Методическое пособие Сборник игр на сплочение коллектива в помощь педагогу
Скачать 68.93 Kb.
|
"Прогулка с компасом" Играющие: все присутствующие, разбившись по парам. Суть игры: Участники разбиваются на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Необходимо пройти все игровое поле вперед и назад, при этом "турист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. Вопросы к обсуждению: опишите ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым? Игра учит: умению доверять партнёру, работать в паре, сообща, снимает страх перед неизвестным. "Гусеница" Играющие: все присутствующие. Подготовительный этап: подготовьте воздушными шариками — по одному на каждого участника. Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание: надуйте шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постройтесь цепочкой, соблюдая следующие условия: • руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего; • воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого; • дотрагиваться до воздушного шара (поправить, придержать и пр.) строго воспрещается; • первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах... Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции. Вопросы к обсуждению: где располагались лидеры — в начале, в середине или конце цепочки? Кто регулировал движение "живой гусеницы"? Кому и что было наиболее трудным? Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных. 7 "Таинственный остров" Играющие: все присутствующие. Подготовительный этап: подготовьте два-три листа ватманской бумаги, краски, кисточки, карандаши. Суть игры: Участники игры должны выполнить следующее задание: представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не пугайтесь, ведь с вами волшебные краски. Всё (повторяю и подчеркиваю), всё, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть острова — и за дело. Это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило, они совместно выбирают части острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать "на острове", и непринятые, которым или не нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность. Задание для наблюдающего: обратите внимание на реплики, которыми обмениваются участники, — приказы, просьбы, предложения? Выясните, что рисуют спасенные. Дома? Прекрасно! Дороги, машины — тоже неплохо... А есть ли на вашем острове театр? Библиотека? Школа, наконец? Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры. Игра учит: находить истинные и ложные, ближние и дальние ценности в нашей жизни. "Другое, чужое, неизвестное" Играющие: все присутствующие. Подготовительный этап: подготовьте карточки двух видов: на одних карточках обозначены наименования (людей и предметов), на других — ряд вопросов. Например, наименования: лягушка, утёс, коротышка, дылда, толстяк, йог, помидор, чукча, китаец, человек с легким характером, человек с тяжелым характером, мальчишка 12 лет, 15-летняя барышня, учитель, проработавший в школе 15 лет, и т. д. Вопросы: ваша любимая еда? Что вы любите делать больше всего на свете? Чем вас можно рассмешить? Какими словами вас можно сделать счастливым? Печальным? Злым? Гордым? Уверенным? И т. д. Суть игры: Добровольцам раздаются карточки с названиями. Участники игры оповещают группу о своем наименовании. Затем им задаются вопросы, на которые они должны ответить в соответствии со своим новым положением. Например, Галина получила карточку с названием "лягушка". На вопрос "Твоя любимая пища?" она уверенно отвечает: "Мухи!" Вопросы к обсуждению: легко или трудно показалось для вас прокатиться "в чужих санях"? Почему все-таки нам иногда так хочется оказаться не "в своих санках"? Игра учит: умению принять иной образ жизни, как бы он ни был далек от нашего собственного. "Узнай меня!" Играющие: все присутствующие. Подготовительный этап: подготовьте по два листа бумаги на каждого участника, карандаши, фломастеры, ручки. Суть игры: каждый участник рисует на одном листке автопортрет (можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и пр.), а на другом пишет не меньше 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни (например, баскетбол, привлекательность, счастье, любит молодежную эстраду и т. д.). Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками — в другую. Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в другой стопе. При этом желательно обосновать свой выбор. Вопросы к обсуждению: что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли некоторые характеристики (или портреты) отнести ко многим людям? Почему — да или почему — нет? Что различает людей? Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга? Почему — да или почему — нет? Игра учит: наблюдать, анализировать, сопоставлять, для того чтобы уметь принять человека. Бунтари и подданные" Играющие: все присутствующие. Суть игры: Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки ему (ей) дается символ власти: мяч. Король (или королева) неподвижны, т. е. они не могут передвигаться по полю. Остальные — бунтари — свободны в своих передвижениях. Однако король или королева имеют возможность привлекать бунтарей на свою сторону, делая их убежденными сторонниками королевской власти — подданными. Для этого королеве необходимо попасть мячом в любого из игроков. Новоявленный подданный с этих пор не может передвигаться, однако он способен "отмечать" мячом новых подданных. Передача мяча осуществляется через королеву. Вопросы к обсуждению: легко ли менять убеждения по мановению царственной руки? Что можно сделать, чтобы избежать удара мячом? Как осуществлялся процесс увеличения числа подданных? Были ли подданные-добровольцы? Как осуществлялась связь и управление между сторонниками монархии? А между бунтарями? и т. д. Игра учит: умению отстаивать свои интересы, не бояться проявить себя, быть активным. "Приём психиатра" Играющие: все присутствующие, разбившись по парам. Суть игры: участники игры должны выполнить следующее задание: распределите роли — в каждой паре должен быть "психиатр" и "клиент". "Клиенту" необходимо продумать проблему, которую он собирается решить с помощью своего "психиатра". Поэтому позиция "доктора" не пассивное слушание, а активное включение в процесс решения. Поставьте стулья таким образом, чтобы при разговоре вы могли видеть лица друг друга. Теперь можете приступить к изложению и решению проблем. Начали! Затем "психиатры" должны встать на стул, в то время как "клиенты" продолжают сидеть. При этом обсуждение не должно прерываться. (Каждый из этапов игры занимает от 3 до 5 минут.) Вопросы к обсуждению: когда, на ваш взгляд, процесс принятия партнера протекал более безболезненно? Что вы почувствовали в тот момент, когда оказались разделены пространством в процессе контакта? Какую параллель вы можете провести между только что обыгранной ситуацией и ежедневной школьной жизнью? Игра учит: умению находить взаимопонимание при общении с людьми, становиться на равные позиции с партнёром, находить нужную дистанцию в общении. "Правдивое письмо" Играющие: все присутствующие. Подготовительный этап: подготовьте бумагу и ручку для каждого участника. Суть игры: участники игры должны выполнить следующее задание: сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из нас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но, прежде всего, подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия — как вам захочется) и передайте его соседу справа. У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно уложиться в одну - две фразы. Для того, чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этот листок передается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать. Ведущий советует этот лист сохранить и в трудные моменты жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким "веселым", "надежным", "воспитанным", "игривым" и т.д. видят тебя окружающие люди Вопросы к обсуждению: чего больше – хорошего или плохого – вы написали в адрес товарищей? Какие слова друзей вам особенно пришлись по душе? Всегда ли вы писали то, что действительно чувствовали? Стали ли для вас неожиданностью высказывания в ваш адрес? Игра учит:умению принять мнение других людей, снимает страх перед самостоятельным высказыванием, прививает навык анализировать полученную информацию, помогает лучше узнать самого себя. Игры на взаимоотношения между детьми Данные игры и игровые задания проводятся с целью привития детям правил взаимоотношений человека с обществом, коллективом и самим собой. С их помощью можно научить детей оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия; замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои проступки, свою работу. «Молекулы» Играющие: все присутствующие. Суть игры: Во время игры все участники беспорядочно двигаются по игровому полю, а руководитель каждые 1-2 минуты называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три». Это значит, что все участники должны образовать группы из трёх человек. Те, кто остались (два или один человек) выбывают. Игра заканчивается тогда, когда больше нет вариантов цифр. Игра учит: не бояться общения, быстро ориентироваться, находить единомышленников. «Острова» Играющие: все присутствующие. Подготовительный этап: подготовьте отдельные листы газеты для каждого участника, магнитофон, соответствующие музыкальные записи. Суть игры: Каждому игроку раздаётся по одному листу газеты, которые кладутся на пол. Каждый встаёт на свой лист и танцует под музыку, не сходя с газетного листа. Через 1,5 - 2 минуты руководитель забирает пять листов. Тот, кто остался без листа, должен попроситься к другому. Игра учит: толерантности, пониманию, отзывчивости, коллективизму. «Гражданская оборона» Играющие: все присутствующие. Суть игры: Руководитель сообщает игрокам «Нам грозит опасность!» и ставит задачу объединиться и защитить слабых. «Слабые» должны находиться в центре круга, сильные - снаружи. Игра учит: реально оценивать свои силы и возможности, умению ориентироваться в конкретной ситуации и действовать сообща. «Паровозики» Играющие: все присутствующие, разбившись на группы по 8-10 человек – «паровозики». Суть игры: Каждая группа игроков встаёт в шеренгу в затылок друг другу, руки на согнутых локтях впереди стоящего. Руководитель объясняет, что каждый «паровозик» должен пройти определённый маршрут, не «рассыпаясь» и не размыкая рук. Через несколько минут маршруты меняются. Игра строится таким образом, чтобы каждый участник смог побывать вначале «паровозика», затем в середине, затем в конце. Главный