Главная страница
Навигация по странице:

  • Конец ознакомительного фрагмента.

  • 5ннн. Метро Дмитрий Глуховский Метро 2033 аст 2005


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеМетро Дмитрий Глуховский Метро 2033 аст 2005
    Дата09.09.2022
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла128391.a4.pdf
    ТипДокументы
    #669070
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Глава 6
    Право сильного
    Потолок был так сильно закопчен, что от некогда покрывавшей его побелки уже не оста- лось ни следа. Артем тупо смотрел на него, не понимая, где же находится.
    – Проснулся? – услышал он знакомый голос, заставляя рассыпавшуюся мозаику мыслей и событий выстроиться в картину вчерашнего (вчерашнего ли?) дня. Все это казалось сейчас таким нереальным. Непрозрачная, как туман, стена сна отделяла действительность от воспо- минаний.
    Стоит заснуть и проснуться, как яркость пережитого стремительно меркнет, и, вспо- миная, трудно уже отличить фантазии от подлинных происшествий, которые становятся такими же блеклыми, как сны, как мысли о будущем или возможном прошлом.
    – Добрый вечер, – приветствовал Артема тот, кто нашел его. Он сидел по другую сторону костра, Артем видел своего проводника сквозь пламя, и от этого его лицо приобретало вид загадочный и даже мистический. – Теперь, пожалуй, мы с тобой можем представиться друг другу. У меня есть обычное имя, похожее на те имена, которые окружают тебя в этой жизни.
    Оно слишком длинно и ничего обо мне не говорит. Но я – последнее воплощение Чингис Хана,
    и поэтому можешь звать меня Хан. Это короче.
    – Чингис Хана? – недоверчиво посмотрел Артем на своего собеседника, отчего-то больше всего удивляясь тому, что тот отрекомендовался именно последним воплощением,
    хотя в реинкарнацию он вообще-то не верил.
    – Друг мой! – оскорбленно возразил Хан. – Не стоит с таким явным подозрением изучать разрез моих глаз и манеру поведения. С тех пор у меня было немало иных, более приличных воплощений. Но все же Чингис Хан остается самой значительной вехой на моем пути, хотя как раз из этой жизни, к своему глубочайшему сожалению, я не помню ровным счетом ничего.
    – А почему Хан, а не Чингиз? – не сдавался Артем. – Хан ведь даже не фамилия, а род деятельности, если я правильно помню.
    – Навевает ненужные ассоциации, не говоря уже об Айтматове, – нехотя и непонятно пояснил собеседник, – и, между прочим, я не считаю своим долгом давать отчет об истоках своего имени кому бы то ни было. Как зовут тебя?
    – Меня – Артем, и я не знаю, кем я был в прошлой жизни. Может, раньше мое имя тоже было позвучнее, – сказал Артем.
    – Очень приятно, – сказал Хан, очевидно, вполне удовлетворенный и этим. – Надеюсь,
    ты разделишь со мной мою скромную трапезу, – прибавил он, поднимаясь и вешая над костром битый железный чайник вроде того, что был на ВДНХ в северном дозоре.
    Артем суетливо поднялся, запустил руку в свой рюкзак и вытащил оттуда батон колбасы,
    прихваченный в путь еще с ВДНХ. Перочинным ножом он настрогал несколько кусочков и раз- ложил их на чистой тряпице, которая тоже имелась у него в рюкзаке.
    – Вот, – пододвинул он колбасу новому знакомому, – к чаю.
    Чай у Хана был все тот же, родной, с ВДНХ, Артем его сразу узнал. Потягивая напи- ток из металлической эмалированной кружки, он молча вспоминал события прошедшего дня.
    Хозяин, очевидно, тоже думал о чем-то своем и не тревожил его пока.
    Безумие, хлещущее в мир из лопнувших труб, оказывало разное воздействие на всех.
