метод указания Мокроносова М.Ю.. метод указания Мокроносова М. Ю.. Методические указания по проведению практических занятий по теме Рисунок головы натурщика. Компоновка.
Скачать 175.85 Kb.
|
1 2 Министерство образования и науки РФ Кунгурский филиал ФГБОУ ВО «МГХПА им. С.Г. Строганова» Методические указания по проведению практических занятий по теме «Рисунок головы натурщика. Компоновка.» дисциплины «Академический рисунок» Подготовила: Мокроносова М.Ю., преподаватель рисунка Кунгурского филиала ФГБОУ ВО «МГХПА им.С.Г.Строганова», первая квалификационная категория 2019 Методические указания по проведению практических занятий по теме «Рисунок головы натурщика, компановка» дисциплины «Академический рисунок предназначены для обучающихся профессиональных учебных заведений художественного профиля. Содержание Введение Основная часть Заключение Список использованных источников Приложения Введение Пояснительная записка Методические указания по проведению практических занятий по теме «Рисунок головы натурщика» дисциплины «Академический рисунок» предназначены для обучающихся 2 курса профессиональных учебных заведений художественного профиля . Методические указания помогут освоить профессиональную образовательную программу в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам) по программе углублённой подготовки в очной форме обучения. Темы по рисованию головы человека занимают большую часть образовательной программы дисциплины ОП.01 «Рисунок» . Данная дисциплина относится к Профессиональному учебному циклу. Методические указания помогут обучающемуся составить алгоритм выполнения темы и рационально использовать своё время. Компоновка рисунка на формате является первым шагом. Она – начало успешно нарисованного портрета. На начальной стадии обучения рисованию головы человека настойчиво подчёркивается необходимость тщательного измерения пропорций. Цель урока - нарисовать портрет. Задачи урока: 1.Компановка портрета. 2.Определение главных осей. 3.Измерение пропорций частей лица. 4.Расположение частей лица попарно и в перспективе. Основная часть Приступая к построению головы, начинающему художнику полезно познакомиться с основными пропорциями головы человека, научиться анализировать и конструировать форму. I этап. Компоновка. Композиционно размещая изображение на листе, следует поместить голову в натуральную величину (или немного больше) несколько выше центра листа. Хорошо найденная компоновка не вызывает желания сдвинуть изображение вверх или вниз, вправо или влево. Легкими движениями карандаша (линиями) намечают по крайним точкам общую массу головы в её движении по отношению к шее. Необходимо провести серединные осевые линии вдоль овала головы и цилиндра шеи, они помогут уточнить наклоны и повороты формы. Уточняем характер формы черепа ; пропорциональные отношения высоты и ширины головы ; шеи. Уточняем положение первой оси - серединной (профильной) линии, идущей сверху вниз через середину свода черепа, лоб, надпереносье, нижнее основание носа и подбородок . Вторая ось - линия глаз проходит через слезники глазной щели. Пересечение этих двух линий – «крестовина» - даёт положение головы в пространстве. Крестовина делит голову человека пополам. По горизонтали уточняем пропорции лицевой части (от скуловой до скуловой) головы и боковой части головы (от скуловой до конца затылка). Затем переходим к членению головы на три части: лобную, носовую, губно-подбородочную. На этом этапе определяем пропорции отдельных частей головы. В нижней трети лица находим место ротовой щели и борозды между нижней губой и подбородком. В средней трети лица наметим расположение глаз, носа, линию бровей. IIэтап. Уточнение положения и размеров деталей по отношению друг к другу и ко всей форме головы. Наиболее важной точкой в построении головы является определение положения глазничных впадин, переносицы и корня носа. Нужно вести работу поиском парных плоскостей, таким образом, выявляется форма и объем головы. В лобной трети находим височные линии, ограничивающие височные впадины, лобные бугры, надбровные дуги. Таким же образом работаем с парными точками теменной и затылочной части головы. В средней трети лица уточняем форму глазниц и глазное яблоко, переднюю, боковую и нижнюю часть носа, скулы и скуловые дуги. На нижней трети лица – углы нижней челюсти, подбородочное возвышение, ширину верхней и нижней губы. После того как пропорции частей лица найдены, следует обратить внимание на конструкцию форм частей лица. От общего характера основной формы переходим к разбору и конкретизации мелких деталей, верхнего и нижнего края глазного яблока. Во время работы над деталями следует сохранять правильные пропорции, движения и перспективные сокращения боковых поверхностей головы и её деталей: глаза, носа, лба, скул, уше Заключение Подведение итога работы над рисунком. Голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображения. Это обусловлено разнообразием индивидуальных особенностей каждого человека и наличием таких важных и сложных по строению деталей, как глаза, нос, губы, уши, волосы, шея. Для правильного изображения головы человека необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и практических навыков. Нужно грамотно закомпоновать голову, умело производить конструктивные построения рисунка формы и её деталей на плоскости. Общая форма головы человека определяется её конструктивно-анатомической основой. Изучение анатомического строения головы должно сопровождаться анализом и построением изображений обобщённой формы при обязательном соблюдении точных пропорций и законов перспективы. Такой подход позволяет рисовать осмысленно. Список использованных источников Основная литература: Жданова Н.С.: Перспектива.-М.: Владос, 2004 Ли Н. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003 Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова. Строгановская школа рисунка. – М.: “Сварог и К”, 2001 Паранюшкин Р.В. Техника рисунка. – Ростов – на- Дону.: Феникс, 2002 Сшет С. Рисунок. Полный курс. – М.: Астрель, 2003 Дополнительная литература: Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М.: “Изобразительное искусство”, 1985 Барчаи Е. Анатомия для художников. – Будапешт.: Карвина, 1982 Bammes C. Wir zeichnen den Menschen. - Berlin, 1989 Королёв В.А. Учебный рисунок. – М.: ”Изобразительное искусство”, 1981 Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: “Высшая школа”, 1998 Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания. – М.: “Изобразительное искусство”, 1983 Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995 Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека. – М.: “Изобразительное искусство Приложения 1 2 |