Главная страница
Навигация по странице:

  • Утверждаю Декан факультета _________

  • Темы семинарских занятий

  • 3. Предмет литературы.

  • 5. Речь автора и язык действующих лиц.

  • История. МУ к практическим семинарским занятиям (1). Методические рекомендации по заполнению умкд файл методические указания к практическим семинарским занятиям


    Скачать 45.53 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по заполнению умкд файл методические указания к практическим семинарским занятиям
    АнкорИстория
    Дата10.02.2022
    Размер45.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМУ к практическим семинарским занятиям (1).docx
    ТипМетодические рекомендации
    #357523



    Казахский национальный университет имени аль-Фараби

    Факультет филологии и мировых языков
    Кафедра иностранной филологии и переводческого дела

    Утверждаю

    Декан факультета _________ Б.У. Джолдасбекова

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ УМКД

    ФАЙЛ «МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ/ СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ»

    Алматы, 2022

    1. Главное условие успешности в освоении учебной дисциплины – систематические занятия и своевременное знакомство с предложенными теоретико-литературными и художественными текстами. Для полного понимания изучаемого материала следует задавать вопросы непосредственно на лекциях и практических занятиях, чтобы не оставлять пробелов в изучении. За дополнительными разъяснениями и рекомендациями студент может обращаться к преподавателю во время индивидуальных занятий и консультаций.

    2. Исследование ценностей, на которых базируется творчество писателя, позволяет войти в мир художественного произведения и адекватно оценить этот мир при условии квалифицированного анализа формы и содержания текста и условий его создания. Единство аксиологического подхода и литературоведческого анализа обеспечивает объективность конечных выводов исследователя.

    3. Назначение учебной дисциплины - создание для студентов той базы исходных теоретических знаний, которая обеспечит коммуникацию в рамках литературоведческого дискурса - прежде всего рецепцию специальной научной литературы на профессиональном уровне и профессиональный анализ художественного текста.

    4. Знания, получаемые при изучении теоретико-литературных дисциплин не самоценны: они должны являть собой рабочий инструментарий исследователя, служащий пониманию текста, глубокому и адекватному прочтению художественного произведения, объективному постижению закономерностей творческой деятельности и развития литературы.

    5. Каждая наука имеет свою систему терминов (терминологию). Научный термин – точное обозначение определенного понятия. Формулируя то или иное понятие, мы отграничиваемся от множества его смыслов, вводя в определение то единственное, которое считаем главным. Варианты формулировки одного и того же понятия затрагивают разные стороны этого понятия или указывают на различные аспекты его рассмотрения. Задача студентов – выбрать для характеристики литературоведческих понятий формулировки, удобные для запоминания и практического применения, функциональные, действенные, направленные на анализ явлений искусства. Запомнить определения значимых литературоведческих понятий и иллюстрировать их примерами, то есть показать их в работе, – тот минимум, без которого нельзя сдать экзамен по теории литературы. Соответственно, любое исследование должно начинаться с оговаривания значений терминов, которыми будет оперировать автор.

    6. Для освоения теоретико-литературных понятий использованы современные компаративистские стратегии. Категории классической поэтики ставятся в различные контексты и обретают и углубляют свое значение в зависимости от контекста. Отвлеченное понятие, таким образом, становится живым знанием, коррелируясь с другими понятиями. Отдельные явления теории литературы представлены не в изоляции друг от друга (а именно такое обособленное рассмотрение типично для традиционных подходов), а в живом единстве как фрагменты одного большого текста – единого текста теории литературы. В зависимости от ракурса рассмотрения меняется конкретное наполнение понятий. Так, например, характеристики рода, метода, стиля складываются как следствие взаимодействия различных категорий содержания и формы. Студенту необходимо уметь оперировать теоретико-литературными понятиями, сравнивая, сопоставляя их смыслы, разграничивая их и видя их связь друг с другом, а тем самым сознавая те приращения или изменения значения, которые образуются в контексте использования.
    Темы семинарских занятий


    Неделя

    Название темы

    Вопросы

    1


    Введение. Литературоведение как наука о художественной литературе.

    1. Литературоведение как наука о понимании художественного произведения в единстве содержания и формы.

    2. Литературоведение как человековедение.

    3. Основные литературоведческие дисциплины (история литературы, теория литературы, литературная критика).

    4. Вспомогательные дисциплины литературоведения (текстология, палеография, библиография).

    5. Специфика литературоведческой терминологии

    Что такое поэтика.

    2


    Художественная литература как форма общественного сознания.

    1. Литература и наука. Научное и художественное познание, их близость и различие

    2. Функции литературы (познавательная, воспитательная, гедонистическая, коммуникативная, эстетическая).

    3. Предмет литературы.

    4. Литература как вид искусства. Место литературы среди других видов искусства.

    3


    Художественный образ и его свойства.

    1. Понятие о художественном образе.

    2. Образ и знак в художественном произведении. Содержание образа.

    3. Свойства художественного образа (единство конкретного и обобщенного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального, многозначность, неисчерпаемость, недосказанность, метафоричность, иносказательность).

    4


    Деталь.

    1. Деталь как средство художественной индивидуализации, ее роль в создании образа.

    2. Деталь и подробность.

    3. Влияние эпохи, литературного направления, личности автора на характеристику предметного мира произведения.

    4. Типология деталей по А.Б. Есину (сюжетные, описательные, психологические).

    5


    Проблема условности в литературе

    1. Д.С. Лихачев о «внутреннем мире» художественного произведения, подобного реальному миру, но ему не тождественного.

    2. Жизнеподобие – «изображение жизни в формах самой жизни» (В.Г. Белинский), без нарушения известных физических, психологических, причинно-следственных и иных закономерностей.

