Основный смысл философского трактата Людвига Фейербаха Эвдемонизм заключается в том, что каждый человек, который живет, любит, существует и хочет существовать дальше, всегда стремится к счастью
Скачать 16.39 Kb.
|
Основный смысл философского трактата Людвига Фейербаха «Эвдемонизм» заключается в том, что каждый человек, который живет, любит, существует и хочет существовать дальше, всегда стремится к счастью. Действительно, человек, который хочет познать, что для него является истинным счастьем, решает сам, каким образом его жизнь будет устроена. По отношению к людям, которых ничего не интересует и не мотивирует двигаться вперед, Фейербах употребляет термин «Идиотизм». «Идиотизм – отсутствие желаний, человек ничего не знает и толком ничего не желает» - пишет он. Итак, стремление к счастью, согласно Фейербаху, может проявляться в самых примитивных вещах, например, в инстинкте самосохранения. Такое утверждение является достаточно интересным, ведь, поначалу, не очень понятно, как эти два явления могут быть между собой взаимосвязаны. Однако за этим стоит интересная мысль, инстинкт самосохранения – это стремление к выживанию. Мы сами вправе выбирать как хотим проживать свою жизнь, то есть, какой образ жизни делает нас счастливыми. Человек хочет жить в здоровом состоянии, как физически, так и морально. Люди склонны выбирать то, что несет добро, то, что сохраняет жизнь, но никак ее не ограничивает и не разрушает. Другими словами, у нас всегда есть выбор, воля. А воля, согласно Фейербаху, и есть истинное стремление к счастью. Все наши волевые акты исходят из нашего стремления быть счастливыми. Эвдемонизм Фейербаха основывается на разумном эгоизме и взаимодействии с другими людьми, поскольку счастье в одиночку никак невозможно. Однако многие люди очень часто отождествляют два совершенно разных понятия – эгоизм и разумный эгоизм. Для того, чтобы внести ясность в этот вопрос, обратимся к определениям этих терминов. Эгоизм – это поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде. Разумный же эгоизм свойственен людям, заботящихся в первую очередь о себе, но делающих это осознанно и разумно. Получается, что правильное и осознанное стремление к счастью не имеет ничего общего с эгоизмом, который может навредить другим. Фейербах подробно рассматривает особенности взаимосвязи процессов страдания и возникновения счастья. Он пишет: «Где нет ощущения, там нет страдания, боли, нездоровья, неблагосостояния, нет нужды и скорби, нет недостатка, потребности, нет голода и жажды, короче – нет несчастья, нет зла; но там, где нет зла, нет и сопротивления, противопоставления себя, нет стремления, нет усилия и желания отразить зло, нет воли». Невозможно не согласиться с данным высказыванием автора. Действительно, все познается в сравнении, лишь через боль и страдание, мы можем определить, куда нам нужно двигаться дальше. Тем не менее, многие люди не справляются с такой задачей. На протяжении всего жизненного пути, они не находят покой в материальных и земных благах. Так человек приходит к религии. Религия (в первую очередь это относится к мировым религиям — христианству, исламу и буддизму) обещает вечную жизнь, бесконечное счастье после смерти – в потустороннем мире. Это некая иллюзия, к которой человек осознанно стремится с целью обретения душевного спокойствия и равновесия. Способность человека жить иллюзиями – это то, что отличает его от других живых существ. Самоубийство, несмотря на строгий запрет в Авраамических религиях, Фейербах также рассматривает как один из способов избавления от жизненных невзгод и страданий. Самоубийца, по его мнению, видит в смерти форму счастья как избавления от мучений, то есть, по сути Фейербах приравнивает самоубийство к эвтаназии. Данный философский трактат Фейербаха, на мой взгляд, обязателен к прочтению, так как имеет исключительно важное значение для понимания психологии человека, а также других социальных феноменов, обусловливающих поведение индивида в процессе поиска себя и своего счастья. |