Главная страница

5ннн. Метро Дмитрий Глуховский Метро 2033 аст 2005


Скачать 0.8 Mb.
НазваниеМетро Дмитрий Глуховский Метро 2033 аст 2005
Дата09.09.2022
Размер0.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла128391.a4.pdf
ТипДокументы
#669070
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6
Глава 5
За патроны
Собирать вещи, в общем, нужды не было, потому что Артем толком еще ничего и не рас- паковывал, да ему и нечего было особенно распаковывать. Непонятно было только, как неза- метно вынести автомат, чтобы не привлечь чьего-нибудь внимания. Автоматы им выдали гро- моздкие, армейские, калибра 7.62, с деревянными прикладами. С такими махинами на ВДНХ
всегда отправляли караваны на ближайшие станции.
Артем лежал, зарывшись в одеяло с головой, не отвечая на недоуменные Женькины вопросы: почему он тут дрыхнет, когда снаружи так круто, и не заболел ли он вообще. В палатке было жарко и душно, тем более, под одеялом. Сон все не шел, как Артем ни пытался заста- вить себя уснуть, и когда он наконец забылся, видения были очень беспокойными и неяс- ными, словно сквозь мутное стекло: он куда-то бежал, разговаривал с кем-то безликим, опять бежал… Разбудил его все тот же Женька, тряхнувший за плечо и шепотом сообщивший:
– Слышь, Артем, там тебя мужик какой-то… У тебя проблемы, что ли? – настороженно спросил он. – Давай я всех наших подниму…
– Нет, нормально все, просто поговорить надо. Спи, Жень. Я скоро, – так же тихо объяс- нил Артем, натягивая сапоги и дожидаясь, пока Женька опять уляжется. Потом он осторожно вытащил из палатки свой рюкзак и потянул было автомат, как вдруг Женька, услышав метал- лическое клацанье, снова встревоженно спросил:
– Это тебе еще зачем? Ты уверен, что у тебя все в порядке?
Артему пришлось отпираться и сочинять, что он просто хочет тут знакомому кое-что показать, что они поспорили, что все хорошо, и так далее.
– Врешь! – убежденно резюмировал Женька. – Ладно. Когда начинать беспокоиться?
– Через год, – пробормотал Артем, надеясь, что это прозвучало достаточно неразборчиво,
отодвинул полог палатки и шагнул на платформу.
– Ну, пацан, ты и копаешься, – недовольно процедил сквозь зубы ждавший его, Бурбон.
Одет он был как и прежде, только за спиной висел высокий рюкзак. – Твою мать! Ты что, соби- раешься с этой дурой через все кордоны тащиться? – брезгливо поинтересовался он, указывая на автомат. У него самого, к своему удивлению, Артем никакого оружия не обнаружил.
Свет на станции померк. Народу на платформе не было, все уже улеглись, утомлен- ные пирушкой. Артем старался идти побыстрее, все же опасаясь натолкнуться на кого-нибудь из своих, но при входе в туннель Бурбон осадил его, приказав сбавить шаг. Патрульные на путях заметили их и спросили издалека, куда это они собрались в полвторого ночи, но Бур- бон назвал одного из них по имени и объяснил, что по делам.
– Слушай, короче, – поучал он Артема, зажигая фонарь. – Сейчас на сотом и на двести пятидесятом заставы будут. Ты это, главное, молчи. Я сам с ними разберусь. Жалко, что у тебя калаш – ровесник моей бабушке, не спрячешь никуда… Где только ты откопал дрянь такую?
На сотом метре все прошло гладко. Здесь тлел небольшой костерок, у которого сидело два человека в камуфляже. Один из них дремал, а второй дружески пожал Бурбону руку.
– Бизнес? Понима-аю, – с заговорщической улыбкой протянул он.
До двести пятидесятого метра Бурбон не проронил ни слова, угрюмо шагая впереди.
Был он какой-то злой, неприятный, и Артем уже начал раскаиваться, что решился отправиться с ним. Отстав на шаг, он проверил, в порядке ли автомат, и положил палец на предохранитель.
У последней заставы вышла задержка. Там Бурбона то ли не так хорошо знали, то ли,
наоборот, знали слишком хорошо, так что главный отвел его в сторону, заставив оставить рюкзак у костра, и долго допрашивал о чем-то. Артем, чувствуя себя довольно глупо, остался

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
62
у костра и скупо отвечал на вопросы дежурных. Те явно скучали и были не прочь поболтать.
Артем по себе знал, что если дежурные разговорчивы – это хороший знак, раз скучают, то все спокойно. Если бы сейчас у них происходило тут что-нибудь странное, ползло бы что из глу- бины, с юга, кто-то пытался прорваться, или слышались подозрительные звуки, они бы сгру- дились вокруг костра, молчали бы напряженно и глаз с туннеля не сводили. Значит, сегодня все тихо, и можно идти не опасаясь, во всяком случае, до Проспекта Мира.
– Ты ведь не местный. С Алексеевской, что ли? – допытывались дежурные, заглядывая
Артему в лицо.
Артем, помня наказ Бурбона молчать и ни с кем не разговаривать, пробормотал что-то невразумительное, что можно было понять как угодно, предоставив спрашивающим полную свободу трактовать его бурчание. Дежурные, отчаявшись добиться от него ответа, переключи- лись на обсуждение рассказа какого-то Михая, который на днях торговал на Проспекте Мира и имел неприятности с администрацией станции.
