Проблема структуры сознания в философии. Мир и его развитие понимались
Скачать 20.52 Kb.
|
Введение В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных вопросов как сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его изучения. Вопросы эти с древности и до наших дней остаются дискуссионными, не имеющими однозначного решения. Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для философа сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал — пассивного (материи) и активного начала (формы). Материя — это все то, что окружает человека, и сам человек. Душа, по мнению Аристотеля, есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций. Сердце выступало в качестве центрального органа души, головной мозг — как резервуар для охлаждения крови. Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается, во- первых, в том, что в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое. Во- вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой — идет развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. В учении Канта сознание и познание рассматриваются как трансцендентальные условия существования мира явлений – того мира, который мы воспринимаем, мыслим и познаем. Нам доступны только одни явления, выступающие результатом переработки неизвестных вещей в себе нашей познавательной способностью, т.е. нашим сознанием. Кант выделяет три трансцендентальных способности сознания: чувственное восприятие, рассудок и разум. Именно благодаря им в сознании конституируется известный нам мир явлений. 1) Чувства, т.е. абстрактные созерцания, в которые мы помещаем содержание отдельных ощущений вне нас. Кант представляет себе дело приблизительно следующим образом: существуют вне нас вещи в себе, но без времени и пространстве, а затем приходит сознание; оно имеет до того внутри себя пространство и время как возможность опыта. 2) Рассудок есть деятельное мышление, само «я»; он «есть способность мыслить, предмет чувственного созерцания». Но он обладает лишь мыслями без реального содержания. Таким образом, мыслящий рассудок есть, источник отдельно взятых категорий; но так как они сами по себе пусты, то они получают значение лишь в соединении с данной многообразной материей восприятия, чувствования и т.д. 3) Третьим идет у Канта разум. Принципом же разума служит всеобщее, поскольку оно находит безусловное к обусловленному познанию рассудка. Разум есть мышление, делающее своим предметом безусловное. Продуктом разума, согласно Канту, является идея (это – платоновское выражение), и он понимает под нею именно безусловное, бесконечное. Утверждение, что разум порождает идеи, есть великое слово. Однако у Канта идея есть абстрактно всеобщее, неопределенное. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), супер-эго («сверх-я»). «Оно» (ид) — это побуждения и импульсы, связанные с инстинктивными стремлениями к продолжению жизни и разрушению. Ид существует только на уровне бессознательного. «Я» (эго) — это та часть личности, которая наиболее тесно связана с реальностью и помогает человеку воспринимать окружающий мир, узнавать новое и удовлетворять потребности. Она работает на сознательном и предсознательном уровнях и формируется в младенчестве. «Сверх‑я» (суперэго) — это идеалы и ценности человека, которые он усвоил из семьи, окружающей среды и внешнего мира. Суперэго выступает цензором функций эго, указывая, как поступать морально приемлемо. По большей части действует на уровне сознания. Сознание является, по преимуществу, продуктом восприятия и ориентации во внешнем мире. Сознание определяется Юнгом как соотношение психических фактов и Эго. Эго — это комплекс психических факторов, конструированный, прежде всего, общей осведомленностью относительно своего тела, своего существования и затем данными памяти; у человека есть определенная идея о его прошлом бытии, определенные наборы (серии) памяти. В философии марксизма сознание толкуется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающий их мир материальных и духовных явлений. Указывается на естественные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания. К первым относится прежде всего способность человеческого мозга как высокоорганизованной материи отражать явления действительности, ко вторым — человеческая предметнопрактическая деятельность и речь. Заключение В данной работе рассмотрены различные идеи трактования происхождения человеческого сознания. Человеческое сознание – это крайне сложный и запутанный механизм, из-за чего существует немало идей о сущности человеческого сознания. Список литературы: Философия и методология науки : Учебное пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.] ; под ред. А.И. Зеленкова. – 2-е изд., доп., испр. – Минск : ГИУСТ, 2011. Философия : учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. Слемнев, М.А. Философия : учебное пособие / М.А. Слемнев, А.Б. Демидов, Э.И. Рудковский. – 2-е изд. – Витебск : ВГУ имени П.М. Маше- рова, 2015. |