Отчет 1. Методика исследований массмедиа Образ счастья в китайском и российском медиадискурсе Актуальность исследования
Скачать 20.62 Kb.
|
Методика исследований массмедиа «Образ счастья в китайском и российском медиадискурсе» Актуальность исследования. Образ Китая столетиями играл важную роль в российской мысли. Представления об этой стране не только влияли на внешнеполитические концепции, но и часто (иногда как часть более общей идеи «Востока») становились своеобразной точкой отсчета для различных российских идей и теорий о самой России, ее месте в мире, будущем своей страны и ее сущности. Таким образом, изучение эволюции образа Китая в России важно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Как пример исследования одного из элементов российской политической культуры оно может внести значительный вклад в дискуссию о проблемах преемственности и изменений в российской политике. В практическом смысле оно призвано не только способствовать прояснению современных российских намерений и ожиданий в отношении Китая, но и, возможно, в какой-то мере помочь прогнозировать будущие внешнеполитические шаги России по отношению к своему великому восточному соседу и его реакцию на них, а также пролить некоторый свет на будущее международных отношений в Северо-Восточной Азии. Объект исследования: образ счастья в китайских СМИ. Предмет исследования: особенности феномена счастья в СМИ. Цель исследования: определить концепт образа счастья в китайском и российском медиадискурсе. Для того, чтобы в полной мере добиться цели исследования, нами был очерчен следующий ряд исследовательских задач: - проанализировать российские и китайские СМИ; - сделать выборку, в которой бы фигурировал интересующий нас вопрос; - определить степень и градацию феномена «счастья» в представленных СМИ. Методология: метод системного анализа. Организация исследования: выборочный метод (была определена выборка российских и китайских онлайн и печатных СМИ, в которых затрагивался рассматриваемый вопрос). Анализ литературы по теме: Особое место в метафорологии занимают труды, в которых исследуется метафорический образ страны в политическом и медийном дискурсах: Р. И. Зарипов [2016] анализирует метафорическое моделирование образа России на материалах французских средств массовой информации; А. А. Пшенкин [2006] исследует метафорический образ СССР/России в американском политическом дискурсе; Т. В. Моисеева [2007] обращается к метафорическим моделям образа США в российских СМИ; О. А. Михайлова [2017] описывает образ Украины в российских СМИ. В последние годы появились научные труды, посвященные Китаю, в частности образу Китая в СМИ [Сорокина]; национальным чертам китайцев [Сюй Хунбо]; китайским мигрантам на российской территории [Киреев]; этическим идеалам конфуцианцев, связанным с ментальностью Срединного пути [Тань Аошуан] и др. Однако нам не встретились труды, в которых представлен многоаспектный анализ метафорического образа Китая в российских СМИ. Сбор информации: контент-анализ, метод нахождения контекстов в медиатекстах и медиастатистический анализ. Обработка информации: в рамках исследования мы делали упор на факторный анализ и качественно количественный контент-анализ. В Китае хорошо понимают, что образ (имидж) страны за рубежом складывается в большей степени по тому, что и как об этой стране пишут СМИ. Поэтому для Китая сегодня очень важно соответствовать глобальным информационным вызовам, при этом сохраняя свою национальную культуру, менталитет и традиционные формы социального поведения. Вот уже несколько лет тема усиления двусторонних контактов доминирует в информационном поле обеих стран. Поэтому естественно, что отношения между российскими и китайскими средствами массовой информации также поступательно развиваются. В этих реалиях ведущие журналисты с обеих сторон задаются вопросами: «А как мы пишем друг о друге? Каким событиям придаем большее значение? Какие смыслы мы вкладываем?» Говоря об образе России в информационном поле Китая и анализируя восприятие китайскими журналистами основных событий, связанных с Россией, необходимо в первую очередь обратить внимание на различия в журналистских традициях и практике КНР и Запада, которые имеют прямое отношение к культурным особенностям Китая. Речь идет, прежде всего, о том, что первым бросается в глаза при прочтении материалов китайских СМИ, посвященных российской тематике: относительная безоценочность, часто воспринимаемая как индифферентность или непогруженность в тему. Однако это не так. Для понимания китайской журналистской традиции следует сразу вспомнить «24 иероглифа» Дэн Сяопина о том, что во внешней политике Китаю следует «хладнокровно наблюдать», «вести себя скромно», «не претендовать на лидерство», «выжидать в тени» и «крепко стоять на ногах». Глава бюро газеты «Гуанмин жибао» в Москве Ван Цзябо так поясняет сдержанность китайских корреспондентов в оценке, например, отношений между Западом и Россией: «Осторожность, с которой китайские СМИ подходят к этим вопросам, связана с национальным характером. Если китайцы замечают ошибки, недостатки собеседника или какие-либо другие не очень приятные моменты, связанные с ним, то стараются не высказывать никаких замечаний и наблюдать. Таков китайский национальный характер. А когда речь идет о политике и международных делах, в Китае традиционно принято быть еще более осторожным». Другой важной особенностью китайского медиаполя является его редкая для нашего времени независимость от информационного поля остальной части планеты, где СМИ уже давно впитали в себя основные плоды эпохи глобализации. Китайские медиа традиционно держатся несколько обособленно от мировых мейнстримовых СМИ, в том числе, когда речь идет о России или о событиях, к которым она имеет прямое или косвенное отношение. Главное отличие здесь – стилистика подачи информации. Она подается в целом с уклоном в повествование и, за редким исключением, без однозначных оценок и очевидных акцентов. Многие материалы в СМИ КНР характеризуются и большей объективностью по сравнению с материалами их западных коллег. Китайские журналисты стараются привлекать к дискуссии несколько сторон – российских, китайских, зарубежных экспертов. Анализ материалов и публикаций позволяет выделить две группы ключевых тем, на которые было направлено основное внимание китайских СМИ за прошедший период: 1) Сферы взаимных интересов России и Китая. Внимание СМИ к этой теме росло по мере того, как усиливалось взаимодействие между РФ и КНР. 2) Внешний контур деятельности Российской Федерации. Подробно освещаются взаимоотношения с Западом, ситуация на Украине, санкции и российские контрмеры, противостояние России и НАТО, российское вооружение, борьба с ИГИЛ и т.д. То есть те темы, внимание к которым особенно повышается в условиях нестабильности региональной и международной обстановки. Если же говорить о настроении внутри КНР, то можно вспомнить слова главы государства. Си Цзиньпин заявил официальным лицам, что Китаю важно представить свою точку зрения в позитивном ключе. "Необходимо заводить друзей, объединяться и завладевать мнением большинства, а также постоянно расширять круг друзей, когда речь идет о международном общественном мнении", - цитирует его слова Синьхуа. По его мнению, страна должна быть "открытой и уверенной, но при этом скромной" в общении с миром. Си также сказал, что партийные пропагандистские организации должны ясно дать понять, что Пекин не хочет "ничего, кроме счастья и удачи китайского народа". В целом, анализируя китайские СМИ, можно заключить, что они положительно оценивают стабильность азиатских режимов и жизнь китайцев, которые пользуются «наивысшим счастьем в совершеннейшей неподвижности», но все же иногда и проскальзывают опасения, что эта неподвижность помешает Китаю развиваться в современную эпоху. Если же говорить про РФ, то здесь всё намного приземлённое. Особо ни про какое «абстрактное счастье», но часто упоминают про «индекс счастья». Как следует из опроса ВЦИОМ (проведен 19–20 апреля этого года, опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России), индекс счастья за последний год прибавил 5 пунктов и достиг 25-летнего максимума. «Счастливыми сегодня себя ощущают три четверти россиян, или 78%», — рапортует ВЦИОМ. Разбирая эти цифры детально, можно уточнить примерный образ счастливого россиянина. Это молодой человек с высшим образованием, у которого царит благополучие в семье, а также имеются интересная работа и приличный доход. Чаще других признаются в том, что счастливы, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (92%), респонденты с высшим образованием (83%), — отмечает ВЦИОМ. — Ощущение счастья для каждого третьего (30%) связано с благополучием в семье. Кроме того, важным фактором счастья, по словам респондентов, является наличие интересной учебы или работы (13%). Напротив, несчастливых (а таких оказалось всего 14%) больше всего раздражают низкий уровень собственных доходов (15%), а также старость и болезни (8%) или отсутствие хорошей работы (4%). Наконец, по мнению относительного большинства россиян (45%), их окружают в основном счастливые люди. В окружении 38% наших сограждан находится примерно равное число счастливых и несчастливых людей. Завесу понимания приоткрывают страны, жизнь в которых у многих ассоциируется с "домиком у моря". Италия, Гонконг, Болгария, Финляндия возглавили рейтинг самых пессимистичных стран. Самые счастливые люди на Земле, по данным Gallup International, живут в Киргизии и Казахстане (по 85 и 78 пунктов), в Индонезии и Азербайджане (по 66 пунктов), Туркменистане (65). Среди топ-лидеров оптимизма Индия, Австрия, Германия, Мексика, США. У россиян аргументы счастья - семья, здоровье, дети, - утверждают в ВЦИОМ. - Несчастливых расстраивают плохая ситуация в стране, нехватка материальных средств и низкие доходы. Кстати, пандемический год не повлиял как на структуру мотивов, так и на пропорцию счастливых и несчастливых. Что же касается мирового индекса счастья, то благополучные страны, например, Швейцария или Монако, почти всегда скупы в выражении счастья, а развивающиеся - оптимистичны. Первые привыкли, вторые радуются малейшим росткам улучшений. |