Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы с. Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с фгос спо и рабочей программой дисциплины Основы философии
Скачать 55.88 Kb.
|
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки Омск 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящие методические указания позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
Самостоятельная работа студента включает в себя: Чтение философских текстов и учебной литературы. Анализ структуры текста. Вычленение основных вопросов, обсуждаемых в тексте. Анализ основной проблемы, изложенной в произведении. Формулирование и изложение аргументированного взгляда на проблему анализируемого текста. Умение вскрывать противоречия в философских трактатах. Подготовку к дискуссии по вопросам произведения. Знакомство с философской терминологией. Работа со словарем. Подготовка сообщений Подготовка плана-конспекта Работа с текстами и вопросами для самопроверки. Самостоятельная работа №1 Тема 1.1Основные понятия и предмет философии Задание: (Работа с источником: во время работы с источником целесообразно осуществлять теоретический анализ текста: выделять главные мысли, находить аргументы, подтверждающие основные тезисы, а также иллюстрирующие их примеры и т.д., чтобы верно ответить на поставленные вопросы.) Прочитайте внимательно и вдумчиво фрагменты первоисточников и ответьте на вопросы к ним 1. Какие особенности философии указывает Аристотель в приведенном ниже фрагменте? «...и теперь и прежде удивлениепобуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу, продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивления). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя» (Аристотель. Метафизика// Сочинения. В 4 т. М., 1975. С. 69) 2. В чем отличие философии от обыденного познания? Попробуйте дать ответ на основе приведенного фрагмента: «Философия, как мне кажется, играет ныне среди людей ту же роль, какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в мире вещей. Дело в том, что в незапамятные времена виноградные лозы и хлебные колосья лишь кое-где попадались на полях, планомерных же посевов не было. Поэтому люди питались тогда желудями и всякий, кто осмеливался попробовать незнакомые или сомнительные ягоды, рисковал заболеть. Подобным же образом и философия, т.е. естественный разум, врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах. Однако там, где требуется длинная цепь доводов, большинство людей сбивается с пути и уклоняется в сторону, так как им не хватает правильного метода , что можно сравнить с отсутствием планомерного посева». (Гоббс Т. О теле. Цит. по: Мир философии. Ч. 1. М., 1991. С. 18). 3. В чем отличие философии от обыденного познания? Попробуйте дать ответ на основе приведенного фрагмента: «Философия, как мне кажется, играет ныне среди людей ту же роль, какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в мире вещей. Дело в том, что в незапамятные времена виноградные лозы и хлебные колосья лишь кое-где попадались на полях, планомерных же посевов не было. Поэтому люди питались тогда желудями и всякий, кто осмеливался попробовать незнакомые или сомнительные ягоды, рисковал заболеть. Подобным же образом и философия, т.е. естественный разум, врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах. Однако там, где требуется длинная цепь доводов, большинство людей сбивается с пути и уклоняется в сторону, так как им не хватает правильного метода , что можно сравнить с отсутствием планомерного посева». (Гоббс Т. О теле. Цит. по: Мир философии. Ч. 1. М., 1991. С. 18). 4. В чем видит сущность и предназначение философии Р. Декарт? «Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия, сделав Почин с наиболее обычного, с того, например, что слово “философия” обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. А чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин так, якобы тот, кто старается овладеть ею(что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами. Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны по - 5 мимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти последние не могли не быть познаны без знания начал. /.../ Действительно, те, кто проводит жизнь изучения философии, совершенно замкнули глаза и не заботятся открыть их; между тем удовольствие, которое мы получаем при созерцании вещей, видимых нашему глазу, отнюдь не сравнимо с тем удовольствием, какое доставляет нам познание того, что мы находим с помощью философии. К тому же для наших нравов и для жизненного уклада эта наука более необходима, чем пользование глазами для направления наших шагов. Неразумные животные, которые должны заботиться только о своем теле, непрерывно и заняты лишь поисками пищи для него; для человека же, главною частью которого является ум, на первом месте должна стоять забота о снискании его истинной пищи— мудрости. (ДекартР. Начала философии// Избранные произведения. - М.,1950.- С.411- 426). 