Довольный, что от него наконец отстали, Артем сидел и сквозь пламя костра всмат- ривался в южный туннель. Вроде это был все тот же бесконечный широкий коридор,
что и на северном направлении на ВДНХ, где Артем совсем недавно точно так же сидел у костра на посту на четыреста пятидесятом метре. С виду он ничем не отличался. Но было что-то в нем, не то особый запах, доносимый туннельными сквозняками, не то особенное настроение, аура, что ли, присущая только этому туннелю и придававшая ему индивидуаль- ность, делавшая его не похожим на все остальные. Артем вспомнил, как отчим говорил, что нет в метро двух одинаковых туннелей, да и в одном и том же два разных направления отлича- ются. Такая сверхчувствительность развивалась долгими годами походов и далеко не у всех.
Отчим называл это «слышать туннель», и «слух» такой у него был, он им гордился и не раз признавался Артему, что уцелел в очередной переделке только благодаря этому своему чув- ству. У многих других, несмотря на долгие странствия по метро, ничего такого не получа- лось. Некоторые приобретали необъяснимый страх, кто-то слышал звуки, голоса, постепенно терял рассудок, но все сходились в одном: даже когда в туннелях нет ни души, они все равно не пустуют. Что-то невидимое и почти неощутимое медленно и тягуче течет по ним, наполняя их своей собственной жизнью, словно тяжелая стылая кровь в венах каменеющего левиафана.
И сейчас, не слыша больше разговора дежурных, тщетно пытаясь увидеть что-либо во тьме, стремительно густеющей в десяти шагах от огня, Артем начинал понимать, что имел в виду отчим, рассказывая ему о «чувстве туннеля». Дальше этого места ему в сознательном возрасте еще ступать не приходилось, и хотя Артем знал, что за нечеткой границей, очерченной пламенем костра, где багровый свет мешался с дрожащими тенями, есть еще люди, но в данное мгновение это представлялось ему невероятным. Казалось, жизнь кончалась в десяти шагах отсюда, впереди больше ничего не было, только мертвая черная пустота, отзывающаяся на крик обманчивым глухим эхом.
Но если сидеть так долго, если заткнуть уши, если смотреть вглубь не так, будто хочешь там высмотреть что-то особенное, а иначе, словно пытаешься растворить свой взгляд во мгле,
слиться с тоннелем, стать частью этого левиафана, клеткой его организма, то сквозь руки,
закрывающие доступ звукам из внешнего мира, минуя органы слуха, напрямую в мозг нач- нет литься тонкая мелодия – неземное звучание недр, смутное, непонятное… Совсем не тот тревожный зудящий шум, плещущий из разорванной трубы в туннеле между Алексеевской и Рижской, нет, нечто иное, чистое, глубокое…
Ему чудилось, что на время он сумел окунуться в тихую реку этой мелодии, и вдруг не разумом, а скорее проснувшейся интуицией, разбуженной, наверное, тем самым шумом из разорвавшейся трубы, постиг Артем суть этого явления, не понимая его природы. Потоки,
рвущиеся наружу из той трубы, как ему показалось, были тем же, что и эфир, неспешно стру- ившийся по туннелям, но в трубе они были гнойными, зараженными чем-то, беспокойно бур-

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
63
лящими, и в тех местах, где вспухшие от напряжения трубы лопались, гной этот изливался толчками во внешний мир, неся с собой тоску, тошноту и безумие всем живым существам…
Артему показалось вдруг, что он стоит на пороге понимания чего-то очень важного,
как если бы последние полчаса его блужданий в кромешной тьме туннелей и в сумерках соб- ственного сознания приподняли завесу над великой тайной, отделяющей всех разумных созда- ний от познания истинной природы этого нового мира, выгрызенного прошлыми поколениями в недрах Земли.
Но вместе с тем ему стало страшно, словно он только что заглянул в замочную скважину двери, надеясь узнать, что за ней, и увидел лишь нестерпимый свет, бьющий изнутри и опаля- ющий глаза. И если открыть дверь, то свет этот хлынет неудержимо и испепелит на месте того дерзкого, который решится открыть запретную дверь. Однако свет этот и есть Знание.
Вихрь всех этих мыслей, ощущений и переживаний захлестнул Артема слишком вне- запно, он был совершенно не готов ни к чему похожему и потому испуганно отпрянул. Нет,
все это было всего лишь фантазией. Не слышал он ничего и ничего не осязал, опять игра вооб- ражения. Со смешанным чувством облегчения и разочарования он, заглянув в себя, наблю- дал, как раскрывшаяся перед ним на мгновение поразительная, неописуемая перспектива стре- мительно меркнет, тает, и перед мысленным взором вновь встает привычное мутное марево.
Он испугался этого знания, отступил, и теперь приподнявшаяся было завеса тяжело опусти- лась обратно, быть может, навсегда. Ураган в его голове стих так же внезапно, как и начался,
только опустошив и утомив рассудок.
Артем, потрясенный, сидел и все пытался понять, где же заканчивались его фантазии и начиналась реальность, если, конечно, такие ощущения вообще могли быть реальны. Мед- ленно-медленно его душа наливалась горечью опасения, что он стоял в шаге от просветления,
от самого настоящего просветления, но не решился, не отважился отдаться на волю течения туннельного эфира, и теперь ему всю жизнь остается лишь бродить в потемках, оттого что однажды он убоялся света подлинного Знания. «Но что такое Знание?» – спрашивал он себя снова и снова, пытаясь оценить то, от чего столь поспешно и трусливо отказался. Погруженный в свои мысли, он и не заметил, что, по крайней мере, несколько раз успел уже произнести эти слова вслух.
– Знание, парень – это свет, а незнание – тьма! – охотно объяснил ему один из дежур- ных. – Верно? – весело подмигнул он своим товарищам.
Артем оторопело уставился на него и так бы и сидел, но вернулся Бурбон, поднял его и попрощался с остальными, сказав, что они бы, мол, еще задержались, да торопятся.
– Смотри! – грозно сказал ему вслед командир заставы. – Отсюда я тебя с оружием выпус- каю, – он махнул рукой на автомат Артема, – но обратно ты у меня уже с ним не пройдешь.