    И если Артем воспринимал его просто как шум, который глушил, не давал сосредоточиться,
    убивал мысли, но щадил сам разум, то Бурбон просто не выдержал такой мощной атаки и погиб. Того, что этот шум может убивать, Артем не ожидал, иначе он не согласился бы сту- пить и шагу в черный туннель между Проспектом Мира и Сухаревской.

    Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
    73
    На этот раз шум подкрался незаметно, сначала притупляя чувства, – Артем теперь был уверен, что все обычные звуки оказались им заглушены, хотя его самого до поры нельзя было услышать, – потом замораживая поток мыслей так, что те загустевали, останавливались и покрывались инеем бессилия, и, наконец, нанося последний сокрушительный удар.
    И как он сразу не заметил, что Бурбон вдруг заговорил языком, которого не смог бы вос- произвести, даже начитавшись апокалиптических пророчеств? Они с Бурбоном продвигались все глубже, словно зачарованные, и наступило чудное такое опьянение, а вот чувства опасности не было, и сам Артем думал о какой-то ерунде, о том, что нельзя замолкать, что надо говорить,
    но попытаться осознать, что же с ними происходит, в голову отчего-то не приходило, что-то мешало…
    Все произошедшее хотелось выкинуть из сознания, забыть, оно было недоступным для понимания, ведь за все годы, прожитые на ВДНХ, о подобном ему приходилось разве только слышать, и проще было верить, что такого не может происходить в этом мире, что этому в нем просто нет места. Артем потряс головой и снова огляделся по сторонам.
    Вокруг стоял все тот же душный сумрак. Артему подумалось, что здесь никогда не бывает светло, может стать только темнее, если закончится запас топлива для костра, завезенного сюда какими-то караванами. Часы над входом в туннели давным-давно погасли, на этой станции не было руководства, некому было заботиться о них, и Артем подумал, почему Хан сказал ему
    «добрый вечер», хотя, по его расчетам, должно было быть утро или полдень.
    – Разве сейчас вечер? – недоуменно спросил он у Хана.
    – У меня – вечер, – задумчиво ответил тот.
    – Что вы имеете в виду? – не понял Артем.
    – Видишь ли, Артем, ты, видимо, родом со станции, где часы исправны и все с благого- вением смотрят на них, сверяя время на своих наручных часах с красными цифрами над вхо- дом в туннели. У вас время одно на всех, как и свет. Здесь все наоборот: никому нет дела до других. Никому не нужно обеспечивать светом всех, кого сюда занесло. Подойди к людям и предложи им это – твоя идея покажется им абсурдной. Каждый, кому нужен свет, должен принести его сюда с собой. То же и со временем: каждый, кто нуждается во времени, боясь хаоса, приносит сюда свое время. Оно здесь у каждого – собственное, и у всех оно разное,
    в зависимости от того, кто когда сбился со счета, но все одинаково правы, и каждый верит в свое время, подчиняет свою жизнь его ритмам. У меня сейчас – вечер, у тебя – утро, ну и что?
    Такие, как ты, хранят в своих странствиях часы так же бережно, как древние люди берегли тлеющий уголек в обожженном черепке, надеясь воскресить из него огонь. Но есть и другие:
    они потеряли, а может, выбросили свой уголек. Ты знаешь, в метро ведь, в сущности, всегда ночь, поэтому время здесь не имеет смысла, если за ним тщательно не следить. Разбей свои часы, и ты увидишь, во что превратится время, это очень любопытно. Оно изменится, и ты его больше не узнаешь. Оно перестанет быть раздробленным, разбитым на отрезки, часы, минуты,
    секунды. Время как ртуть: раздробишь его, а оно тут же срастется, вновь обретет целостность и неопределенность. Люди приручили его, посадили на цепочки карманных часов и секундо- меров, и для тех, кто держит его на цепи, оно течет одинаково. Но попробуй, освободи его –
    и ты увидишь: для разных людей оно течет по-разному, для кого-то медленно и тягуче, отсчи- тываемое выкуренными сигаретами, вдохами и выдохами, а для кого-то мчится, и измерить его можно только прожитыми жизнями. Ты думаешь, сейчас утро? Есть определенная вероят- ность того, что ты прав: приблизительно одна четвертая. Тем не менее, это утро не имеет ника- кого смысла, ведь оно там, на поверхности, где больше нет жизни. Во всяком случае, людей там больше не осталось. Имеет ли значение, что происходит наверху, для тех, кто никогда там не бывает? Нет. Поэтому я и говорю тебе «добрый вечер», а ты, если хочешь, можешь отве- тить мне «доброе утро». Что же до самой станции, у нее и вовсе нет никакого времени, кроме,

    Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
    74
    пожалуй, одного, и престранного: сейчас четыреста девятнадцать дней, и отсчет идет в обрат- ную сторону.
