Главная страница
Навигация по странице:

  • Использование образцов народной глиняной игрушки на занятиях по лепке с детьми 4-5 лет как средство развития изобразительных способностей детей

  • Актуальность.

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ.

  • 1.2. Особенности занятий лепкой с детьми 4-5 лет

  • ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 2.1 Влияние использования образца глиняной игрушки на занятиях по лепке с детьми 4-5 лет

  • 2.2. Изучение уровня изобразительных способностей детей 4-5 лет

  • 2.3 Выявление изобразительных способностей детей 4-5 лет посредством диагностики

  • Образовательные

  • Воспитательные

  • курсач. Министерство образования и науки самарской области


    Скачать 0.99 Mb.
    НазваниеМинистерство образования и науки самарской области
    Анкоркурсач
    Дата20.05.2022
    Размер0.99 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_kursach_Kaldymova.docx
    ТипРеферат
    #539900




    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение Самарской области

    «Отрадненский нефтяной техникум»



    Использование образцов народной глиняной игрушки на занятиях по лепке с детьми 4-5 лет как средство развития изобразительных способностей детей

    Выполнила: студентка 3 курса группы 19 ДО

    по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

    Узун Кристина Денисовна

    Проверил: преподаватель

    Калдымова Лариса Александровна

    г. о. Отрадный 2022

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ……………………………………………………………………………..5

      1. Особенности развития изобразительных способностей детей 4-5 лет…....5

      2. Особенности занятий лепкой с детьми 4-5 лет……………………………..7

    ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ..………………..12

    2.1 Влияние использования образца глиняной игрушки на занятиях по лепке с детьми 4-5 лет………………………………………………………….............12

    2.2 Изучение уровня изобразительных способностей детей 4-5 лет…………13

    2.3 Выявление изобразительных способностей детей 4-5 лет посредством диагностики……………………………………………………………………...15

    Заключение………………………………………………………………………22

    Список литературы……………………………………………………………...23

    Приложение А………………………………………………………………….24

    Приложение В…………………………………………………………………25

    Приложение С…………………………………………………………………26
    ВВЕДЕНИЕ

    Тема курсовой работы «Использование образцов народной глиняной игрушки на занятиях по лепке с детьми 4-5 лет как средство развития изобразительных способностей детей».

    Актуальность. Народное искусство содействует глубочайшему влиянию на восприятие вселенной ребёнком, владеет нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает для себя исторический навык множества поколений и рассматривается как доля вещественной культуры.

    Этническое искусство в собственной специфичности, состоит в образно-эмоциональном отблеске мира, оказывает мощное влияние на малыша, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, чувствами.

    Глиняная игрушка пришла к нам из довольно далёкого времени. Игрушки в давнешние эпохи предназначались не для забавы. Они имели тайное значение: сберегали от злобных духов, призывали добродушных богов уберечь от несчастья.

    Игрушку лепили и расписывали строго по правилам. Фигуры из глины в обязательном порядке украшались узорами. Во всех данных узорах скрыто определенный значение, которое мы ныне не всякий раз можем взять в толк. Это не элементарно крестики, кружочки или же четырёхугольники, а древние знаки.

    Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются национальным колоритом, яркостью, красочностью, условностью, стилизованностью образцов, составляющих узор или орнамент.

    Вопросом ознакомления детей c декоративно-прикладным творчеством дошкольного возраста занимались Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Т.Н. Доронова, Н.Б.Халезова, Т.В.Черных, Т.Г.Казакова и др.

    Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.

    Цель исследования: Изучение  использования образцов народной глиняной игрушки на занятиях по лепке с детьми 4-5 лет, как средства развития изобразительных способностей детей.

    Объект исследования: процесс развития изобразительных способностей детей 4-5 лет на занятиях по лепке.

    Предмет исследования: занятия по лепке с детьми 4-5 лет с использованием образцов народной глиняной игрушки

    Задачи:

    1. На основе теоретического анализа литературы рассмотреть особенности развития изобразительных способностей детей 4-5 лет

    2. Рассмотреть особенности занятий лепкой с использованием образцов народной игрушки с детьми 4-5 лет

    3. Выявить уровень развития изобразительных способностей детей 4-5 лет

    4. Составить конспект НОД по декоративной лепке в средней группе

    Методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение, беседа, проведение диагностики и изучение продуктов детского творчества; статистические методы обработки материалов.

    Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, заключение, используемые источники, 3 приложения.
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ.

      1. Особенности развития изобразительных способностей детей 4-5 лет

    Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития.

    Марксистско-ленинская теория дает материалистическое объяснение развития способностей. К. Маркс писал: «Исключительная концентрация художественного таланта в отдельных индивидах и связанное с этим подавление его в широкой массе есть следствие разделения труда». Это положение не означает отрицания индивидуальных особенностей, одаренности, таланта отдельных личностей; их развитие также зависит от тех условий, в которых они находятся. К. Маркс по этому поводу отмечал, «что каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

    Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью.

    Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла.
    В структуре изобразительных способностей ее опорными свойствами являются высокая природная зрительная чувствительность, обеспечивающая полноту восприятий; особая умелость руки, которая помогает скорее и лучше овладеть навыком.

    Способности к изобразительной деятельности могут быть развиты у каждого. Но у человека, имеющего хорошие врожденные задатки к этой деятельности, способности развиваются до такой степени, что он сможет творчески работать в области искусства, тогда как люди с менее благоприятными задатками смогут развить способность только до уровня грамотного, графически правильного изображения предметов.

    Рассмотрим те анатомо-физиологические особенности, которые имеют важное значение для развития изобразительных способностей. В развитии способностей в любой области большая роль принадлежит высшей нервной деятельности. писал о двух типах высшей нервной деятельности у человека, определяющих развитие его способностей,— художественном и мыслительном (умственном).

    Задатки — анатомо-физиологические особенности, определяющие возможность большего или меньшего развития способностей.

    Изобразительные способности при соответствующих условиях могут достичь более высокого уровня развития у людей, которые принадлежат к художественному типу высшей нервной деятельности.

    Для успешного развития изобразительных способностей имеет также значение устройство зрительного аппарата. Малейшие нарушения в анатомии или физиологии зрения влияют на цветоощущение, которое так важно для художника.

    Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе  этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

    Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

    Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет.

    Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно.

    Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет.

    На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности, причем лист для удобства рисования может быть повернут и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами.

    Дети 4—5 лет любят изображать на рисунке сразу много предметов, и для того чтобы разместить их над одной линией земли иногда появляется вторая, на которой располагаются остальные предметы (двойной фриз). Кроме того, им доступно не только использование фризового расположения предметов, но и более естественное расположение их по всему листу, например на листе бумаги зеленого цвета изображается цветущий луг. Линии неба и земли по содержанию здесь не требуется.

    Таким образом, мы видим, что развитие изобразительных способностей проходит ряд этапов. Вопросы развития их тесно связаны с проблемой детского творчества.
    1.2. Особенности занятий лепкой с детьми 4-5 лет

    Все виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание путем точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм.

    Виды лепки:

    1.Предметная – вид лепки, который направлен на воспитание у ребенка умения лепить предметы, передавая особенности формы, пропорцию и динамику.

    2.Сюжетная – вид лепки, когда от изображения однородных предметов переходят к созданию различных образов, связанных с общим содержанием.

    3.Декоративная – вид лепки, который направлен на обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек.

    Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

    Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.

    Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приёмам декоративной лепки.

    Для успешного обучения декоративной лепке детей 4-5 лет продолжается работа по знакомству с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.

    Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания.

    Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.

    Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы.

    Воспитатель рассказывает детям об искусных мастерах, художниках, которые создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, вызывает желание лепить, пытаться передать свои впечатления в работе с пластическими материалами.

    простых предметов «лепешек», «конфеток»- и только.

    Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

    Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

    К вспомогательным материалам лепки относят каркасы. Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

    Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

    В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки.

    Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

    В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитателю нужно время от времени показывать, как делить ком глины, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину.

    Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам самим решить, как вылеплена форма, переданы ее строение и пропорции, прочно ли соединены части. При изображении цыпленка, снеговика, девочки, посуды и других предметов можно предложить детям стеку для нанесения мелких деталей - глаз, рта, носа. В дальнейшем дети познакомятся с объемным изображением мелких деталей, но в данной группе, пока действия пальцев еще недостаточно развиты, можно нанести эти детали стекой путем графического изображения.

    Такими образом можно сделать вывод, что важно приучать ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные операции, а для этого необходимо им показать способы работы.

    ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

    2.1 Влияние использования образца глиняной игрушки на занятиях по лепке с детьми 4-5 лет

    Анализ занятий по декоративной лепке опубликованных в периодической печати показал, что на практике чаще всего, вступительная часть проводится с использованием однообразных методов и приемов, чаще игровых, без учета вида лепке и возраста детей.

    Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета. Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

    В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо. Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение.

    Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли предана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой.

    Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

    Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ.

    Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт.

    На практике в процессе обучения детей лепке, часто игнорируется специфика изобразительной деятельности, что приводит к формальному её использованию в педагогическом процессе дошкольного учреждения, а организация деятельности, оценка и анализ детских работ проходит однообразно и не интересно. Несмотря на то, что в методической литературе и различных источниках периодической печати описана важность учета специфики изобразительной деятельности и тщательного отбора методов и приемов при организации и проведении занятий по лепке с использованием образцов народной глиняной игрушки.
    2.2. Изучение уровня изобразительных способностей детей 4-5 лет

    Народные игрушки увлекают дошкольников своим замыслом и яркостью росписи. Дети с удовольствием рассматривают их и лепят как с натуры, так и по представлению.

    Существуют различные виды народной игрушки, которые могут быть использованы на занятиях по лепке. Каждый вид игрушек имеет свое традиционное содержание. Всем народным игрушкам свойственны условность изображения, которая создается путем обобщения и пластики.

    Характер формы зависит также от пропорций, которые в разных видах народных игрушек имеют свои особенности, например, в дымковской фигура человека изображается с маленькой головой и довольно объемным массивным туловищем, в филимоновской -с вытянутым торсом, плавно переходящим в шею и голову, причем шея часто преувеличенно длинная, а голова очень маленькая с затейливой шляпкой. Дымковские игрушки статичны – они как бы замерли в каком-то движении.

    Декоративное оформление игрушки, ее роспись обращает на себя внимание ребенка. Дымковские игрушки расписаны орнаментом из кругов, колец, точек и полос.

    Рассматривая глиняные фигурки, дети постепенно усваивают способы лепки. Игрушки помогают научить ребят изображению сказочных персонажей.

    Способы изготовления глиняных игрушек просты – фигура или предмет лепятся из целого куска, из отдельных частей при помощи стеки и без нее.

    Под влиянием народных игрушек дети самостоятельно дополняют свои изделия интересными украшениями, что требует от них определенных знаний, умения отобрать то, что для работы необходимо.

    Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замыслы детей, расширяют их возможности в области сюжетной лепки. Дошкольники чаще начинают обращаться к народным сказкам, например, изображают жар-птицу, Аленушку и братца Иванушку.

    Дети постепенно овладевают умением передавать форму предметов, их пропорции. Вначале они учатся свою работу с игрушкой, которая стоит перед ними или с воображаемым образом. Сложность сравнения заключается в том, что ребенку нужно произвести анализ формы игрушки и своей работы.

    Во время занятия, особенно по замыслу перед дошкольниками встает задача выбрать способ лепки, наиболее подходящий для данного изображения. Успех работы будет зависеть и от того, знает ли ребенок достаточное количество способов изображения.

    Оформление поверхности вылепленного предмета требует от ребенка восприятия образа в целом, например у кошки шерсть гладкая, у собаки завитками.

    Народные игрушки дают условное изображение фигуры или предмета, например, кони расписаны кругами, кольцами. Но ребенок понимает эту условность и воспринимает народную игрушку, как предмет, которым можно играть.

    Каждый ребенок оформляет свою работу самостоятельно, опираясь на приобретенный опыт. Фигурки дети украшают налепами в виде дисков, валиков, углублений углубленный рельеф ритмично наносят стекой.

    Народное декоративно-прикладное искусство ведет к расширению кругозора детей, к ознакомлению с различными явлениями окружающего мира, с многообразием форм и способов изображения.
    2.3 Выявление изобразительных способностей детей 4-5 лет посредством диагностики

    Изучив теоретические вопросы развития изобразительных способностей детей 4-5 лет на занятиях с использование образцов народной глиняной игрушки была проведена диагностика для детей 4-5 лет в количестве 8 человек. Для проведения диагностики были выбраны 3 диагностические методики и 1 тест.

    Методика №1 (Н.А. Курочкина )

    Цель: исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет.

    Материал и инструменты: цветные карандаши, листы с изображением овощей и фруктов.

    Инструкция по выполнению методики: каждому ребенку предлагается карточка, на которых изображены овощи и фрукты. Дети должны срисовать на своих листочках данные изображения

    Характеристика уровней:

    3 балла - принимает инструкцию взрослого, быстро приступать к работе. Раскрашивает все предметы, используя разнообразные цвета и оттенки.

    2 балла - приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов.

    1 балла – нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого, использует цвета не характерные данному предмету.

    Методика №2 (А.Э. Симановский)

    Тест: «Неоконченный рисунок».

    Цель: исследование воображения, образного мышления.

    Материал и инструменты: таблица с кругами, карандаши, фломастеры.

    Инструкция по выполнению методики: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет.

    Характеристика уровней:

    3 балла – дети из всех кружков смогли изобразить различные образы и связать их между собой;

    2 балла – дети не из всех кружков смогли сделать образы, но смогли связать их между собой;

    1 балла – дети не из всех кружков сделали образы и не смогли связать их между собой в сюжеты.

    Методика №3 (А.Э. Симановский )

    Цель - изучение оригинальности рисунков детей 5-6 летнего возраста

    Инструкция по выполнению методики: каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы – круг, треугольник, квадрат; или сложной – силуэт ствола с одной веткой, облака, капля и т.д.)

    Задание: перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы сможете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка. Время выполнения задания не фиксируется.

    Для оценки результатов задание необходимо найти показатель оригинальности. Если тест проводиться в группе, подсчитывается количество изображения в рисунках ребенка, которые не повторились бы у него и у других детей.

    Характеристика уровней:

    3 балла – 7-10 оригинальных рисунков.

    2 балла – 5- 6 оригинальных рисунков.

    1 балла – и менее.
    Тест: «Волшебный лес»

    Цель: исследование умения составлять композицию сюжета.

    Материалы и инструменты: таблица с линиями и фигурами, различный изобразительный материал.

    Инструкция по выполнению методики: дорисовать линии и фигуры с помощью дополнительных элементов, чтобы они были связаны одним сюжетом.

    Характеристика уровней:

    3 – принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе. Дорисовывает все фигуры и связывает их в один сюжет.

    2 – приступает к работе не сразу, долго задумывается. Связывает фигуры в разные сюжеты.

    1 – нуждается в повторе указаний. Дорисовывает несколько фигур, не связанных в сюжет.

    Результаты, полученные детьми, заносятся в таблицу, где подсчитывается общий балл, коэффициент и определяется уровень развития изобразительного творчества. Чтобы рассчитать коэффициент необходимо общее количество баллов разделить на количество заданий. На основе полученного коэффициента определяется уровень развития изобразительного творчества.

    Высокий уровень (от 2,5 до 3) принимает инструкцию взрослого, быстро приступать к работе. Раскрашивает все предметы, используя разнообразные цвета и оттенки, принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе, дорисовывает все фигуры и связывает их в один сюжет, развитая фантазия у детей, изображать из геометрических фигур сюжеты, у детей получилось 7 -10 оригинальных рисунков.

    Средний уровень (от 1,6 до 2,4) приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов, дети не из всех кружков смогли сделать образы, но смогли связать их между собой, у детей 5 — 6 оригинальных рисунков.

    Низкий уровень (от 1 до 1,5) нуждается в повторе указаний. Дорисовывает несколько фигур, не связанных в сюжет, дети не из всех кружков сделали образы и не смогли связать их между собой в сюжеты, нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого, использует цвета не характерные данному предмету, у детей не получилось сделать оригинальные рисунки.


    Таблица 1

    Результаты диагностики



    Фамилия имя ребенка


    Методика №1

    Методика №2

    Методика №3

    Тест

    Общее количество баллов

    Коэфициэнт

    Уровень развития

    1

    Полина В

    2

    2

    2

    1

    7

    1,7

    средний

    2

    Соня К.

    2

    2

    2

    1

    7

    1.7

    средний

    3

    Вика В

    1

    2

    1

    2

    6

    1,5

    низкий

    4

    Валера Л.

    2

    1

    2

    3

    8

    2

    средний

    5

    Настя Ш.

    1

    1

    1

    2

    5

    1,2

    низкий

    6

    Оля И.

    1

    2

    2

    2

    7

    1.7

    средний

    7

    Алина Л.

    2

    2

    1

    2

    7

    2,7

    средний

    8

    Соня Б.

    2

    2

    2

    1

    7

    1,7

    средний


    Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было исследование умение использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет. Детям предлагалось соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета. Эта методика показало следующее: из 8 детей только два ребенка (Алина Л., Оля И.) выполнили задание, которое было дано по инструкции взрослого, быстро приступили к работе. Закрасили все фрукты и овощи, использовали реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивали предметы, без просветов заполняя последовательно всю поверхность, регулируя нажатие на карандаш с целью получения интенсивного цвета. Проанализировав их работу, можно сделать вывод, что у Алины Л. и у Оли И высокий уровень развития восприятия цветовой палитры.

    Четверо детей показали средний уровень, так как приступили к работе не сразу, долго задумывались под применением цвета, использовали незначительное количество цветов.

    И только Настя Ш. и Вика В. нуждаются в повторе указаний, действовали с помощью взрослого, использовали цвета не характерные данному фрукту или овощу. Отсюда следует, что у девочек низкий уровень развития восприятия цветовой палитры.

    Целью следующей методики было исследование воображения, образного мышления. Была предложена таблица с кругами и различные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и др.). Нужно было из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет. В данной методике высокий уровень никто не показал, но 6 детей из 8 показали средний уровень развития образного мышления. Они изобразили по 3-4 предмета связанные в сюжет, но в изображение предметов есть незначительные искажения.

    Так же присутствовал и низкий уровень развития образного мышления. Например, у Насти Ш. и Валеры Л. было изображено по 1-2 предмета, не связанные в общий сюжет.

    Третья методика целью, которой было изучения оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста. Было дано 10 листочков, на которых были нарисованы различные фигуры. Нужно было дорисовать к фигуре дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка. Проанализировав работы детей по данной методике можно сделать выводы, что Алина Л., и Оля И. справилась с заданием. Она с помощью дополнительных деталей нарисовала 8 оригинальных рисунков и получила высокий уровень, 3 ребенка изобразили 5-6 оригинальных рисунков и отсюда следует, что у них средний уровень развития творческого мышления. И 4 ребенка не смогли справиться с заданием вообще.

    И последняя диагностическая работа была направлена, на исследование умения составлять композицию сюжета. Было предложено дорисовать на таблице с линиями и фигурами дополнительные элементы для того, чтобы появился сюжет. Только у Алины Л. и у Оли И., которые смогла быстро приступить к работе, дорисовать все фигуры и связать их в один сюжет.

    Можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития композиции в рисунке, то есть расположение изображения на листе, соотношение их с размером и формой листа.

    Остальные 2 детей нуждаются в повторе указаний, дорисовать несколько фигур несвязанные в сюжет. Отсюда видно, что у этих детей низкий уровень развития изобразительных способностей.



    Диаграмма 1




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является особенно необходимым, так как пик творчества приходится именно на этот возраст, а использование образцов народной глиняной игрушки на занятиях по лепке с детьми 4-5 лет. Это развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. 

    Занятия по лепке и использованием образцов народной глиняной игрушки не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

    И самое главное –лепка вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

    Таким образом, мы приходим к выводу, чтоценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, а в совокупности это все способствует развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и воспитатель является его наставником в формировании его творчества.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1.            Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –Москва: Проспект, 2017. – 160 с.

    2.            Белобрыкина, О.Е. Развитие творческих способностей –М.: Никея, 2016. – 216 с.

    3.            Белова, Т.Н. Развитие творческих способностей дошкольников в

    художественном ручном труде / Т.Н. Белова//Воспитатель ДОУ. – 2017.

    4.   Богоявленская,Д. Б.Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская.- М.: Академия , 2016-320с.

    5.   Ветлугская Н. А.  Художественное творчество и ребенок./Под редакцией Н. А. Ветлугская. - М, 2018 - 174 с.

    6.  Выготский Л.С. Воображение в детском творчестве/Л. С Выготский - М.: Просвещение, 2017. - 190 с

    7.   Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учеб. пособие/Л.С.Выготский М., 2016-235с.

    8.     Глебова И.Ю. Ознакомление детей с трудом взрослых на занятиях тестопластикой. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / И. Ю. Глебова  -  2018. - №10. – с.34.

    Интернет-ресурсы:

    1. https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/glinyanye-igrushki-.html

    2. https://www.sima-land.ru/o-kompanii/novosti-kompanii/3714

    3. https://ruvera.ru/russkaya_narodnaya_igrushka



    П РИЛОЖЕНИЕ А


    ПРИЛОЖЕНИЕ В






    ПРИЛОЖЕНИЕ С

    Тема «Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки»


    Цель: Ознакомление с историей возникновения дымковской игрушки, закрепление знаний о дымковской игрушке, основных цветах, элементах, узорах.

    Задачи:
    Образовательные: расширить представления детей о представлении образов народных игрушек;
    Развивающие: закрепить знания детей о дымковской игрушке;
    Воспитательные: учить детей правильной работе в группе



    написать администратору сайта