У меня по этому поводу инструкции четкие.
– Говорил я тебе, болван… – раздраженно прошипел Артему Бурбон, когда они поспешно зашагали прочь от костра. – Вот теперь как хочешь обратно, так и пробирайся. Хоть это, с боем. Мне вообще плевать. Вот ведь знал, знал ведь, что так, мать твою, все и будет!
Артем молчал, почти не слыша, как его отчитывал Бурбон. Вместо этого он вдруг вспом- нил, что отчим говорил тогда же, когда объяснял про уникальность и неповторимость каждого туннеля, что у любого из них есть своя мелодия и что можно научиться ее слушать. Отчим,
наверное, хотел просто выразиться красиво, но, вспоминая то, что он ощущал, сидя у костра,
Артем подумал, что вот оно, что ему именно это и удалось. Что он слушал, на самом деле слу- шал – и слышал! – мелодию туннелей. Однако воспоминания о произошедшем быстро блекли,
и через полчаса Артем не мог уже поручиться, что все это действительно произошло с ним,
а не причудилось, навеянное игрой пламени.
– Ладно… Ты, наверное, не со зла, просто в башке ни хрена нету, – примирительно сказал
Бурбон. – Если я, это, с тобой неласковый, ты извини. Работа нервная. Ну, ладно, вроде выйти

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
64
удалось, уже хорошо. Теперь топать до Проспекта по прямой, без остановок. Там это, отдохнем.
Если все будет спокойно, то много времени не займет. А вот дальше – проблема.
– А ничего, что мы так идем? Я имею в виду, что, когда мы с караванами ходим от ВДНХ,
меньше, чем втроем, не идем, замыкающий там обязательно, и вообще… – сказал Артем, огля- дываясь назад.
– Тут, пацан, конечно, есть свой плюс, чтобы караванами ходить, с замыкающим и со всеми делами, – начал объяснять Бурбон. – Но, пойми, есть и конкретный минус.
Это не сразу доходит. На своей шкуре только. Я раньше тоже боялся. Что там втроем – мы раньше с пацанами вообще меньше, чем впятером, не ходили, а то даже вшестером и больше.
Думаешь, поможет? А вот ни черта не помогает. Шли мы однажды с грузом и поэтому с охра- ной: двое спереди, трое в центре, ну, и замыкающий, типа, по всей науке. От Третьяковки шли к этой… раньше Марксистской называлась. Так себе был туннель. Он сразу мне не понра- вился. Какой-то там гнилью тянуло… И туман стоял. И видно хреново было, в пяти шагах –
уже ничего, фонарь особо не помогал. Ну, мы веревку решили привязать к ремню замыкаю- щего, пропустили ее через ремень одного из перцев, которые шли посередине, а другой конец –
у командира, во главе группы. Чтоб не отстать в тумане. И вот движемся мы прогулочным шагом, все нормально, спокойно, спешить некуда, никого, тьфу-тьфу, пока не встречаем, ну,
думаю, меньше чем за сорок минут дойдем… А получилось еще быстрее… – его передер- нуло, и он немного помолчал, прежде чем продолжить. – Где-то посередине Толян, он в цен- тре шел, спрашивает что-то у замыкающего. А тот молчит. Толян подождал и переспраши- вает. Тот молчит. Толян дергает тогда за веревку и вытаскивает конец. А веревка перекушена.
В натуре, перекушена, даже дрянь какая-то мокрая на конце… И этого нет нигде. И ведь ничего не слышали. Вообще ничего. А сам я с Толяном шел, в центре. Он мне этот конец показы- вает, а у самого поджилки трясутся. Ну, мы крикнули еще, типа, для порядка, но, конечно,
никто не ответил. Уже некому было, это, отвечать. Ну, мы переглянулись – и вперед, так что до Марксистской в два счета добрались.
– Может, это он пошутить решил? – с надеждой спросил Артем.
– Пошутить? Может, и так. Но больше его никто не видел. Так что, это, я одну вещь понял: если тебе екнуться сегодня, сегодня и екнешься, и не поможет ни охрана, ничего. Только идешь от этого медленнее. И везде, кроме одного туннеля – от Сухаревки до Тургеневской,
там дела особые, – я с тех пор вдвоем только хожу, типа, с напарником. Если что, вытащит.
Зато быстрее. Понял?
– Понял. А нас хоть на Проспект Мира пустят? Я же с этим, – Артем показал на свой автомат.
– На радиальную пустят. На Кольцо – точно нет. Тебя бы и так не пустили, а с пушкой вообще не на что надеяться. Но нам туда и не надо. Нам вообще там надолго зависать нельзя.
Привал только сделаем и дальше. Ты это… Был вообще на Проспекте когда-нибудь?
– Маленьким только. А так нет, – признался Артем.
– Ну, давай тогда я тебя, типа, в курс дела введу. Короче, застав там нету никаких, там это никому не надо. Там ярмарка, никто не живет, так чтобы по-нормальному. Но там переход на Кольцо, значит, на Ганзу… Радиальная станция, типа, ничейная, но ее солдаты Ганзы пат- рулируют, чтобы порядок был. Поэтому вести себя надо тихо, понял? А то вышвырнут к черту и доступ на свои станции запретят, вот и кукуй потом. Поэтому мы, когда дойдем дотуда,
ты вылезь на перрон и сиди себе тихо, и самоваром своим – он кивнул на многострадальный автомат – ни перед кем особо не тряси. Мне там это… Надо кое с кем перетереть, тебе при- дется посидеть подождать. Дойдем до Проспекта, поговорим, как через этот чертов перегон до Сухаревки добираться.
