Главная страница

Методические указания к выполнению лабораторной работы 3 для студентов всех специальностей всех форм обучения


Скачать 1.83 Mb.
НазваниеМетодические указания к выполнению лабораторной работы 3 для студентов всех специальностей всех форм обучения
Дата24.09.2018
Размер1.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLab_3.pdf
ТипМетодические указания
#51541

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Утверждаю
Ректор университета
__________________А.В. Лагерев
«____»____________2011 г.
ИНФОРМАТИКА
Основы работы с прикладным программным обеспечением
Методические указания к выполнению лабораторной работы №3 для студентов всех специальностей всех форм обучения
Брянск 2011

УДК 681.3.06 (075)
Информатика. Основы работы с прикладным программным обеспеченем: методические указания к выполнению лабораторной работы №4 для студентов всех специальностей всех форм обучения. - Брянск: БГТУ, 2011. –
40с.
Разработал:
А.А. Азарченков, к.т.н., доцент
С.Н. Зимин ст. преп.
Рекомендовано кафедрой «Информатика и программное обеспечение»
БГТУ (протокол №1 от 31.08.2011)

ЦЕЛИ РАБОТЫ
Целью работы является знакомство с наиболее распространенным прикладным программным обеспечением, используемым сегодня в большинстве сфер деятельности. Ни одна организация в мире не может эффективно функционировать без использования современных технологий автоматизированной обработки данных.
В лабораторной работе рассматриваются некоторые популярные прикладные программные средства предназначенные для решения «повседневных» задач в операционной системе Microsoft Windows.
Разделы Microsoft Visio «Пример создания модели отношений
«сущность-связь», «Пример создания реляционной модели базы данных»,
«Пример построения диаграммы потоков данных» приведены в данных методических указаниях как справочные и могут не рассматриваться на лабораторных работах. Данные разделы могут быть полезны студентам при выполнении последующих домашних работ.
ОФИСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В состав операционной системы Microsoft Windows входят программные средства позволяющие решать ряд прикладных задач.

Блокнот – простейший текстовый редактор, для просмотра, создания и редактирования текстовых файлов типа *.txt, возможность форматирования текста отсутствует.

WordPad – простейший текстовый процессор, для просмотра, создания, редактирования и простого форматирования текстовых документов. Для хранения данных использует формат *.rtf, позволяющий в отличие от предыдущего сохранять форматирование текстового документа.

Paint – растровый графический редактор, позволяющий создавать несложные изображения. Поддерживает несколько форматов
хранения данных, что позволяет созданные изображения использовать в других графических редакторах.

Калькулятор – аналог обычного настольного микрокалькулятора.
Однако для решения большинства так называемых «офисных» задач этих средств оказывается недостаточно. Многие крупные организации, разрабатывающие программное обеспечение предлагают различные средства для решения прикладных задач, к таким средствам можно отнести.

Microsoft Office – платный набор прикладных программ;

Corel Word Perfect Office;

Google Doc;

Open Office.org – бесплатный офисный пакет, сравним по возможностям и информационно совместимый с Microsoft Office;

Iwork – офисный пакет для Apple для Mac OS X и iOS.
Наиболее популярным пакетом является пакет Microsoft Office, в состав которого входят следующие прикладные программы.

Microsoft InfoPath – программное средство для создания инструментов сбора и обработки информации (InfoPath Designer предназначен для разработки шаблонов форм, InfoPath Filler для заполнения конкретных форм на основе шаблонов).

Microsoft SharePoint – программа позволяет создавать web узлы и управлять их контентом.

Microsoft Outlook – программа управления электронной почтой.

Microsoft OneNote – электронная записная книжка.

Microsoft Publisher – программа подготовки публикаций.

Microsoft Visio – программа для создания практически любых графических векторных изображений.

Microsoft PowerPoint – программа подготовки презентаций.

Microsoft Word – текстовый процессор.


Microsoft Excel – табличный процессор.

Microsoft Access – система управления базами данных.

Microsoft Project – программа для разработки и графиков управления проектами.
Ниже будут рассмотрены основы работы с некоторыми прикладными программными средствами, входящими в состав операционной системы
Microsoft Windows и пакет Microsoft Office. Следует отметить, что программные средства, разработанные разными организациями, но решающие одни и те же задачи чаще всего используют одни и те же принципы работы.
БЛОКНОТ
Блокнот - это простейший текстовый редактор, который можно использовать в качестве удобного средства просмотра текстовых файлов. Для создания текстовых документов его применяют редко (только для небольших записок).
Программа запускается командой
Пуск

Программы

Стандартные

Блокнот. Программа представляет простейшее окно
Windows (рис. 1) и содержит строку меню, поле для ввода текста и строку состояния.
Рис. 1. Текстовый редактор «Блокнот»

Текст вводят с помощью алфавитно-цифровых клавиш. Для ввода прописных букв используют клавишу SHIFT. Если нужно ввести длинный ряд (поток) прописных символов, клавиатуру можно переключить с помощью клавиш CAPS LOCK.
Когда текст достигает правой границы окна, он может автоматически перетекать на новую строку, но может продолжаться далее, пока не будет нажата клавиша ENTER. Чтобы включит (или отключить) режим автоматического перетекания текста, используют команду Правка