5. Прочитайте рассуждение Б. Рассела и определите, какие вопросы он считает философскими. «Разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем , чем он кажется астроному, — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой второстепенной планете? Или же человек является тем; чем он представляется Гамлету? А может быть он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как его достичь? Нужно ли добру быть вечным , чтобы заслуживать высокой оценки, или же добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии» (Рассел Б. История западной философии. М, 1969. С. 7-8). 6. Выскажите свое мнение по поводу рассуждений о философии Н. Бердяева, содержащихся в приведенном фрагменте: «Философия чужда большей части людей, и вместе с тем каждый человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ. Весь технический аппарат философии чужд большей части людей. Большая часть людей готова употреблять слово « философ» в насмешливом и порицательном смысле. Слово же «метафизика» в обыденной обывательской жизни почти ругательство. /.../ Но каждый человек, хотя бы он этого не сознавал , решает вопросы « метафизического» порядка. Вопросы математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские, которые в сущности ни одному человеку не чужды. И существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов , обыкновенно имеет свою домашнюю философию. Ее имеет государственный деятель, революционер, специалист-ученый, инженер-техник. Они именно потому и считают ненужной философию. Мы должны констатировать социальную незащищенность философии и философа. Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, а персональна » (Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Цит. по: Мир философии. Ч.1. М., 1991. – С. 107). Самостоятельная работа №2 Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия Задание № 1: Заполните сравнительную таблицу, используя лекционный материал и литературу (показатели для сравнения определите самостоятельно).
Литература 1. Канке В.А. Основы философии. Учебник для студентов средних специальных заведений. – М.: Университетская книга; Логос, 2015. 2. Аблеев С. Р. Основы философии. Вводный курс. М., «Владос», 2013. 3. Губин В.Д. Основы философии. Москва, «Форум - Инфра М», 2005. 4. Краткий философский словарь. /Под. Ред. Алексеева А. П. М., «Проспект». 2006. 7. Хрестоматия по истории философии. В 3 т. М., «Владос», 2000. 8. Балашов Л.Е. Занимательная философия: Учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия Задание № 2 Подготовьте сообщение по теме « Философия средневековья. Патристика. Схоластика» Методические рекомендации по подготовке сообщения: Перечнем тем устных сообщений разрабатывается и утверждается преподавателем учебной дисциплины. Перечень тем рефератов периодически обновляется и дополняется. Обучающийся вправе самостоятельно выбрать любую тему выступления, выходящую за рамки перечня, которая, на их взгляд, представляет интерес для слушателей, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения. Темы сообщений: Особенности средневековой философии.Теоцентризм средневековой философии.Основные библейские идеи философского значения.Споры в средневековой философии.Соотношение разума и веры в средневековой философии.Доказательства бытия бога в средневековой философии.От патристики - к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.Формирование средневековой христианской философии, особенности ее онтологии, гносеологии и антропологии.Философская новизна Августина Блаженного.Жизненность заключенной в христианстве философии. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией). Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10 - 15% общего времени), основной части (60 -70%) и заключения (20 - 25%). Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы. Критерии оценки за устное выступление: оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме; оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности; оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения; оценку «неудовлетворительно» обучающихся получает в случае, когда не может ответить на вопросы, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. Литература 1.Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник, М.: ИД «Форум», 2012. (с.105-119) 2.Гриненко Г.В. История философии – М. ИД «Форум», 2004 (с.111; с.129-155). 3. Искусство – М.: Просвещение, 1969. 4.. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. - Издательство: Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 (с.89-101) 5. Культорология – М.: Высш. Шк., 2001. 6.Соколов В.В. Антология мировой философии. В 4-х томах. Том 1, «Мысль»., -Философ. наследие, 1999 (Прокл, с. 554) 1. 7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001 Самостоятельная работа №3 Тема 1.4Современная философия Задание Подготовить сообщение по темам: «Основные направления философии ХХ века», « Развитие русской философии», « Русская идея» Темы сообщений 1.Основные направления в философии ХХ века. 2. Особенности философии ХХ века. 3. Прагматизм. 4.Фрейдизм как философское мировоззрение 5.Экзистенциализм - философия существования. 6.Феноменология. 7. Основные идеи и направления в русской философии ХIХ-ХХ века. 8. Особенности русской философии ХIХ-ХХ века. 9.Периодизация русской философии. 