Бурбон опять замолчал, и Артем оказался предоставлен самому себе. Туннель здесь был вроде неплохой, пол только сыроват, и вдоль рельсов бежал туда же, куда направлялись

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
65
и они, тонкий темный ручеек. Но через некоторое время послышался по сторонам тихий шорох и скрежещущий писк, для Артема звучавший так же, как гвоздь, царапающий стекло, застав- ляя содрогаться от отвращения. Маленьких тварей не было пока видно, но присутствие их уже начинало ощущаться.
– Крысы… – сплюнул Артем мерзкое слово, чувствуя, как пробегает по коже озноб.
Они все еще навещали его в ночных кошмарах, хотя воспоминания о том страшном дне,
когда погибла его мать и вся его станция, затопленная крысиными потоками, уже почти стер- лись из памяти. Стерлись? Нет, они просто ушли глубже, как может уйти в тело вонзивша- яся и не вытащенная вовремя игла. Как путешествует пропущенный недостаточно искусным хирургом осколок. Сначала он притаится и замрет, не причиняя страданий и не напоминая о себе, но однажды, приведенный в движение неизвестной силой, двинется в свой губительный путь сквозь артерии, нервные узлы, вспарывая жизненно важные органы и обрекая своего носи- теля на невыносимые муки. Так и память о том дне, о слепой ярости и бессмысленной жесто- кости ненасытных тварей, о пережитых тогда ужасах стальной иглой ушла глубоко в подсозна- ние, чтобы тревожить Артема по ночам и электрическим разрядом стегать его, заставляя тело рефлекторно содрогаться при виде этих созданий, при одном только их запахе. Для Артема,
как и для его отчима, и, может, для остальных четверых, спасшихся тогда с ними на дрезине,
крысы были чем-то гораздо более пугающим и омерзительным, чем для всех остальных оби- тателей метро.
На ВДНХ крыс почти не было: повсюду стояли капканы и был разложен яд, поэтому от их вида Артем уже успел отвыкнуть. Но остальное метро ими кишело, и об этом он успел позабыть или, может, избегал думать, когда принимал решение отправиться в поход.
– Чего, пацан, крыс испугался? – ехидно поинтересовался Бурбон. – Не любишь? Изне- жен ты больно… Привыкай теперь. Без крыс тут у нас никуда… Но это ничего, хорошо даже:
голодным не останешься, – добавил он и подмигнул, и Артем почувствовал, что его начинает тошнить. – Но, в натуре, – продолжил Бурбон серьезно, – ты лучше бойся, когда крыс нету.
Если нету крыс, значит, тут какая-то байда пострашнее, раз даже крысы не живут. И если,
пацан, байда эта – не люди, тут и надо бояться. А если крысы бегают, значит, нормальное место.
Обычное. Понял?
С кем с кем, но с этим типом Артему точно не хотелось делиться своими страхами.
Поэтому он молча кивнул. Крыс тут было не очень много, они избегали света фонаря и были почти незаметны, но одна из них все же сумела подвернуться Артему под ноги, и сапог, вместо того чтобы встретить твердую поверхность, ткнулся во что-то мягкое и скользкое, слух реза- нуло пронзительное верещание. От неожиданности Артем потерял равновесие и чуть не упал лицом вниз вместе со всем своим снаряжением.
– Не боись, пацан, не боись, – подбодрил его Бурбон. – Это еще что. Есть в этом гадюш- нике парочка перегонов, в которых они так и кишат, прямо по хребтам надо идти. Идешь,
бывало, а под ногами приятно так похрустывает, – и гнусно заржал, довольный произведенным эффектом.
Артема так и передернуло. Он опять промолчал, но кулаки его сжались сами собой.
С каким удовольствием он бы сейчас двинул Бурбону в его ухмыляющуюся рожу!
Издалека донесся вдруг какой-то неразборчивый гомон, и Артем, моментально позабыв обиду, обхватил рукоять автомата и вопросительно посмотрел на Бурбона.
– Да не напрягайся, нормально все. Это мы уже к Проспекту подошли, – успокоил его тот и похлопал покровительственно по плечу.
Хотя он и предупредил уже Артема заранее, что у Проспекта Мира нет никаких застав,
для Артема это все равно было непривычно – так вот, сразу, выйти на чужую станцию, не уви- дев прежде издалека слабого света костра, обозначающего границу, не повстречав на пути

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
66
никаких препятствий. Когда они приблизились к выходу из туннеля, гам усилился и заметно стало слабое зарево.
Наконец слева показались чугунная лесенка и маленький мостик с оградой, лепив- шийся к стене туннеля и позволявший подняться с путей на уровень платформы. Загрохотали по железным ступеням Бурбоновы подкованные сапожищи, и через несколько шагов туннель вдруг раздался влево – они вышли на станцию.
Тут же в лицо им ударил яркий белый луч: невидимый из туннеля, сбоку стоял маленький столик, за которым сидел человек в незнакомой и странной серой форме, в старинного вида фуражке с околышем.
– Добро пожаловать, – приветствовал их он, отводя фонарь. – Торговать, транзитом?
Пока Бурбон излагал цели визита, Артем всматривался в то, что собой представляла стан- ция метро Проспект Мира. На платформе, у путей, царил полумрак, но арки озарялись изнутри неярким желтым светом, от которого у Артема что-то неожиданно защемило в груди. Захоте- лось покончить, наконец, со всеми формальностями и посмотреть, что же творится на самой станции, там, за арками, откуда идет этот до боли знакомый, уютный свет… И хотя Артему казалось, что раньше он не видел ничего подобного, вид этой арки на мгновенье вернул его назад, в далекое прошлое, и перед глазами возникла странная картина: маленькое помещение,
залитое теплым, желтым светом, широкая тахта, на ней полулежа читает книгу молодая жен- щина, лица которой не видно, посреди оклеенной пастельными обоями стены – темно-синий квадрат окна… Видение мелькнуло перед его мысленным взором и растаяло секунду спустя,
озадачив и взбудоражив его. Что он только что видел? Неужели слабый свет со станции смог спроецировать на незримый экран затерявшийся где-то в подсознании старый слайд с картин- кой из его детства? Неужели та молодая женщина, мирно читавшая книгу на просторной удоб- ной тахте, – его мать?..
