Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные памятники культуры Древнего Египта

  • Список литературы

  • реферат Египет. Министество науки и высшего образования


    Скачать 60.89 Kb.
    НазваниеМинистество науки и высшего образования
    Дата15.04.2023
    Размер60.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат Египет.docx
    ТипРеферат
    #1064373
    страница2 из 2
    1   2

    Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия

    Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

    Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (то есть "Звезда Пса"). Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха [5, С. 209].

    Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры - это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих". На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.

    Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные - короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов.

    Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут [6, С. 211].

    Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй - на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов [8, С. 155].

    Практические задачи измерения земельных участков после разлива Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число. С появлением папируса возникло, так называемое, иератическое письмо-скоропись, способствовавшее, в свою очередь, появлению новой числовой системы. Для каждого из чисел от 1 до 9 и для каждого из первых девяти кратных чисел 10, 100 и т.д. использовался специальный опознавательный символ. Дроби записывались в виде суммы дробей с числителем, равным единице. С такими дробями египтяне производили все четыре арифметические операции, но процедура таких вычислений оставалась очень громоздкой. Геометрия у египтян сводилась к вычислениям площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, круга, а также формулам вычисления объемов некоторых тел. Надо сказать, что математика, которую египтяне использовали при строительстве пирамид, была простой и примитивной. Задачи и решения, приведенные в папирусах, сформулированы чисто рецептурно, без каких бы то ни было объяснений. Египтяне имели дело только с простейшими типами квадратных уравнений и арифметической и геометрической прогрессиями, а потому и те общие правила, которые они смогли вывести, были также самого простейшего вида [8, С. 69].

    По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи.

    Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

    Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились, и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла [9, С. 99].

    Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и, что особенно важно, систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты. Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

    Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина, и в ходу были телесные наказания.

    Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни. Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов. Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций [10, С. 257].

    Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезания и кастрации. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

    В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

    Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

    Основные памятники культуры Древнего Египта

    Прибывшему в Гизу туристу открывается одна из прекраснейших картин, какую когда-либо создавала человеческая рука. Египетская поговорка «Все боится времени, но время боится Пирамид» как нельзя лучше применима к этому месту [11, С. 95].

    Гиза - это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв.м. Сюда входит три Большие Пирамиды: Хеопса(146 м высотой), Хефрена и Микерина, последняя, имеет еще три малых пирамиды-спутницы. Примерно в 350 метрах от Пирамиды Хеопса находиться большой Сфинкс, по-арабски Абу-эль-Хол, что означает «отец ужаса». Это колоссальная, 73 метра в длину, статуя льва с человеческой головой.

    Некрополь в Саккара, протянувшийся на 8 км, - самый большой в Египте.Он также самый значительный в историческом отношении, так как здесь представлены все основные династии: от Первой - до эпохи Птолемея и правления персов.

    Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа эта местность.

    В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Зосера - основателя IIIдинастии, огромная ступенчатая пирамида, которая доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы - свидетели разных эпох. Зосер был первым правителем, поручившим зодчему сооружение грандиозного заупокойного монумента. Пирамида Зосера (62,5 м высотой). Пирамида Унаса - последнего фараона V династии.

    Саккарский некрополь включает значительное число мастаб, и многие из них примечательны своей красотой и изяществом отделки. Мастаб Небет (Vдинастия). Мастаб визиря унеферта (VIдинастия). Мастаб принцессы Идут. Мастаб Каджеми. Мастаб Птах-Хотепа. Мастаб Мереруки. Мастаб Ти.

    При раскопках в Мемфисе были обнаружены остатки храма Птаха, где короновались фараоны, и небольшая молельня, построенная Сети I, также в честь Птаха. Перед храмом возвышались колоссальные статуи Рамсеса II. Из них осталось только две. Одна из розового гранита стоит сейчас на вокзальной площади Каира. Вторая лежит на земле во всем своем великолепии: она имеет 13 м в высоту и носит имя великого фараона. В нескольких десятках метров от колосса можно видеть алебастрового сфинкса с ликом Аменофиса II.

    Примерно в двух километрах от Саккарского некрополя нас встречают пять пирамид Дахшура: три каменные и две кирпичные, но все необычайно выразительные [10, С. 153].

    На западном берегу Нила находится деревня Арабат, буквально «Арабат погребенный», здесь в очень хорошем состоянии сохранился дворец Сети I- знаменитый своей прекрасной живописью.

    Дендера - греческое название Тентириса, священного города с тремя святилищами: святилищем Ихи, юного сына Хора; святилища Хора и Хатхор. Первые два святилища почти полностью исчезли, но от третьего святилища сохранился практически нетронутый храм Хатхор.