10.Русская религиозная философия ХIХ-ХХ века. Русская философия ХIХ-ХХ века: спор славянофилов и западников. Проблемы политической жизни в русской философии. Идейные искания исторического пути развития России в русской философии ХIХ-ХХ века. 14.Определение Русской идеи в философии России ХIХ-ХХ века. 15.Метафизика «всеединства» и Русская идея В. С. Соловьева Методические рекомендации по подготовке сообщения: Перечнем тем устных сообщений разрабатывается и утверждается преподавателем учебной дисциплины. Перечень тем рефератов периодически обновляется и дополняется. Обучающийся вправе самостоятельно выбрать любую тему выступления, выходящую за рамки перечня, которая, на их взгляд, представляет интерес для слушателей, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения. Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета , но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией). Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10 - 15% общего времени), основной части (60 -70%) и заключения (20 - 25%). Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы. Критерии оценки за устное выступление: оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме; оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности; оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения; оценку «неудовлетворительно» обучающихся получает в случае, когда не может ответить на вопросы, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. Литература 1. Бессонов Б.Н. Европейская философия: основные школы, традиции и тенденции – М.,1999г. 2. Бердяев Н. А. “Русская идея”. - М.:“Сварог и К”, 1997 – 324с. 3. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание. Свердловск. 1991. 4. Бердяев Н. А. “Истоки и смысл русского коммунизма”. - М.:“Сварог и К”,1997 – 295с. 5. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войн и национальности. - М.: “Мысль”, 1990 – 212с. 6.Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л-д: Эго, 1991 г 7. Горбачев В.С. История философии. Крат. курс лекций - Брянск .: Курсив, 1998. стр. 270 - 318 8. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. - СПБ.: Изд - во С -Петербургского университета. 1995. стр.147 - 248. 9. Киссель М.А. Экзистенциализм Современная западная философия: Словарь. - М., 1991 10. Лавриненко В.Н. Философия: Учеб. пособие- М.: Юристъ, 1996. стр. 129- 164. 11. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., Политическая литература, 1990 г. 12. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М.: 1950. 13. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно политические произведения. М.: 1952. 14. Русский космизм / Сб. М.,1993. 15. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. Воронеж. гос. арх.-строит. акад. Воронеж, 2005. – 218с. 16. Семенова С. Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М.,1990. 17. Федоров Н. Ф. Сочинения в 2-х тт. М.,1995. Самостоятельная работа №4 Тема 2.2 Учение о бытии и теория познания Задание № 1 Работа с философским словарем (составьте глоссарий по теме) Литература Новейший философский словарь - Грицанов А.А. Философский энциклопедический словарь - Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. Философско-терминологический словарь, Малышевскии А.Ф., 2004 Краткий философский словарь, Кириленко Г.Г., 2010 Краткий философский словарь, Алексеев А.П., Васильев Г.Г., 2008 Задание № 2: Подготовить план-конспект по теме «Методология научного познания. Конспект представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта — облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) — опорные сигналы. Рекомендации для студента: • изучить материалы, выбрать главное и второстепенное; • установить логическую связь между элементами темы; • представить характеристику элементов в краткой форме; • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы; • оформить работу и предоставить в установленный срок. Критерии оценки: • соответствие содержания теме; • правильная структурированность информации; • наличие логической связи изложенной информации; • соответствие оформления требованиям; • аккуратность и грамотность изложения; • работа сдана в срок. Литература
Самостоятельная работа №5 Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение Подготовить план-конспект по темам: - Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии; - Роль философии в современном мире; -Будущее философии. Конспект представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта — облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) — опорные сигналы. Рекомендации для студента: • изучить материалы, выбрать главное и второстепенное; • установить логическую связь между элементами темы; • представить характеристику элементов в краткой форме; • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы; • оформить работу и предоставить в установленный срок. Критерии оценки: • соответствие содержания теме; • правильная структурированность информации; • наличие логической связи изложенной информации; • соответствие оформления требованиям; • аккуратность и грамотность изложения; • работа сдана в срок. Литература
|