Нетерпеливо сунув таможеннику паспорт, согласившись, несмотря на возражения Бур- бона, сдать в камеру хранения свой автомат на время пребывания на станции, Артем заспешил,
влекомый этим светом, словно мотылек, за колонны, туда, откуда долетал базарный гомон.
Проспект Мира отличался и от ВДНХ, и от Алексеевской, и от Рижской. Процветаю- щая Ганза могла позволить себе провести здесь освещение получше, чем аварийные лампы,
дававшие свет для тех станций, на которых Артем успел побывать в сознательном возрасте.
Нет, это были не настоящие светильники из тех, что освещали метро еще тогда, а просто маломощные лампы накаливания, свисавшие через каждые двадцать шагов с провода, протя- нутого под потолком через всю станцию. Но для Артема, привыкшего к мутно-красному ава- рийному зареву, к неверному свечению пламени костров, к слабому сиянию крошечных лам- почек из карманных фонарей, освещавших палатки изнутри, они казались чем-то совершенно необыкновенным. Это был тот самый свет, что озарял его раннее детство, еще там, наверху,
он чаровал, напоминая о чем-то давно канувшем в небытие. Оказавшись на станции, Артем не бросился к торговым рядам, как все остальные, а прислонился спиной к колонне и, прикрыв рукой глаза, все стоял и смотрел на эти лампы, еще и еще, до рези в глазах.
– Ты что, рехнулся, что ли? Ты чего на них так уставился – без глаз хочешь остаться?
Будешь потом как слепой щенок, и что мне с тобой делать?! – раздался над ухом Артема голос
Бурбона. – Раз уж сдал им свою балалайку, поглядел бы хоть, что тут творится… Что на лам- почки пялиться!
Артем неприязненно глянул на Бурбона, но послушался.
Народу на станции было не то чтобы очень много, но все разговаривали так громко, тор- гуясь, зазывая, требуя, пытаясь перекричать друг друга, что становилось ясно, почему этот гам слышен издалека, еще на подходах к станции. На обоих путях стояли обрывки составов:
по несколько вагонов, приспособленных под жилье. Вдоль платформы в два ряда располагались торговые лотки, на которых – где-то хозяйственно разложенная, где-то сваленная в неряш-

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
67
ливые кучи – была выставлена на продажу разнообразная утварь. С одной стороны станция была отсечена железным занавесом – там когда-то открывался выход наверх, а в противопо- ложном конце, за линией переносных ограждений, виднелись нагромождения серых мешков,
очевидно, огневые позиции. Под потолком было натянуто белое полотнище с нарисованной на нем коричневой окружностью, символом Кольца. Там, за этим ограждением, поднимались четыре коротких эскалатора – переход на Кольцевую линию, – и начиналась территория могу- щественной Ганзы, куда заказан был путь всем чужакам. За заборами и по станции прохажи- вались пограничники Ганзы, одетые в добротные непромокаемые комбинезоны с привычными камуфляжными разводами, но отчего-то серого цвета, в таких же кепи и с короткими автома- тами через плечо.
– А почему у них камуфляж серый? – спросил Артем Бурбона.
– С жиру бесятся, вот почему, – презрительно отозвался тот. – Ты это… Погуляй тут пока, а я побазарю кое с кем.
Ничего особенно интересного на лотках Артем не заметил: лежали тут чай, палки кол- басы, аккумуляторы к фонарям, куртки и плащи из свиной кожи, какие-то потрепанные кни- жонки, по большей части откровенная порнография, полулитровые бутылки с какой-то подо- зрительного вида субстанцией с гордой надписью «Самогон» на криво наклеенных этикетках,
и действительно не было ни одного лотка с дурью, которую раньше можно было достать безо всяких проблем. Даже тощий, с посиневшим носом и слезящимися глазами мужичонка, прода- вавший сомнительный самогон, сипло послал Артема в баню, когда тот спросил, нет ли у него хоть немного «этого дела». Стоял непременный лоток с дровами: узловатые поленья и ветки,
которые сталкеры приносили с поверхности, горели удивительно долго и почти не коптили.
Платили тут за все тускло поблескивающими остроконечными патронами к автомату Калаш- никова, некогда самому популярному и распространенному на земле оружию. Сто граммов чая – пять патронов, палка колбасы – пятнадцать патронов, бутыль самогона – двадцать. Назы- вали их здесь любовно – «пульками»: «Слышь, мужик, глянь, какая куртка крутая, недорого,
триста пулек – и она твоя! Ладно, двести пятьдесят и по рукам?»
Глядя на аккуратные ряды «пулек» на прилавках, Артем вспомнил слова своего отчима.
«Я читал когда-то, что Калашников гордился своим изобретением, тем, что его автомат –
самый популярный в мире. Говорил, счастлив тем, что именно благодаря его конструкции рубежи Родины в безопасности. Не знаю, если бы я эту машину придумал, я бы, наверное,
уже с ума сошел. Подумать только, именно при помощи твоей конструкции совершается боль- шая часть убийств на земле! Это даже страшнее, чем быть изобретателем гильотины».
Один патрон – одна смерть. Чья-то отнятая жизнь. Сто граммов чая – пять человеческих жизней. Батон колбасы? Пожалуйста, совсем недорого: всего пятнадцать жизней. Качествен- ная кожаная куртка, сегодня скидка, вместо трехсот – только двести пятьдесят, вы экономите пятьдесят чужих жизней. Ежедневный оборот этого рынка, пожалуй, равнялся всему оставше- муся населению метро.