    В Луксоре (бывший древний город-столица Фивы) осталось единственное свидетельство былого могущества - великолепный Храм Амон-Ра(260м в длину). Его строительство начал Аменофис II, продолжил Тутмос III и завершил Рамсес II.

    Примерно в трех километрах от Луксорского храма раскинулся монументальный ансамбль Карнака - Карнакский Храм. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича-сырца. Самый большой находится посередине и занимает около 30 гектаров - это святилище Амона, он сохранился лучше всех. Слева от него - святилище Монту, бога войны - четырехугольник площадью примерно в 2,5 гектара. С другой стороны - святилище богини Мут, супруги Амона. Половина его площади, составляющей примерно 9 гектар, еще не исследована.

    Между Луксорским и Карнакским Храмами находится аллея из сфинксов с бараньими головами.

    На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III. Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона».Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты.

    В горах за Фивами открываются многочисленные небольшие долины, самая знаменитая из которых Долина Царей или «долина царских гробниц Бибан-эль-Мюлюка». История долины начинается с неожиданного решения фараона Тутмоса I отделить свою гробницу от заупокойного храма и более того, захоронить свое тело не в пышной гробнице, а в потайном месте. Но покой Тутмоса, как и других фараонов, был недолгим. История Долины Царей хранит множество фактов, связанных с ограблениями, кражами и ночными налетами при свете факелов. Гробница Рамсеса IX- хотя и сильно разрушена, представляет интерес своим живописным декором со сценами, навеянными «Книгой мертвых», «Молитвами Солнцу» и «Книгой Дуата». Гробница Рамсеса VI - гробница небольшого размера имеет великолепно расписанный потолок, где изображены две небесные сферы и звездные боги, шествующие за солнечными ладьями, которые плывут по небесному Нилу. Гробница Тутанхамона - она вошла в историю благодаря огромному количеству сокровищ, найденных в погребальной камере, которых, к счастью, не коснулась рука грабителя. Из всех погребальных атрибутов, обнаруженных в гробнице, прежде всего, поражает своей красотой саркофаг фараона. Золотой саркофаг фараона - один из шедевров ювелирного искусства всех времен: 1,8 м высотой, 200 кг золота, инкрустация ляпис-лазурью, бирюзой и сердоликом. Гробница Тутмоса III- эта труднодоступная гробница имеет декоративную исключительную «графику» (сюжеты изображения канонических текстов «Книги мертвых»), которая считается по этой причине одной из красивейших во всей Долине Царей [5, С. 201].

    Гробница Сети Iпо сложности конструкции - одна из самых выдающихся во всем фиванском некрополе. Она состоит из многих лестниц и галерей, ведущих в разные залы, поддерживаемые пилонами.

    Долина Цариц, современное название которой Бибан-эль-Харим, расположена примерно в полутора километрах от Долины Царей. Там было найдено около 80 гробниц. Гробница царицы Тити, которая была, как полагают, супругой фараона XX династии, хранит прекрасную живопись в нежно-розовых тонах. Гробница принца Амона-хер-Копехефа - эта гробница сына Рамсеса III донесла до наших времен необычный декор, отличающийся разнообразием оттенков и интенсивностью цветовой гаммы, где преобладает великолепный синий ультрамарин. Гробница принца Пра-хер-Уменефа- это другой сын Рамсеса III, умерший в младенчестве. Декор его гробницы примерно такой же, но здесь преобладающими цветами являются желтая охра и розовый.

    Долина Знати- гробницы знатных особ династии Среднего царства разбросаны на трех смежных территориях. Их отличительными чертами являются крайняя простота (по сравнению с царскими гробницами) и живая жанровая иконография. Кроме того, эти гробницы дают нам ценные сведения о придворной жизни в Древнем Египте на основании трактовки изображений, позволяющих определить должности и функции разных сановников [11, С. 134].

    Гробница Рах-Мары - это одна из самых больших гробниц XVIII династии. Она принадлежала Рах-Маре, «Правителю города» и «Визирю» при Тутмосе III и Аменофисе II. Самые интересные сцены гробницы показывают принесение дани чужеземными народами. Гробница Кики - это был «Царский интендант», на одной из стен изображен последний путь останков сановника в Абидос. Здесь можно видеть наемных плакальщиц и рабов, несущих столы с жертвоприношением. Гробница Менны- владелец этой гробницы был «Писец Кадастра Господина Верхнего и Нижнего Египта». Украшающая гробницу живопись (полевые работы, паломничество в Абидос, дети Менны) считается самой изысканной во всем некрополе. В гробницу Сеннефераведет лестница из 43 ступеней, вырубленных в скале. Сеннефер - «Принц Южного города» во время правления Аменофиса II. Эта гробница знаменита сводом вестибюля, расписанным виноградными лозами. Гробница Рамоса - Рамос исполнял должность «Правителя города и помощника царя» при фараоне-еретике Эхнатоне. Украшающие ее барельефы отличаются прекрасной пластикой и большой натуралистичностью, особенно изображения человеческих лиц.

