Методика получения пигментов в школьной лаборатории. Методика получения пигментов в школьной лаборатории
Скачать 21.66 Kb.
|
Методика получения пигментов в школьной лаборатории Опыт 1. Берлинская лазурь - гексацианоферрат (II) железа (III) (КFe[Fe(CN)6]). В стакан приливают 30 мл раствора хлорида железа (III) и добавляют 30 мл раствора гексацианоферрата (II) калия. Образуется тёмно-синий осадок берлинской лазури. Осадок необходимо отфильтровать и высушить. FeCl3 + K4[Fe(CN)6] = КFe[Fe(CN)6] + 3KCl Опыт 2. Желтая кассельская - иодид свинца (II) (PbI2). В стакан приливают 30 мл раствора иодида калия. К нему добавляют 30 мл раствора ацетата свинца. Образовался ярко-желтый осадок иодида свинца (II) . О садок необходимо отфильтровать и высушить. 2KI + Pb(CH3COO)2 = PbI2 + 2CH3COOK Опыт 3. Малахитовая зелень - основный карбонат меди (II) ((CuOH)2CO3). К 30 мл раствора сульфата меди (II) приливают 30 мл раствора карбоната натрия. Образовался бирюзовый осадок основного карбоната меди (II). Осадок необходимо отфильтровать и высушить. 2CuSO4 + 2Na2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3 + 2Na2SO4 + CO2 Опыт 4. Фиолетовый кобальт - ортофосфата кобальта (II) (Co3(PO4)2). В стакан приливают 30 мл раствора хлорида кобальта (II) и добавляют 30 мл раствора ортофосфата натрия. Образовался осадок ортофосфата кобальта (II) красно-фиолетового цвета. Осадок необходимо отфильтровать и высушить. 3CoCl2 + 2Na3PO4 = Co3(PO4)2 + 6NaCl Опыт 5. Баритовые белила – сульфат бария (BaSO4). В стакан приливают 30 мл раствора хлорида бария и добавляют 30 мл раствора серной кислоты. Образовался белый мелкокристаллический осадок сульфата бария, который необходимо отфильтровать и высушить. BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl Опыт 6. Цинковые белила- оксид цинка (ZnO) ( используется готовый реактив окись цинка) Опыт 7. Тиоцианат железа (III) (Fe(SCN)3). С целью получения пигмента красного цвета проводят реакцию по получению роданида железа (III). В стакан приливают 15 мл раствора хлорида железа (III) и добавляют 15мл раствора роданида калия. Образовался кроваво-красный раствор роданида железа (III). FeCl3 + 3KSCN = Fe(SCN)3+ 3KCl Полученный раствор используется для приготовления краски. История и происхождение названия пигментов Берлинская лазурь была открыта в 1704 г. (по другим источникам в 1707 г.) фабрикантом красок Дисбахом, в лаборатории Диппеля, в Берлине. Способ получения ее держался в секрете до 1724 г. На фабриках эту краску теперь готовят, осаждая желтой кровяной солью раствор железного купороса и окисляя хлором или азотной кислотой белый, быстро синеющий осадок; этот последний промывают потом водой и сушат. Многочисленные сорта Берлинская лазурь лазури носят различные названия; из них парижская лазурь представляет наиболее чистое соединение из встречающихся в продаже. Берлинская лазурь лазурь имет широкое применение в красильном деле и при печатании; идет она на изготовление синих чернил. Название «турнбулева синь» происходит от названия шотландской фирмы «Артур и Турнбуль», которая в конце восемнадцатого века производила краски. В их синтезе к «красной кровяной соли» добавляли соль железа (железный купорос). При этом получалось соединение, очень похожее на «берлинскую лазурь», такого же красивого синего цвета, также существующего в растворимой и нерастворимой формах. Окончательно тот факт, что «берлинская лазурь» и «турнбулева синь» это одно и то же вещество был установлен только в двадцатом веке, когда в 1928 были измерены магнитные моменты этих соединений, а в 1936 получены их рентгенограммы. Фиолетовый кобальт. Часто для получения фиолетового оттенка художникам приходится смешивать синий и красный цвета, не всегда получая желанный оттенок. Ситуация во многом изменилась с открытием в 1859 г. французским химиком, специалистом в области пигментов, Луи Альфонсом Сальветá фиолетового кобальта. Учёный опубликовал статью в сборнике трудов французской академии наук под названием «Минеральные пигменты зелёного и фиолетового цвета», в которой описал технологию получения фиолетового кобальта из его фосфатов. Эта технология фактически без изменений используется и сегодня. Пигменты на основе фосфатов кобальта отличаются высокой светостойкостью и химической стабильностью. Они могут использоваться как в масляных, так и водных красках., Они ценятся художниками за способность передать тончайшие оттенки фиолетового цвета. Фиолетовый кобальт входил в семёрку цветов, которые использовал один из гениев импрессионизма Камиль Писсарро в своих огромных полотнах «Водяные лилии». «Ирисы», хранящихся ныне в Национальной галерее в Лондоне, Клод Моне передал природную красоту цветов с помощью фосфатов кобальта. Современные художники также используют фиолетовый кобальт в своих работах. Английская пейзажистка Фрэнсис Ширинг в своей картине «Дом в Сан-Джиминьяно» широко применяла этот пигмент для передачи оттенков тосканского камня. Малахитовая зелень. Другие названия горькоминдальная зелень, или зелень виктория. Эта красивая, ныне весьма распространенная зеленая с синеватым оттенком была открыта одновременно и независимо друг от друга О. Фишером и Дебнером в 1877 г. Малахитовая зелень — один из самых распространённых зелёных пигментов древнего и средневекового искусства Азии и западной Европы. Малахитовая зелень легко растворима и красит шелк и шерсть прямо, а хлопок по протравам в яркий зеленый цвет с несколько синеватым оттенком. Белила цинковые (ZnO) известны около 200 лет, стали выпускаться как замена традиционным свинцовым белилам, имеющим значительные недостатки. К достоинствам можно отнести: белила безвредны в производстве, не темнеют от воздействия сернистых соединений, устойчивы к свету в смесях. Недостатки: стертые на масле, обладают меньшей кроющей силой, очень медленно сохнут, частично вступают в реакцию с маслом. Желтая- кассельская. Другие названия кассельская желть, желть Тёрнера. Это желтая минеральная краска, изначально готовилась путем сплавления одной части нашатыря с десятью частями окиси свинца. По составу представляет основной хлористый свинец (PbCL2*7PbO). Впервые использовалась в работах британского живописца Джозефера Тёрнера. В настоящее время она совершенно не употребляется. Баритовые белила (или бланфикс). Имеют другие названия такие, как: тяжелый шпат, тирольские свинцовые, минеральные постоянные и др. В технике живописи встречается со второй половины Х1Х века. Нерастворимы в воде, разб. кислотах и щелочах, не взаимодействуют с сернистыми газами. Можно применять совместно с любыми др. пигментами, нетоксичны. С растворимым стеклом баритовые белила вступают в очень прочное соединение, почему являются весьма ценным материалом в силикатной живописи. Масла берут мало и сохнут с ним хорошо. Кроющая сила баритовых белил очень мала, поэтому они применимы только для гуаши и пастели. Иногда их применяют для грунтовки под серебро. В основном баритовые белила применяются в качестве наполнителя для неорганических красок. Баритовые белила применяют в производстве бумаг - вводят в бумажную массу в качестве наполнителя; для получения глянцевой, атласной бумаги. |