Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ на простую 3х частную форму А.А .Пярт «Богородице дево радуйся»

  • II Литературный текст Текст представляет собой молитву, которая обращена к Богородице:Богородице Дево, радуйся

  • III Музыкально-теоретический анализ Жанр

  • Метроритмические особенности

  • Форма

  • Тональная характеристика

  • Вокально-хоровой анализ

  • Анализ на простую 3х частную форму А.А.Пярт «Богородице дево радуйся». Анализ на простую 3х частную форму Пярт. Министерство культуры и спорта республики казахстан


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеМинистерство культуры и спорта республики казахстан
    АнкорАнализ на простую 3х частную форму А.А.Пярт «Богородице дево радуйся
    Дата04.12.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнализ на простую 3х частную форму Пярт.docx
    ТипАнализ
    #827108

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    Казахская национальная консерватория имени Курмангазы


    Анализ на простую

    3х частную форму

    А.А.Пярт «Богородице дево радуйся»
    Работа студентки III курса

    Дреевой Алевтины

    Класс преподавателя: Макеева Б.М.

    Алматы 2022 г.

    I Композитор


    Родился в городе Пайде 11 сентября 1935 года. Окончил Таллинское музыкальное училище. В 1963 году окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера. В 1950-х годах Пярт завершил свою первую вокальную композицию, кантату Meie aed («Наш сад») для детского хора и оркестра. С 1957 по 1967 год работал звукорежиссером эстонского общественного радио Eesti Rahvusringhääling. С 1962 писал саундтреки для кинофильмов и мультфильмов.

    «Некролог» для оркестра (1960), сочинённый в серийной технике, вызвал общественный скандал, спровоцировавший обвинения Тихоном Хренниковым в «восприимчивости к иностранным влияниям» Однако девять месяцев спустя Пярт получил первую премию в конкурсе из 1200 произведений, устроенном Всесоюзным обществом композиторов.

    Начиная с 1964 года Пярт написал ряд произведений с использованием техники коллажа — Коллаж на тему B-A-C-H (1964), Pro et contra (1966), Симфония № 2 (1966), Credo (1968). В них композитор соединяет две противоречивые идеи: современные авангардные техники и цитаты из Баха. Премьера написанного на литургический текст Credo вызвала большой скандал в политбюро Эстонии. Некоторые работники Эстонской филармонии, допустившие исполнение этого произведения без одобрения Союза Композиторов, были уволены. В 1970-х гг. принял православное крещение (крещён под именем Арефа).

    После «Credo» Пярт приостановил композиторскую работу. В поисках собственного стиля изучал старинную (преимущественно католическую) музыку — cantus planus, технику средневековой изоритмии и ренессансного фобурдона, франко-фламандскую полифонию, что нашло отражение в ряде сочинений. В 1976 году вернулся к активной творческой деятельности. Благодаря еврейскому происхождению жены в 1980 году Пярт с семьёй эмигрировал из СССР по израильской визе. Жил сначала в Вене, где подписал договор с крупным нотным издательством «Universal Edition», в 1981 переехал в Берлин. С 2010 постоянно живёт в Эстонии.

    За своё творчество композитор удостоен (негосударственных) наград и почётных званий.

    - Доктор honoris causa Музыкальной академии Таллина (1990) и университета Тарту (1998).

    - Почётный член Королевской шведской музыкальной академии (1991).

    - Почётный член Американской академии искусств и литературы (1996).

    - Лауреат датской музыкальной премии Леони Соннинг (Копенгаген, 2008).

    - Почётный доктор музыки Сент-Эндрюсского университета (2010) и Оксфорда (2016).

    - Консультант Папского совета по культуре (2011).

    В сентябре 2013 Арво Пярт стал членом Ордена святого апостола Андрея после того, как Патриархом Константинопольским Варфоломеем ему был присвоен титул архонта.

    Арво Пярт – один из самых значимых музыкантов XX века. Живая легенда, культовый композитор для нескольких поколений, выдающийся мыслитель и философ от мира музыки. На протяжении долгой творческой карьеры Пярт склонялся к разным музыкальным течениям, идеологиям, но до конца не разделил ни одно из них. Ближе всего он был к минимализму, но его минимализм – это не аскетичные арт-манифесты американских или немецких композиторов. В музыке Арво Пярта много духовного, человеческого. Оттого ее называют сакральным минимализмом.

    Иногда в отношении творчества эстонского композитора критики применяют термины вроде «новая простота» или «новая благозвучная музыка». «Простой» в музыке Арво Пярта принято считать гармонию, которая опирается на трезвучие, мягкие призвуки и ритм, построенный на паттернах, словно из мира современного техно. Сам композитор всегда был сторонником придуманного им же стиля tintinnabuli, что в переводе с эстонского означает «колокольчики». Арво Пярт в шутку называл это звучание «сознательным возвращением к бедности». Tintinnabuli – минимализм, с чутким вниманием к природе каждого отдельного интервала и звука. Еще до переезда в Берлин в 80-х годах он увлекался церковной и средневековой музыкой. Это стало одной из тем общения Пярта с его другом, советским режиссером Андреем

    Тарковским.
    Позже композитор посвятил его памяти альбом “Arbos” (1987). МногоArbos” (1987). Много лет спустя судьба свела маэстро с главным последователем Тарковского – Андреем Звягинцевым. Арво Пярт написал музыку к его фильму «Изгнание». В качестве кинокомпозитора он также сотрудничал с Франсуа Озоном и Паоло Соррентино. Шурин Арво Пярта, режиссер Дориан Супин, снял о нем серию из четырех документальных фильмов, выходивших на протяжении 25 лет.

    II Литературный текст

    Текст представляет собой молитву, которая обращена к Богородице:

    Богородице Дево, радуйся,

    Благодатная Марие, Господь с Тобою,

    Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,

    яко Спаса родила еси душ наших

    Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избрана она между женами, и от нее воплотится Сын Божий. Ангел сказал ей такие слова: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших!»

    Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Именно эту молитву о Богородице воплощает Арво Пярт. Это музыкальное прочтение молитвы.

    Выразительное интонационное и нюансовое выделение обращения к Богородице и Деве Марии придает мелодии светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом. Сам композитор всегда был сторонником придуманного им же стиля tintinnabuli, что в переводе с эстонского означает «колокольчики». Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы.

    III Музыкально-теоретический анализ
    Жанр: хоровая миниатюра.

    Способ звуковедения: legato



    Метроритмические особенности: в связи с тем, что в произведении присутствует постоянная смена размера, возникают метроритмические сложности, т.к. нужно заранее представлять, каким образом нужно спеть и продирижировать разные такты.

    Форма: простая трехчастная. А+В+А1 (видоизмененная реприза).

    Музыкальный склад: смешанный.

    Ритм: сам ритм не сложный, но в сочетании с частой сменой размеров может создать некоторые сложности при исполнении.

    Темп: Allegro, в целом, произведение звучит скоро, но, в зависимости от размера, может сложиться впечатление о смене темпа. Это не совсем верно. Агогика: агогическое отклонение с 43 такта и до конца произведения.

    Размер: композитор использует переменный размер, это необходимо в связи с текстом. Распеваются слова «плод чрева твоего», «душ наших» 3/8, 2/8, 4/8, 4/4, 1/4, 5/4, 8/4. Это вынуждает дирижера быть предельно внимательным, т.к. смена размера влечет за собой ощущение смены темпа, что, в действительности, не так. Преобладают длительности четвертные и восьмые. Смена размера представляет огромную сложность. Для того, чтобы ритмически точно показать все доли и не потерять пульс, дирижёру необходимо первую долю каждого нового размера показывать чётко и ясно.

    Тональная характеристика: основная тональность произведения – A dur, но встречаются отклонения, например: f moll в 16 такте.



    Вокально-хоровой анализ: Тип хора : смешанный

    Вид хора : четырехголосный с divisi во всех голосах в 24-26 тактах.

    Тесситурные условия: удобные для всех партий.

    Способы дыхания: цепное на протяжении всего произведения.

    Звукоизвлечение:автор подразумевает «колокольчики», значит петь нужно легко, воздушно, но ярко и осмысленно. Выделять акценты с помощью подачи звука. Мужская партия должна быть звонкой.

    Атака звука:мягкая

    Ансамблевые трудности: секундовое соотношение между женскими партиями в репризе. Ритмический ансамбль предполагает единство ощущения и соблюдения хором долевой пульсации в быстрых темпах, а также внутридолевой пульсации, единство агогических изменений. Скачки в данном хоре могут стать интонационно сложным и трудным местом для исполнения, помешать голосам петь в тембровом единстве.

    Динамика:разнообразная, произведение начинается на легком mp, во второй части произведения, динамика уходит до p в женской партии и pp в мужской партии, разница в динамике обуславливается тем, что мужские голоса более тяжелые по своей природе и посему их нужно спеть как можно прозрачнее в художественном плане. Тем более, что басы вступают только во второй части, а именно в 16 такте. Задача басовой партии вступить аккуратно, но уверенно, чтобы не разрушить легкость светлого произведения.



    С 18 до 19 такта cresc до mf, а после этогоcrescдоf, в 22 такте. Далее динамика сохраняется до конца второй части.

    Динамика в 27 такте p sub, так как это варьированное повторение первой части произведения, которое наступает сразу после f, здесь композитор показывает яркую контрастность частей.


    IV Исполнительский анализ


    Произведение должно быть исполнено звонко и легко. Начало должно звучать полетно, далеко. Хор должен четко следовать динамическим оттенкам и руке дирижера, на f петь ярко, выраженно, но, не потерять четкости слов на sub p в репризе.

    Чувствовать смысл произведения, распевные слова петь, выделяя значимость.

    Репризная часть должна быть исполнена плотно, сосредоточенно, не теряя легкости произведения, но спокойно, т.к. смена динамики и успокоение, утверждение пропетых слов. Так же следить за темпом, не ускоряя и не замедляя его. Это произведение подразумевает строгое тембровое единство.

    V Трудности


    Дикционные:так как это духовное произведение, в котором используется церковнославянский язык, слова читаются иначе, по-духовному, например: благОслОви, бОгОрОдице, жЕна, и т.д. необходимо четко, но не утрируя произносить слова.

    Особенно на верхних нотах.

    Интонационные:важно сохранить тональность и не потерять высоту звучания, пение на одной ноте имеет тенденцию к занижению, всегда стремиться петь возвышенно. Все секунды (25 такт) петь осознанно, чисто.



    С 36 такта партии альтов нужно выраженно петь ноту «ре», так как она дает важную окраску аккорду.

    Акценты:очень важно верно спеть акцентированные ноты, (1-4, 8-11, 28, 30-31, 35,43 такты.) для отработки правильного дыхания на акцентах и правильного звукоизвлечения, необходимо подобрать упражнения.

    Дирижерские:четко соблюдать темп, быть крайне внимательным на смене размера, слышать правильное звучание аккорда и, в случае недостающего звена, исправлять ситуацию. Сохранить легкость и невесомость произведения наравне с его серьезностью, духовным исполнением, молитвенным исполнением. Немаловажными особенностями произведения являются многочисленные смены темпа и контрастная динамика. При каждой смене темпа дирижёр обязан предусмотреть заранее момент смены и дать приготовленный ауфтакт хору.

    Перед дирижером встают трудности точного выбора темпа. Темп, наряду с метроритмической стороной исполнения, является важным фактором создания и раскрытия музыкального образа, и особенно музыкальной формы в процессе исполнения. Ничто так не исказит замысел композитора как отсутствие верного темпа и ритма. Опытный дирижёр при работе над любым произведением в первую очередь смотрит на основной темп и на последующие его смены.

    VI План репетиционной работы


    Наиболее трудным в репетиционном процессе – это добиться нужного характера сочинения, раскрыть основную идею автора и передать нужное настроение. Выучить нотный текст и даже динамические нюансы и штрихи обычно не составляет особого труда, а вот сделать из набора нот музыкальное произведение и донести его до слушателя, как правило, является самой сложной задачей.

    1.Знакомство с нотным текстом, сольфеджирование. Можно отдельно по партиям.

    1. Пение на слоги «у», «ли», «ру» и др. целиком все произведение и по частям.

    2. Добиться строгой ритмической организации – единого темпа и ритма. Строговыдерживать все длительности. Для этого нужно пульсировать более мелкими длительностями (восьмыми). Можно чередовать: один такт с пульсацией, другой - без.

    3. Контролировать чистоту интонирования. Прослушать все интонационнотрудные аккорды. Проверить отдельно каждый голос и выявить трудные места.

    4. Добавить текст. Контролировать четкое произношение, единую артикуляцию.

    5. Добиться исполнения штрихов, динамики, цезур, доведения всех фраз доконца.

    6. Добиться единства формы, что так же является одной из самых сложныхзадач.

    7. Стилистически правильно передать настроение произведения. А такжевоплотить в жизнь основные идеи и замыслы композитора.

    Успех исполнения во многом зависит не только от дирижёра, но и от уровня технических возможностей хора и оркестра. Вот почему для дирижёра большое значение имеет анализ условий, в которых происходит практическая реализация его замысла и технических трудностей (вокальных, ансамблевых, интонационных, дирижёрских), возникающих в процессе работы над произведением.

    Все теоретические знания и навыки, которые дирижёр использует в работе над произведением, должны быть направлены на осуществление конечной цели: передачи характера и смысла, которые заключены в литературном и музыкальном тексте хора.

    Вывод:произведение может быть исполнено профессиональным смешанным хором, либо хорошо подготовленным самодеятельным хором. Исполнение учебным хором возможно, но потребуется упорная и долгая работа над звуковедением и художественным образом.



    написать администратору сайта