Перенос по словам.
Место документа, в которое происходит ввод текста (точка ввода), отмечается на экране вертикальной чертой, которую называют курсором.
Указатель мыши - это активный элемент управления, а курсор - это только маркер, не выходящий за пределы документа.
При наборе текста иногда приходиться переключаться между русскими и латинскими символами. Это делается общесистемным способом, то есть, методом переключения между символьными наборами не зависит от конкретной программы, а выполняется во всех программах одинаково. Это функция операционной системы.
Размер и форма символов языка определяются использованным шрифтом. Редактор Блокнот слишком прост для того, чтобы позволить использование разных шрифтов в документе, но выбрать один шрифт, используемый для отображения документа, он позволяет. Это выполняется командой Правка

Шрифт, после которой открывается системное диалоговое окно Выбор шрифта. В списке шрифт можно выбрать один из возможных шрифтов. Здесь представлены все шрифты, установленные на компьютере. Не все шрифтовые наборы могут иметь в своем составе символы русского языка, поэтому при выборе шрифта требуется либо предварительное знание, либо свободное экспериментирование.
В списке Начертание можно задать начертание для избранного шрифта. Обычно используют четыре основных типа начертания: прямое

светлое (обычное), наклонное (курсив), полужирное и полужирный
курсив. Выбор начертания, как и выбор шрифта, относится к способу отображения документа (в более мощных текстовых редакторах и процессорах в одном документе можно применять разные шрифты и разные начертания).
Созданный документ сохраняют на жестком диске в виде нового файла.
При сохранении следует указать имя файла. Если этого не сделать, он сохранится под именем Безымянный. txt. Для сохранения нового документа служит команда Файл

Сохранить как.
Под редактированием понимают изменение уже существующих документов. Редактирование начинают с загрузки (открытия) документа. Для этого служит команда Файл

Открыть. По этой команде на экране появляется стандартное диалоговое окно Открытие документа. Как и окно
Сохранение, оно одинаково во всех приложениях Windows. По умолчанию окно Открытие документа открывается с настройкой на папку \Мои документы. Если нужный документ находится в другой папке, ее нужно разыскать и раскрыть.
Для редактирования текстовых документов следует научиться управлять курсором. Его перемещают с помощью специальных клавиш управления курсором. Для перемещения курсора на экранную страницу вверх или вниз используют клавишу PAGE UP и PAGE DOWN. Для перевода курсора в начало текущей строки используют клавишу HOME, а в конце строки - клавишу END. В большинстве приложений Windows работают также комбинации клавиш CTRL + HOME и CTRL + END, переводящие курсор в начало или конец документа, соответственно. Для произвольного размещения курсора используют указатель мыши.
Удаление ошибочных символов выполняют клавишами BACKSPASE или DELETE. Разница между ними состоит в том, что первая удаляет символы, стоящие слева от курсора, а вторая - справа. Для удаления большого блока текста пользоваться клавишами редактирования неудобно. В
таких случаях сначала выделяют текстовый блок, а затем нажимают клавишу
DELETE. При этом удаляется весь выделенный блок.
Выделенные фрагменты текста можно не только удалять, и копировать или перемещать. Эти приемы часто применяются при редактировании.
Копирование и перемещение происходит через буфер обмена Windows.
Программа Блокнот не позволяет работать более чем с одним документом, но ее можно запустить два и более раз. В этом случае на экране можно иметь несколько окон программы с разными документами.
Сохранение отредактированного документа. Сохранение документа, прошедшего редактирование, отличается от сохранения нового документа хотя бы тем, что файл этого документа уже существует и не надо выбирать папку и давать файлу имя. Для его сохранения достаточно дать команду
Файл

Сохранить, и новая копия документа заместит старую. Однако бывают случаи, когда старую копию документа не следует замещать. В этом случае документ сохраняют либо в другую папку, либо под другим именем.
WORDPAD
Текстовые процессоры, как и текстовые редакторы, служат для создания, редактирования и просмотра текстовых документов. Однако они выполняют еще одну важную функцию - форматирование документов.
Форматирование - обработка документов с применением нескольких шрифтовых наборов, использованием методов выравнивания текста, встраиванием в текстовый документ объектов иной природы, например рисунков, а также контролем за обтеканием графики текстом.
Программа WordPad поддерживает технологию вставки и внедрения объектов, причем при обмене данными между приложениями WordPad может быть как сервером (источником), так и клиентом (приемником). Хотя
WordPad заметно уступает более мощному текстовому процессору Word, он может широко использоваться для создания документов, содержащих отформатированный текст, вставленные с помощью буфера обмена
графические фрагменты, электронные таблицы и диаграммы, созданные в
Excel. Кроме того, WordPad позволяет разрабатывать презентации с элементами мультимедиа, включая подключение звука, показ слайдов.
WordPad запускается командой Пуск

Программы

Стандартные

WordPad. Рабочее окно программы представлено на рисунке (рис. 2).
Рис. 2. Окно текстового процессора WordPad
Как видно из этого рисунка, в отличие от текстового редактора Блокнот окно текстового процессора содержит дополнительную панель элементов управления - панель форматирования.
Настройка параметров печатной страницы. Параметры страницы задают в диалоговом окне Параметры страницы (рис. 3), расположенной в выпадающем меню WordPad.
Настройку параметров печатной страницы следует выполнять в соответствии с тем типом принтера, который предполагается использовать для печати. Для выбора принтера служит команда Принтер в меню Файл.
Размер листа бумаги выбирают в раскрывающемся списке Размер. При выборе размеров полей следует учитывать тип подготавливаемого документа и требования заказчика.

