Метод. указания по культурологии 2010 чистовик. Методические указания для студентов всех форм обучения всех специальностей Екатеринбург Урфу 2011 удк 168. 522.(075. 8)
Скачать 0.6 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания для студентов всех форм обучения всех специальностей Екатеринбург УрФУ 2011 УДК 168.522.(075.8) Составители: Л. Б. Вожева, О. И. Ган [и др.] Под общей редакцией проф., д-р филос. наук С. Н. Некрасова В составлении методических указаний участвовали: канд. филос. наук Т. И. Пронько, канд. филос. наук М. Ю. Гудова, канд. филос. наук С. В. Мельникова, ст. препод. К. И. Кобанова, ст. препод. Е. В. Блошенко, ст. препод. Л. В. Зорина, ст. препод. В. А. Летова, ст. препод. Н. С. Евстюгина, ст. препод. Н. Н. Четвероусова КУЛЬТУРОЛОГИЯ: методические указания / сост. Л. Б. Вожева, О. И. Ган [и др.]. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 65 с. Методические рекомендации по курсу «Культурология» содержат краткое изложение лекционного материала базового курса, соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта 2-го поколения. Даны методические рекомендации к тестам, контрольным заданиям и список литературы. Предназначены для студентов всех специальностей всех факультетов, аспирантов и преподавателей. Подготовлено кафедрой культурологии и дизайна. © УрФУ, 2011 КУРС КУЛЬТУРОЛОГИИ Курс культурологии дополняет конкретную фактологическую тематику курса «История России», готовит к восприятию сложной и абстрактной проблематики курса «Философия», дает основания для изучения курсов «Психология» и «Педагогика», фундирует знания для специализированного толкования курса «Социология и политология». В этом смысле «Культурология» является интегральной дисциплиной в сфере гуманитарного знания. Методические указания по данному курсу соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта, содержат системное изложение материала дисциплины «Культурология». Рассматриваются вопросы теории культуры, истории мировой культуры, истории культуры России. Темы лекционных и семинарских занятий
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Тема 1. Введение в культурологию (2 часа) Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного блока, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Культурология – интегрирующая наука системы гуманитарного знания, основанная на содержании культурфилософии, культурсоциологии, культурантропологии, культурпсихологии, теории и истории культуры, теологии. Основные принципы культурологии как науки: целостность, историзм, индивидуализация, дополнительность и вариативность, верифицируемость знания. Основная научная задача культурологии – глубокое, всестороннее, толерантное исследование сторон и граней бытия человека в созданном им самим мире культуры. Структура культурологических знаний: фундаментальная (теоретическая), прикладная (эмпирическая, историческая) культурология, культурная антропология (ценностный аспект). Тема 2. Культура как объект культурологии и культурологического знания (2 часа) Культура как общественное явление. Краткий обзор дефиниций понятия «культура». Культура как вечное и бесконечное. Интегральные ценности культуры. Структура культуры. Способы структурирования культуры по различным основаниям: дихотомическая структура (материальная, духовная); уровневая (классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунд); ценностная (религия, нравственность, миф, искусство, наука, право, идеология). Функции культуры: человекотворческая, функция социальной памяти, аксиологическая, регулятивная, коммуникативная, семиотическая. Многомерность понятия, многообразие взглядов на культуру. Максимально широкий смысл понятия «культура». Оппозиция «cultura – natura». Взаимосвязь природы и человека через культуру. Культура как упорядочение естественного хаоса. Терминологические аспекты культуры (антрополого-археологический, этнографический, социологический, естественно-телесный, семиотический, общественно-правовой). Культура как мир человека. Концептуальные подходы к определению: деятельностный, технологический, ценностный, семиотический, информационный. Человеческая индивидуальность в культуре: осознание цели и смысла жизни. Культура как способ общения индивидов в диахронном и синхронном плане. Тема 3. Ценностно-смысловое содержание культуры (2 часа) Многомерность культуры. Культура как система языков, текстов. Культура как «семиосфера», сфера знаковой деятельности человека. Элементарная языковая единица – знак. Знак – любое материальное выражение (слово, рисунок, вещь), имеющее значение и, таким образом, служащее средством передачи смыслов. Культура – аккумулятор смыслов: смыслообразование и самоорганизация смыслового пространства. Смысл – это квант культуры, дискретное психическое состояние, ценностно-переживаемое значение, выражаемое в кодах. Ценностное содержание культурных процессов и явлений. Система культурных ценностей: многоуровневость и разнородность. Историзм культурных систем ценностей, механизмы устойчивости и обновления. Ценностный