    Он замолчал, потягивая горячий чай, а Артему стало смешно, когда он вспомнил,
    что на ВДНХ станционные часы почитались как святыня, и любой сбой сразу навлекал на попавшихся под горячую руку обвинения в диверсии и саботаже. Вот удивилось бы началь- ство, узнав, что никакого времени больше нет, что пропал сам смысл его существования! Рас- сказанное Ханом вдруг напомнило Артему одну смешную вещь, которой он не раз удивлялся,
    когда подрос.
    – Говорят, раньше, еще когда ходили поезда, в вагонах объявляли: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция такая-то, платформа с правой или с левой стороны», – ска- зал он. – Это правда?
    – Тебе это кажется странным? – поднял брови его собеседник.
    – Но как можно определить, с какой стороны платформа? Если я иду с юга на север, плат- форма справа, но если я иду с севера на юг, она слева. А сиденья в поезде вообще стояли вдоль стен, если я правильно понимаю. Так что для пассажиров это платформа впереди, или плат- форма сзади, причем ровно для половины – так, а для другой половины – точно наоборот.
    – Ты прав, – уважительно отозвался Хан. – Фактически машинисты говорили только от своего имени, они-то ехали в кабине впереди, и для них право было абсолютное право,
    а лево – абсолютное лево. Но они ведь это и так знали, и говорили, в сущности, сами себе.
    Поэтому, в принципе, они могли бы и молчать. Но я слышал эти слова с детства, я так привык к ним, что они никогда не заставляли меня задуматься.
    – Ты обещал рассказать мне, что случилось с твоим товарищем, – напомнил он Артему через некоторое время.
    Артем помешкал немного, сомневаясь, можно ли рассказывать этому человеку о загадоч- ных обстоятельствах гибели Бурбона, о шуме, дважды слышанном им за последние сутки, о его губительном влиянии на человеческий рассудок, о своих переживаниях и мыслях, когда ему удалось подслушать мелодию туннеля, – и решил, что если и стоит кому-то поведать о таких вещах, то только человеку, который искренне полагает себя последним воплощением Чингис
    Хана и считает, что времени больше нет. Тогда он сбивчиво, волнуясь, не соблюдая последо- вательности событий, стараясь передать больше оттенки своих ощущений, чем факты, стал излагать свои злоключения.
    – Это – голоса мертвых, – тихо промолвил Хан после того, как он завершил свое повест- вование.
    – Что? – спросил Артем потрясенно.
    – Ты слышал голоса мертвых. Ты говорил, вначале это было похоже на шепот или на шелест? Да, это они.
    – Каких мертвых? – никак не мог сообразить Артем.
    – Всех тех людей, что погибли в метро с самого начала. Это, собственно, объясняет и то, почему я – последнее воплощение Чингис Хана. Больше воплощений не будет. Всему пришел конец, мой друг. Я не знаю точно, как это получилось, но на этот раз человечество перестаралось. Больше нет ни рая, ни ада. Нет больше чистилища. После того, как душа отле- тает от тела, – я надеюсь, хотя бы в бессмертную душу ты веришь? – ей нет больше прибе- жища. Сколько мегатонн, беватонн нужно, чтобы рассеять ноосферу? Ведь она была так же реальна, как этот чайник. Как бы то ни было, мы не поскупились. Мы уничтожили и рай и ад.
