Главная страница
Навигация по странице:

  • Общие сведения о хоровом произведении Тамара Александровна Потапенко

  • Николай Сергеевич Берендгоф

  • 2. Анализ литературного текста

  • 3. Партитурная запись Тип хоровой партитуры

  • Партитурные обозначения

  • 4. Музыкально-теоретический анализ Форма хорового произведения

  • Изложение музыкального материала

  • Ладотональный план

  • Размер

  • Тесситура

  • Динамика произведения

  • Интонационные трудности

  • Аннотация Величальная. Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области


    Скачать 391.13 Kb.
    НазваниеМинистерство культуры Новосибирской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
    АнкорАннотация Величальная
    Дата11.12.2022
    Размер391.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVelichalnaya.docx
    ТипДокументы
    #838397

    Министерство культуры Новосибирской области

    Государственное автономное профессиональное образовательное

    учреждение Новосибирской области

    Специальность 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»

    Аннотация на хоровую партитуру

    «Величальная»,

    музыка Т. Попатенко, слова Н. Берендгофа

    Выполнил: студент 23(н) группы

    2 курса отделения НПИ(СиХНП)

    Тиличенко Михаила

    Преподаватель: Попрас И.В

    Новосибирск 2022 г.

    1. Общие сведения о хоровом произведении

    Тамара Александровна Потапенко (1921)- композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Светлая, жизнеутверждающая, по-русски распевная музыка композитора обращена прежде всего к юному поколению. Она один из самых известных и популярных детских композиторов.

    Учиться музыке начала с восьми лет. Отец девочки был первым учителем игры на рояле. Юрист по профессии, он, однако, считал музыку истинным призванием и мечтал о музыкальном будущем для единственной дочери.

    Здесь, в музыкальной школе, Тамара впервые попробовала записать сочиненную музыку – незатейливые фортепианные пьесы. Через два года Тамара Попатенко поступает в Ростовский музыкальный техникум сразу по двум специальностям: фортепиано и сочинение. Успешно окончив музыкальный техникум, Попатенко в 1932 году едет в Москву поступать в Московскую консерваторию. Исполненные ею фортепианные «Причуды» получили одобрение экзаменационной комиссии, и Тамара Попатенко была зачислена на отделение композиции в класс профессора Р.М. Глиэра.

    Тамара Александровна стала автором струнных квартетов, сюит для симфонического оркестра, фортепианных и инструментальных пьес, романсов. Она изучала музыку разных народов, но большую часть своего творчества композитор посвятила детям. Она написала множество песен, танцев, детских игр, сказок: балет «Репка», оперы-сказки «Снегурочка», «На лесной опушке» и другие, сюиты «Новогодняя», «Игрушки», «Гуси-лебеди»; Музыку к спектаклям, мультфильмам. Музыка Попатенко часто звучит по радио в детских передачах: «Солнечный зайчик», «Королева Зубная щетка», «Дили-Дон», «Маша-растеряша», «Снегурочка и лиса». Ею написано более шестиста песен для детей разного возраста («Самолет», «Курочка», «Машина», «Бобик», «Птичка» и др.).

    Кроме оригинальных песен для детей у Тамары Попатенко много обработок различных народных мелодий; русских, белорусских, венгерских, немецких, японских, индонезийских болгарских, норвежских. Например, «Гусята» - немецкая народная песня, «Веночек» - венгерская народная песня, «В гости я тебя зову» - белорусская народная песня, «Сорока-сорока» - русская народная песня, «Мальчик-замарашка» - финская народная песня.

    Произведения Тамары Александровны Попатенко- веселые, суровые, печальные и героические, они отличаются задушевностью, теплотой, похожи на русские народные песни. Так же у нее есть праздничные, торжественные, и шуточные веселые произведения.

    Николай Сергеевич Берендгоф (1900)- поэт, родился в Москве. Стихи стал писать с 1917 года. Произведения стали выходить в печать с 1919 года. В первые вышел отдельный сборник «Цель Смелых», впоследствии уничтоженным автором.

    Николай Сергеевич получил среднее образование, затем учился в ГИС. Стихи печатались в ряде сборников: „Сопо“ II, Антология „Поэты наших дней“, сборниках рязанского отдел. ВСП и друг. Некоторые стихи положены на музыку. Среди самых известных: «Как хорошо в стране советской жить», «Чудо-чудо-чудеса», «Воробышек».

    Сочинения: «Цель Смелых», «Лирика», «Доктор Ночь», «Бунт вещей», «Стихи о городе», «Светлое воспоминание», «Я по ландыши ходила», «Мы едем в лагерь», «Сталинская клятва».

    2. Анализ литературного текста

    О стихотворении Берендгофа «Величальная», отсутствуют какие-либо сведения. Основной темой является торжественно-гимническая лирика.

    Повествовательно-восклицательное произведение, в котором рассказывается о большой любви к своей Родине, родному дому. Что каждый житель этой земли готов работать и трудиться на благо своей отчизны.

    Светом Родина опоясана,

    И цветут над ней зори ясные,

    От весенних вод вся Земля поет:

    «Славься, славься, наш богатырь- народ»!

    Реки новые по земле текут,

    Стройки новые над землей встают,

    На великий труд нас зовет Алтай,

    Расцветет наш необъятный край.

    При анализе литературного текста я выявила олицетворения: «Родина опоясана», «Цветут зори», «Земля поет», «Стройки встают», «Зовет Алтай».

    По метрическому размеру- спондей, со смежной рифмой.

    3. Партитурная запись

    Тип хоровой партитуры: для смешенного хора a capella.

    Вид хора: трехголосный: сопрано, альт, тенор-баритон.

    Вид партитурной записи: двустрочная. На верхнем нотном стане располагается партия сопрано и альтов, на нижнем партия теноров и баритонов. Строки объединены вокальной акколадой.

    Ключевые обозначения: при ключе один диез (Пример №1). Партитура записана в скрипичном и басовом ключе (Пример №1).

    Пример №1.



    Партитурные обозначения: имеются указания темпа исполнения произведения- широко, торжественно. Так же указаны разнообразные динамические оттенки, связанные с фразировкой литературного текста: mf (1 такт), mf (5 такт), f (7 такт), ff (10 такт), mf (14 такт). Присутствуют подвижные и неподвижные нюансы: cresc- 2, 6, 9 такты (Пример №2). dim- 3, 14 такты (Пример №3).

    Пример №2



    Пример №3



    Строй: вертикальный- образование созвучий, интервалов между голосами от тесного расположения терций до квинты и секстовой интонации в сопрано и альтах.

    4. Музыкально-теоретический анализ

    Форма хорового произведения: куплетная, 2 куплета.

    Фактура: гомофонно-гармоническая, с элементами имитационной полифонии (Пример №4). Присутствует задержание голоса альтов, на фоне аккомпанирующих сопрано и партии мужских голосов.

    Пример №4



    Изложение музыкального материала:

    I часть: состоит из «запева» женских голосов (с 1- середину 5 такта), после вступают тенора и баритоны, низкими голосами передающие тему и замысел «хваления» Родного края. Построена из 4 музыкальных фраз.

    II часть: состоит из 2 фраз: 1 фраза- кульминация произведения, 2 фраза- каденция, состоящая из 3 тактов. Мелодическая линия «запева» женских голосов начинается с затакта, подчеркивая тем самым замысел литературного текста с восхвалением Родины и трудолюбия народа. Встречаются скачки на интервалы малой терции (м3) чистой кварты (ч4).

    Динамически отображена любовь к родному краю с mf (5 такта). Главная тема звучит в женских голосах, а именно в сопрано. Ритм произведения четкого деления, это дает возможность более ярко отобразить и показать широту родного края.

    Ладотональный план: мажорный, тональность G-dur.

    Ритмические рисунки: не сложные. Основные длительности: четверти, половинные, присутствуют выдержанные, ноты с точкой: 5 такт (пауза с точкой), 10, 11, 13, 14, 15 такты (Пример № 5).

    Пример № 5



    Размер: сложный, шестидольный.

    5. Вокально-хоровой анализ

    Диапазон хоровых партий:

    Сопрано:



    Альты:



    Тенора-баритоны:



    Тесситура- удобная для исполнения.

    Музыкальная фразировка: хорошо гармонирует с литературным текстом, фразы не крупные. Отображение литературного текста в музыке играет большую роль, благодаря этому ведение не будет протекать как legato, а будет преобладать реситативно-кантиленное ведение звука. То есть, интонация будет основанна на живой речи, говорим на нужной высоте. С помощью этого можно передать гимнический, васхваляющий характер.

    Динамика произведения: начало произведения звучит на mf (1, 5 такт), постепенно динамика возрастает (f 7 такт, ff 10 такт).

    Особенности смены дыхания: общехоровое, по музыкальным фразам.

    Интонационные трудности:

    6. Дирижерские задачи:

    • · Четкий показ ауфтакта, вступления каждого голоса;

    • · Передача образа,

    • · Четкий показ снятия;

    • · Изменение амплитуды жеста по динамики партитуры;

    • · Умение показать хору смену динамики;

    • · Умение показать хору фермату

    • · Умение показать хору ускорение и замедление темпа.


    написать администратору сайта