смысл понятия. Культура в монистическом и плюралистическом понимании истории. Причины изменения смыслового содержания понятия во времени. Тема 4. Типология культуры (4 часа) Типология культуры – выделение определенного типа культуры на основе ее характерных черт. Культура – явление глобального масштаба, с чем связано многообразие подходов к ее классификации. Наиболее распространенные типологии: эволюционистская парадигма (Э. Тейлор), понимание развития культуры по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Выделение инвариантов развития (универсалии культуры). Неоэволюционизм. Объяснение культурной эволюции с учетом достижений функционализма и психологической антропологии. Материалистическая типология (К. Маркс, Ф. Энгельс). Обоснование социальных, политических и духовных процессов способом производства материальной жизни. Экономическая сфера общественной жизни – базис, фундамент; социальная, политическая и духовная сферы – необходимые, но вторичные производные структуры социального целого. Идеалистическая типология (Г. Гегель). Сущность человека и человеческого общества в их «духовности», лежащей (как свобода) за пределами природной необходимости. Цивилизационная типология, теория «локальных цивилизаций» (О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби). Плюралистическое понимание истории: культурно-исторический тип (Н. Я. Данилевский), развитая культура (О. Шпенглер), локальная цивилизация (А. Тойнби). Психологическая парадигма (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). Редуцирование культурных феноменов к психологическим. Существование бессознательного как особого уровня человеческой психики. Культура как сфера табу, запретов естественному гедонизму бессознательного начала человека (З. Фрейд). Постулирование связи индивидуальной психики с бессознательным сверхличным коллективным началом (К. Юнг). Функционалистическая типология (Б. Малиновский, А. Рэдклифор-Браун). Объяснение культуры и ее явлений на основе структурно-функциональных представлений: системы и структуры. Структурно-антропологическая парадигма (К. Леви-Стросс). Культура как особая символическая система, парадигматика (собственная система знаков). Важный принцип анализа системы знаков – в системе (языке) каждая единица определяет и определяется другими элементами системы. Социологическая типология (М. Вебер, П. Сорокин). Цикличность развития культуры. Стадии-типы, проживаемые культурой: идеациональный, идеалистический, чувственный. Зависимость экономической, политической, религиозной, художественной жизни от стадии, которую переживает культура. Семиотическая парадигма (А. Гардинер, К. Бюлер, Ю. Лотман). Культура – система транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком. Понятие «семиосфера». Единицей культуры в этом смысле является не мысль, не предмет, не архетип, а символ. Неисчерпаемость понятия культуры данными подходами. Тема 5. Динамика культуры. Линейные, циклические, синергетические модели развития (2 часа) Плюралистическое понимание истории и исследования циклов жизни отдельных культурно-исторических типов. Циклические модели социокультурных динамических процессов: цикл жизни «культурных организмов», круговорот «локальных цивилизаций», теория этногенеза (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев). Социокультурные суперсистемы, макроисторические процессы циклов смены основных типов культуры в динамической модели П. А. Сорокина. Проблема постановки диагноза современности и составление долгосрочных прогнозов с опорой на существующие теории истории (А. С. Панарин). Стадиальный подход к изучению динамики культурного процесса. Возникновение понятия «цивилизация», история и логика его изменения. Формирование антитезы «цивилизация – культура». Подходы к разделению понятий «цивилизация – культура»: ценностный (Н. А. Бердяев), антрополого-этнографический (Э. Тайлор, Л. Морган, Ф. Энгельс), культурно-исторический (А. Тойнби, О. Шпенглер), психоаналитический (З. Фрейд, К. Юнг), натуралистический (К. Лоренц, Б. Малиновский), символический (Э. Кассирер). Цивилизация как символ вырождения культуры (Ф. Ницше). Современные социологические представления о цивилизации: тождественность и нетождественность понятий «цивилизация» и «культура» (Д. Белл, О. Тоффлер). Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Перспективы изменения соотношения культуры и цивилизации. Социально-синергетический подход (М. С. Каган), понимание культуры как сложной нелинейной саморазвивающийся системы. Выявление сложных траекторий развития, многовариантности, нелинейности, необратимости процессов, происходящих в культуре как сложной самоорганизующийся системе. Тема 6. Культура и природа (2 часа) Соотношение понятий «культура» и «природа». Культура как единство естественно-природного и человеком сотворенного. Уникальность человеческой природы. Человек как особый природный вид. Исторические этапы взаимодействия человека и природы. Слитность человека с природой в первобытном обществе и древних цивилизациях. Формирование