Вкр. Методика написания научно
Скачать 286.12 Kb.
|
346 Глава 22. МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ГИМНАСТИКЕ Выполнение и написание научно-исследовательских работ – это важ- ный фактор повышения квалификации специалистов по гимнастике и самый рациональный способ доведения до широкого круга заинтересованных лиц научно-методических достижений в практике преподавания гимнастики. На- учно-методическая работа ведет к повышению качества учебно- тренировочной работы и росту спортивных достижений гимнасток. 22.1. Ключевые аспекты научно-исследовательских работ Объект исследования – это процесс или явление, подлежащее изуче- нию. В спортивно-педагогических работах объект исследования – это, чаще всего, раздел подготовки спортсменов, который подвергается исследованию. Предмет исследования – это конкретизация исследовательского поис- ка в рамках объекта. В нашем случае предмет исследования – это конкретные вопросы исследуемого раздела подготовки в соответствии с избранной те- мой. Например, если объект исследования - физическая подготовка гимна- сток, по предмет – конкретная физическая способность, средство, методы или способы организации этой подготовки. Гипотеза – это научное предположение о том, каким образом может быть наиболее эффективно решена изучаемая проблема, в чем сущность раз- рабатываемых средств, методов или способов организации учебно- тренировочного процесса. Цель исследования – это то, к чему, в конечном счете, стремится ис- следователь. В контексте спортивно-педагогических дисциплин – это поиск или разработка наиболее эффективных компонентов решения учебно- тренировочных проблем. Задачи исследования – это последовательные шаги в достижении це- ли, иными словами путь решения проблем от изучения ее состояния (что хо- рошо, что плохо, что необходимо) до доказательства эффективности предла- гаемых средств, методов или способов организации педагогического процес- са. В формулировке задач используются глаголы неопределенной формы: определить, установить, выявить, изучить, исследовать, оценить, классифи- цировать, разработать, отобрать, проверить и т.д. Методы исследования – это способы решения исследовательских за- дач: опрос специалистов, и гимнасток,, педагогические наблюдения, измере- ния, тестирование, оценка, анализ видеоматериалов, корреляционный или факторный анализ, педагогический эксперимент, статистический анализ и др. В подборе и изложении методов исследований должен прослежываться ход исследовательской работы, ее план от начала до реализации цели. Актуальность работы – это научная целесообразность исследований, предполагающая: во-первых, важность темы в свете современного состояния 347 вида спорта, и, во-вторых, недостаточно изученность и освещенность про- блемы в специальной литературе. Достоверность исследований определяется: во-первых, надежностью и разнообразием методов исследований, и, во-вторых, правильностью стати- стической обработки и интерпретации полученных данных. Научная новизна – это новые научно-теоретические сведения, полу- ченные в ходе работы. Практическая значимость работы – это то, каким образом проведен- ное исследование может быть реализовано в практической работе специали- стов. Методика работы – это комплекс средств, методов и способов органи- зации работы преподавателя или исследователя. Подготовка – это процесс работы, а подготовленность – это результат работы 22.2. Стратегия и методы научных исследований Анализ научно-исследовательских работ по гимнастике последних лет показал, что целесообразно различать два типа научных исследований: 1. – поисковый тип, характерный для молодых специалистов, не имеющих большого опыта работы; 2. – констатирующий тип, целесообразный для специалистов с боль- шим (или значительным) опытом работы. Стратегия поискового типа работ заключается в целесообразности следующих этапов работы: 1-й – проведение поисковых исследований: анализа видеоматериалов, опроса специалистов и гимнастов, педагогических наблюдений, измерений и тестирования; для того, чтобы понять, что необходимо, что хорошо и что плохо для решения изучаемой проблемы. 2-й – разработка или отбор целесообразных средств, методических приемов и способов организации педагогического процесса и приведение их в систему. 3-й – проверка эффективности одной или нескольких комбинаций средств, методов и организации работы в процессе педагогического экспери- мента. Стратегия констатирующего типа исследований заключается в экспе- риментальном доказательстве эффективности сложившейся в течение ряда лет практической работы авторской методики исследователя. Такого рода работы должны состоять их двух частей: 1-я – изложение сущности авторской методики с теоретическим обос- нованием наиболее принципиальных моментов; 2-я – доказательство эффективности авторской методики путем прове- дения различного рода измерений, контрольных испытаний, тестирования, опроса и т.п. в авторской группе (экспериментальной) занимающихся и ана- 348 логичной другой группе (контрольной). Методы научных исследований целесообразно делить на две группы: поисковые (или рабочие) и служебные, дополняющие поисковые методы. К поисковым (рабочим) методам исследования относятся: 1) опрос специалистов, спортсменов, родителей, зрителей в форме: а) беседы, б) интервью, в) анкетирования; 2) педагогические наблюдения за тем или иным процессом, имеющим отношение к спортивной деятельности; 3) измерения: антропометрические, физиологические, 4) тестирование: педагогическое и психологическое; контрольные ис- пытания, экспертная оценка; 5) анализ видеоматериалов: изучение техники, содержания, трудности, композиции и исполнения упражнений; 6) корреляционный или факторный анализ; 7) педагогический эксперимент. К служебным методам исследований относятся: 1) анализ литературных данных; 2) анализ документов, правил, протоколов, соревнований; 3) статистическая обработка материалов исследований; 4) аналитический анализ материалов исследований. 22.3. Структура и содержание разделов научно-исследовательских работ Завершенная научно-исследовательская работа (курсовая, дипломная, квалификационная, магистерская или кандидатская диссертации) должны со- держать следующие разделы: - Титульный лист - Оглавление - Введение - Глава 1. Литературный обзор - Глава 2. Методы и организация исследований - Глава 3. (4,5) Анализ результатов исследований - Выводы - Практические рекомендации - Список литературы - Приложение Титульный лист должен содержать следующие сведения: 1) название организации, от которой выполнено исследование (ввер- ху); 2) тип работы: курсовая, дипломная, квалификационная и т.д. 3) название работы без слов «тема» и кавычек – посредине, крупно; 349 4) фамилию, имя, отчество исполнителя (для студентов еще курс и группа); 5) фамилию, имя, отчество, научное звание и степень научного руко- водителя; 6) город и год написания – внизу листа Оглавление – это перечисление в столбцах всех разделов и подразде- лов работы с указанием страниц. Во Введении необходимо отразить: 1) актуальность темы; 2) объект исследования; 3) предмет исследования; 4) цель и задачи исследования; 5) гипотезу; 6) научную новизну работы; 7) практическую ценность исследований. Глава 1. Литературный обзор может иметь разное название. Она обя- зательно должна быть разделена на подразделы (параграфы) со своими на- званиями. Эта глава представляет собой систематизацию и анализ литера- турных источников по изучаемому вопросу, поэтому необходимо постоянно делать ссылки на используемые литературные источники. Нельзя ссылаться на источники, не указанные в списке литературы и наоборот, нельзя не ссы- латься на источники, указанные в списке. В заключении главы целесообраз- но: 1) выявить общее у разных авторов; 2) отметить индивидуальное; 3) ука- зать на противоречия, 4) определить неизученное и «перебросить мостик» к собственным исследованиям. Глава 2. должна содержать методы и организацию исследований. Очень важно согласовать между собой эти моменты работы: методы должны соответствовать задачам, задачи – цели, цель – названию. В разделе 2.1 излагаются методы исследования – способы решения по- ставленных задач. Методы исследования вначале перечисляются по порядку решения задач в столбик без нумерации. Затем каждый метод подробно опи- сывается, начиная с нового абзаца (2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4) по схеме: зачем, как, где, когда, сколько. Наряду с поисковыми методами должны быть рас- крыты и служебные: анализ литературы, документов, статистическая обра- ботка и аналитический анализ материалов исследования. В разделе 2.2 описывается организация работы по этапам, годам, меся- цам с указанием что делалось, когда, где, в каком количестве. Глава 3 (4,5) посвящается анализу результатов собственных исследо- ваний. Название главы может быть разным, чем ближе к существу дела, – тем лучше. Глава обязательно делится на подразделы (параграфы) со своими на- званиями. Прежде, чем приступить к написанию 3 (4,5) главы, необходимо на ос- новании полученных результатов разработать наиболее информативные и 350 целесообразные иллюстрации. Иллюстрации бывают двух типов: таблицы и рисунки - таблицы должны иметь название, которое располагают над табли- цей; их номер без значка «№»; - чтобы быть «читаемой», надо указать, в каких единицах представ- ляются табличные данные: баллы, секунды, метры, проценты и др.; - рисунки подписываются снизу и имеют свою нумерацию; - в рисунках важно указать условные обозначения, дать, если необхо- димо, пояснения (сноски). К рисункам относятся: графики, диа- граммы, схемы, фотографии. Очень важно подробно и последовательно изложить результаты иссле- дований и провести их аналитический анализ. Схема написания разделов, посвященных собственным исследованиям, может быть следующей: 1) описание исследования, о котором идет речь: зачем проводилось, как, где, когда, сколько было участников; 2) сообщение о том, в каких иллюстрациях (таблицах, рисунках) пред- ставлены результаты исследования; 3) словесное описание результатов исследования; 4) анализ полученных данных – размышление, о чем они свидетельст- вуют и как стыкуются с литературными данными; 5) заключение и выводы. Окончательные, общие выводы по работе – это самостоятельный раз- дел. Выводы должны: - быть пронумерованы, писаться с абзаца, с большой буквы; - иметь развернутую форму и включать цифровые данные; - начинаться словами: установлено, выявлено, доказано и т.п.; - соответствовать и отвечать на поставленные задачи. Практические рекомендации не нумеруются и пишутся в свободной форме. Лучше избегать слов типа «я рекомендую», а пользоваться словами: целесообразно, полезно, важно и т.п. Список литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов: фамилия, инициалы, название работы с большой буквы, затем на- звание журнала, сборника, учебника с большой буквы, затем, после точки и тире - место издания, после двоеточия – издательство, после запятой год, и , наконец, страницы. 22.4. Методика написания литературного обзора Каждая тема квалификационной работы является частью более круп- ной темы, поэтому литературное знакомство необходимо начинать с обще- теоретических работ. Многие темы могут изучаться с разных позиций с привлечением дан- 351 ных и методов смежных наук: физиологии, психологии, биомеханики, педа- гогики, социологии и др. Если это возможно, то и необходимо. Иногда аналогичные проблемы присущи разным видам спорта. Напри- мер, точность перебросок важна не только для художественной гимнастики, но и для спортивных игр. Поэтому целесообразно познакомиться с литера- турой по теме в других видах спорта. На каждый литературный источник целесообразно завести отдельную библиографическую карточку. Это облегчит дальнейшую работу и позволит скомпоновать собственную картотеку. Работа с литературой требует конспектирования. Наиболее важные ис- точники целесообразно отксерокопировать. Конспектирование правильно вести на отдельных листах 0,5 стандарт- ного размера (А5, бумага для заметок) на одной стороне. Применяется три способа конспектирования: 1) изложение мыслей автора собственными словами; 2) выборочное цитирование; 3) совмещение того и другого. После ознакомления с литературой необходимо составить план литера- турного обзора. Он должен отражать перечень основных вопросов, важных для освещения темы. Хорошо продуманный план помогает обеспечить логическую строй- ность и последовательность изложенного материала. Обычно начинают с из- ложения более крупных вопросов и идут от общего к частному (своему). На основе плана составляется оглавление, которое помещается вначале работы. В литературном обзоре необходимо представить мнения разных авто- ров, сопоставить их, выразить свое мнение. Но категорически нельзя: - переписывать источники; - ссылаться на самостоятельно не изученные источники. Необходимо регулярно ссылаться на авторов литературных источни- ков. Это целесообразно делать в конце или вначале абзаца. Способы ссылок: 1) после изложения чужих мыслей в скобках указать инициалы, фами- лию автора и год издания источника, например: (Р.А. Варшавская, 1946); 2) если перечисляются несколько авторов, то они называются в хроно- логическом порядке. Например: (З.Д. Вербова, 1967, Ж. Шишмано- ва, 1973, Л.А. Карпенко, 1978, Э.П. Аверкович, 1980); 3) в том случае, когда фамилия автора упоминается в тексте, год пуб- ликации указывается сразу после фамилии в скобках. Например: Э.П. Аверкович (1989) отмечает, что… Качественным считается литературный обзор, в котором представлена вся палитра литературных данных: 352 - общее у разных авторов; - индивидуальное - по данным отдельных авторов; - противоречивое – расхождение мнений у разных авторов; - не изученные. В конце главы необходимо сделать заключение по литературному об- зору, которое должно включать в обобщенном виде данные о том, что: - изучено и не изучено; - в чем имеются расхождения и противоречия; - что будет изучаться. Назвать 1 главу можно следующим образом: - Литературный обзор; - Обзор специальной литературы; - Состояние вопроса по данным специальной литературы; - Теоретический анализ литературных источников. 22.5. Правила составления списка литературы и оформление работы Список литературы помещается в конце работы после выводов и прак- тических рекомендаций с начала очередной страницы. Список составляется в алфавитном порядке по фамилии авторов. Все литературные источники, на которые в работе делается ссылка, должны быть представлены в списке. Не допускается помещать в список работы, которые не упоминаются в тексте. Запись литературных источников осуществляется в соответствии с действующим ГОСТ 7.1 – 84: 1) - книги Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. – М.: Физ- культура и спорт, 1967. – 85 с. 2) – учебники Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с. 3) – глава учебника Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Задачи и содержание художе- ственной гимнастики // Художественная гимнастика: Учеб. по- соб. для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – с. 3-11. 4) – диссертации Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художест- венной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Дис. … канд.пед.наук. – М., 1980. – 164 с. 5) – авторефераты дисстертации 353 Карпенко Л.А. Пути развития творческой активности у зани- мающихся художественной гимнастикой девочек младшего воз- раста: Автореф. дис. … канд.пед.наук. – Л., 1978. – 19 с. 6) – статья из журнала Аверкович Э.П. с соавт. Объективизация судейства в гимнастике как проблема спортивной метрологии // Теория и практика физ. культуры. – 1979. - № 7. – с. 47-50. 7) – статья из сборника научных трудов Борисов И.М. с соавт. Питание и регулирование веса тела гимна- стов // Гимнастика. – 1979. – вып. 2. – с 40-45. 8) - методические указания, рекомендации, пособия Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Обучение упражнениям с предме- тами в художественной гимнастике: Метод. рек. – Киев, КГИФК. 1990. – 32 с. При оформлении научно-исследовательских работ необходимо: - главы работы и самостоятельные разделы начинать с новой страни- цы; - названия глав и разделов подписывать заглавными буквами; - подразделы (параграфы) не начинаются с новой страницы и подпи- сываются с заглавной буквы; - если заглавие оказалось в конце страницы, то после него должны быть хотя бы 1 –2 строчки текста; - страницы нумеруются сверху по центру; - шрифт машинописный (Times New Roman, 14 пунктов); - интервал между строками - 2 машинописных или полуторный на компьютере; - на листе должно быть 28 –30 строк по 60 знаков в строке (включая пробелы); - поля: по 20 мм сверху и снизу, 30 мм – слева и 10-15 мм справа; - иллюстрации могут быть черно-белыми или цветными, но в одном стиле. 22.6. Тематика научно-исследовательских работ 1-е напрвление– развитие способностей спортсменов-танцоров (в общем и возрастном аспектах): 1.1. Физических: ловкости, гибкости, силы, быстроты, прыгучести, выносливости и функции равновесия; 1.2. Координационных: быстроты реакции, пространственной точно- сти и др.; 1.3. Психологических: внимания, представления, мышления, памяти и др.; 1.4. Хореографических: танцевальности, хореографичности, выво- ротности,, пластичности и др.; 354 1.5. Музыкальных: музыкальности, ритмичности и др.; 1.6. Выразительности: эмоциональности, выразительности, артистиз- ма; 1.7. Творческих: изобретательских, постановочных, оформленческих. 2-е направление – совершенствование различных видов подготовки (в со- держательном, методическом, возрастном и организационном аспекте): 2.1. Физической подготовки: - общефизической; - специально-физической; - специально-двигательной; - функциональной; - реабилитационно-восстановительной. 2.2. Технической подготовки: - равновесной, вращательной, прыжковой, акробатической, специфи- ческой; - хореографической: классической, народно-танцевальной, джазово- танцевальной и др. 2.3. Психологической подготовки: - базовой; - тренировочной; - предсоревновательной; - соревновательной; - постсоревновательной. 2.4. Тактической подготовки: индивидуальной и групповой; 2.5. Соревновательной подготовки: - модальных тренировок. 3-е направление – совершенствование процесса обучения спортсменов- танцоров: 3.1. Способов обучения; 3.2. Методов и методических приемов; 3.3. Организации обучения; 3.4. Предупреждения и исправления ошибок. 4-е направление – совершенствование постановочной работы 4.1. Выбора музыкального сопровождения; 4.2. Выбора исполнительского стиля; 355 4.3. Подбора и изобретения элементов; 4.4. Подбора и изобретения способов выполнения комбинаций в ан- самбле; 4.5. Составления пространственной композиции; 4.6. Технологии составления композиций. 5-е направление – совершенствование системы тренировки спортсменов- танцоров 5.1. На определенном этапе: предварительном, начальном, специали- зированном, совершенствования; 5.2. В определенном периоде: общеподготовительном, специально- подготовительном, соревновательном и переходном; 5.3. В определенном мезоцикле: втягивающем, базовом, контроль- ном, шлифовочном, соревновательном и др. 5.4. В микроцикле; 5.5. В тренировочном занятии. 6-е направление – совершенствование планирования и учета тренировочной работы – по этапам, периодам, мезо- и микроциклам. 7-е направление – совершенствование педагогического контроля – в целом и по видам подготовки: физической, технической, музыкальной, хореографи- ческой, предметной, психологической и др. 8-е направление – совершенствование соревновательного процесса: 8.1. Организация соревнований; 8.2. Календаря соревнований; 8.3. Методики судейства; 8.4. Объективности судейства; 8.5. Зрелищности соревнований и др. |