Главная страница

Философия задание 1. Мифология особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности основной метод общиннородового мышления


Скачать 21.31 Kb.
НазваниеМифология особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности основной метод общиннородового мышления
Дата21.01.2023
Размер21.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия задание 1.docx
ТипДокументы
#896817

Вариант 2.

1. Филосо́фия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Мифоло́гия — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления; древнейший способ конципирования окружающей действительности и человеческой сущности.

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа.

2. Путь от мифа к Логосу — это движение от мифа к философии. Постепенно в сознании философии сложилось представление о том, что в мире нет неподвижности и покоя, напротив, все движется, течет, изменяется.

Философия буквально означает «любовь к мудрости». Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Мифология

Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы - эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Религия

Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.

Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно.

Позднее формируется образ единого Бога - высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.

Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.

Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.



Общие черты философии и науки

Отличия философии от науки

1

Как для философии, так и для науки характерно стремление к познанию окружающего мира и человека

Философия личностна, а наука объективна; личность учёного не сказывается на результатах его деятельности; мировоззрение философа

влияет на его философские идеи.

2

В философии и науке

необходимо рациональное,

логическое обоснование

Поскольку философия признаётся

наукой о наиболее общих

законах бытия и мышления, она

не относится ни к естественным,

ни к гуманитарным

дисциплинам. Она исследует то,

что объединяет объекты,

изучаемые этими видами наук

В отличие от науки философия не

сводится исключительно к знанию, одни

знания не создают философов.


3

и философии, и наука получают новое знание путем проблематизации действительности

В науке - общезначимость результатов;

при свойственном философии

личностном подходе не может быть

ничего общего для всех без исключения

4

Философия и Наука - две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире

В науке явственно заметен прогресс в

накоплении знаний и решении проблем.

Проблемы же философии вечны, каждый

начинает решать их заново

5

Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений.

Философия может говорить о вещах как таковых, об их существовании, а наука говорит только о закономерностях, в соответствии с которыми проявляются частные свойства вещей, поэтому она не ставит вопрос ни о том, что такое вещь сама по себе, ни о том, существует ли она

6

Стремятся к выработке рационального знания

Истинность философского знания основывается на личном жизненном опыте
3.


написать администратору сайта