нового отношения к природе в Средние века и эпоху Возрождения. Разрыв человека с природой в Новое время. Идеи преобразования природы. Современное понимание человека и природы (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден). Биосферная концепция культуры: специфика понимания ноосферы (В. И. Вернадский), идея зависимости социокультурных и космических процессов (А. Л. Чижевский). «Экология души», «экология человека», «экология культуры» (Д. С. Лихачев). Римский клуб и его анализ глобальных проблем современности. Научно-технический оптимизм (М. Месарович, А. Тоффлер) и экологический пессимизм (Д. Форрестер, Д. Медоус). Этический принцип «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер). Экологическое сознание Запада и Востока. Основные экологические проблемы современности, их глобальный характер. Сущность и характерные черты современного экологического кризиса. Пути разрешения экологических проблем: 1) гуманистический – формирование нового отношения к природе; 2) научно-технический; 3) политический. Проблема формирования экологической культуры населения. Необходимость осознания единства человека и природы в современной цивилизации. Тема 7. Межкультурные коммуникации. Диалог в культуре (2 часа) Коммуникация как способ общения, передачи информации и смыслов. Межкультурная коммуникация. Структура коммуникации. Культурная компетентность и необходимые условия для успешной межкультурной коммуникации. Концепции понимания коммуникации в современной культуре: средство передачи информации (СМИ) (Д. Белл, Зб. Бжезинский) и способ достижения понимания (Ю. Хабермас). Роль и функции межкультурной коммуникации. Типология процессов межкультурной коммуникации: по характеру участвующих в ней субъектов; по формам коммуникации (вербальная, невербальная); по уровням протекания коммуникации (обыденный, специализированный); по содержанию информации. Массовая коммуникация в культуре. Аккультурация как культурная компетентность, как овладение необходимыми компонентами культуры в процессе коммуникации. Основные стратегии аккультурации: интеграция, маргинализация, сепарация, ассимиляция. Мультикультурализм и толерантность как стратегии межкультурной коммуникации Проблема межкультурной коммуникации в ХХ–ХХ веке и ее осмысление в рамках «диалога культур». Концепции «диалога культур» М. М. Бахтина, В. С. Библера, Ю. М. Лотмана. Виды и уровни диалога в культуре. Проблема межкультурного взаимодействия в современной культуре как нахождение условий для плодотворного диалога культур. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Тема 8. Генезис культуры (2 часа) Проблема возникновения культуры как центральная проблема культурологии, ее значение для конкретизации знания о культуре, выработки исходной теоретической модели. Соотношение культурогенеза, антропогенеза и социогенеза. Факторы, определившие появление культуры в первобытном обществе. Временные и пространственные рамки первобытной культуры. Способ социальной организации: от кровнородственного в мустьерскую эпоху до территориально-соседского в неолите. Становление опыта социальной жизни: тотемизм и феномен табуирования. Социальная регуляция: обычай, обряд, ритуал, постепенное разделение социальных функций. Культура как система принятых норм поведения. Особенности отношения к миру «естественного человека»: партиципация, анимизм. Магия как универсальная деятельность древних. Выстраивание картины мира как первая культурная работа, выработка специфически человеческих способов хранения и передачи социально ценной информации. Система бинарных оппозиций – способ упорядочения мира через упорядочение переживаний о нем, первая логика освоения мира. Означивание пространства и времени (центр – периферия, верх – низ, закат – восход, день – ночь и т. д.) в системе бинарных оппозиций. Понятие хронотопа как архаичного целостного образа мира, подчинение космическому ритму. Пространство и время в бытовых предметах, постройках, специальных знаках. Вещь как носитель информации о мире: выделение цвета, формы, звука, закрепление за ними смысловых значений. Первобытная мифология как способ освоения, окультуривания окружающего мира. Отражение представлений о мире в первобытном искусстве. Искусство как способ передачи опыта переживаний. Жизненные ценности и цели: от борьбы за выживание до борьбы за «место под солнцем». Итог первобытности: активное развитие психики, становление языка, формирование образного и абстрактного мышления, формирование мифопоэтического сознания, навыков изобразительного творчества. Тема 9. Древневосточный тип культуры (2 часа) Традиционные общества (IV–III тыс. до н. э.): Египет, шумеро-аккадская цивилизация, Древний Вавилон, Индия, Китай. Традиция – главный способ передачи социокультурного опыта. Повторяемость, цикличность времени и замкнутость, ограниченность пространства в древневосточной картине мира. Цивилизационные детерминанты культурной картины мира традиционных обществ: азиатский способ производства, восточная деспотия, сельская община – основная хозяйственная