– Ну, что, нашел себе что-нибудь? – спросил подошедший Бурбон.
– Здесь нет ничего интересного, – отмахнулся Артем.
– Ага, точно, сплошная лажа. Эх, пацан, есть местечки в этом гадюшнике, где все что хочешь достать можно. Идешь, а тебя зазывают наперебой: «Оружие, наркотики, девочки, под- дельные документы», – мечтательно вздохнул Бурбон. – А эти гниды, – он кивнул на флаг
Ганзы, – устроили здесь ясли: того нельзя, этого нельзя… Ладно, пойдем забирать твою мотыгу,
и надо идти дальше. Через перегон через этот гребаный.
Взяв автомат Артема, они уселись на каменной скамье перед входом в южный туннель.
Здесь было сумрачно, и Бурбон специально выбрал именно это место, чтобы успели привык- нуть глаза.

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
68
– Короче, дела такие: я за себя не ручаюсь. Со мной раньше такого не было, поэтому не знаю, что я делать стану, если мы на эту байду напоремся. Тьфу-тьфу, конечно, постучать по дереву там и все дела, но если все-таки напоремся… Ну, если я сопли распущу или, типа,
оглохну, это нормально еще. Но там, как я понимаю, у каждого по-своему крыша едет. Пацаны наши так и не вышли обратно, во всяком случае, на Проспект. Я думаю, они вообще никуда не вышли, и мы об них еще споткнемся сегодня. Так что ты это… Готов будь, а то ты у нас нежный… А вот если я бычить начну, орать там, замочить тебя решу… Вот проблема, понял?
Не знаю, что и делать… Ладно! – решился наконец Бурбон, очевидно, после долгих колеба- ний. – Пацан ты вроде ничего, в спину стрелять, наверное, не будешь. Я тебе свою пушку отдам, пока мы будем через перегон этот идти. Смотри, – предупредил он, цепко глядя Артему в глаза, – шуток со мной не шути! У меня с юмором туго.
Вытряхнув из рюкзака какое-то тряпье, он осторожно вытащил оттуда завернутый в потертый пластиковый пакет автомат. Это тоже был Калашников, но укороченный,
как у пограничников Ганзы, с откидным прикладом и коротким раструбом вместо длинного ствола с мушкой на конце, как у Артема. Магазин Бурбон из него вынул и убрал обратно в рюк- зак, закидав сверху бельем.
– Держи! – передал он оружие Артему. – Далеко не убирай. Может, пригодится. Хотя перегон тихий… – и, не договорив, спрыгнул на пути. – Ладно, пошли. Раньше сядешь – раньше выйдешь.
Это было страшно. Когда шли от ВДНХ к Рижской, Артем знал, что всякое может про- изойти, но все-таки через эти туннели каждый день туда и обратно сновали люди, и потом,
впереди находилась обитаемая станция, на которой их ждали. Там было просто неприятно,
как всем и всегда неприятно уходить из освещенного спокойного места. Даже когда они отправ- лялись в путь к Проспекту Мира с Рижской, несмотря на все сомнения, можно было тешить себя мыслью, что впереди – одна из станций Ганзы: им есть куда идти, и можно будет отдох- нуть, ничего не опасаясь.
Но тут было просто страшно. Туннель, лежащий перед ними, оставался совершенно чер- ным, здесь царила какая-то необычная, полная, абсолютная тьма, густая и почти осязаемая.
Пористая как губка, она жадно впитывала лучи их фонаря, которых едва хватало на то, чтобы осветить пятачок земли на шаг вперед. Напрягая до предела слух, Артем пытался различить зародыш того странного болезненного шума, но тщетно: наверное, звуки проникали через эту мглу так же трудно, медленно, как и свет. Даже бодро грохотавшие всю дорогу подкованные сапоги Бурбона в этом туннеле звучали вяло и приглушенно.
В правой стене вдруг возник провал – луч фонаря утонул в черном пятне, и Артем не сразу понял, что это было просто ответвление, уходящее вбок от основного туннеля.
Он вопросительно оглянулся на Бурбона.
– Не боись. Межлинейник здесь был, – пояснил тот, – чтобы отсюда прямо на Кольцо выезжать без переходов, для поездов. Только Ганза его завалила: там тоже не дураки сидят,
открытый туннель здесь оставлять…
После этого они довольно долго шли молча, но тишина давила все больше, и под конец
Артем не выдержал.
– Слушай, Бурбон, – заговорил он, пытаясь рассеять наваждение, – а это правда, что здесь недавно какие-то отморозки на караван напали?
Тот ответил не сразу, Артем подумал даже, что он не расслышал вопроса, и хотел повто- рить, но тут Бурбон отозвался:
– Слышал что-то такое. Но меня тут не было тогда, точно сказать не могу.
Слова его тоже звучали тускло, и Артем с трудом уловил смысл услышанного, стараясь отделить значение слов от своих тяжело ворочающихся мыслей о том, почему здесь так плохо слышно.

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
69
– Как же, их никто не видел, что ли? Тут же с одной стороны станция и с другой – стан- ция? Куда они ушли? – продолжал он, и не потому, что это его особенно интересовало, но про- сто для того, чтобы слышать свой голос.
Прошло еще несколько минут, прежде чем Бурбон наконец ответил, но на этот раз у Артема уже не было желания торопить его, в голове отдавалось эхо от слов, только что про- изнесенных им самим, и он был слишком занят, вслушиваясь в эти отголоски.
– Тут, говорят, где-то есть это… Типа, люк. Замаскированный. Его не видно так. Разве в такой темноте вообще что-нибудь разглядишь? – с каким-то неестественным раздражением добавил Бурбон.
Потребовалось время, чтобы Артем смог вспомнить, о чем они говорили, мучи- тельно попытаться уцепиться за крючок смысла и задать следующий вопрос, опять просто потому, что хотел продолжить разговор, пусть такой неуклюжий и трудный, но спасавший их от тишины.
– А тут всегда так… темно? – спросил Артем, испуганно чувствуя, что его слова прозву- чали совсем уж тихо, словно ему заложило уши.
– Темно? Тут – всегда. Везде темно. Грядет… великая тьма, и… окутает она мир,
и будет… властвовать вечно, – делая странные паузы, откликнулся Бурбон.
– Это что, книга какая-то? – выговорил Артем, отмечая про себя, что ему приходится прилагать все большие усилия, чтобы расслышать собственные слова, и вскользь обращая вни- мание на то, что язык Бурбона пугающе преобразился. Однако у Артема было недостаточно сил, чтобы удивиться этому.
– Книга… Бойся… истин, сокрытых в древних… фолиантах, где… слова тиснены золо- том и бумага… аспидно-черная… не тлеет, – произнес Бурбон тяжело, и Артема ужалила мысль, что тот отчего-то больше не оборачивается, как раньше, когда обращается к нему.
– Красиво! – почти закричал Артем. – Откуда это?
– И красота… будет низвергнута и растоптана, и… задохнутся пророки, тщась произне- сти предречения… свои, ибо день… грядущий будет… чернее их самых зловещих… страхов,
и узренное ими… отравит их разум… – глухо продолжал Бурбон.
Внезапно остановившись, он резко повернул голову влево, так, что Артему послышалось даже, как трещат его шейные позвонки, и заглянул парню прямо в глаза.
Артем отшатнулся и попятился назад, на всякий случай нащупывая предохранитель автомата. Бурбон смотрел на него широко раскрытыми глазами, но зрачки его были странно сужены, превратившись в две крошечные точки, хотя в кромешной тьме туннеля должны были бы, наоборот, распахнуться до предела в попытке зачерпнуть как можно больше света.
Лицо его казалось неестественно спокойным, ни один мускул не был напряжен, и даже с губ исчезла постоянная презрительная усмешка.
– Я умер, – проговорил Бурбон. – Меня больше нет.
И, прямой как шпала, рухнул лицом вниз.
И тут же в уши Артему ворвался тот самый ужасный звук, но теперь он не разрас- тался и усиливался постепенно, как это было тогда, нет, он грянул сразу на полной мощности,
оглушив и выбив на мгновенье почву из-под ног. В этом месте звук оказался куда мощнее,
чем в предыдущий раз, и Артем, распластанный на земле, раздавленный, долго не мог собрать волю в кулак, чтобы подняться. Зажав руками уши, как тогда, закричав на пределе возможно- стей своих связок, он рванулся и поднялся с пола. Потом, подхватив выпавший из рук Бурбона фонарь, начал лихорадочно шарить им по стенам, пытаясь найти источник шума – разорван- ную трубу. Но трубы здесь были абсолютно целые, звук шел откуда-то сверху.
Бурбон неподвижно лежал в прежней позе, и когда Артем перевернул его лицом вверх,
глаза у того все еще были открыты. Артем, с трудом вспоминая, что следует делать в таких случаях, положил руку ему на запястье, чтобы услышать пульс, пусть слабый, как нитка, пусть

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
70
сбивчивый, но услышать… Тщетно. Тогда он схватил Бурбона за руки и, обливаясь потом,
потащил его тяжеленную тушу вперед, прочь от этого места. Это было дьявольски трудно,
он ведь даже забыл снять с попутчика рюкзак.
Через несколько десятков шагов Артем вдруг запнулся обо что-то мягкое, и в нос уда- рил тошнотворный сладковатый запах. Ему сразу вспомнились слова: «Мы об них еще спо- ткнемся», и он, стараясь не смотреть под ноги, делая двойное усилие, миновал распростертые на рельсах тела.
Он все тянул, тянул Бурбона за собой. Голова у того безжизненно свисала, его холоде- ющие руки выскальзывали из вспотевших от напряжения ладоней Артема, но он не обращал на это внимания, он не хотел обращать на это внимания, он должен был вытащить Бурбона оттуда, ведь он обещал ему, ведь они договорились!..
Шум понемногу стал затихать и вдруг исчез совсем. Опять наступила мертвая тишина, и,
почувствовав огромное облегчение, Артем позволил себе наконец сесть на рельсы и перевести дыхание. Бурбон неподвижно лежал рядом, а Артем, тяжело дыша, с отчаянием глядел на его бледное лицо. Минут через пять он с трудом заставил себя подняться на ноги и, взяв Бурбона за запястья, спиной вперед, спотыкаясь, двинулся дальше. В голове было совершенно пусто,
звенела только злая решимость во что бы то ни стало дотащить этого человека до следующей станции.
Потом ноги подогнулись, и он повалился на шпалы, но, пролежав несколько минут,
снова пополз вперед, ухватив Бурбона за воротник. «Я дойду, я дойду, я дойду я дойду, ядой- дуядойдудойду», – твердил он себе, хотя сам уже в это почти не верил. Совсем обессилев,
он стащил с плеча свой автомат, перевел дрожащими пальцами предохранитель на одиночные выстрелы, и, направив ствол на юг, выстрелил, и позвал: «Люди!», но последний звук, который он расслышал, был не человеческим голосом, а шорохом крысиных лап и предвкушающим повизгиванием.
Он не знал, сколько пролежал вот так, вцепившись Бурбону в воротник, сжав рукоятку автомата, когда глаза резанул луч света. Над ним возвышался незнакомый пожилой мужчина с фонарем в одной руке и диковинным ружьем в другой.
