Главная страница
Навигация по странице:

  • удвоение

  • ТЕРЦОВЫЙ ТОН.

  • Не используются

  • Особенности использования трезвучия второй ступени и его обращений

  • СЕПТАККОРД ВТОРОЙ СТУПЕНИ.

  • Аккорды II ступени. Трезвучие ii ступени и его обращения


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеТрезвучие ii ступени и его обращения
    Дата27.11.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАккорды II ступени.docx
    ТипЛекции
    #815112

    Тема лекции:

    ТРЕЗВУЧИЕ II СТУПЕНИ И ЕГО ОБРАЩЕНИЯ

    Наибольшее распространение получил секстаккорд II ступени (II 6). Как и трезвучие (II-5-3), он относится к группе аккордов субдоминанты.

    В качестве субдоминантовой гармонии его часто можно встретить в произведениях многих композиторов.

    Для II 6 наиболее типично удвоение баса, т. е. терцового тона и лишь иногда в неммудваивается прима или квинта.

    Употреблять II6, как и другие аккорды субдоминантовой группы можно:

    1) после T53, T6, VI53, S53

    2) перед D53, D7, K64 в мелодическом положении примы и лишь изредка — в положении терции. В мелодическом положении квинты он никогда не используется, так как звучит плохо.

    Наиболее целесообразно использовать II6 в каденциях перед K64 или D:



    II6 выполнфет функцию субдоминанты, усиливая значение S функции.

    Субдоминантовость II6 подчеркивается удвоением в нем функционального баса (IV ступень лада),

    Еще раз отметим, что в II6 удваивается ТЕРЦОВЫЙ ТОН.

    В мажоре II6 звучит мягко, минорно.

    В миноре напряженно, резко (из-за входящего в него тритона).



    • S53 и II6 как аккорды одной функции нельзя брать через тактовую черту.

    Принадлежность этих аккордов к одной функции допускает их перемещение как при плавном движении, так и при скачках со сменой (при широких скачках) и без смены расположения (при узких скачках).

    • При соединениях S-II6, T-II6, II6-K64 между тенором и альтом могут возникнуть параллельные квинты. Они допускаются.

    Не используются соединения:

    II6 – S, II6 – VI, мало используется соединение II6 – T, так как такие последовательности звучат вяло.

    II6 используется чаще всего в кадансах, в середине музыкального построения.

    II53 применяется только в мажоре. Трезвучие второй ступени слабее II6, так как не имеет функциональной опоры в басу: в нем удваивается бас – II ступень лада.

    II53 также, как и II 6, звучит мягко, минорно. Использование его после VI53 создает некоторую переменность функций и особый натуральный колорит.

    Особенности использования трезвучия второй ступени и его обращений:

    • S – II – соединение гармоническое 2) В II6-II и II-II6 свободно применяется переход в другое расположение и скачки. Внимание к дублированию мелодии и баса – параллелизм октав.

    • II-D, II-K64 – соединения мелодические: бас движется вверх, остальные голоса вниз, навстречу басу.

    • Т-II – соединение только мелодическое: верхние голоса идут вниз, навстречу басу.

    • Возможно мелодическое соединение S53 и II53, при этом верхние голоса движутся в восходящем направлении, а бас – на терцию вниз.



    • Если при соединении S53 - II53 в верхних голосах возникает скачок на ч.4 – расположение менять нельзя.

    Расположение меняется только при плавном голосоведении.

    • При скачке на сексту от S53 к II 53 расположение менять обязательно.

    • Не используются соединения II-S, II-I.

    • II 53 используют в середине построения, реже в кадансах.

    СЕПТАККОРД ВТОРОЙ СТУПЕНИ.

    Септаккорд второй ступени строится на II ступени натурального и гармонического мажора и натурального минора, обозначается II7. Септаккорд II ступени относится к субдоминантовой (S) группе аккордов. В натуральном мажоре – это малый минорный септаккорд (м3+б3+м3). В гармоническом мажоре и гармоническом миноре – это малый уменьшенный септаккорд (м3+м3+б3).

    Наибольшее распространение II7 получил в натуральном мажоре.



    Звуки септаккорда II ступени, считая от основного, называются: прима

    (основание аккорда), терция, квинта и септима (вершина аккорда).

    Cептаккорд II ступени имеет три обращения, которые называются:

    • 1-е обращение квинтсекстаккордом (6/5),

    • 2-е обращение терцквартаккордом (4/3)

    • 3-е обращение секундаккордом (2).

    Названия обращений основаны на интервалах, образующихся от нижнего звука аккорда к его основанию и вершине.





    II7 – это диссонирующий аккорд. В его состав входят диссонирующие интервалы: м7, а в МУм7 еще и ум5. Это неустойчивый аккорд, он требует разрешения.

    II7 разрешается в тоническое трезвучие (Т5/3), часто с удвоенной терцией или квинтой (чтобы избежать параллельных квинт).





    написать администратору сайта