствам -
    Option1(0).Caption= "да", Option1(1).Caption= "нет"),
    - массивы элементов управления PictureBox: Picture1(0) - Picture1(12) и Picture2(0) -
    Picture(12). Свойству Visible всех элементов управления присвоить значение False.
    Свойству Picture каждого элемента управления присвоить значение изображения соответствующего автомобиля и списка технических характеристик (эти списки создаются в приложении Excel, далее таблицы передаются в приложение Paint и сохраняются как рисунки).
    4. ввести код в область класса (см. ниже "область проекта Class1"),
    5. ввести код, данный ниже, в области:
    - General Declarations формы,
    - Combo1, событие Click,
    - Combo2, событие Click,
    - Command1, событие Click,
    - Command, событие Click,
    - Form, событие Load,
    - Form, событие Unload,
    6. стартовать проект, получить справку о предполагаемой покупке.
    /////////////////////////////область проекта Class1////////////////////////////////
    Public avto As Boolean
    Public firma As String
    Public model As String
    Public stoim As String
    Public pict As String
    Dim var As String
    Private Sub Class_Initialize() ' инициализация полей класса avto = False: firma = "": model = "": stoim = "": var = ""
    End Sub
    Public Function Met1()
    ' Если пользователь нажал кнопку (OptionButton) - Да, то выполнить процедуры ' Met2, Met3, Met4, результатом выполнения которых является вывод данных:
    ' марка, стоимость, изображение и технические характеристики, иначе ' Met1 = False и выводится сообщение "Приносим свои извинения, мы даем ' информацию для желающих купить автомобиль"
    If avto = True Then model = Met2() stoim = Met3() pict = Met4() ' поле pict определяет номера элементов массивов ' PictureBox, см. Met4
    Met1 = True
    Else
    Met1 = False
    End If
    End Function
    ' после щелчка на кнопках Да/Нет (два переключателя OptionButton) и выбора ' фирмы из списка ComboBox c именем Combo1 определить марку автомобиля
    Public Function Met2()
    Select Case firma

    Case "AUDI": Met2 = "A6"
    Case "CITROEN": Met2 = "C5"
    Case "FORD": Met2 = "Focus"
    Case "HONDA": Met2 = "Accord"
    Case "HYUNDAI": Met2 = "Elanta"
    Case "JEEP": Met2 = "Grand Cherokee LTD"
    Case "LAND ROVER": Met2 = "Land Rover Discovery"
    Case "LEXSUS": Met2 = "RX330"
    Case "MITSUBISHI": Met2 = "Pajero III"
    Case "NISSAN": Met2 = "Primera(1.8)"
    Case "PEUGEOT": Met2 = "307 XR"
    Case "PORSCHE": Met2 = "Cayenne Turbo"
    Case "RENAULT": Met2 = "Laguna II"
    End Select
    End Function
    ' определить стоимость автомобиля в долларах США
    Public Function Met3()
    Select Case firma
    Case "AUDI": Met3 = "41500"
    Case "CITROEN": Met3 = "20100"
    Case "FORD": Met3 = "12430"
    Case "HONDA": Met3 = "33900"
    Case "HYUNDAI": Met3 = "13790"
    Case "JEEP": Met3 = "41690"
    Case "LAND ROVER": Met3 = "40850"
    Case "LEXSUS": Met3 = "65500"
    Case "MITSUBISHI": Met3 = "56640"
    Case "NISSAN": Met3 = "25100"
    Case "PEUGEOT": Met3 = "13808"
    Case "PORSCHE": Met3 = "140500"
    Case "RENAULT": Met3 = "22900"
    End Select
    End Function
    Public Function Met4()
    ' при выборе данных из списка ComboBox с именем Combo2
    ' (после щелчка на кнопке "OК" ) определяется номер элемента массива ' PictureBox, соответствующий выбранной фирме-изготовителю и ' на экран позднее выводится соответствующая фотография ' и/или технические характеристики автомобиля
    Select Case firma
    Case "AUDI": Met4 = "0"
    Case "CITROEN": Met4 = "1"
    Case "FORD": Met4 = "2"
    Case "HONDA": Met4 = "3"
    Case "HYUNDAI": Met4 = "4"
    Case "JEEP": Met4 = "5"
    Case "LAND ROVER": Met4 = "6"
    Case "LEXSUS": Met4 = "7"
    Case "MITSUBISHI": Met4 = "8"
    Case "NISSAN": Met4 = "9"
    Case "PEUGEOT": Met4 = "10"
    Case "PORSCHE": Met4 = "11"
    Case "RENAULT": Met4 = "12"
    End Select
    End Function
    ' процедура Property Let используется для задания значения свойства,
    ' Property Get - для считывания значения свойства