    3. Условность как подчеркнутое неправдоподобие изображенного мира. Функции условности.

    4. Виды условности (первичная, вторичная и традиционная).

    5. Условность в реализме.

    6. Условность в различных жанрах литературы.

    6

    Категория формы и содержания литературного произведения

    1. Понятие о произведении как о системно-целостном единстве. Категории формы и содержания литературного произведения, условность этого деления.

    2. Художественное содержание как органическое единство запечатленных в произведении бытийных сущностей и жизненных явлений (тема, тематика) и авторского к ним отношения (идея, концепция, или, в иной терминологии, проблематика и идейно-эмоциональная оценка).

    3. Форма как совокупность факторов художественного впечатления (способов, средств, приемов воплощения содержания), как вторичная (определяемая) сторона произведения.

    7

    Тема, проблема, идея литературного произведения. 2 Сюжет и фабула.

    1. Категория художественной темы, позволяющая соотнести поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Тематика как область отражения реальности.

    2. Художественная проблема – те противоречия и вопросы, которые обнаружил автор в связи с объектом изображения (темой). Проблематика – область постановки вопросов.

    3. Идея как единство значимых элементов (Ю.М. Лотман). Идейный мир – область художественных решений.

    8

    Сюжет и фабула.

    1. Сюжет и содержание. Аристотель, В.Г. Белинский, А. М. Горький о сюжете.

    2. Сюжет и фабула.

    3. Сюжет и внесюжетные элементы (описания, авторские отступления, вводные эпизоды).

    4. Основные элементы сюжета и их значение в произведении.

    5. Хроникальное и концентрическое построение сюжетов.

    6. Мотив – мельчайшая единица темы, простейшая единица фабулы.

    9

    Конфликт и коллизия.


    1. Конфликт как движущая сила развития сюжета. Конфликт и коллизия.

    2. Конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей;

    3. Конфликт между героем произведения и укладом жизни, противостояние личности и среды.

    4. Конфликт внутренний, психологический.

    5. Локальные и субстанциальные типы конфликтов.

    6. Развитие конфликта в драме и эпосе. Конфликт в лирике.

    7. Типология конфликтов.

    10

    Композиция как «мирообразующий принцип»

    1. Композиция как

    • построение произведения;

    • соотношение уровня событий и уровня повествования;

    • смена стилевых пластов;

    смена точек зрения;

    • авторский вариант мироздания.

    2. Композиция сюжета, композиция образа, композиция всего произведения.

    3. Основные композиционные средства (предварение,

    умолчание, антитетичность, хронологические перестановки, кольцевые обрамления, психологический параллелизм и др.).

    4. Понятие «точки зрения». Идейно-ценностная, языковая, пространственно-временная, психологическая, внешняя и внутренняя точка зрения.

    5. Мастерство композиции великих литературных произведений (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова).

    11

    Язык как первоэлемент литературы

    1. Основные функции языка. Язык – «первоэлемент» литературы.

    2. Лексические средства языковой выразительности. Прямое и переносное значение слов.

    3. Тропы и их роль в составе литературного произведения.

    4. Поэтический синтаксис. Фигуры поэтической речи. Звуковая организация поэтической речи. Виды звуковых повторов (ассонанс, аллитерация).

    5. Речь автора и язык действующих лиц.

    12

    Теория стихосложения

    1. Основные системы стихосложения.

    2. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры

    3. Ритм в стихе и прозе.

    4. Рифма. Виды рифм, роль рифмы. Виды рифмовки.

    13

    Понятие литературного рода и жанра

    1. Понятие литературного рода. Родовая принадлежность произведений.

    2. Общие принципы разграничения литературных родов (предмет изображения, форма выражения и место авторского "я" по отношению к изображаемому, объективное и субъективное, объем произведения, сюжетность, повествовательность, особенности конфликта,изображение характера, предметность, детализация, хронотоп, особенности композиции, язык).

    3. Понятие жанра.

    4. Эпос и эпические жанры.

    5. Драма, ее специфика, жанры драмы.

    6. Лирика. Жанры лирики.

    14

    Художественный метод, литературное направление и течение

    1. Художественный метод – система ведущих творческих принципов: отбора, оценки и отражения явлений

    действительности.

    2. Художественный метод как конструкция типологического характера и как факт реального процесса развития литературы, система исторически сложившихся и непрерывно обогащающихся идейно-эстетических принципов отражения мира; тип духовно-практического опыта людей определенной эпохи.

    3. Разграничение типов духовно-практического опыта по критериям: возможности, характер и уровень познания; идеал; пафос; герой, среда, их взаимоотношения; изображение жизненного процесса в динамике или статике; социальные конфликты; возможности языка.

    4. Художественный метод и литературное направление.

    5. Художественный метод и литературное течение. Понятие художественной системы.

    15

    Стиль. Стиль и манера. Метод и стидль.

    1. Стиль как «путь к человеку» (Г. Адамович).

    2. Гете о подражании, манере, стиле.

    3. Проблема стиля в современном литературоведении. Стиль как «тело смысла» (Г. Риккерт).

    4. Стиль как доминанта художественной формы.

    5. Стилеобразующие факторы (мировоззрение писателя, его индивидуальный жизненный опыт; особенности исторической эпохи; художественные традиции; содержание произведения; жанр; ориентация на определенного читателя).


    Заведующий кафедрой

    Протокол № ____, «__________» 2022





    Аймагамбетова М.М.




    Согласовано Председатель

    методического совета факультета Н.Б. Сагындыков

    Протокол № ____, «__________» 2022


    написать администратору сайта