    Нам довелось жить в очень странном мире, в мире, в котором после смерти душе предстоит остаться точно там же. Ты понимаешь меня? Ты умрешь, но твоя измученная душа больше не перевоплотится, а поскольку нет больше рая, для нее не наступит успокоение и отдохнове- ние. Она обречена остаться там же, где ты прожил всю свою жизнь, – в метро. Может, я не могу дать тебе точного теософского объяснения того, почему так выходит, но я точно знаю: в нашем

    Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
    75
    мире после смерти душа останется в метро… Она будет метаться под сводами этих подземе- лий, в туннелях, до скончания времен, ведь ей некуда больше стремиться. Метро объединяет в себе материальную жизнь и обе ипостаси загробной. Теперь и Эдем, и Преисподняя нахо- дятся здесь же. Мы живем среди душ умерших, они окружают нас плотным кольцом – все те, кто был задавлен поездом, застрелен, задушен, сожран чудовищами, сгорел, погиб такой странной смертью, о которой никто из живущих не знает ничего и никогда не сможет даже такое вообразить. Я давно уже бился над тем, куда они уходят, почему их присутствие не ощу- щается каждый день, почему не чувствуется все время легкий холодный взгляд из темноты…
    Тебе знаком страх туннеля? Я думал раньше, что это мертвые слепо бредут за нами по тунне- лям, шаг за шагом, тая во тьме, как только мы оборачиваемся. Глаза бесполезны, ими не раз- личить умершего, но мурашки, пробегающие по спине, волосы, встающие дыбом, озноб, бью- щий наши тела, свидетельствуют о незримом преследовании. Так я думал раньше. Но после твоего рассказа многое прояснилось для меня. Неведомыми путями они попадают в трубы,
    в коммуникации… Когда-то давно, до того, как родился мой отец и даже дед, по мертвому городу, который лежит сверху, протекала речушка. Люди, жившие тогда в нем, сумели сковать эту реку и направить ее по трубам под землей, где она, наверное, течет и по сей день. Похоже,
    что на этот раз кто-то заточил в трубы саму Лету, реку смерти… Твой товарищ говорил не сво- ими словами, да это и был не он. Это были голоса мертвых, он услышал их в голове и повторял,
    а потом они увлекли его за собой.
    Артем уставился на собеседника и не мог отвести взгляда от его лица на протяжении всего рассказа. По лицу Хана пробегали неясные тени, его глаза словно вспыхивали адским огнем… К концу повествования Артем был почти уже уверен, что Хан безумен, что голоса в трубах, наверное, нашептали что-то и ему. И хотя Хан спас его от смерти и так гостеприимно принял его, оставаться с ним надолго оказывалось неуютно и неприятно. Надо было думать о том, как пробираться дальше, через самый зловещий из всех туннелей метро, о которых ему приходилось слышать до сих пор, – от Сухаревской к Тургеневской и дальше.
    – Так что тебе придется извинить меня за мой маленький обман, – после небольшой паузы прибавил Хан. – Душа твоего друга не вознеслась к Создателю, не перевоплотилась и не восстала в иной форме. Она присоединилась к тем несчастным, в трубах.
    Эти слова напомнили Артему, что он собирался вернуться за телом Бурбона, чтобы при- нести его на станцию. Бурбон говорил, что здесь у него есть друзья, которые должны были вернуть Артема обратно в случае успешного похода. Это напомнило ему о рюкзаке, который
    Артем так и не раскрывал и в котором, кроме обойм к автомату Бурбона, могло обнаружиться еще что-нибудь полезное. Но хозяйничать в нем было как-то боязно, в голову лезли всяческие суеверия, и Артем решился только приоткрыть рюкзак и заглянуть в него, стараясь не трогать там ничего и тем более не ворошить.
    – Ты можешь не бояться его, – будто чувствуя его колебания, неожиданно успокоил
    Артема Хан. – Эта вещь теперь твоя.
    – По-моему, то, что вы сделали, называется мародерством, – тихо сказал Артем.
    – Ты можешь не бояться мести, он больше не перевоплотится, – сказал Хан, отвечая не на то, что Артем произнес вслух, а на то, что металось у него в голове. – Я думаю, что,
    попадая в эти трубы, умершие теряют себя, они становятся частью целого, их воля растворяется в воле остальных, а разум иссыхает. Он больше не личность. А если ты боишься не мертвых,
    а живых… Что ж, вынеси этот мешок на середину станции и вывали его содержимое на землю.
    Тогда тебя никто не обвинит в воровстве, твоя совесть будет чиста. Но ты пытался спасти этого человека, и он был бы тебе благодарен за это. Считай, что этот мешок – его плата тебе за то,
    что ты сделал.
    Он говорил так авторитетно и убежденно, что Артем осмелился запустить руку в мешок и принялся вытаскивать и раскладывать на брезенте в свете костра содержимое. Там нашлись

    Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
    76
    еще четыре обоймы к автомату Бурбона, вдобавок к тем двум, что он снял, отдавая ору- жие Артему. Удивительно было, зачем челноку, за которого Артем принял Бурбона, такой внушительный арсенал. Пять из найденных магазинов Артем аккуратно обернул в тряпицу и убрал в свой рюкзак, а один вставил в укороченный Калашников. Оружие было в отличном состоянии: тщательно смазанное и ухоженное, оно отливало вороненой сталью и заворажи- вало. Затвор двигался плавно, издавая в конце глухой щелчок, предохранитель переключался между режимами огня чуть туговато – все это говорило о том, что автомат был практически новым. Рукоять удобно ложилась в ладонь, цевье было хорошо отполировано. От этого оружия исходило ощущение надежности, оно вселяло спокойствие и уверенность в себе. Артем сразу решил, что если и оставит себе что-нибудь из имущества Бурбона, то это будет именно автомат.
    Обещанных магазинов с патронами калибра 7.62, под свою старую «мотыгу», он так и не нашел. Непонятно было, как Бурбон собирался с ним расплачиваться. Размышляя об этом,
    Артем пришел к выводу, что тот, может, и не собирался ничего ему отдавать, а, миновав опас- ный участок, шлепнул бы его выстрелом в затылок, скинул бы в шахту и не вспомнил бы о нем больше никогда. И если бы кто-нибудь спросил его о том, куда делся Артем, оправданий нашлось бы множество: мало ли что может случиться в метро, а пацан, мол, сам согласился.
    Кроме разного тряпья, карты метро, испещренной понятными только ее погибшему хозя- ину пометками, и граммов ста дури, на дне рюкзака обнаружилась несколько кусков копченого мяса, завернутых в полиэтиленовые пакеты, и записная книжка. Книжку Артем читать не стал,
    а в остальном содержимом рюкзака разочаровался. В глубине души он надеялся отыскать нечто таинственное, может, драгоценное, из-за чего Бурбон так хотел прорваться через тун- нель к Сухаревской. Про себя он решил, что Бурбон – курьер, может, контрабандист или кто- нибудь в этом роде. Это, по крайней мере, объясняло его решимость пробраться через чертов туннель любой ценой и готовность раскошелиться. Но после того как из мешка была извлечена последняя пара сменного белья и на дне, сколько Артем ни светил, не обнаруживалось больше ничего, кроме старых черствых крошек, стало ясно, что причина его настойчивости была иной.
    Артем долго еще ломал себе голову, что именно понадобилось Бурбону за Сухаревской, но так и не смог придумать ничего правдоподобного.
    Догадки скоро были вытеснены мыслью о том, что он так и бросил несчастного посреди туннеля, оставил крысам, хотя собирался вернуться, чтобы сделать что-нибудь с телом. Правда,
    он довольно смутно представлял, как именно отдать челноку последние почести и как посту- пить с трупом. Сжечь его? Но для этого нужно порядочно нервов, а удушливый дым и смрад паленого мяса и горящих волос наверняка просочится на станцию, и тогда неприятностей не избежать. Тащить же тело на станцию тяжело и страшно, потому что одно дело – тянуть за запястья человека, надеясь, что он жив и отпугивая липкие мысли о том, что он не дышит и у него не прослушивается пульс, и совсем другое – взять за руку заведомого мертвеца. И что потом? Так же, как Бурбон солгал по поводу оплаты, он мог соврать и про друзей на станции,
    ждущих его здесь. Тогда Артем, притащивший сюда тело, оказался бы в еще худшем положе- нии.
    – А как вы поступаете здесь с теми, кто умирает? – спросил Артем у Хана после долгого раздумья.
    – Что ты имеешь в виду, друг мой? – вопросом на вопрос отозвался тот. – Говоришь ли ты о душах усопших или об их бренных телах?
    – Я про трупы, – буркнул Артем, которому эта галиматья с загробной жизнью начала уже порядком надоедать.
    – От Проспекта Мира к Сухаревской ведут два туннеля, – сказал Хан, и Артем сооб- разил: верно, поезда ведь шли в двух направлениях, и всегда надо было два туннеля… Так отчего же Бурбон, зная о втором туннеле, предпочел идти навстречу своей судьбе? Неужели в другом пути скрывалась еще большая опасность? – Но пройти можно только по одному, –

    Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
    77
    продолжил его собеседник, – потому что во втором туннеле, ближе к нашей станции, просела земля, пол обвалился, и теперь там что-то вроде глубокого оврага, куда, по местному преда- нию, упал целый поезд. Если стоишь на одном краю этого оврага, не важно, с какой стороны,
    другого конца не видно, и свет даже очень сильного фонаря до дна не достает. Поэтому всякие болваны болтают, что здесь у нас бездонная пропасть. Этот овраг – наше кладбище. Туда мы отправляем трупы, как ты их называешь.
    Артему стало нехорошо, когда он представил себе, что ему придется возвращаться на то место, где его подобрал Хан, тащить назад полуобглоданное крысами тело Бурбона, нести его через станцию и потом до оврага во втором туннеле. Он попытался убедить себя, что скинуть мертвеца в овраг, в сущности, то же самое, что бросить его в туннеле, потому что погребе- нием это назвать никак нельзя. Но в тот момент, когда он почти уже поверил, что оставить все как есть было бы наилучшим выходом из положения, перед глазами с потрясающей отчетли- востью встало лицо Бурбона в тот момент, когда он произнес: «Я умер», так что Артема прямо бросило в пот. Он с трудом поднялся, повесил на плечо свой новый автомат и выговорил:
    – Тогда я пошел. Я обещал ему. Мы с ним договаривались. Мне надо, – и на негнущихся ногах зашагал по залу к чугунной лесенке, спускавшейся с платформы на пути у входа в тун- нель.
    Фонарь пришлось зажечь еще до спуска. Прогремев по ступеням, Артем замер на мгно- вение, не решаясь ступить дальше. В лицо дохнуло тяжелым, отдающим гнилью воздухом,
    и на мгновение мышцы отказались повиноваться, как он ни старался заставить себя сделать следующий шаг. И когда, преодолев страх и отвращение, Артем наконец пошел, ему на плечо легла тяжелая ладонь. От неожиданности он вскрикнул и резко обернулся, чувствуя, как сжи- мается что-то внутри, понимая, что он уже не успеет сорвать с плеча автомат, ничего не успеет…
    Но это был Хан.
    – Не бойся, – успокаивающе сказал он Артему. – Я испытывал тебя. Тебе не надо туда идти. Там больше нет тела твоего товарища.
    Артем непонимающе уставился на него.
    – Пока ты спал, я совершил погребальный обряд. Тебе незачем идти туда. Туннель пуст, –
    и, повернувшись к Артему спиной, Хан побрел обратно к аркам.

    Д. А. Глуховский. «Метро 2033»
    78
    Конец ознакомительного фрагмента.
    Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
    Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
    Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal,
    WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам спо- собом.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта