Главная страница

Методология философия. 1 Методология. Методология. Типология методов


Скачать 53.5 Kb.
НазваниеМетодология. Типология методов
АнкорМетодология философия
Дата15.05.2021
Размер53.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1 Методология.doc
ТипЗакон
#205322

Методология. Типология методов.



Метод есть знание (совокупность принципов, приемов, алгоритмов), служащее средством получения нового знания, средством решения теоретических и практических задач, нормой и эталоном познания, алгоритмом мысли. Методология есть раздел философии, изучающей закономерности формирования и функционирования методов.

Метод и методология составляет ядро науки, специфика, цели и результаты которой определяется ею методами. Именно общезначимые методы жестко отделяют науку от вненаучных и псевдонаучных учений. От методов нужно различать методику, изучающую правила изложения знания.

Термин «метод»1 обозначает знание, но знание в особых своих функциях. Метод — это знание-средство получения нового знания; это — знание-путь (Дао) к намеченным целям; это — знания-способ решения задач; это — знание-направление исследования; это — знание как сумма правил и приёмов научного и практического решения проблем; это — знания как сумма норм и эталонов познания и практики; это — знание-алгоритм; это знание — программа; это — знание-конструктор и проектант; это — знание о самом знании, его рефлексия; это знание — парадигма. Гегель полагал, что метод есть сокращенная формула сути предмета и знания. Как в семенах свертывается все растение, так и в методах теории и практика свертываются в диалектические формулы.

Методы образуют особый целостный мир, имеющий свою иерархию и динамику. Есть методы философские, общенаучные, специально-научные и «гибридные». Есть методы, неотделимые от личности ученого, выражая и скрывая секреты его мастерства.

Интегральные методы



1. Сакральные методы требуют выявлять в каждой вещи маленького «мудреца» не от мира сего, создавшего и опекающего ее. Гоббс называл государство «смертным богом». И экономика есть в этом плане некий «мудрец», возникший в результате синергии человека и «невидимых рук» сакральных сил (Мамона, Золотой Телец). Есть отрицательные сакральные методы, выявляющие негативные и неприемлемые для экономики действия, и позитивные, требующие учитывать ее абсолютные константы. Мир и экономика поддаются восприятию и пониманию настолько, насколько в них обнаруживаются сакральные структуры, которые привносят в них идею центра, порядка, абсолютной точки отсчета, что делает возможным возникновение рациональных методов анализа. Сакральность можно не знать, не видеть ее, но центр и точка отсчета, координаты, контексты пришли в науку из вненаучных источников.

2. Мифологические методы требуют рассматривать каждую вещь как объективированный миф. И экономика есть объективация особого мифа, содержащего в себе алгоритм экономического самоконструирования и действия. А.Ф. Лосев, М. Элиаде, Клод-Леви Строс рассматривали мифы как методы поиска посредствующих звеньев между бинарными оппозициями жизни и смерти, богатства и бедности, труда и досуга и др. Мифологическими методами нужно уметь пользоваться в экономическом анализе, ибо они представляют в форме абсолютной целостности все экономикотворные факторы, включая ложь, иллюзии, криминал, мошенничество, магию, смерть.2

3. Целостные методы представляют анализ вещей, экономики посредством четырехэлементной матрицы. Экономику следует рассматривать как воплощение объективной идеи-проекта, как смысловой организм, как отклонение от своего проекта и как кризис (суд и кара) за нарушение своей матрицы. Образцом такого целостного анализа служит «Капитал» К. Маркса. Интеллект всегда во всех сферах влечет Целое.

4. Триалектические (тройственные) методы требуют рассматривать соотношение противоположностей в экономике не через призму их «борьбы» и «единства», а в соответствии с принципом «все противоположности нераздельны, но они и не сливаются в полном тождестве». Только так можно выявить продуктивные силы противоречий, их разрешимость в своих общих соотношениях. Триалектические методы включают в себя диалектику, обогащая ее высшим синтезом и пресекая ее террористические наклонности.

5. Антропологичекие (антропные) методы требуют рассматривать каждую вещь, экономику как несостоявшегося человека; поэтому человек и мера вещей экономических, которые должны учитывать антропоконстанту, служить благу людей, избавляясь тем самым от вирусов кризиса. Да, человек порочное и слабое существо, но его бытие оправдано его сознанием, интеллектом, которым должна служить экономика, переходящая на рельсы инновационного развития.

6. Натуралистические методы рассматривают предметы как феномены природы.

7. Социокультурные методы трактуют реальность в контексте цивилизаций, культур, формаций, видя в ней проявление исторических эпох.

8. Романтические методы требуют применять ретроспективные подходы в изучении реальности, дабы понять ее истинные формы.

9. Педагогические методы Воспитание рассматривают предметность как мощное средство формирования и воспитания человека. «Какой должна быть экономика, чтобы давать обществу наилучших граждан?», — таков был основной закон древних царств, современной Японии и др.

10. Эстетические методы требуют производства не просто полезных и удобных вещей, но еще и красивых, ибо красота спасет экономику в тяжелые времена. Все ремесла основаны на эстетической методологии.

11. Символические методы рассматривают явления как знаки, следы высшей реальности духа, сакрального бытия.

12. Эсхатологические методы требуют исследовать конец всякой вещи, чтобы видеть поиски ими выходов из кризисов, тупиков. В этом плане даже в апокалипсисе Иоанна есть научный анализ финансизма. В конце сочетаются и гибель, и продолжение, и спасение.

Можно упомянуть еще догматические, ипостасные, провиденциальные, теологические методы исследования. Они работают на благо понимания, независимо от их знания и признания.

Философские методы познания



1. Восхождения от абстрактного понятия к конкретной теории — основной метод теоретического познания в экономике. Метод открыт и обоснован Гегелем, а практическая мощь его доказана «Капиталом» Маркса.

2. Единство исторического и логического — метод целостного исследования.

3. Диалектический метод требует трактовать предметы. Стихии, социум, людей как образования, постоянно воюющие с самими собой.

4. Метафизический метод требует рассматривать чувственно воспринимаемые предмета как проявления смысловых анонимов невидимого мира.

5. Феноменологический метод рассматривает предметы как следствия своих же собственных причин.

6. Трансцендентный метод трактует изучаемые предметы как воплощение неведомых и незримых проектов.

7. Софиасофский метод рассматривает вещи в качестве мудрецов, беседующих с самими собою.
Общенаучные методы познания
1. Метод абстрагирования выделяет в познании отдельные существенные свойства явлений, закрепляя их в терминах.

2. Метод идеализации ориентирует познание на выделение и анализ типичных, классических форм феноменов.

3. Метод моделирования нацелен на создание идеальных образцов изучаемых феноменов, посредством которых исследуется эмпирия.

4. Аксиоматический метод требует отыскивать безусловные основания познаваемых явлений.

5. Генетический метод направлен на исследование источников, причин и условий возникновения явлений.

6. Методы компьютерно-информационного моделирования направлены на создание искусственных дублеров, которые призваны выявлять скрытые, невидимые стороны жизни.

7. Когнитивные методы представляют изучаемые экономические явления в форме искусственного знания, которое служит средством проникновения в суть экономических идей, прогнозов.

8. Системная методология — королева общенаучных методов. Но не следует абсолютизировать систему, ибо она не совпадает с изучаемым объектом, в котором помимо системы трудятся асистемные, досистемные, метасистемные, межсистемные, инфрасистемные, антисистемные начала.

9. Ноосферная методология, представляющая планетарный интеллект человечества, рассматривает предметы как свои малые образы и подобия. Инновационно-проективные технологии движут мир в этом эколого-интеллектуальном направлении.

10. Психоаналитические методологии представляют предметы в качестве тюрем, в которых заключены неизвестные существа — бессознательные комплексы, определяющие строение и функции предметов, растворяя упорядоченность в хаосе.

11. Хронологическая методология ведает проблемами временной и содержательной периодизации.

12. Сравнительная (компаративистская) методология представляет собой способ выявления общего, специфического и уникального в предметах. Есть «сase-study» сравнения, бинарные, региональные, кросс-темпоральные, глобальные сравнения. Компаративистика запускает стратегию выбора систем, чтобы включить поиски каузальных, или функциональных связей внутри систем.

13. Синергетическая методология изучает феномены самоорганизации, бифуркации, аттракторизации («диссипативные структуры»), переводящие хаос в упорядоченные экономические структуры, в хаосмос бытия.

14. Глобальные методологии исследуют частные, региональные феномены в составе мировой экономики.

15. Вероятностные методологии изучают реальность как невероятную реальность, которая проявляет себя через игру случайностей.

16. Информационные методологии представляют изучаемые феномены как некие коды, шифры, скрывающие в себе каузальные связи.

17. Коэволюционная методология (Н. Н. Моисеев) изучает природу и экономику как единое совместное движение, в котором эти противоположности развиваются не антагонистически, а посредством общих для них констант и качеств.

19. Патологические методологии исследуют вещи, экономику, выявляя в них аномалии, отклонения от среднего типа, причины аномальности.

20. В конспирологических методах вещи работают как заговорщики против человека.

Философия и специально-научные методы научного познания



1. Наблюдения служит первичным методом исследования.

2. Описание служит методом терминологического оформления фактов.

3. Измерение служит основным методом анализа эмпирии.

4. Классификация является методом организации материала в форму матриц, необходимых теории.

5. Археологические методы направлены на поиск «первопредков форм.

6. Методы аналогии позволяют использовать в анализе опыт других наук.

7. Генеалогические методы призваны выявлять родословные идей, терминов, проектов и программ.

8. Гипотетические методы позволяют работать с несовершенным и незрелым знанием.

9. Статистические методы — основное орудие количественного анализа «сырых» фактов.

Философия и логические методы.



1. Индуктивный метод формулирует гипотетические суждения.

2. Дедуктивный метод дает формально-точные выводы из общих посылок.

3. Аналитический метод расчленяет материал на приемлемые части («Каждый орех мечтает быть расколотым»).

4. Синтетический метод порождает новое знание.



1 Метод (От греч. methodos - путь исследования, знание, учение, способ достижения цели, решения задач).

2 Величайший рационалист всех времен, Гегель, искал истоки аграрной экономики и в магии: «Сохранение зерна в земле есть мистическое, магическое действие, указывающее, что в нем есть тайные силы, которые еще дремлют, что по истине оно есть еще сверх того, чем оно является в своем наличном бытии. Магом, сообщающим зерну совершенно иной смысл… является понятие природы; зерно есть мощь, которая заклинает землю послужить ему своей силой». Зерно заклинает мощь земли, а земля дарит ему часть своей творящей мощи, превращая его в растение. И «отношение болезни к лекарству вообще является магическим». Болезни магически взывают к своим лекарствам, но на их пути стоят ученые врачи, для которых сама возможность болезней магически договориться с лекарствами означает катастрофу. Гегель, вопреки своей философии, обнаружил в труде и в человеке уникальное взаимодействие мифа, природы, магии и разума. [Гегель. Соч. в II т. Т. 2, с 403, 543].



написать администратору сайта