– Мой юный друг, – обращаясь к нему, сказал человек приятным звучным голосом. –
Ты можешь бросить своего приятеля. Он мертв, как Рамзес Второй. Ты хочешь остаться здесь,
чтобы воссоединиться с ним на небесах как можно скорее, или он пока подождет?
– Помогите мне донести его до станции, – слабым голосом попросил Артем, прикрываясь рукой от света.
– Боюсь, что эту идею нам придется с негодованием отвергнуть, – огорченно сообщил мужчина. – Я решительно против превращения станции метро Сухаревская в склеп, она и так не слишком уютна. И потом, если мы и донесем бездыханное тело твоего спутника туда,
вряд ли кто-нибудь на этой станции возьмется проводить его в последний путь должным обра- зом. Существенно ли, разложится оное тело здесь или на станции, если его бессмертная душа уже вознеслась к Создателю? Или перевоплотилась – в зависимости от вероисповедания. Хотя все религии заблуждаются в равной степени.
– Я обещал ему… – выдохнул Артем. – У нас был договор…
– Друг мой! – нахмурившись, сказал незнакомец. – Я начинаю терять терпение. Не в моих правилах помогать мертвецам, потому что в мире есть достаточно живых, нуждающихся в помощи. Я возвращаюсь на Сухаревскую: от долгого пребывания в туннелях у меня начи- нается ревматизм. Если хочешь повидаться со своим товарищем как можно скорее, советую тебе остаться здесь. Крысы и другие милые создания помогут тебе в этом. И потом, если тебя беспокоит юридическая сторона вопроса, то по смерти одной из сторон договор считается рас- торгнутым, если какой-либо из его пунктов не подразумевает нечто иное.

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
71
– Но ведь нельзя его просто бросить! – тихо пытался убедить своего спасителя Артем. –
Это же был живой человек. Оставить его крысам?!
– Это, по всей видимости, действительно был живой человек, – откликнулся тот, скеп- тически оглядывая тело. – Но теперь это, несомненно, мертвый человек, а это не одно и то же.
Ладно, если очень хочешь, потом сможешь вернуться сюда, чтобы разжечь погребальный костер, или что там у вас принято делать в таких случаях. Вставай! – приказал он, и Артем против своей воли поднялся на ноги.
Несмотря на его протесты, незнакомец решительно стащил с Бурбона рюкзак, накинул его себе на плечо и, поддерживая парня, быстро зашагал вперед. Вначале Артему было тяжело идти, но с каждым новым шагом незнакомец словно одарял его частью своей кипучей энергии.
Боль в ногах прошла, и рассудок немного прояснился. Он всмотрелся пристальней в лицо сво- его спасителя. На вид тому было за пятьдесят, но выглядел он на удивление свежо и бодро.
Рука его, поддерживающая Артема, была тверда и ни разу за весь путь не дрогнула от уста- лости. Седеющие, коротко стриженные волосы и маленькая аккуратная бородка насторожили
Артема: был он какой-то слишком ухоженный для метро, в особенности для того захолустья,
в котором, судя по всему, обитал.
– Что случилось с твоим приятелем? – спросил незнакомец Артема. – С виду не похоже на нападение, разве что его чем-нибудь отравили… И очень хочется надеяться, что это не то,
о чем я думаю, – прибавил он, не распространяясь о том, чего именно опасается.
– Нет… Он сам умер, – не имея сил объяснять обстоятельства гибели Бурбона, о которых сам только начал догадываться, сказал Артем. – Это долгая история. Я потом расскажу.
Туннель вдруг расступился, и они оказались на станции. Что-то здесь показалось Артему странным, непривычным, и прошло несколько секунд, пока до него дошло наконец, в чем дело.
– Здесь что – темно? – обескураженно спросил он своего спутника.
– Здесь нет власти, – отозвался тот. – И некому дать живущим здесь свет. Поэтому каж- дый, кто нуждается в свете, должен добыть его сам. Кто-то может сделать это, кто-то нет.
Но не бойся, по счастью, я отношусь к первому разряду, – он резво взобрался на перрон и подал
Артему руку.
Они свернули в первую же арку и вошли в зал. Один лишь длинный проход, колон- нады и арки по бокам, обычные железные стены, отсекающие эскалаторы, – еле освещенная в нескольких местах тщедушными костерками, а большей частью погруженная во мрак, Суха- ревская являла собой зрелище гнетущее и крайне унылое. У костерков копошились кучки людей, кто-то спал прямо на полу, от костра к костру бродили странные полусогнутые фигуры в лохмотьях. Все они жались к середине зала, подальше от туннелей.
Костер, к которому незнакомец привел Артема, был заметно ярче остальных и находился далеко от центра платформы.
– Когда-нибудь эта станция выгорит дотла, – подумал вслух Артем, уныло оглядывая зал.
– Через четыреста двадцать дней, – спокойно сообщил его спутник. – Так что до тех пор тебе лучше покинуть ее. Я, во всяком случае, именно так и собираюсь поступить.
– Откуда вы знаете? – пораженно спросил у него Артем, мигом вспоминая все слышанные рассказы о магах и экстрасенсах, всматриваясь в лицо собеседника, пытаясь увидеть на нем печать неземного знания.
– Материнское сердце-вещун неспокойно, – улыбаясь, ответил тот. – Все, теперь ты дол- жен поспать, а потом мы с тобой познакомимся и поговорим.
С его последним словом на Артема вдруг опять навалилась чудовищная усталость, накоп- ленная в туннеле перед Рижской, в ночных кошмарах, в последнем испытании его воли.
Не в силах больше сопротивляться, Артем опустился на кусок брезента, раскинутый у костра,
подложил под голову свой рюкзак и провалился в долгий, тяжелый и пустой сон.

Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
72
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта