Главная страница
Навигация по странице:

  • 3 функции :1) познавательная2) воспитательная3) эстетическаяПо мнению Беленького

  • Предпосылками гедонистической функции являются следующие особенности

  • Современные программы по литературному чтению

  • Рекомендованные министерством образования РФ УМК

  • Стандарт начального общего образования по литературному чтению

  • Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих начальную школу

  • Цель начального литературного образования

  • 25.02.2021 Особенности восприятия и анализ художественного произведения младшими школьниками

  • Художественное восприятие

  • Ольга Ивановна Никифорова

  • Конспект лекции. худ.лит лекции. Методика начального литературного образования как наука и как предмет изучения


    Скачать 25.96 Kb.
    НазваниеМетодика начального литературного образования как наука и как предмет изучения
    АнкорКонспект лекции
    Дата25.02.2021
    Размер25.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлахуд.лит лекции.docx
    ТипЛитература
    #179490

    Методика начального литературного образования как наука и как предмет изучения

    Одним из важнейших направлений современного развития общества является гуманизация образовательной системы. Это предполагает усиление интереса уникальной формирующейся личности ребенка и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия.

    Одной из задач современного воспитания является: включение ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок.

    Приобщение ребенка и художественной культуре, искусству, литературе, музыке, живописи, театру.

    Искусство- средство духовно-личностного освоения мира на основе творческого воображения, органически связанное с общественно-историческим развитием, в котором оно составляет особую, специфическую, художественную разновидность того или иного исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности людей.

    Литература дает возможность познавать и воспроизводить самые разные стороны бытия: жизнь природы и общества, внутренний мир человека.

    В произведении слово выступает в единстве его образной и понятийной сторон. Язык в художественном произведении предстает как диалектическое единство двух его функций: коммуникативной и образно-художественной.

    Эстетическая функция языка рождает целую систему средств художественного изображения.

    Центральным понятием каждого вида искусства является- художественный образ.

    Особенность художественного образа в том, что с одной стороны он является обобщением типического, а с другой- несет в себе черты индивидуального, субъективного восприятия автора.

    Особую роль в создании художественного образа имеет творческое воображение писателя.

    В художественном познании, творческое воображение выступает в качестве ведущего фактора без которого не существует образное мышление. Л.С.Выготский назвал это мышление- эмоциональным.

    Исследователями проблем литература традиционно выделяется 3 функции:

    1) познавательная

    2) воспитательная

    3) эстетическая

    По мнению Беленького, следует выделить:

    1) познавательная

    2) воспитательная

    3) эстетическая

    4) коммуникативная

    5) гедонистическая

    Автор подчеркивает, что данные функции между собой тесно связаны.

    Поли функциональность литературы изучена в науке достаточно глубоко.

    С эстетической функцией искусства тесно связана гедонистическая. Произведение доставляет читателю бескорыстное духовное наслаждение.

    Предпосылками гедонистической функции являются следующие особенности:

    1) Свободное владение жизненным материалом, средствами его освоения

    2) Соотносит явления с развитием общества. Единство содержания и формы произведения доставляет радость художественной правды и красоты.

    3) Художественная реальность построена по законам красоты

    Ю.Борих монография «Эстетика» в своей работе выделяет след.функции:

    К выше перечисленным добавляет

    - преобразующая (трактует как деятельность)

    - компенсаторная (терапевтическая) (как утешение) (пр. иронические женские романы)

    - предвосхищения (фантастические книги) (как предсказание) (пр. братья Стругацкие)

    - внушающая (как суггестия- внушение)

    Коммуникативная функция искусства заключается в том, что произведение всегда является своеобразным каналом связи между писателем и читателем, которая осуществляется с помощью языка художественных образов.

    Специфика литературы для детей состоит в органическом сочетании требований искусства с требованием педагогической науки.

    18.02.21

    Являясь частью общей литературы, она подчиняется всем законам искусства и является особой формой познания, окружающей действительности. Художественная форма в произведении литературы не случайна. Этим определяется единство педагогического и эстетического критериев в оценке содержания произведения, его замыслы и формы. Особенности словесного искусства для детей определяются возрастом читателей и воспитательно-образовательными задачами. Учет писателем возрастных особенностей у детей предполагает: умение создавать произведения, отвечающие повышенной эмоциональности детей, остроте их восприятия окружающей действительности.

    Детская книга разнообразна по своей тематике, она рассказывает о жизни природы, взрослых и детей, излагает увлекательные научно-технические проблемы, вводит детей в жизнь человеческого общества (история), раскрывает значение труда в жизни людей.

    Автор художественного произведения для детей открывает мир с позиции своего читателя, на языке ребенка, на уровне его опыта.

    Проникновенное чтение произведения- это включение ребенка в процесс открытия познания на личностно значимом уровне. Особое значение литература имеет для нравственного, духовного воспитания человека. В сказках обязательно побеждает добро, красота, важна сила духа, смелость, благородство, как образец поведения.

    Мировая литература для детей включает в себя огромный пласт произведений отечественных писателей, уникальных художников у которых четкость, зоркость их мудрость сочетаются с непосредственностью, наивностью, преданность своим собеседникам- детям.

    Т.Д.Полозова рассматривает чтение, как творческий процесс. «Духовная природа человека одновременно проявляется и обогащается в творческом чтении. Духовная, эстетическая деятельность читателя продолжается и после того, как закрыты последние страницы книги: возникающие мысли, чувства, слова, образы. Продолжает «действовать», вызывать сравнения, ассоциации и т.д. Эстетическое восприятие- всегда сопереживание. Принятие или отрицание авторской позиции. Умение чувствовать её значимый критерий эстетического восприятия.»

    Методика литературы, как самостоятельная научная дисциплина начала формироваться около 200 лет назад. Она возникла на стыке педагогики и литературоведения. Литературоведение изучает сущность художественной литературы, закономерности её развития на основании изучения фактов литературной жизни и связанных с ней явлений. Художественных произведений, критической и публицистической литературы, биографии писателей, документов, относящихся к их творчеству, историко-общественных событий и т.д.

    Методика литературы изучает процесс обучения учащихся литературе, как учебному предмету в школе, закономерности этого процесса, опираясь на изучение фактов педагогического характера (восприятие детьми литературных произведений, воспитательное и образовательное влияние литературы на детей, методов обучения, развитие детей в процессе школьных и внешкольных занятий и т.д.).

    Современная методика преподавания литературы постоянно обогащается данными смежных гуманитарных дисциплин: с общей педагогикой, психологией художественного восприятия, социологией, эстетикой, искусствознанием, теорией воспитания. Наиболее тесные и органические связи методики преподавания литературы отмечаются с литературоведением, дидактикой, педагогической психологией (психология художественного восприятия, психология обучения).

    Методика должна изучать взаимосвязи близких предметов: языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

    Современные программы по литературному чтению:

    Литературное чтение, как учебный предмет в младших классах предшествует начальному курсу литературы в основной школе (5-9 кл.). Который продолжается в старших классах, и построен на историка-литературной основе.

    Анализ современных программ по литературному чтению в младших классах, а также школьная практика, позволяют выделить ряд специфических особенностей и черт литературного чтения в начальной школе.

    1. Отбор учебного материала (текстов)

    2. Опора на личный опыт ребенка. Процесс чтения по своей природе ассоциативен, поэтому глубина восприятия зависит от читательского и житейского опыта личности.

    3. Обогащение личного опыта ребенка. В рамках литературного чтения имеется в виду: расширение читательского кругозора детей и их обогащение впечатлениями от прочитанных произведений.

    4. Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения осуществляется с разными целями и на разной глубине раскрытия смысла текста

    5. Творческая деятельность детей в системе обучения. На уроках литературного чтения предлагаются творческие задания 2-х типов:

    1) По следам прочитанного: выразительное чтение, графическое и словесное рисование, чтение по ролям, различные виды драматизации, подбор музыкальных отрывков\произведений, соответствующих настроению литературного произведения

    2) Создание собственных произведений: работа с позиции автора

    6. Вариативность обучения. Учитель может сам выбирать произведения, методическое пособие, которое больше ему подходит.

    Рекомендованные министерством образования РФ УМК

    УМК «Школа России»: концептуальная идея: «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития.

    Основные черты комплекта:

    • Личностно развивающая

    • Гражданско-ориентированная

    • Глобально-ориентированная

    • Эко-адекватная

    УМК «Гармония»:

    Особенности комплекта:

    • Преодоление объективно сложившегося в конце 20 века, в начале 21 века противоречия между традиционной и развивающей системой в начальном образовании на основе органичного соединения положений традиционной методики и новых подходов к решению педагогических и методических вопросов; обеспеченье условий для формирования у младших школьников основ учебной дейтельности

    УМК «Школа 2100»:

    Педагогические принципы, положенные в основу комплекта:

    • Личностно-ориентированная (адаптивности, развитие, комфортности)

    • Культурно-ориентированные (картины мира, целостности содержания образования в систематичности, смыслового отношения к миру, опора на культуру, как мировоззрение и культурный стереотип)

    • Деятельностно-ориентированные принципы (обучение деятельности, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, опора на предшествующее развитие)

    • Креативный (принцип формирования потребности в творчестве)

    УМК «Перспективная начальная школа»:

    Основная идея: оптимальное развитие ребенка на основе педагогической поддержки, его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает, то в роли обучаемого, то в роли обучающего или организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной работы с работой в малых группах, коллективные работы позволяют создать педагогические условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика.

    Стандарт начального общего образования по литературному чтению: в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение целей:

    • Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базово в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности

    • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова

    • Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре многонациональных народов России

    Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих начальную школу:

    В результате учения литературного чтения ученик должен:

    • Знать\понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений и их авторов

    • Уметь:

    1. Различать элементы книги (обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрация и т.д.)

    2. Читать осознанно текст художественного произведения (про себя) без учета скорости

    3. Определять тему и главную мысль в произведении

    4. Пересказывать текст (объем не более полутора страниц)

    5. Делить текст на смысловые части и составлять его простой план

    6. Составлять небольшое монологическое высказывание (рассказ) с опорой на авторский текст; оценивать события и героев произведения

    7. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

    8. Создавать небольшой устный текст на заданную тему

    9. Приводить примеры произведения фольклора (пословицы, загадки, сказки)

    10. Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня) Различать сказки народные и литературные

    11. Приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

    12. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении, самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам, работы с разными источниками информации (словарями, справочниками в т.ч. на электронных носителях)

    Цель начального литературного образования: основной целью начального литературного образования является: литературное развитие младших школьников, понимаемое как 3-х сторонний процесс, направленный на формирование читателя способным к целенаправленному восприятию художественного произведения; развития литературного творчества, способности адекватно выразить себя в слове; формирование культурного поля школьника.

    25.02.2021

    Особенности восприятия и анализ художественного произведения младшими школьниками

    Степень влияния литературного произведения на развитие личности зависит от уровня восприятия художественного произведения читателю. Восприятие является начальным этапом, знакомства ребенка с этетическими явлениями в искусстве и окружающей действительности.

    В психологической литературе восприятие понимается, как субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализатора; как процесс формирования этого образа… образ восприятия есть- непосредственное отражение предмета в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. (Зинченко)

    Художественное восприятие и эстетическое восприятие (близки по значению, но разные)

    Художественное восприятие выступает как психических процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Значительно отличается от того процесса, что принято понимать «восприятием» в психологии.

    Произведение искусства находит свое воплощение в восприятии. В различных областях знания проводились исследования и накоплен обширный материал о специфике и особенностях процесса восприятия произведений искусства. Исследователями подчеркивается многоаспектность и сложность данной проблемы.

    Конкретного определения «восприятие», как познавательного процесса для понимания восприятия художественного произведения недостаточно. Здесь следует говорить. Здесь следует говорить об осознании содержания, эмоциях, личном опыте человека и отношениях, которыми характеризуется личность.

    Произведения искусства есть предмет материальный, но художественное восприятие не ограничивается перцептивным (непосредственным) актом. Художественное восприятие имеет чрезвычайно сложную структуру. Психика сосредотачивается на приобретении другой информации о том, что лежит за пределами воздействующего на нее предмета.

    Низший уровень составляет прямое отражения художественного произведение- перцепция.

    За ним следует более сложный на интеллектуальном уровне психический процесс постижения заложены в произведении авторской идеальной модели действительности, воплощенных в художественных образах (когнитивный уровень). (разработал В.С.Лобковская)

    В наивысших слоях процесса художественного восприятия происходит творческое овладение содержанием, его переработка на основе личного опыта читателя, вхождение в глубины личности автора и самого читателя. В этом завлючается воздействие произведения искусства на читателя, зрителя.

    Итог художественного восприятия выступает, как многослойная структура с которой взаимодействуют результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижение художественных образов, духовного, творческого, практического воздействия произведения. Художественное восприятие требует активной работы многих механизмов психики: непосредственно отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных.

    В 20 веке проблемы восприятия произведений художественной литературы становится предметом специального изучения. Принципиальную связь восприятия и художественного творчества подчеркивали в своих работах: Асмус («Чтение как творчество»), Бахти, Выготский, Д.С.Лихачев, Алексей Леонтьев, Потебня.

    В это время значительное место занимает концепция Вахтина. Он рассматривает художественные явления, через диалогическую природу сознания. (отношение между художником, автором и читателем как диалог и взаимодействие).

    «Психология искусства»- труд изучающий природу искусства. В этой работе Выготский формулирует психологический закон: художественное произведение нельзя создать путем только сознательных операций.

    В 60 годы 20 столетия появляется целых ряд исследований предметом которых является: адекватное восприятие художественных произведений и способность к литературному творчеству. (Жабицкая, Ладыжинская, Молдавская, О.И. Никифорова, Светловская, П.М. Якобсон, Квитковский, и др.)
    Доктор психологических наук Ольга Ивановна Никифорова различает в процессе восприятия 3 стадии:
    - непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения)
    - понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление)
    - влияние произведения на личность читателя (через эмоции и чувства, через сознание)
    Она впервые определила критерий полноценного восприятия детьми литературного произведения:

    1. по умению отличать художественный текст от нехудожественного
    2. по умению детально оценивать форму произведения

    3. по соответствию непосредственного восприятия (первичное) и понимания идей произведения всем его особенностям

    Для полноценного восприятия литературных образов необходимы условия:

    • Объективные (качество произведения, методы его подачи)


    написать администратору сайта