    Долина Ремесленников- Дейр-эль-Медина. Здесь находится деревня и некрополь всех тех, кто строил и украшал царские гробницы в Фивах.

    Гробница Инхерки.В эпоху правления Рамсеса III и Рамсеса IV Инхерка был «Заместителем Господина Двух Египтов на Площади Истины». Он построил себе две гробницы, которые свидетельствуют об оригинальном творческом таланте и живой фантазии ее зодчего, особенно в сценах семейной жизни, где, например, представлены сидящие за трапезой любящие супруги, одетые в одинаковые льняные одежды. Гробница Сеннеджена главная погребальная камера - это все что осталось от гробницы Сенеджена, сановника эпохи XIX династии «Слуги на Площади Истины». Заключенная в ней живопись по яркости и свежести красок является лучшей в долине [12, С. 58].

    В древности Эснабыла столицей III нома Верхнего Египта. В современной деревне сохранился лишь один храм, посвященный Хнуму, переделанный в эпоху Птолемеев из храма XVIII династии. Гипостильный зал (33х18м, 24 колонны, высотой 13,5м) практически не поврежден. Особый интерес представляют разнообразные цветочные мотивы на капителях колон.

    Городок Эдфувошел в египетскую историю благодаря своему храму, сохранившемуся лучше остальных храмов Египта. Храм, посвященный богу Хору, был воздвигнут в период Птолемеев на месте, как это часто бывало, долее древнего храма, который уже существовал при Тутмосе III. По своим размерам это второй после Карнакского храм Египта: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м, лицевая сторона которого составляет 79 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Хора из черного гранита. Внутри святилища можно еще полюбоваться хорошо сохранившейся прекрасной дарохранительницей из серого гранита - монолитом четырех метров высотой.

    Прежде чем войти в храм, интересно посмотреть его «маммиси». Построенный при Эверджете II. На языке коптов это слово означает «место родов», где Хор символически возрождается каждый день. Вот почему этот храм был священным для беременных женщин и для тех женщин, которые хотели иметь ребенка.

    Расположенный между Эдфу и Асуном Ком-Омбо- это бывший Па-Себек, то - есть «дом Себека», бога-крокодила, который почитался еще в додинастический период. В Ком-Омбо находятся величественные руины храма, планировка которого считается единственной в своем роде: это на самом деле двойной храм, образованный из двух соседних. Правый храм посвящен Себеку, богу плодородия; левый - Хароэрису, иначе говоря «Великому Хору», солнечному богу войны [12, C. 175].

    Современный город Асунвысится на месте бывшего базара города Абу. В древности, он назывался, Сиена и был столицей I нома Верхнего Египта.

    Древние гранитные карьеры,примерно в двух километрах от города, протянулись от берега Нила более чем на шесть километров. В его многочисленных карьерах в изобилии добывали сиенит - розовый гранит, широко применявшийся в культовых сооружениях, - из него вырубали обелиски, колоссальные статуи, воздвигали храмы.

    В этом месте есть еще одна достопримечательность: колодец, стенки которого, учитывая близость тропиков, освещались солнечными лучами только в день летнего солнцестояния.

    Некрополь, насчитывающий 40 гробниц третьего тысячелетия, вырыт в холме Табет эль-Хоа («вершина Ветров») и расположен на западном берегу Нила. Пройдя по одной из узких крутых лестниц, можно попасть в подземные погребальные храмы, украшенные по большей части террасами и колоннадами, с дверьми и окнами. Могилы располагаются одна над другой, создавая впечатление пещерного города. Многие из этих подземелий были разрушены или сожжены.

    В 1960 г. здесь стали сооружать плотину, в зоне затопления были безвозвратно утеряны многие бесценные исторические и художественные памятники. Весь мир, затаив дыхание, следил за необычными спасательными операциями, сопровождавшими сооружение платины, целью которых было сохранение великого культурного и художественного наследия древней цивилизации.

    Гробница Сиремпута I- эта гробница принадлежала сыну Зат-Сени, принцу XII династии. Сегодня, к сожалению, осталось мало подтверждений тому, что эта гробница была самой большой и имела самый пышный декор во всем некрополе. Сиремпут II был «наследным принцем» в царствование Аменемхета II (XII династия). Подземелье включает первую камеру, которую поддерживают 6 столбов, и галерею, обрамленную шестью нишами, в каждой из которых помещена статуя мумии покойного принца. Еще там есть квадратная комната, великолепно расписанная изображениями Сиремпута. В глубине расположена молельня, также с росписью [13, С. 179].