    Public Property Get varian() As String
    Select Case var
    Case Is = 0: varian = "pict"
    Case Is = 1: varian = "texn"
    Case Is = 2: varian = "all"
    End Select
    End Property
    Public Property Let varian(ByVal vNewValue As String)
    Select Case vNewValue
    Case "изображение": var = 0
    Case "технические параметры": var = 1
    Case Else: var = 2
    End Select
    End Property
    /////////////////////////////////область проекта Form1/////////////////////////////
    Dim av As Class1 ' av - экземпляр класса
    Dim v As String
    Dim i As Integer, j As Integer
    Private Sub Combo1_Click()
    ' сделать невидимыми элементы управления Label и Picture
    ' (формирующие фотографии, технические характеристики, фирму,
    ' марку и стоимость), для того, чтобы впоследствии на форму ' выводились только те из них, которые определяет своими ' действиями покупатель
    Label5.Visible = False
    For i = 0 To 12
    Picture1(i).Visible = False
    Picture2(i).Visible = False
    Next
    Dim ot As String ' переменная для хранения сообщения программы av.firma = Combo1.Text ' значение поля firma объекта av взять из ' списка ComboBox с именем Combo1 av.avto = Option1(0).Value ' значение поля avto объекта av взять ' из поля массива OptionButton
    If av.Met1 = True Then ot = " " & CStr(av.firma) & vbCrLf: ot = ot & " " & vbCrLf ot = ot & " модель " & CStr(av.model) & vbCrLf: ot = ot & " " & vbCrLf ot = ot & " цена в $ " & CStr(av.stoim) & vbCrLf: ot = ot & " " & vbCrLf ot = ot & "Для получения более полной информации обращайтесь_ по телефону 7077888"
    MsgBox Title:="Мы можем предложить", Prompt:=ot
    Else
    Label5.Visible = False
    Picture1(Val(av.pict)).Visible = False ' аргумент Picture1: (av.pict)
    ' определяет индекс элемента массива PictureBox ot = "Приносим свои извинения, мы даем информацию для желающих_ купить автомобиль"
    MsgBox Title:="Автосалон START", Prompt:=ot
    End If
    End Sub
    Private Sub Combo2_Click() av.varian = Combo2.Text ' см. процедуру Property Let. Присваиваем ' свойству varian значение выбранные из списка ComboBox с именем Combo2
    End Sub
    Private Sub Command1_Click()
    Label5.Visible = False
    Label5.Caption = ""

    For i = 0 To 12
    Picture1(i).Visible = False
    Picture2(i).Visible = False
    Next v = av.varian ' см. процедуру Property Get. Переменной v присваиваем ' значение свойства varian объекта av av.avto = Option1(0).Value
    If av.Met1 = True Then
    Select Case v
    Case "pict"
    Picture1(Val(av.pict)).Visible = True
    Case "texn"
    Picture2(Val(av.pict)).Visible = True ' технические характеристики ' хранятся как изображения в соответствующих элементах ' массива PictureBox2
    Case "all"
    Picture1(Val(av.pict)).Visible = True
    Picture2(Val(av.pict)).Visible = True
    Label5.Visible = True
    Label5.Caption = CStr(av.firma) & " " & CStr(av.model) & _ vbCrLf & "цена в $ " & CStr(av.stoim)
    End Select
    Else
    Picture1(Val(av.pict)).Visible = False
    Picture2(Val(av.pict)).Visible = False
    MsgBox Title:="Автосалон START", Prompt:="Приносим свои_ извинения, мы даем информацию для желающих купить автомобиль"
    End If
    End Sub
    Private Sub Command2_Click()
    MsgBox Title:="Автосалон START", Prompt: = "Мы всегда рады помочь!_
    Будем рады новой встрече!"
    End ' выход из программы после сообщения MsgBox.
    End Sub
    Private Sub Form_Load()
    Set av = New Class1 ' описание объектной переменной дано выше ' заполнение списка ComboBox с именем Combo1 названиями фирм
    Combo1.AddItem "AUDI"
    Combo1.AddItem "CITROEN"
    Combo1.AddItem "FORD"
    Combo1.AddItem "HONDA"
    Combo1.AddItem "HYUNDAI"
    Combo1.AddItem "JEEP"
    Combo1.AddItem "LAND ROVER"
    Combo1.AddItem "LEXSUS"
    Combo1.AddItem "MITSUBISHI"
    Combo1.AddItem "NISSAN"
    Combo1.AddItem "PEUGEOT"
    Combo1.AddItem "PORSCHE"
    ' заполнение списка ComboBox с именем Combo2 предложениями для ' выбора данных в процедурах Property Get и Property Let
    Combo2.AddItem "изображение"
    Combo2.AddItem "технические параметры"
    Combo2.AddItem "все данные"
    End Sub
    Private Sub Form_Unload(Cancel As Integer)
    Set av = Nothing ' удалить объект из памяти

    End Sub
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта