Главная страница

Грамши - доклад. Министерство образования и науки россии федеральное государственное бюджетное


Скачать 104.5 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки россии федеральное государственное бюджетное
АнкорГрамши - доклад
Дата08.03.2022
Размер104.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГрамши - доклад.doc
ТипДоклад
#386814


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

Кафедра «Философии и права»

ДОКЛАД

АНТОНИО ГРАМШИ

Выполнил:

Волгоград 2020

1

Анто́нио Гра́мши,

— итальянский философ, журналист и политический деятель; основатель и руководитель Итальянской коммунистической партии и теоретик марксизма, родился 22 января1891 на острове Сардиния. Считается одним из основоположников неомарксизма. Неомарксизм как «новый марксизм» обретает свой смысл лишь на фоне своей оппозиции «старому марксизму». Наиболее навязчивое его устремление – это деканонизация: сперва ортодоксального марксизма эпохи II Интернационала, затем – произведений Энгельса, а в конечном счете – теоретического наследия самого Маркса. Неомарксистский бунт против канона марксизма вполне отвечал мнению и самого Маркса, который крайне скептически относился к попыткам представить его исследования некой сверхнаукой, под которую можно было бы «подогнать» и мироздание, и историю, и свободную мыслительную деятельность.
В 1908 после окончания гимназии учился в лицее Карло Деттори . Примкнул к левому молодёжному кружку «Антиклерикальная ассоциация авангарда», с 1910 печатался в газете «ЛьУнионе Сарда».

В 1911—1914 годах, благодаря премии на учёбу для нуждающихся студентов, учился в Туринском университетена филологическом факультете, где вступил в Социалистическую партию. В годы учебы на незаурядные способности Антонио Грамши обращали внимание многие преподаватели. Один из учителей, Умберто Космо, проявил особый интерес к судьбе молодого талантливого исследователя, каким проявил себя в годы учебы Антонио, и оказывал ему поддержку и помощь в трудные годы всей жизни Грамши, в том числе навещал в тюрьме.

В 1915 году, несмотря на перспективы успешной академической работы, он стал активистом Итальянской социалистической партии. Грамши начинает интересоваться политической жизнью, социальной литературой, читает и штудирует философскую классику, постепенно включаясь в политическую деятельность. Основной причиной этого вступления молодого человека, интеллигента в революционное рабочее

2

движение являются вечно перманентная итальянская революция , тяга к социальной справедливости, симпатии к марксистским философским концепциям, духовные идеалы благородства, гуманизм.

В годы Первой мировой войны редактировал социалистический еженедельник «Клич народа», одновременно сотрудничая с изданием социалистической газеты «Вперёд !». Грамши проявил себя как выдающийся представитель молодого поколения итальянских революционеров, начавших борьбу против реформизма в социалистической партии.

В 1917 году принял участие в создании внутри партии «Революционной фракции непримиримых», активно поддерживал российских большевиков, заявляя, что «Ленин это наиболее социалистический, наиболее революционный из вождей русских социалистов». После антивоенного вооруженного восстания в Турине в августе 1917 года был избран секретарём местной секции социалистической партии.

В условиях послевоенного революционного подъёма в Италии Грамши выступил инициатором движения за создание фабрично-заводских советов, которое стало своеобразной формой борьбы итальянского пролетариата за власть в 19191920 годах. 1 мая 1919 года вместе с П. Тольятти, У. Террачини и другими молодыми социалистами создал еженедельник «Новый порядок». С ноября 1920 член Коммунистической фракции Итальянской социалистической партии.

Внимательно изучая опыт Великой Октябрьской социалистической революции , Грамши приходит к выводу о необходимости создания новой - смелой, действенной, подлинно революционной - большевистской коминтерновской партии в Италии. В январе 1921 года, когда провалилась попытка сплочения и объединения социалистического движения (немногим ранее из этой же социалистической партии вышел и ее тогда главный идеолог Б.Муссолини, пошедший своим особым путем к фашизму) Италии, группа "Ордине нуово" основывает отдельную, коммунистическую партию, в которую вошли также сторонники Бордиги (некто типа Троцкого в нашел истории,) и левое крыло максималистов (правое пошло к Муссолини) социалистической партии. Ведущая роль по подготовке платформы итальянских коммунистов, одобренной В.И.Лениным, принадлежит Антонио Грамши.

3

Образованная тогда Коммунистическая партия Италии (впоследствии менявшая и до сих пор меняющая свое название так, что даже не уследить) безоговорочно признала требования к своим членам Коминтерна (что в дальнейшем дало возможность фашистам объявить коммунистов виновными во враждебной деятельности, поскольку все коминтерновские партии считались филиалом).

В 19221923 годах Грамши был делегатом от ИКП в Исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. 25 ноября 1922 года произошла его встреча с В. И. Лениным. В Москве Грамши избирается в состав Секретариата Исполкома Коминтерна. По поручению Коминтерна Грамши встречался с коллективами трудящихся советских городов и деревень, знакомил их с актуальными проблемами международной обстановки и коммунистического движения, интересовался опытом строительства социалистического общества. Грамши неоднократно видел и слышал В.И. Ленина, который для Грамши воплощал высочайший и заслуженный авторитет вождя пролетариата крупнейшего государства в мире, прямого непосредственного и достойного преемника создателей научного коммунизма, вполне адекватного российским условиям и обстановке в мире начала XX века.

К сожалению, не все подробности политической жизни в СССР были известны Грамши в полной мере, а об учении Ленина он имел свое мнение и призывал в обоснование своих взглядов его авторитет, не отдавая себе отчет в том, что для Ленина философская позиция Грамши, сводящаяся к тезису "Нет объекта без субъекта", неприемлема (по крайней мере вербально, по "Материализму и эмпириокритицизму")

В 1923 г. Грамши переехал в Вену, а в мае 1924 года (после избрания его в парламент от области Венето) вернулся в Италию. В том же году по инициативе Грамши создана ежедневная газета партии «Единство». Возглавляя в 19241926 годах парламентскую группу коммунистов, Грамши выступал с жёсткой критикой политики фашизма.

Антонио Грамши оставил после себя многочисленные труды по вопросам истории, философии и культуры. Важнейшими для него представляются вопросы идеологии и классового сознания.

4

Мысль Грамши концентрируется вокруг основополагающих задач развития общества: политических, социальных, культурных, философских, экономических, исторических и других.. Один из ключевых разделов труда Грамши – учение о гегемонии. Это – часть общей теории революции как слома государства и перехода к новому социально-политическому порядку. Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти – не только принуждение, но и убеждение. Он считал, что овладение собственностью как экономической основой власти, является недостаточным – господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается. Именно по линии представления о гегемонии идёт основной разлом в теории международных отношений .

«Критикуя упрощения марксистской теории, сведение к механистичности, жёсткой детерминированности, Грамши пришёл к выводу, что жизнеспособность буржуазной системы основана не лишь на материальных, но и на идеологических (культурных и интеллектуальных) факторах. Господство определённого класса (например, буржуазии) основано как на принуждении, так и на идеологическом лидерстве, которое он назвал гегемонией, взяв этот термин из дискуссии русских социал-демократов Георгия Плеханова и Павла Аксельрода. Гегемония осуществляется посредством институтов гражданского общества (партии, профсоюзы, образовательные и культурные учреждения, церковь, СМИ и так далее). Грамши считал, что гражданское общество и составляет идеологическую надстройку (тогда как «политическое общество» представляет собой государственный аппарат). Следовательно, рабочий класс и коммунистическая партия должны вести борьбу не только за политическую власть, но и за гегемонию.»

Функция поддержки гегемонии, согласно Грамши, отведена «органическим интеллектуалам» (идеологам-практикам, формирующим интеллектуальный климат в обществе). Органическую интеллигенцию он противопоставляет интеллигенции традиционной, ошибочно воспринимающей себя как отдельный класс, тогда как объективно является наёмными работниками умственного труда на службе правящего класса. На деле органическая интеллигенция является самой активной частью класса:

5

тогда как задача традиционной интеллигенции — идеологически обосновывать статус-кво, задача органической — требовать его изменение в интересах трудящихся классов. Грамши считал, что любой человек становится органическим интеллектуалом, сознательно участвуя в политической борьбе, соединяя в ней теоретическую работу с практической борьбой за интересы своего класса.

Грамши утверждает необходимость контакта между «простыми людьми» и интеллигенцией, считая необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Задача интеллигенции — донести «высокие» достижения культуры до народных масс, популяризовать их, превращая тем самым в основу для практической деятельности. Грамши отстаивает идею общественно-активной роли искусства, ответственности писателя перед народом.

В записях, которые Антонио Грамши вёл в тюрьме в первой половине 1930-х годов, он попытался всесторонне проанализировать феномены фашизма и тоталитаризма как результат кризиса политических и социальных структур в Италии и Европе в первые два десятилетия XX века. Как он считал, политическая диктатура явилась результатом неспособности правящего класса получить поддержку широких социальных групп. Авторитаризм есть форма «пассивной революции», попытка верхов проводить модернизацию экономики, не меняя социальных структур.

С целью выхода из тупика тоталитаризма Грамши предлагает комплекс «интеллектуальных и духовных преобразований, которые совершат на национальном уровне то, что либерализму удалось сделать лишь для блага узких слоёв населения».

В советское время его теория считалась оппортунистической, публиковались только выборочные произведения, хотя он, как и многие другие авторы, придерживавшиеся левых взглядов, признавался серьёзным философом и видным политическим деятелем ещё в сталинские времена.

В анализе итальянского фашизма, предпринятом Антонио Грамши в начале 20-х годов, "проявился его дар исторического предвидения" , но правота Грамши коммунистами Италии и в этом, и в массе других случаев была понята с опозданием.
6

Антонио Грамши участвует в организации тайной рабочей охраны и защиты делегации СССР на Генуэзской конференции.

Вопросы, поднятые в трудах Грамши, разнообразны, но отличительной чертой его подхода является олимпийская объективность, глубина, масштабность мысли, виртуозное владение диалектикой, скрупулёзность в изучении и интерпретации фактов, дух историзма, пронизывающий материал на любом уровне. Он умел держать в уме и глобальный, и конкретно-человеческий аспекты рассматриваемой проблемы одновременно и в комплексе. Особый и благожелательный интерес к философскому наследию Грамши проявили иезуиты, представители которых написали о Грамши и его учении ряд великолепных книг.

Методологической основой мудрости Грамши была система его философских взглядов, в основе которой - подлинно философские идеи самого Маркса.

Важнейшим для Грамши был вопрос не о человеческом факторе вообще, а конкретные цели: это стратегическая вооруженность деятельности революционной партии - "коллективного интеллигента", "коллективного" "разума", то есть теоретического авангарда, социально-природного интеллекта субъекта истории - народа, это философско-мировоззренческая вооруженность исторических масс. И он этот вопрос решает именно в философском аспекте - создает концепцию человека, яркую, свежую, действительно привлекательную для всех этносов, наций и классов, но с учетом и конкретных условий и времени, и места.

Одним из философских понятий, к которым обратился Грамши в ходе своих философских размышлений является понятие "катарсис" (древнегреческ.: очищение). Грамши придал термину катарсис гораздо более широкий смысл. Катарсис - это революционный исторический процесс формирования нового человека, переход "от чисто экономического (или чувственно-эгоистического) момента к моменту этико-политическому, то есть к высшему преобразованию базиса в надстройку в сознании людей"

Человеку следует осознать, что окружающая его среда, весь универсум - не какая-то отчужденная враждебная сфера, а "неорганическое тело человека", "овеществленная сила знания; органы человеческого мозга" . Новый человек - поистине homo creator (латинск.: человек созидающий). Грамши понимает такого человека именно в

7

созидательном смысле - как сознательного, а на стихийного и случайного участника, субъекта исторического процесса, как социализованного индивида.

Антонио Грамши умер 27 апреля 1937 года, после десяти с половиной лет тюремного заключения.


ЛИТЕРАТУРА
1. Големба А. Грамши. — М.: Молодая гвардия, 1968. — 190 с.: ил. («Жизнь замечательных людей»)

2. Гринько В. С. Антонио Грамши - ФИЛОСОФИЯ КАТАРСИСА http://ksaa.edu.ru:8100/

grivse/WEBHTM/GRAMSCI.HTM

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.:Эскмо, 2005 4. https://www.livelib.ru/author/307410-antonio-gramshi

5. http://ediro.ru/politicheskie-lidery/italii/antonio-gramshi-%E2%80%94-filosofiya-katarsisa.html


написать администратору сайта