Рис. 3. Диалоговое окно «Параметры страницы»
Настройка параметров абзаца. Абзац является минимальным элементом форматирования. Настройка параметров абзаца выполняется в диалоговом окне Абзац, открываемом командой Абзац, расположенной на ленте во вкладке Главная в зоне Абзац (рис. 4).
Здесь можно задать следующие параметры:

величину отступа от левого поля;

величину отступа от правого поля;

величину специального отступа для первой строки абзаца
(используется для создания "красной строки");

метод выравнивания: по левому полю, по центру и по правому полю.
Настройка параметров шрифтового набора. Тип используемого шрифта, его размер и начертание можно задать как с помощью команды
Формат, так и с помощью элементов управления, представленных на панели
форматирования.

Создание маркированных списков. Создание маркированных
списков – характерная возможность большинства текстовых процессоров. В программе WordPad первая строка маркированного списка создается командой Формат

Маркер или щелчком на кнопке Маркеры на панели
форматирования.
Рис. 4. Диалоговое окно «Абзац»
Последующие строки автоматически получают маркер после нажатия клавиши ENTER. Для прекращения маркировки надо повторить команду еще раз.
Управление табуляцией. Режим табуляции определяет характер линейного смещения текстового курсора в строке при последовательных нажатиях клавиши TAB. Табуляцией пользуются в тех случаях, когда есть необходимость оформления текста ровными столбцами, что в большинстве случаев необходимо при создании таблиц.
Позиции табуляции задают в диалоговом окне Табуляция (Формат

Табуляция).
Поиск и замена текстовых фрагментов. Наличие средства поиска и
замены текстового фрагмента - обязательный элемент текстовых процессоров. В программе WordPad средство поиска запускают командой
Правка

Найти.
Поиск с одновременной заменой запускают командой Правка

Заменить.
КАЛЬКУЛЯТОР
Калькулятор может быть использован в двух вариантах: в виде стандартного калькулятора, выполняющего основные арифметические операции, и в виде инженерного калькулятора с дополнительными функциями.
Переключаться с использования одного варианта калькулятора на другой можно непосредственно в процессе работы; данные при этом сохраняются. Калькулятор может обмениваться данными с другими прикладными программами традиционным для Windows способом (с использованием буфера промежуточного хранения).
Управлять калькулятором можно как с помощью мыши, так и посредством клавиатуры, используя для этого цифровые клавиши в верхней части клавиатуры или клавиши ее цифрового блока, который, разумеется, должен быть включен (это делается путем нажатия клавиши Num Lock, при этом начинает светиться одноименный индикатор). Ввод чисел с клавиатуры удобнее осуществлять в том случае, когда необходимо произвести большое количество вычислений.
Получить справку о функции любой клавиши калькулятора можно, щелкнув на ней правой кнопкой мыши. После этого появляется кнопка с вопросом Что это такое? Если щелкнуть на этой кнопке, то появится краткое описание действия указанной клавиши.
Калькулятор, как и любая другая программа Windows, выполняется в окне приложения, но его размеры менять нельзя. Окно калькулятора (и обычного, и инженерного) содержит панель меню: Правка, Вид и Справка

(рис. 5), а также цифровое поле - индикатор и клавиатуру.
Рис. 5. Калькулятор в режиме «Обычный»
Меню Правка содержит только две команды: Копировать и
Вставить. Команда Копировать предназначена для копирования содержимого индикатора в буфер промежуточного хранения. Команда
Вставить предназначена для вставки в индикатор данных, содержащихся в буфере промежуточного хранения (если только эти данные являются числом).
Меню Вид содержит две команды: Инженерный и Обычный, предназначенные для выбора вида калькулятора.
Стандартный калькулятор предназначен для выполнения обычных функций калькулятора, включая операции с буферной памятью; для выполнения последних используются клавиши, начинающиеся с буквы М.
Клавиши имеют интуитивно понятные обозначения. Так, кнопка Sqrt
(square root) означает "корень квадратный", кнопка 1/х используется для вычисления обратной величины, кнопка +/ - изменяет знак числа на противоположный.
Неверные введенные данные удаляются по одной цифре с помощью клавиши Backspace калькулятора или клавиши Backspace на клавиатуре. Все
содержимое индикатора можно удалить щелчком мыши на поле СЕ, а полностью очистить память калькулятора - щелчком мыши на поле С.
Клавиши, содержащие букву М, служат для работы с буферной памятью:
М+ - прибавить значение, отображенное на индикаторе, к содержимому памяти;
МС - очистить память;
MR - вывести на экран содержимое памяти;
MS - занести в память содержимое индикатора.
Инженерный калькулятор. Если в процессе работы на стандартном калькуляторе возникла необходимость вычисления какой-либо функции, то можно переключиться на использование инженерного калькулятора (с помощью команды Инженерный меню Вид). При этом все результаты будут автоматически перенесены на индикатор и в память инженерного калькулятора.
Инженерный калькулятор, кроме строки меню и индикатора, содержит три безымянные области с опциями: Hex (Шестнадцатеричное), Dес
(Десятичное), Oct (Восьмеричное), Bin (Двоичное); Deg (Градусы), Rad
(Радианы), Grad (Градиенты) и Inv (Инвертировать), Hyp (Гиперболический), а также расширенную клавиатуру.
Опции в первой области предназначены для выбора системы представления чисел и соответствующей системы счисления. Наряду с традиционным десятичным (Dec) представлением можно выбрать шестнадцатеричное (Hex), восьмеричное (Oct) или Двоичное (Bin). Щелчком мыши на соответствующей опции можно производить переключение между четырьмя возможными системами счисления.
Опции второй области предназначены для работы с тригонометрическими функциями и позволяют выбрать единицу измерения углов: в градусах (Deg), радианах (Rad) или градах (Grad), но только в десятичной системе счисления.

