Главная страница

Миграция еврейской диаспоры. Миграция еврейской диаспоры


Скачать 25.13 Kb.
НазваниеМиграция еврейской диаспоры
Дата04.11.2022
Размер25.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМиграция еврейской диаспоры.docx
ТипДокументы
#769722

Миграция еврейской диаспоры
Слайд 2.
 Еврейская история сложилось так, что лишившись своего государства два  тысячелетия тому, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел этот процесс расселения   в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением народа".

Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и с  экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие миграции мировая еврейская диаспора  представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец - Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Наличие  миграционных процессов приводили к падениям и росту центров еврейской диаспоры.  Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах как, например, в Александрии, Вавилоне.

 История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживаются в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например сефардов и ашкеназов в Нидерландах в 17 столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.  

Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от  взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих  поколений.   


                

Слайд 3.

Миграции, в первую очередь, из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская история не является исключением, хотя в христианской традиции глубоко укоренилась в виде антисемитских предрассудков идея вечного странствия евреев по земле до Второго пришествия Христа. 

Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между  1450-ми годами и нынешним  временем (приведенное ниже разделение на периоды согласно статье: " Jewish migration, tobias brinkmann") :

1492-1789 годы - изгнание из Испании и рост диаспоры в   Восточной           Европе; 

1789-1914 годы - массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;

20 столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского гоаударства и массовая репатриация в Израиль.

Уже в десятом - одиннадцатом  столетиях существовали три независимых и очень разных по культуре центров в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его роли был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С  середины пятнадцатого века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше и больше евреев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых крещеных евреев - маранов продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из

Испании, Сицилии и юга Италии.  Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.

В Центральной Европе, во втором центре диаспоры, широко рассредоточенном на большой территории, - проживали  ашкеназийские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания из большинства территорий на западе континента в тринадцатом и четырнадцатом веках, евреи в 15 столетии проживали во многих частях Священной Римской империи. 

Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских и портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где они расселилась в течение нескольких поколений  вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней сегодняшней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких как Салоники,  они представляли собой значительную часть населения.   Часть сефардов оказалась  в Турции. Мусульманские правители обложили евреев  более высоким  налоговым  бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.  

Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназийские евреи постепенно из Центральной Европы в пятнадцатом и шестнадцатом веках переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города  (местечки) на территории современной  Латвии,  Литвы,  Белоруссии,  Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.

Создание гетто в цветущей торговой республике - Венеции в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После произвольных гонений и изгнаний  гетто, как и местечки в Восточной Европе,  стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназийской диаспоры. 

Позднее возникли еще два центра - в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце шестнадцатого века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей  Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке.  В 1654 году 23 сефардских евреев  прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года - Нью-Йорк), где они получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В семнадцатом веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет. 

Образованный ашкеназийский центр в Восточной Европе переживал в шестнадцатом и семнадцатом столетиях фазу расцвета в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад - регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназийского еврейства.  
  Фаза относительной  политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году,  сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса семнадцатого века на западе Украины возник хасидизм, он стал ответом в середине восемнадцатого века на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети восемнадцатого века Польша утратила свою политическую независимость, и ее еврейское население оказалось разделенным между  Пруссией, Австрией и Россией.  

1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли евреям  новые возможности, но представляли и угрозу еврейским общинам  в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году число евреев в различных регионах Российской и в Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейского населения. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало  около 450 тысяч евреев - их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце восемнадцатого века.  До начала 19 столетия ограничения возможностей миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких как в Амстердаме, ростом  расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет. 
Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети 19 века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии   ухудшилось - неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающими аргументами для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже  к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция из Восточной Европы стала глобальным движением, с 1881 до 1914 года, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли были из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США.

Слайд 4.

За 19 столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия еврейского народа - более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них было ашкеназами.  На протяжении всего XIX и первой трети XX века, вплоть до начала фашистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.

Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие  сети железных дорог и морского транспорта обеспечило, начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку.  Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех  недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли  начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии нарушила не только баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой  быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.

Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.  
  В Первой мировой  войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915 - 1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч восточных евреев потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты.  За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.

Несмотря на это,  в Нью-Йорке и  Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более одного миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира.  Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись  после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.  
  Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.
   Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и иммигрантов.
Слайд 5.

    В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Шанхай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине. 
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов – из них примерно 14 миллионов составили  ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти.  В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.   

Слайд 6.

   После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери своего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, СудетскоЙ области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена. 
     Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев,  практически не дала  результата, ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев. 
Слайд 7.

Начало войны усугубило ситуацию.  В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию из территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками  и местными коллаборационистам уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого, было принят план «окончательного решения» еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти по всей Европе представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа полностью уничтожила всего за четыре года главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном, из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) спаслась, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году. 
Слайд 8.

После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой войны, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине, англичане ставили непреодолимые препоны эмиграции евреев. 

Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении эмиграции в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства  в Израиле, продолжающихся до  настоящего времени. После войны алия шла из двух основных центров: из британских лагерей на острове Кипр, куда направлялись беженцы из Европы, уцелевшие в Катастрофе. а также  евреев из стран арабского Востока. В основном, эмиграция шла из трёх самых больших общин: Ирака, Йемена и Марокко, приведшие к полному исчезновению под воздействием насилия многовековых еврейских центров в Северной Африке  и регионе Восточного Средиземноморья. Большие группы евреев прибывали также из Румынии и Польши. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680.000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза.  Изначально были отпущены в небольшом количестве преследуемые политически отказники, затем после распада Советского Союза в 1991 году экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну миграции. До конца 70-х годов в страну прибыло 140.000 новых  репатриантов. На конец 1980-х и начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му году в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из  бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.  
Слайд 9.

Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских иммигрантов в Европу - таковы наиболее зримые изменения самого последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов.  Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины - ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.
 Тем не менее, наличие центров диаспоры является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля со окружающим миром… 

Слайд 10.

Спасибо за внимание!


написать администратору сайта