Теоретический анализ изучения особенностей пересказа литературных произведений
Скачать 40.31 Kb.
|
Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретический анализ изучения особенностей пересказа литературных произведений …………………………………………………..5 1.1. Сущность пересказа и его значение для мышления и речи.…..………..5 1.2. Принципы отбора литературных произведений………………………...7 Глава 2. Особенности обучения дошкольников пересказу литературных произведений………………………………………………………………….…10 2.1. Требования к пересказу детей в разных возрастных группах………………………………………………………………………….10 2.2. Методика обучения детей пересказу……………………………...……..13 Заключение…………………………………………………………………..…16 Список информационных источников……………………………………….18 Практическая часть. План - конспект занятия составления описания куклы в старшей группе детского сада……………………………………………….20 Введение Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость. Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и другие психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители, в наше время, из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, литературные произведения практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - семи лет. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к школьному обучению. Литературные произведения раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями. Актуальность данной темы также подтверждается тем, что пересказ литературного произведения играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе. Цель данной работы – определить особенности процесса обучения дошкольников пересказу литературных произведений. Задачи: 1. Описать сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей дошкольного возраста. 2. Выделить принципы отбора литературных произведений для пересказа дошкольниками. 3. Рассмотреть требования к пересказу детей в разных возрастных группах. 4. Проанализировать методика обучения детей пересказу литературных произведений. Глава 1. Теоретический анализ изучения особенностей пересказа литературных произведений 1.1. Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Также это деятельность, в которой активно участвуют мышление, речь, память и воображение ребенка. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Р.И. Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи [9, с.63]. Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у дошкольников. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства [2, с.142]. В ходе занятий по обучению пересказу литературных произведений у дошкольников развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи - одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются [8, с. 69]. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ именно, литературных произведений, то есть связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме. А.М. Леушина отмечала, что развитие связной речи должно начинаться с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному рассказыванию. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного то, есть развивать их речевые умения [10, с.145]. Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или современные слова и статистические обороты. Данные многочисленных психологических исследований свидетельствуют о том, что пересказ не является процессом механического воспроизведения словесного материала, - это творческий мыслительный акт, связанный с переработкой литературного текста. Работа мысли при пересказе заключается в анализе и обобщении фактов, в формировании наглядных образов на словесной основе [9, с. 68]. Итак, пересказ является эффективным средством всестороннего развития и воспитания дошкольника. В первую очередь, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Также пересказ положительно влияет на развитие психических функций ребенка, в частности мышления, умственной деятельности, нравственного и эстетического восприятия. 1.2. Принципы отбора литературных произведений для пересказа Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия [1, с. 183]. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные принципы отбора литературного текста для пересказа. 1) Полноценность и доступность содержания произведения. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны [6, с. 51]. 2) Разнообразие жанров. Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказки. 3) Четкая композиция. Нужно подбирать сюжеты с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий [3, с. 16]. 4) Простой, но богатый язык; Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм [7, с. 42]. 5) Небольшой объем текста. В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. Поэтому при подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. В начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности литературных произведений, более короткие, дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные [1, с. 225]. Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи [4, с. 215]. Таким образом, для пересказа в дошкольном возрасте пригодны литературные произведения, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре, имеющие четкую композиционную линию. Также важно при подборе текстов для пересказов выбирать произведения различных жанров. Глава 2. Особенности обучения дошкольников пересказу литературных произведений 2.1. Требования к пересказу детей в разных возрастных группах В дошкольном учреждении к пересказу детей предъявляют разные требования в зависимости от возраста воспитанников. 1. Младший дошкольный возраст (3-4 года). С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения [9, С. 84]. Перед взрослым стоят две главные задачи: • во-первых, научить детей воспринимать текст, читаемый ему; • во-вторых, подвести к воспроизведению текста. Воспитатель должен подвести ребенка к воспроизведению текста [3, с. 17]. Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Теремок», «Репка»). Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием, когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение. Постепенно дети подходят к пересказу по вопросам. Вопросы направлены на установление последовательности событий, название действующих лиц. Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени пересказывания вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки [5, с. 73-74]. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н. Толстого. Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра, фланелеграфа и т.д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к художественным произведениям и их запоминанию, развивают желание передать свои впечатления. Участие старших детей в спектаклях для маленьких формирует у малышей умение воспринимать речь не только взрослого, но и ребенка [7, с. 43]. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы. Ребенок пересказывает произведение воспитателю - внимательному слушателю и помощнику. Постепенно такие индивидуальные занятия переходят в групповые, так как другие дети также начинают с удовольствием участвовать в пересказе или активно слушают товарища [6, с. 54]. 2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту [9, с. 94]. Для пересказа рекомендуются, например, следующие произведения: «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Колобок» - русские народные сказки, «Почему кот умывается после еды?» - литовская народная сказка; рассказы Л.Н.Толстого для маленьких - «Пришла весна, потекла вода», «Старик сажал яблони», «Сел дед пить чай», «У Розки были щенки», «У Вари был чиж»; К.Д.Ушинского - «Бишка», «Вместе тесно, врозь скучно»; Я.Тайца - «Праздник»; Н.Калининой - «Вот так дежурные». Произведения, рекомендуемые для пересказа в средней группе, отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Наряду с рассказами и сказками с ярко выраженной моралью даются и произведения, где мораль скрыта. Это достигается, прежде всего, предварительной беседой, которая проводится после первичного чтения. Основным методическим приемом здесь являются вопросы воспитателя. По художественному произведению могут быть заданы две группы вопросов: 1) помогающие осмысливанию произведения, 2) помогающие вспомнить последовательность событий, логику сюжета. Предварительная беседа может решать и другие задачи: активизировать и уточнить словарь детской речи; содействовать выразительности передачи образов [4, с. 216]. В средней группе, как и в младшей, большое значение имеет опора на опыт ребенка, что способствует более осмысленному восприятию и запоминанию произведения. В средней группе широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка («мы будем вместе рассказывать, а дети будут слушать и учиться). Помощь педагога заключается в напоминании фразы, подсказе забытого слова. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные куски и фразы [1, с. 154] Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах детей [4, с. 217]. 3. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения [9, с. 114]. Детям предлагают более сложные, длинные произведения. В старшей группе проводится Пересказывание сказок о животных, рассказов Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского и современных произведений. Л.А. Пеньевская и Р.И. Жуковская рекомендуют использовать отрывки из рассказов, захватывающих детей интересным содержанием и имеющих яркую социальную направленность, например «Сестра» Л. Кассиля, «Точно в цель» С. Баруздина. В подготовительной к школе группе можно подвести детей к пересказу описательных текстов. Можно рекомендовать для этого рассказы К.Д. Ушинского «Кот Васька», М. Пришвина «Цветущие травы», отрывки из рассказов В. Бианки «Кто где живет?», И. Соколова-Микитова «Деревья», Г. Скребицкого «На лесной полянке» [4, с. 243]. 2.2. Методика обучения детей пересказу Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей - учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи [3, с. 15]. Методика проведения занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей: 1) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения. Вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей, рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой и тому подобное; 2) чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к героям и событиям рассказа; 3) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выделяющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Эта часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4-5 вопросов [8, с. 168]. 4) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ или сказку; 5) пересказ произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная речь становится достоянием ребенка [1, с. 231]. Если рассказ или сказка по объему небольшие, то ребенок пересказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям. Кого сначала вызывать для пересказа - детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает воспитатель. Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия. Можно также позаниматься с ними на прогулке или в вечернее время [6, с. 54]. Заключение Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного, то есть развивать их речевые умения. На основе этого умения они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи. Роль художественной литературы в развития ребенка огромна. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Итак, обучение пересказу дошкольников, играет большую роль, не только в обучении, но и в воспитании и развитии ребенка. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинает замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста, педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания. Список литературы 1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с. 2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М., Просвещение, 1981. – 255 с. 3. Гурович, Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии / Л.М. Гурович // Дошкольное воспитание. - 1983. - №4. – 254 с. 4. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368 с. 5. Калунина, Е. Воспитание сказкой / Е. Калунина // Ребёнок в детском саду. – 2002. - №5. – 126 с. 6. Нищева, Н.В. Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу / Н.В. Нищева //Дошкольная педагогика. – 2005. - №2. – 178 с. 7. Патрушева, С. Обучение детей монологической речи / С. Патрушева // Ребёнок в детском саду. – 2001. - №2. – 189 с. 8. Сохин, Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду / Ф.А.Сохин, О.С. Ушакова, А.Т. Арушанова и др.; под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993.- 271с. 9. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.- М.: Владос, 2004. -288 с. 10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Институт психотерапии, 2001. – 256 с. Практическая часть. План - конспект занятия составления описания куклы в старшей группе детского сада. Цель – научить детей составлять рассказ – описание куклы. Задачи: 1. Образовательные: • учить составлять описательный рассказ; • различать существительные единственного и множественного числа; • употреблять уменьшительно- ласкательные суффиксы: еньк, ик. 2. Развивающие: развивать память, внимание, связную речь. 3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к игрушкам. Материал: сюжетная картинка (взрослый и малыш), предметные картинки – части тела человека, кукла в одежде. Ход занятия: 1. Разминка-приветствие. Цель: актуализация знаний детей по теме «Части тела человека». Воспитатель включает слайд с изображением мальчика, указкой показывает разные части тела, а дети хором называют определенную часть тела. 2. Отгадывание загадок. Воспитатель загадывает детям загадки на тему «Части тела». Воспитатель: Двое идут, двое несут, третий говорит. Что это? Дети: Ноги, руки, голова. Воспитатель: Один говорит, двое глядят, двое слушают Что это? Дети: рот, глаза, уши. 3. Игра «Кто самый внимательный?». Воспитатель называет части тела и показывает на кукле. Иногда умышленно говорит одно, а показывает другое. Дети должны согласиться или не согласиться с ним. Если воспитатель показывает и называет верно, то дети хлопают в ладоши один раз, если неверно, то приседают. 4. Составление описательного рассказа о кукле по вопросам воспитателя: – Кто это? - Как ее зовут? - Откуда ее принесли? - Из чего она сделана? - Показать части тела куклы. – Какая это кукла? - Что на ней надето? - Что с ней делают? - Как нужно обращаться с куклой? 5.Физминутка. Игра с мячом. Образование множественного числа существительных: глаз – глаза, голова – головы, шея – шеи, ухо – уши, локоть – локти. 6. Составление описательного рассказа по цепочке (воспитатель может помогать вопросами). Пример рассказа: «Это кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. Она резиновая. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно». 7. Составление описательного рассказа одним ребенком. 8. Игра «Покажи – повтори». Рассматривание картинки на слайде (малыш и взрослый). Покажи у кого рука, а у кого – ручка, у кого нога, а у кого – ножка и так далее. 9.Игра «Закончи предложение». У ребенка ушко, а у взрослого - … У взрослого рука, а у ребенка - … У ребенка головка, а у взрослого - У взрослого нога, а у ребенка - … У ребенка ноготок, а у взрослого - … У взрослого рот, а у ребенка - … 10.Рефлексия НОД. Воспитатель: Ребята, о ком мы составляли сегодня рассказ? Дети: О кукле Маше? Воспитатель: Что вы можете рассказать о кукле? Ответы детей. Воспитатель: Как нужно обращаться с куклами? Ответы детей. Воспитатель: Кукла Маша прощается с вами, желает вам хорошего настроения и ждет скорой встречи! (слайд с куклой) |