единица, зарождение преднаучного знания и культ письменности, строгая иерархичность общества. Приоритет религиозно-мифологических представлений в древневосточной картине мира. Зарождение национальных и мировых религий: индуизм, конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам. Мемориальный, монументальный и символический характер искусства Востока. Тема 10. Космологизм античности как тип культуры (2 часа) Античная культура – колыбель европейской культуры. Периодизация античной культуры. Предельные основания античной культуры. Влияние на формирование античного мира географической среды, иных культур. Космологизм как тип культурного мышления. Смысл понятия «космос». Эстетизм мышления. Мера как идеал античной культуры. Понятие калокагатии. Пересечение двух реальностей: мифологической и рациональной. Миф в структуре древнегреческого сознания и духовной культуре. Диалектика правды и вымысла в античной мифологии. Греческий пантеон богов. Формирование натурфилософского знания (собственно знание). Важнейшие достижения античного мира в области философии, истории, естествознания и искусства. Эстетические основания античного искусства. Трагедия как путь к духовному обновлению. Понятия «пафос», «катарсис», «мимесис» как художественные и мирожизненные принципы, сущностные характеристики искусства. Греческое искусство как «зримая сущность». Парфенон как образ античной картины мира. Зарождение теоретического естествознания и науки Древней Греции. Наука как модель системы истинных знаний. Силлогизм – модель элементарного рассуждения, доказательство – модель верного, истинного рассуждения. Римская система ценностей и жизненных приоритетов: практицизм, нормативность, космополитизм. Римское право в системе духовных ценностей античной культуры. Культурные достижения эпохи эллинизма: ораторское искусство, система права, развлекательные искусства (зрелища), этические доктрины. Проблема единства античного мира и преемственности классической культуры и культуры эпохи эллинизма. Тема 11. Средневековый тип культуры Западной Европы (2 часа) Сущность и характерные черты средневековой культуры. Средневековье и становление религиозной духовности. Христианская картина мира как основа духовной жизни Средневековья. Преобладание универсального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. Христианское осмысление проблемы становления человека как личности. Традиционно-корпоративный характер систем ценностей, норм поведения. Структура сознания человека: богатство внутренней жизни, эмоциональность, экзальтированность. Аскеза как духовная доминанта средневековой культуры. Религиозная культура. Монастыри и рыцарские ордены как институты культуры. Единство философии и морали в средневековой схоластике и религиозных практиках (Августин, Пьер Абеляр, Франциск Ассизский). Светская культура. Сельская культура «безмолвствующего большинства». Культура средневекового города как «наиболее подходящего места для жизни человека». Рыцарский «куртуазный» быт средневекового замка. Специфика средневекового типа науки. Возникновение университета как социокультурного института. Искусство Средневековья: монументальная живопись, архитектура соборов и замков, церковный и площадной театр, духовная и городская музыка, эпосы и роман. Смеховая культура. Карнавальная традиция, фольклор и его влияние на средневековую культуру, ученые пародии, городской комический рассказ, балаган и шутовство. Тема 12. Синтез языческих и христианских элементов в русской культуре (2 часа) Русская культура – громадное разнообразие возможностей. Дуальность мировоззрения и противоречия русской души. Ментальные особенности русской культуры. Русский культурный архетип: западность и восточность. Характер и особенности процесса возникновения восточно-славянского культурно-исторического типа. Факторы, обусловившие его отличия от западных обществ (природно-климатический, геополитический, конфессиональный, институциональный). Двоеверие в русской культуре. Язычество – система первобытных воззрений, верований, обрядов древних славян. Православие – духовное мистическое основание русской культуры. Соборность как мировоззренческий идеал русского православия. Процесс европеизации. Противоречия культурного влияния. Светские, просветительские и народные начала культуры России XVII–XVIII вв., развитие искусства, поиск новых художественных направлений. Идеи социальной справедливости, гуманизма и просвещенности. Золотой век русской культуры. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. П. Брюллов и М. И. Глинка как культурные герои романтизма. Противоречия и критика человека и общества в произведениях Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Русская культура и русская идея, русский экзистенциальный идеологический роман и русский реализм в живописи конца ХIХ века. Тема 13. Ренессансный тип культуры (2 часа) Переходный характер культуры Возрождения. Социально-экономические и духовные предпосылки становления культуры Возрождения: развитие промышленности, торговли, науки и техники, рост городов, укрепление бюргерства, усиление светских тенденций в культуре, формирование научной картины мира, ослабление идеологического влияния церкви, преодоление сословных различий, распространение идей гуманизма. Итальянское Возрождение. Периодизация культуры эпохи Возрождения. Сущность и характерные черты эпохи: переосмысление античного наследия, антропоцентризм, космологизм, гуманизм, стремление к универсальности, индивидуализм, модернизация средневековых традиций, пантеизм, светский характер. Ренессансный идеал человека. Великие гуманисты эпохи Возрождения: Ф. Петрарка, Лоренцо Вала, К. Салютати, Э. Роттердамский. Воплощение идеалов гуманизма в жизни и художественной культуре Возрождения. Титаны эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Вечеллио Тициан. «Обратная сторона» титанизма. Нравы эпохи Возрождения. Северное Возрождение. Интерес к вопросам религиозного совершенствования, обновление католической церкви. Мастера Северного Возрождения: А. Дюрер (Германия), П. Брейгель, Иероним Босх (Нидерланды), Ф. Рабле (Франция), В. Шекспир (Англия). Место эпохи Возрождения в мировой культуре. Тема 14. Новоевропейский тип культуры (2 часа) Формирование ценностей и идеалов новоевропейской культуры. Место человека в новой картине мира: рациональность и неизбежность мыслительной деятельности. Развитие светской культуры. Человеческий разум как основная ценность культуры Нового времени. Становление научной картины мира. Взгляды на общество и государство: теория естественного права и общественного договора. Просвещение как социокультурное явление и как идеология культуры Нового времени. Утопии как характерное явление культуры Нового времени. Барокко, рококо, классицизм и романтизм как общеевропейские стили искусства. Культурный перелом на рубеже XIX–XX вв. Кризис рациональности и рождение модерности. Основные тенденции в художественной культуре конца XIX века: символизм, декадентство, неонатурализм. Серебряный век русской культуры как общекультурный подъем и духовный ренессанс русской культуры. Культура русского зарубежья как духовный наследник культурных сокровищ Серебряного века. Тема 15. Культура XX в. Антитеза личного и тоталитарного в креативной модернистской картине мира (2 часа) Модернизм как культурная эпоха обновления окружающей социокультурной реальности: научной, технической, художественной, политической, экономической, географической, демографической и т. д. Нигилизм и переоценка ценностей в начале XX века. Рождение тоталитарных идеологий и государств. Тоталитаризм как тип культуры: главенство идеи над жизнью, культ вождя и культ жертвы, стремление к тотальному совершенству и оправданию насилия, вытеснение личного коллективным и публичным. Трагические проявления тоталитаризма: войны, репрессии, наряду с этим – поэтизация войны, героизма и жертвенности, самоотверженности труда, отказа от жизненных благ в морали, философии и искусстве. Судьба души человека. Возможность героического сопротивления тоталитарной культуре и противоречия выбора личности. Экзистенциализм как культурное явление: философия, искусство, мораль. Разоблачение модернистских ценностей в 40–50-е годы ХХ века. Отказ от ценностей модернизма и переход к ценностям постмодернизма. Постмодернизм как выражение критики принципов классического рационализма и традиционных ориентиров мышления, смещение, «деконструкция» проекта Просвещения и Модерности. Децентрация человеческой личности и рождение проблемы идентичности. Постиндустриальность как экономическая предпосылка формирования массовой культуры потребления, становления информационной «открытой культуры», культуры репрезентаций и дискурсов. Мультикультурализм современной культуры постиндустриального общества. Стилевая полипарадигмальность искусства конца XX века: реализм, авангардизм, модернизм, постмодернизм. Тема 16. Культура в информационном обществе (2 часа) Перспективы культуры начала III тысячелетия. Будущее как культурологическая проблема. Возможность прогнозирования динамики культурного процесса и ценностного содержания будущих культур. Возникновение (пролиферация) новых культур. Современный мир – мультикультурная реальность сосуществования разнообразных этнонациональных вариантов культур. Технологизация мира и человека. Изменение взаимодействия человека и техники, киборгизация телесности человека и внешней окружающей среды. Развитие форм информационной культуры и их ускоренное обновление. Проблема информатизации (виртуализации) повседневности и адаптации субъектов культуры к новым технико-цивилизационным и ценностно-экзистенциальным условиям существования. Индивидуализация жизни в условиях массовой культуры потребления. Субкультурный характер современной культуры. Субкультура как система апробации жизненных образов и путь самоидентичности человека XX века. Поиск эстетических, философских, религиозных путей и способов преодоления кризиса культуры начала III тысячелетия. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Культура и цивилизация (2 часа)
Темы докладов и рефератов
|