вопрос к обсуждению: где вам было комфортнее: вначале «паровозика», в середине или в конце? (Обычно, тем, кому бывает комфортнее в конце «паровозика» – это ребята с потенциалом руководителей, тем, кому бывает комфортнее в середине – «исполнители» и те, кому бывает комфортнее в начале – «рискованные исполнители»). «Змейка» Играющие: все присутствующие. Суть игры: Играющие выстраиваются в колонну, каждый держится за пояс впереди стоящего. Последний человек в команде – «хвост», а первый – «голова». Задача «головы» – поймать «хвост», а «хвоста» – убежать от «головы». При этом «тело» не должно распадаться. Когда «голова» поймает «хвост», последний игрок становится «головой», а предпоследний становится «хвостом», либо выбирают новую «голову» и «хвост». Игра учит: действовать единой командой, уметь прислушиваться к мнению других, уметь прийти на помощь в нужный момент. «Ровный строй» Играющие: все присутствующие. Суть игры: Игроки выстраиваются в шеренгу нога к ноге. Задача игроков состоит в том, чтобы пройти определённый участок игрового поля любым способом, но, не разъединив ноги. Как только кто-нибудь разъединяет ноги, вся шеренга начинает движение сначала. Игра учит: выполнять задания коллективно, сплочённо, дружно и слаженно. «Домики» Играющие: все присутствующие, разбившись на группы по три человека: двое – «домик» и один - «житель». Суть игры: Выбирается один игрок – ведущий, цель которого стать либо «домиком», либо «жителем» посредством трёх команд: Команда «Домики!» - игроки-«домики» оставляют своих «жильцов» и ищут новых; Команда «Жители!» - игроки- «жители» выбегают из «домиков» и ищут себе новые; Команда «Землетрясение!» - все игроки-«домики» распадаются и вместе с игроками- «жителями», двигаясь беспорядочно, либо создают «домик», либо становятся «жителями». Тот, кто остаётся один, становится ведущим. Игра учит: умению идти на контакт с незнакомыми или малознакомыми сверстниками, способности предвидеть действия членов коллектива. «Два берега» Играющие: все присутствующие, разбившись на три команды: два «берега» и «река». Суть игры: Команды выстраиваются параллельно – «берег» - «река» - «берег».Правый «берег» решает, что сказать левому (слово или словосочетание) и по команде руководителя начинает передавать сообщение (громко произносит вслух). Задача «реки» – не дать услышать левому «берегу», то, что хочет сказать правый. (Можно кричать, топать, махать руками). Левый «берег» должен услышать то, что хочет сказать правый. Как только левый «берег» понял и услышал сообщение, команды меняются ролями. Игра учит: оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия, действовать единым коллективом. «Картошка» Играющие: все присутствующие. Суть игры: Выбирается один «фермер», а все остальные участники – «картофелины». Вся «картошка» собирается в кучу, крепко держась друг за друга. Задача «фермера» - «выкопать» (выдернуть) весь «урожай», а «картофелинам» нужно не отдавать собратьев в руки «фермера». Как только кого-нибудь из «картофелин» выдёргивают, он тоже становится «фермером» и помогает первому «фермеру». Игра заканчивается, как только «выкапывается» весь «урожай». Игра учит:правилам взаимоотношений человека с коллективом, замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение, контролировать свои эмоции, чувства и проступки. «Азбука» Играющие: все присутствующие. Суть игры: Каждый участник получает карточку с одной из букв алфавита. Руководитель произносит то или иное слово, словосочетание или предложение. Игроки-буквы должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось то, что говорит руководитель. Игра учит: навыкам быстрого реагирования, правилам взаимоотношений в коллективе. «Давайте познакомимся» Играющие: все присутствующие, разделившись на две группы Суть игры: Каждая группа играющих представляет собой, какие либо предметы (лампочки, столы, апельсины, кроссовки и т.д.) и готовят ряд вопросов для другой группы. Затем организуется «пресс-конференция», в которой принимают участие обе стороны. Например: за стол садятся «две лампочки» и «две пары кроссовок». Все остальные начинают задавать им вопросы, соответствующие выбранному образу. Выигрывают те участники, чьи вопросы и ответы окажутся наиболее оригинальными и интересными. Игра учит: навыкам и правилам коммуникативного общения, развивает фантазию, воображение. Игры на нахождение лидеров в детском коллективе Как правило, работа ведётся с подростками – представителями органов детского самоуправления, а также с детьми, занимающими активную деятельную позицию. Чаще всего, это инициативные, общительные ребята, обладающие хорошими организаторскими навыками. Зачастую многие из них состоят в детских и молодёжных объединениях, являются школьным активом. Цель работы с такими подростками – обогащение и пополнение лидерского опыта, получение новых знаний и умений, формирование активной лидерской позиции. Задачи игр на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе: - выявить в ходе игры первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала; - создать условия для реализации лидерского потенциала подростка посредством игры; - дать первичные знания форм работы в коллективе и основ формирования команды единомышленников. |