Связь калькулятора с другими программами. Посредством буфера промежуточного хранения Windows и стандартный, и инженерный калькулятор могут обмениваться данными с другими прикладными программами. Чтобы передать цифровые данные из калькулятора, нужно воспользоваться командой Копировать меню Правка, а чтобы принять их - командой Вставить.
Задание №1.
Решите на калькуляторе примеры, предложенные в таблице из теоретического материала (проверьте ответы).
Задание №2.
Решите на калькуляторе следующие примеры:
1 5,4+3,87+2,8
Ответ:
12,07 2
3,87•2,54-3,69+2,3
Ответ:
8,4398 3
5
,
3 27
,
4 45
,
3 1


Ответ:
0,373134328358208…
4 25
,
3 35
,
5

Ответ:
4,169832130913665…
5 67
,
3
:
23
,
1 1
Ответ:
1,727350525341736…
Задание №3.
Решите на калькуляторе следующие примеры:
1 341•32+44,527•23
Ответ:
11936,121 2
3,7-
45
,
4 23 2
,
326


Ответ:
-11,26161755…
3 71
,
6 7
,
3 48
,
2 3
,
4 1



Ответ:
-0,070606509…
4 12
,
2 44
,
3 11
,
9 1


-5,64
Ответ:
-4,898179832…
5
)
22
,
1 64
,
4 2
,
3
(
2
,
78



Ответ:
8,035670476…

PAINT
Внешний вид Paint
Графический редактор Paint предназначен для создания, изменения и просмотра рисунков, в том числе, фотографий, снятых с помощью сканера.
Полученные рисунки могут быть вставлены в другие документы, а также использованы в качестве фоновых рисунков и для любых других целей.
Чтобы запустить Paint, надо указатель мыши установить на кнопку
ПУСК, нажать ее, выбрать в меню пункт Программы, а затем пункты
Стандартные и Графический редактор Paint и нажать кнопку мыши.
Главное окно Paint представляет из себя стандартное windows окно
(рис. 6) с ленточным меню.
Рис. 6. Главное окно Paint
На вкладаке Главная размещена Палитра, которая содержит образцы цветов, с которыми работает пользователь в данный момент. Палитра позволяет выбрать текущий цвет фона и цвет линий.

Создание рисунка
Используя инструменты
,
, можно рисовать прямые линии, кривые и линии произвольной формы соответственно.
Чтобы нарисовать прямую линию:
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
(Линия);

ширину будущей линии под набором инструментов;

цвет будущей линии в палитре.
2.
Указать в точку начала линии, нажать кнопку мыши и не отпуская ее переместить указатель в точку конца линии, затем отпустить клавишу. Прямая будет нарисована. Левой кнопкой рисуется линия основным цветом, а правой - цветом фона.
Чтобы нарисовать горизонтальную или вертикальную линию, или линию с наклоном 45 градусов, нажмите клавишу SHIFT и не отпускайте ее до тех пор, пока линия не будет завершена.
Если в процессе протаскивания указателя мыши с фиксированной кнопкой (например, при рисовании линии), вы нажмете противоположную кнопку мыши, то произойдет удаление рисуемого фрагмента.
Рисуемый объект будет зафиксирован в рабочем поле, если после его рисования щелкнуть мышью на панели инструментов, то есть выбрали другой инструмент. В этом случае его удалить можно только Ластиком.
Если же фрагмент не зафиксирован, а кнопка мыши уже отпущена и необходимо удалить фрагмент, то можно использовать команду Отменить из меню Правка или воспользуетесь комбинациями клавиш CTRL+Z.
Пользователю разрешается отменить три последних изменения.
Чтобы нарисовать произвольную линию
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
(Карандаш);

цвет из палитры.

2.
Указать в точку начала линии, нажать кнопку мыши и не отпуская ее перемещать указатель. На экране будет рисоваться траектория движения указателя.
Чтобы нарисовать кривую
1.
Необходимо выбрать:

Инструмент
(Кривая);

ширину будущей линии под набором инструментов;

цвет будущей линии из палитры.
2.
Нарисовать прямую линию, переместив указатель из начальной точки в конечную.
3.
Установить указатель мыши в точку на линии, соответствующей первой вершине дуги, нажать кнопку мыши и переместить указатель, растягивая прямую до требуемой кривизны дуги.
Каждая кривая должна состоять из одной или двух дуг. Для рисования второй дуги повторите пункт 3.
Используя инструменты можно создавать объекты прямоугольной, овальной, круглой и овальной формы.
Чтобы нарисовать эллипс или круг
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
(Эллипс);

цвет границы фигуры в палитре левой кнопкой мыши;

цвет заполнения фигуры, используя правую кнопку мыши;

тип заполнения под набором инструментов: без заполнения, заполнения с границей или заполнение без границы.
2.
Перетащите указатель из левого верхнего угла, описывающего эллипс прямоугольника, в правый нижний.
3.
Чтобы нарисовать круг, необходимо выполнить пункт 2 при нажатой клавише SHIFT.
Чтобы нарисовать прямоугольник или квадрат
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
(Прямоугольник) или
(Скругленный
прямоугольник);


цвет границы прямоугольника в палитре, используя левую кнопку мыши;

цвет заполнения фигуры, используя правую кнопку мыши;

тип заполнения под набором инструментов.
2.
Чтобы нарисовать прямоугольник, надо перетащить указатель по диагонали в нужном направлении.
3.
Чтобы нарисовать квадрат, необходимо выполнить пункт 2 при нажатой клавише SHIFT.
Чтобы нарисовать многоугольник
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
(Многоугольник);

цвет границы многоугольника в палитре, используя левую кнопку мыши;

цвет заполнения фигуры, используя правую кнопку мыши;

тип заполнения под набором инструментов.
2.
Перетащите указатель, нажимая кнопку мыши в каждой вершине многоугольника. В последней вершине нажать кнопку мыши дважды. Чтобы многоугольник содержал только углы по 45 и 90 градусов, надо удерживать клавишу Shift нажатой до завершения рисования фигуры.
Задание 4. Используя вышеописанные инструменты, нарисуйте план расположения корпусов университета (название университета, название корпусов), общежития дороги.
Paint позволяет создавать текстовые комментарии, только в графическом формате – каждая буква воспринимается как кривая.
Графическая кодировка текста позволяет создавать тексты длиной до
256 символов.
Чтобы ввести и отформатировать текст
1.
Выберите

инструмент
(Надпись);

нужный цвет текста и фона из палитры.
Пометьте прямоугольную область, где хотите разместить текст, перемещением указателя мыши по диагонали прямоугольника слева направо.
В меню появится новая закладка Текст (рис. 7)

Рис. 7. Панель инструментов «Шрифты»
2.
Выберите шрифт, начертание - жирный В, курсив I, подчеркнутый
U и размер символов.
3.
Установите указатель внутрь области окна и нажмите кнопку мыши, а затем введите текст. Размеры и положение надписи могут быть изменены пользователем.
4.
Чтобы вставить текст в рисунок, надо установить указатель вне надписи и нажать кнопку мыши.
Текст можно вставить лишь при нажатой кнопки "Надпись". Нельзя вставлять рисунок, если нажата кнопка "Надпись".
Paint воспринимает и воспроизводит 256 цветов. Для раскрашивания рисунков используется Палитра и режимы Заливка, Кисть, Распылитель.
Для экспериментирования с цветом Вы можете превратить рисунок в черно- белый или инвертировать цвет исходного рисунка.
Чтобы заполнить область или объект цветом
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
(Заливка);

цвет из палитры.
2.
Укажите на область, которую следует заполнить, и нажмите
левую кнопку мыши для заполнения ее основным цветом или
правую кнопку для заполнения ее цветом фона.
Если граница фигуры не является непрерывной, указанным цветом будут заполнены другие области рисунка.
Чтобы рисовать с помощью кисти
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
(Кисть);

размер кисти под набором инструментов;

цвет из палитры.
2.
Переместить указатель левой или правой кнопкой по рабочему полю.

Чтобы рисовать с помощью распылителя
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
;

размер распылителя под набором инструментов;

цвет распылителя из палитры
2.
Переместить указатель левой или правой кнопкой по рабочему полю.
Чтобы изменить цвет нарисованной линии
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
;

другой цвет из палитры.
2.
Выделить линию, указав в нее и нажав кнопку мыши.
Чтобы изменить только цвет линии, а не окружающей ее области, укрупните изображение. Если данная линия является частью фигуры, цвет всех соединенных с ней вертикальных и горизонтальных линий также изменится.
Чтобы скопировать цвет объекта
Необходимо выбрать

инструмент
(Выбор цветов );

указать мышью в область, чей цвет следует скопировать, и щелкнуть мышью;

указать на область, цвет которой следует изменить, и щелкнуть мышью.
Чтобы использовать скопированный цвет в качестве фонового цвета или цвета ластика, используйте правую кнопку мыши.
Фоновый цвет используется для заполнения замкнутых фигур, фона надписей и очищенных областей.
Чтобы изменить цвета в палитре
Необходимо выбрать команду Изменить палитру (рис. 8) из меню
Параметры, нажать кнопку
Определить
цвета
и определить дополнительные цвета, используя кнопку Добавить в набор.

Рис. 8. Диалоговое окно «Изменение палитры»
Редактирование рисунка
Чтобы очистить небольшую область
1.
Необходимо выбрать:

инструмент
(Ластик/Цветной ластик );

размер ластика под набором инструментов.
2.
Переместите ластик по очищаемой области. Она будет заполнена текущим фоновым цветом. Чтобы выбрать другой фоновый цвет, необходимо указать на нужный цвет в палитре и нажать правую кнопку мыши.
Чтобы очистить большую область
1.
Необходимо выбрать:

инструмент или
;

переместите указатель мыши по области, которую следует очистить. Очищенная область будет заполнена текущим фоновым цветом. Чтобы выбрать другой фоновый цвет, необходимо указать на нужный цвет из палитры.
2.
Выбрать команду Очистить в меню Правка или нажать клавишу
DELETE наклавиатуре.
Чтобы очистить весь экран
Необходимо выбрать команду Очистить в меню Рисунок.

Чтобы отменить изменения
Необходимо выбрать команду Отменить в меню Правка. Чтобы отменить предыдущие изменения, надо выбрать команду Отменить еще раз.
Чтобы выделить фрагмент рисунка
Необходимо выбрать инструмент для выделения прямоугольной области или инструмент для выделения произвольной области.
Переместите указатель вокруг нужной области. Чтобы снять выделение, установите указатель вне выделенной области и нажмите кнопку мыши.
Чтобы скопировать фрагмент рисунка
1.
Необходимо выделить фрагмент вышеописанным способом.
2.
Выбрать под набором инструментов непрозрачный режим
, при этом фоновый цвет выделенного фрагмента накладывается на существующее изображение, которое не будет видно сквозь выделенный фрагмент. Или выбрать под набором инструментов
прозрачный режим
, при этом существующее изображение будет видно сквозь выделенный фрагмент.
3.
Выбрать команду Копировать в меню Правка или CTRL+Ins,
CTRL+С..
4.
Выбрать команду Вставить в меню Правка или SHIFT+Ins,
CTRL+V..
5.
Выделенный фрагмент появится в верхнем углу окна. Переместите его в нужное место, используя левую кнопку мыши.
Чтобы вставить несколько копий объекта, нажмите клавишу CTRL и не отпускайте ее до тех пор, пока перетаскивание объекта не будет завершено. Данную процедуру можно повторять любое число раз. Чтобы получить шлейф объекта, воспользуйтесь клавишей SHIFT и не отпускайте ее до тех пор, пока перетаскивание объекта не будет завершено.
Индивидуальные задания
Для предложенного варианта задания необходимо научиться выполнять следующие действия: разукрашивание отдельных фрагментов рисунка; масштабирование экрана; масштабирование размера рисунка,
копирование изображения в буфер и вставка из буфера в новый файл; выполнять обращение цветов.
Варианты индивидуальных заданий.
1.
Нарисовать домик.
2.
Нарисовать флаг Британии.
3.
Нарисовать схему коридоров одного этажа вуза.
4.
Нарисовать схему размещения корпусов вуза.
5.
Нарисовать визитку.
6.
Нарисовать план аудитории.
7.
Нарисовать путь к институту от остановки.
8.
План комнаты.
MICROSOFT OFFICE
Microsoft Publisher
Программа Publisher предназначена для создания различных бюллетеней и брошюр, проспектов, визиток. Вместе с программой предоставляются заготовки публикаций для широкого диапазона типов публикаций.
Создание любой публикации следует начинать с шаблона, который предоставляет программа, всегда можно из множества вариантов выбрать наиболее подходящий и модифицировать его в соответствии с поставленными задачами. Любой тип публикации поддерживается большим числом готовых профессиональных заготовок.
Введение в Microsoft Office Publisher
Рассматриваемая программа располагает достаточно большим перечнем шаблонов (Рис. 9. Создание новой публикации на основе шаблонарис. 9), упорядоченных в виде иерархии.

Рис. 9. Создание новой публикации на основе шаблона
После выбора типа шаблона появляется возможность выбрать стиль оформления.
Рис. 10.Выбор стиля оформления

Выбранный стиль позволяет вносить как достаточно простые изменения: цвет, шрифт, форматирование; так и более сложные: добавлять новые объекты, удалять существующие, менять формат шаблона и т. д.
Рис. 11. Пример создания визитки
Примеры вариантов индивидуальных заданий
С использованием Microsoft Publisher создать:
1.
Визитку;
2.
Буклет;
3.
Календарь открытку;
4.
Грамоту;
5.
Конверт;
6.
Приглашение;
7.
Открытку;
8.
Рекламное объявление;
9.
Плакат;
10.
Резюме.

Microsoft Office One Note
Данная программа призвана заменить традиционную записную книжку или даже вообще бумажные блокноты, тетради, журналы. Это записная книжка, в которой никогда не заканчиваются страницы, в которой легко найти записи сделанные когда-то давно. Кроме этого One Note позволяет создавать структуру записной книжки в соответствии с требованиями пользователя.
Введение в Microsoft Office One Note
При первом запуске программы автоматически создается записная книжка «Личная», а на странице «Общие» приводятся рекомендации по работе с программой (рис. 12).
Данная программа позволяет создавать множество записных книжек и имеет возможность управлять доступом к ним либо с локального компьютера, либо через сеть Internet.
Для создания новой записной книжки необходимо в ленточном меню выбрать вкладку «Файл», затем команду «Создать». После этого следует выбрать место физического размещения создаваемой записной книжки:
Internet, локальная сеть, компьютер. Затем указать имя записной книжки и место размещения еѐ в зависимости от выбранного способа размещения. Все записные книжки отображаются в области навигации по записным книжкам и их разделам.

Рис. 12. Интерфейс программы One Note
Рис. 13. Пример создания заметок в блокноте
Примеры вариантов индивидуальных заданий
С использованием средств One Note создать блокнот для составления лекций по любой дисциплине. Занести текст одной - двух лекций в блокнот, создав при этом не менее двух разделов в блокноте и не менее трех страниц в
каждом разделе. Лекции в блокноте должны иметь иллюстрации, различные цветовые выделения, различные шрифты, таблицы.
Microsoft Office Visio
Пакет Microsoft Visio очень распространен, легок в использовании и может быть гибко настроен. Он подходит для создания небольших диаграмм, карт, схем и чертежей в очень разных областях, но для глубокого, профессионального моделирования его использование представляет сложность.
Введение в Microsoft Visio
Перед началом работы необходимо определить назначение изображения или его тематику, выбрать наиболее подходящий шаблон оформления. Microsoft Visio использует иерархическую группировку различных шаблонов, выбрав общую схему оформления – шаблон (Рис. 14), появляется возможность уточнить выбор шаблона (Рис. 15).
Рис. 14. Выбор шаблона проекта

Рис. 15. Уточнение типа шаблона
В соответствии с выбранным шаблоном среда Microsoft Visio подготовит панель инструментов, содержащую команды необходимые для создания объектов имеющих отношение к выбранной теме оформления.
Для создания рисунка в рабочем поле Visio необходимо перетянуть изображение команды с панели инструментов на рабочее поле, после этого появившееся изображение можно перемещать в нужное место. К большинству изображений можно добавлять комментирующий текст, для этого на изображении к которому нужно добавить текст следует дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. На рис. 16 показан пример изображения созданного с использованием инструментов Microsoft Visio.

Рис. 16. Пример трехмерной схемы
Пример построения алгоритма работы программы
Для создания модели блок-схемы необходимо выбрать команду
«Создать» в меню «Файл». В области «Критерии шаблонов» выбрать шаблон
«Блок схема» (рис. 17).
Рис. 17. Выбор критерия шаблона

После выбора критерия шаблона, необходимо выбрать требуемый шаблон. Для создания блок схемы следует выбрать «Простая блок – схема»
(рис. 18).
Рис. 18. Выбор шаблона
После выбора необходимого шаблона Visio настроит графический редактор в соответствии со сделанным выбором и в панели фигуры появятся образы фигур используемых при создании блок – схем.
В соответствии с логикой блок – схемы необходимо из области
«Фигуры» перетянуть нужные блоки в рабочую область страницы Visio. затем внести необходимый поясняющий текст в каждый блок. Для создания связей между блоками следует на закладке «Главная» верхнего меню выбрать команду «Соединительная линия». Затем подвести курсор мыши к блоку, от которого должна идти стрелка, вокруг этого блока появятся стрелки направленные в разные стороны, после этого следует выбрать стрелку, которая указывает на блок, с которым необходимо установить связь. В результате этих действий соединительная линия будет автоматически построена.

При создании блок – схем можно использовать несколько иной подход.
Сначала построить первый блок, внести в него необходимый текст. Затем навести на этот блок курсор мыши и дождаться появления стрелок вокруг первого блока, выбрать интересующее направление, после этого к курсору привяжется прозрачная панель инструментов на которой можно выбрать следующий блок, выбрать нужный блок и он автоматически разместиться в ранее выбранном направлении.
Пример создания модели отношений «сущность – связь»
Для создания модели отношений сущность связь необходимо выбрать шаблон наилучшим образом удовлетворяющий потребностям. Сложность выбора заключается в том, что в Visio нет специального шаблона предназначенного для создания подобных диаграмм. Однако можно выбрать шаблон «Общие» и из появившегося списка выбрать вариант «Блок- диаграмма». Данный шаблон предоставляет наиболее общий набор инструментов для построения различных схем и диаграмм.
Первым шагом является размещение удобным образом наиболее крупных объектов (рис. 19). От этого шага зависит дальнейшая вся работа, если элементы будут слишком близко друг к другу, то остальная часть изображения может не вместиться.
ПРОДУКТЫ
ПОСТАВЩИКИ
Поставляют
Заказаны
Находятся
Происходят
ПРОДАЖИ
ГОРОДА
Рис. 19. Создание графического образа сущностей
Для построения прямоугольных объектов следует на панели инструментов выбрать объект «Поле с авто подбором размера» перетащить
его в рабочую область и ввести требуемый текст, размер ограничивающего прямоугольного контура установиться автоматически. После этого можно откорректировать размер шрифта. Для построения прямоугольных объектов на панели инструментов следует выбрать объект «Ромб» и перетащить на рабочее поле. Затем ввести текст, откорректировать размер шрифта и откорректировать размер объекта. После создания всех объектов их положение следует откорректировать для возможности создания связей между ними.
Вторым шагом является создание необходимых связей. Для этого на панели инструментов, закладка «Главная» необходимо выбрать команду
«Соединительная линия». Затем подвести курсор мыши к одному из блоков изображения, дождаться появления маркеров привязки и нажать левую кнопку мыши, не отпуская кнопку мыши переместить курсор к следующему блоку изображения и навести его на маркер привязки второго блока (рис. 20).
ПРОДУКТЫ
ПОСТАВЩИКИ
Поставляют
Заказаны
Находятся
Происходят
ПРОДАЖИ
ГОРОДА
Рис. 20. Создание соединительных линий
После создания соединительных линий следует, если это необходимо, откорректировать положение ранее созданных объектов, чтобы исключить лишние изгибы соединительных линий.
Модель сущность – связь подразумевает наличие специальных условных обозначений на соединительных линиях, которые не могут быть автоматически созданы. Поэтому такие обозначение добавляют путем дорисовки существующими объектами Visio (рис. 21).

ПРОДУКТЫ
ПОСТАВЩИКИ
Поставляют
Заказаны
Находятся
Происходят
ПРОДАЖИ
ГОРОДА
Рис. 21. Размещение условных обозначений на соединительных линиях
При этом для получения одинаковых фигур следует сначала нарисовать образец, а затем с использованием буфера обмена вставлять этот образец в нужное место рисунка. При необходимости образец можно поворачивать.
Другим способом получения идентичных изображений может быть использование шага сетки, т.е. требуется при создании линии или эллипса запоминать размер сетки занимаемой данной фигурой.
Завершающим этапом созданий графического представления модели сущность – связь является добавление так называемых атрибутов. Для этого необходимо перетащить на рабочее поле с панели инструментов объект
«Круг», записать в нем текст и отредактировать размер (рис. 22).

ПРОДУКТЫ
ПОСТАВЩИКИ
Поставляют
Заказаны
Находятся
Происходят
ПРОДАЖИ
ГОРОДА
Код продукта
Продукт
Ед. изм.
Срок хр.
Усл. Хр.
Дата продажи
Код продажи
Цена продажи
Кол-во
Код города
Город
Код поставщика
Поставщик
Код города
Адрес
ФИО дир.
Телефон
Факс
Код поставщика
Код продукта
Дата заказа
Кол-во
Код поставщика
Код продукта
Дата поставки
Количество
Цена
Рис. 22. Графическое представление модели сущность-связь
Следует отметить, что в процессе добавки атрибутов может появится необходимость корректировки положения ранее созданных объектов.
Пример создания реляционной модели базы данных
Для создания реляционной модели базы данных необходимо выбрать шаблон «Программы и базы данных», вариант «Схема модели базы данных».
На панели инструментов выбрать вкладку «Объекты реляционной базы данных».
Далее необходимо перетащить в рабочее пространство объект
«Сущность», щелкнуть по нему дважды левой кнопкой мыши и заполнить в окне свойств (рис. 23) требуемые параметры.

Рис. 23. Диалоговое окно свойство
В категории «Определение» окна свойств необходимо ввести физическое и концептуальное имя таблицы, которые чаще всего совпадают с именем сущности в модели сущность – связь. После задания имени необходимо перейти в категорию «Столбцы» и ввести перечень атрибутов сущности, при этом в зависимости от назначения атрибута устанавливается опция «Обязательное», а для ключевых атрибутов (они обычно в модели сущность – связь показаны в виде подчеркнутого текста) установить опцию
«PK». Кроме этого для каждого столбца необходимо указать тип данных. Тип данных указывает на то, какие данные будут храниться в ячейках таблицы и каков их объем.
Поставщики
PK
Код поставщика NUMERIC(10;2)
Поставщик
TEXT(10)
Адрес
TEXT(10)
Телефон
TEXT(10)
Директор
TEXT(10)
Факс
TEXT(10)
Код города
INTEGER
Рис. 24. Пример условного обозначения
таблицы в реляционной модели
Для создания реляционной модели необходимо создать все сущности.
В каждой сущности необходимо создать атрибуты – задать столбцы будущих таблиц. Указать все ключевые поля. При этом следует помнить, что в таблицах, в которых присутствует внешний ключ его написание должно в
точности совпадать с его написанием в связываемой таблице. Кроме того при задании типов данных столбцов таблиц, типы данных для связываемых столбцов должны совпадать.
После создания всех таблиц их необходимо связать между собой в соответствии с моделью сущность – связь.
Продажи
PK,FK1
Код продукта
PK
Дата продажи
Цена продажи
Количество
Продукты
PK
Код продукта
Продукт
Единица измерения
Условия хранения
Заказы
PK,FK2
Код поставщика
PK,FK1
Код продукта
PK
Дата заказа
Количество заказов
Поставщики
PK
Код поставщика
Поставщик
Адрес
Телефон
Директор
Факс
FK1
Код города
Города
PK
Код города
Название города
Заказы
PK,FK1
Код продукта
PK
Код поставщика
PK
Дата поставки
Количество поставок
Цена поставки
Дата изготовления
Рис. 25. Модель реляционной базы данных
Для связывания таблиц необходимо с панели инструментов перетянуть объект «Отношение» в пустую область рабочей зоны редактора. Затем левой кнопкой мыши выбрать один из концов появившейся соединительной линии и не отпуская кнопку мыши перетащить на изображение таблицы, добиться появления выделения таблицы в виде красного контура и отпустить кнопку мыши. Затем выполнить аналогичные действия для противоположного конца соединительной линии и второй таблицы.
После создания первой связи следует выполнить настройки отображения связей на экране. Для этого на закладке главного меню «База данных» необходимо выбрать команду «Показать параметры» и в появившемся диалоговом окне на закладке «Отношения» установить опцию
«Crow’s feet». После выполнения этих действий связь между таблицами
будет отображаться, так как показано на рис. 26. Следует обратить особое внимание, что обозначение отношения «один ко многим» может не соответствовать модели сущность-связь в этом случае необходимо созданную связь развернуть и проверить наличие внешнего ключа в связываемой таблице.
Поставщики
PK
Код поставщика
Поставщик
Адрес
Телефон
Директор
Факс
FK1
Код города
Города
PK
Код города
Название города
Рис. 26. Пример создания связи
Если в связываемой таблице отсутствует внешний ключ (FK), то он будут создан автоматически при создании связи и будет удален при еѐ удалении. Кроме этого следует убедиться в правильности создания связи, а именно в том, что выполнена связь между нужными полями. Для проверки необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши дважды по созданной связи и в появившемся диалоговом окне «Свойства базы данных» в области
«Категории» выбрать пункт «Определения» (рис. 27) и убедиться, что связь установлена между нужными полями.
Рис. 27. Свойства связи
Далее в этом же окне, но в категории «Прочие» можно настроить обязательную или не обязательную степень принадлежности отношений,
оперируя опциями «Мощность» и «Тип отношения». При этом необходимо четко представлять значение опции «Идентифицирующие» и «Не идентифицирующие» связи их значения подробно рассматриваются в курсе
«Базы данных».
Пример построения диаграммы потоков данных
Примеры вариантов индивидуальных заданий
1.
Построить схему аудитории.
2.
Построить схему квартиры.
3.
Построить подробный план комнаты.
4.
Построить схему движения от остановки до дома.
5.
Построить схему движения от остановки до ВУЗа.
6.
Составить расписание занятий на текущий месяц.
7.
Построить диаграмму структуры ВУЗа.
8.
Построить принципиальную схему компьютерной сети аудитории.
9.
Построить диаграмму классификации программных средств.
10.
Построить круговую диаграмму формирования стоимости изделия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


написать администратору сайта