Эссе Мир жалок Мир пуст. Мир жалок для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека
Скачать 16.54 Kb.
|
Эссе на тему: «Мир жалок для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». Изречение, вынесенное в название моей работы, принадлежит Л. Фейербаху. Не вдаваясь в особенности мировосприятия данного конкретного философа, постараюсь в сущности отразись то, что он пытался донести до нас. Ведь его мысль, высказанная задолго до современного нам глобального технократического мира и его идеологии, по-прежнему актуальна для всех людей и должна быть правильно ими понята. Ещё в античности был провозглашён принцип «Человек есть мера всех вещей». Эта истина вне времени, она всегда злободневна. Однако мир сильно изменился и продолжает меняться. Появляются новые технологии, блага цивилизации, меняется образ жизни людей, их привычки и воззрения по самым разным вопросам. Казалось бы, прогресс налицо. Но если «копнуть» чуть глубже, то станет очевидно, что фундаментальные взаимодействия бытия и сознания не претерпели изменений. Мир всегда свеж и причудлив, а ум человека, накапливающего обрывочные знания о мире, всегда усталый и биполярный. Чем более счастлив человек, тем счастливее ему кажется бытие, равно как и наоборот. Так где же тогда объективные критерии оценки бытия, если всё зависит от настроения, степени мудрости или нравственной чистоты личности? Неужели одно и то же бытие, один и тот же факт может получать совершенно разные интерпретации только потому, что интерпретатор жалок или велик? Думаю, что здесь уместно обратиться к философской традиции, которая несколько иначе подходит к проблеме. Лао-цзы, основатель даосизма (древнего китайского учения о «пути», совмещающего элементы религии, философии и практики), так характеризует связь между свойствами сознания и отражением в нём мира: «Моя беда в том, что у меня есть «я». Коли не будет моего «я», откуда взяться беде?» [1, С.48] Таким образом, можно сказать, что «засорённость я» глупостью, пустотой и тщеславием – это только первый шаг к огрублению мира в сознании. Древние китайские и индийские мудрецы вообще считали, что само наличие «я», «эго» (часть сознания, представляющая собой центр личности, осознаваемый как «Я» и находящийся в контакте с окружающим миром) уже способствует неадекватному восприятию действительности. Следовательно, нужно отречься от попыток зацепиться за реальность своим эго, отказаться от обусловленностей и тогда мир заиграет настоящими красками. Как мне кажется, и представитель западной философии Фейербах, и значимая фигура восточной философии Лао-цзы оба говорят об одном и том же. Человек как высшее мыслящее и способное к рефлексии (свойство человеческого мышления, позволяющее осознавать самого себя и собственный духовный мир) существо действительно отражает мир через собственные убеждения и привычки. Если внутренний мир человека убогий и жалкий с точки зрения всей культуры и сформированного в обществе уровня нравственности, тогда и его представления об обществе, природе и смысле бытия будут, скорее всего, крайне односторонние. При этом философский взгляд на эту проблему не связан с навешиванием ярлыков, постановке клейма на тех, кто ниже, глупее или бестактнее. Мысль великих философов здесь сходится, на мой взгляд, в том, что не мы такие, каков мир, а мир таков, какие мы. В этом смысле не только бытие определяет сознание, но и сознание в значительной мере создаёт картинку бытия, образ того мира, в котором мы живём. Я считаю, что значительно раньше, проще и понятнее Л. Фейербаха эту же самую мысль выразил, наверное, только Сократ: «...больному еда кажется и бывает для него горькой, а здоровому кажется и для него есть прямо противоположное. И ни одного из них не следует делать более мудрым, ибо это невозможно. И осуждать их нельзя, что-де больной – неуч, раз он утверждает такое, а здоровый – мудр, раз утверждает обратное. Просто надо изменить худшее состояние на лучшее, ибо одно из них – лучше. То же касается и воспитания: из худшего состояния надо приводить человека в лучшее. Но врач производит эти изменения с помощью лекарств, а софист – с помощью рассуждений.» [2, С.258-259] Список использованных источников Лао-цзы. Книга о пути жизни (Дао-Дэ цзин). М.: АСТ, 2017 – 256 с. Платон. Сочинения в 3-х т. Под общ. Ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. М., Мысль, 1970. Т.2. |