    Первый нильский порог находится в нескольких километрах от Асуна: это широкое пространство бурлящей воды и водоворотов между многочисленными скалами и островками. Из всего этого архипелага крошечных островов интерес представляет остров Сехель, где в беспорядке нагромождены огромные гранитные блоки, покрытые рисунками и надписями, древнейшие из которых восходят к VI династии, а последние - к эпохе Птолемея.

    Храм в Филе,как и храмы в Эдфу и Дендеры, одно из трех хорошо сохранившихся сооружений эпохи Птолемеев.На фоне выразительной декорации из гранитных скал лежит священный остров, где Храм богини Исиды вздымает свои колонны и пилоны к ясно-голубому небу, создавая у посетителей впечатление нереальности увиденного [14, С. 159].

    В 320 км от Асуна на землях Нубии высится самое прекрасное и необычное сооружение величайшего фараона Египта: Абу-Симбел.По идеи, этот храм был посвящен триаде богов Амон-Ра, Хармакису и Птаху, но на деле он был построен исключительно для прославления и увековечения памяти его создателя - Рамсеса II Великого. Храм полностью высечен в скальном массиве (38 м по фасаду и 65 м в глубину). Проникнув в сердце горы, попадаешь в святилище, где находятся статуи триаде богов, которым был посвящен храм, и статуя самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое «солнечное чудо». Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не попадает на Птаха - бога тьмы. Декор храмовых стен прославляет военные подвиги Рамсеса II. Рамсес приказал построить рядом храм меньших размеров, посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамсеса II удостоилась этой чести. При построении платины, храму грозило затопление водами искусственного озера, что обеспокоило общественность всего мира. ЮНЕСКО немедленно назначило комиссию по изысканию средств для спасения монументов. В 1965 г. храм переместили в другое место - это было самое фантастическое предприятие по демонтажу и реконструкции, которое когда-либо переживала археология. Осталось только ждать «солнечного чуда», которое в точности повторилось в феврале 1969г. Теперь, как и две тысячи лет назад, солнечные лучи снова ласкали богов святилища. Рамсес II и его архитектурный шедевр, несмотря ни на что, продолжают существовать.

    Заключение

    Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад во всемирную культуру. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор. Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).

    Сокровища египетской мысли - научной, практической и мистической - оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

    Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы Древнего Египта - сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

    Культура древних египтян - монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы - поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

    Список литературы:

    1. Васильев, Л.С. История религий Востока. / Л.С. Васильев. - Москва: Университет, 2001. - 368 с.

    2. Дубровская, О.Н. Древние религии мира. / О.Н. Дубровская. - Москва: Рипол, 2003. - 448 с.

    3. Пьер Монте Египет Рамсесов. / Пьер Монте. - Москва: Наука, 1989. - 376 с.

    4. Аверинцев, С.С. Древние цивилизации. / С.С. Аверинцев. - Москва: Мысль, 1989. - 479 с.

    5. Лесков, А.М. Древние цивилизации. / А.М. Лесков. - Москва: Мысль, 1989. - 479 с.

    6. Степугина, Т.В. Древние цивилизации. / Т.В. Степугина. - Москва: Мысль, 1989. - 479 с.

    7. Культурология: Учебное пособие. / под ред. А.Н. Марковой. - Москва: Юнити, 1995. - 401 с.

    8. История Древнего Востока: Учебное издание. / под ред. В.И. Кузищина. - Москва: Высшая школа, 1988. - 497 с.

    9. Культурология: Учебное пособие. / под ред. А.А. Радугина. - Москва: Центр, 2003. - 304 с.

    10. Климишин, И.?. Календарь и хронология. / И.?. Климишин. - Москва: Наука, 1985. - 320 с.

    11. Коростовцев, ?.?. Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. / ?.?. Коростовцев. - Москва: Наука, 1982. - 280 с.

    12. Шереметьевский, В.П. Очерки по истории математики. / В. П. Шереметьевский. - М.: Наука, 2004. - 181 с.

    13. Тарасов, В.М. Символы медицины, как отражение врачевания древних народов. / В.М. Тарасов. - М. : Медицина, 1985. - 395 с.

    14. Шалаби Аббас Весь Египет. / Аббас Шалаби. - Москва: Бонеки. Флоренция Италия. Редакция: Welcom Books, 1999. - 346 с.
    1   2


    написать администратору сайта