Главная страница
Навигация по странице:

  • Основной предмет гносеологии. Какие уровни познания и какие формы познания выделяются в философии Теория познания (гносеология)

  • Чувственное (эмпирическое)

  • Формы познания

  • Что такое пространство и время Какие интерпретации и определения существуют в истории философии и науки

  • Что такое истина Какие теории истины существуют в философии и науке

  • Основной предмет философии математики (ключевые идеи и фундаментальная проблематика, основные представители).

  • Основной предмет философии физики (ключевые идеи и фундаментальная проблематика, основные представители).

  • Основной предмет философии естествознания (ключевые идеи и фундаментальная проблематика, основные представители).

  • 8. Идеализм в античной философии (предмет, методы, значение).

  • 9. Рационализм в философии (предмет, методы, значение).

  • 10. Эмпиризм Ф. Бэкона (метод познания, определение значения философии).

  • Анаксимандр

  • Василий Великий (330-379 гг.)

  • Григорий Нисский (335-394 гг.)

  • 11) Антропоцентризм

  • человеческая жизнь является высшей ценностью

  • 14) Рационализм

  • Философия ответы на вопросы. 28.10 ответы на вопросы. Основной предмет онтологии. Понятие бытия. Как онтология связывает философию и науку в собственном смысле слова


    Скачать 55.95 Kb.
    НазваниеОсновной предмет онтологии. Понятие бытия. Как онтология связывает философию и науку в собственном смысле слова
    АнкорФилософия ответы на вопросы
    Дата21.12.2022
    Размер55.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла28.10 ответы на вопросы.docx
    ТипЗакон
    #857683
    страница1 из 2
      1   2

    1. Основной предмет онтологии. Понятие бытия. Как онтология связывает философию и «науку в собственном смысле слова»?


    Онтология — философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия.
    1) (Основной предмет онтологии) Основным предметом онтологии является сущее, бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной.

    2) (Понятие бытия) Бытие - реальность в ее объективном и целостном существовании.

    3) (Как онтология связывает философию и «науку в собственном смысле слова») Онтология исследует наиболее общие проблемы бытия и существования. В центре ее внимания такие проблемы, как происхождение мира, его сущность, основная структура, а также главные свойства. При решении онтологических проблем философия, конечно, опирается на выводы конкретных наук, использует результаты исследования ими различных сторон бытия. Вместе с тем общие философские выводы о строении и закономерностях бытия влияют как на содержание частнонаучных, так и на характер глобальных научных картин мира, на процесс их развития и корректировки.

    Онтология — это учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов. Как раздел философии онтология изучает фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения.

    Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие как таковое (независимо от субъекта и его деятельности), содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определённое и неопределённое, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и ряде других.

    Бытие — в самом широком значении — существование. Относительно человека, бытие — это все его действия, повседневные, деятельность как биологического организма, так и индивида на ментальном уровне, при взаимодействии с окружающей средой. Кем человек является, кто он есть или кем бы мог быть, относится к пониманию Бытия в общем смысле. Бытие в природе — это существование предметов, физических, реальных, также природных сил (стихий), гравитации, физических законов.

    Т.к онтология изучает бытие, т.е существование предметов, явлений, физ.законов, а математика и физика занимается изучением и объяснением этих самых предметов и законов. Значит онтология, как раздел философии, связывает философию и науку изучением окружающих нас вещей и явлений с разных сторон.

    1. Основной предмет гносеологии. Какие уровни познания и какие формы познания выделяются в философии?


    Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
    В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек, группа людей и человечество в целом.

    Объект - вся существующая реальность. Процесс познания во всех случаях носит активный характер.
    1) (Основной предмет гносеологии) Процесс человеческою познания окружающего мира и самого себя

    2) (Какие уровни познания и какие формы познания выделяются в философии).
    Уровни познания:

    Чувственное (эмпирическое) – познание мира с помощью органов чувств. Выделяют 3 формы чувственного познания: а) ощущения – только свойства предмета, предмет перед глазами, через органы чувств. б) восприятие – образ предмета, непосредственно перед глазами, через органы чувств (целостный образ). в) представление - образ предмета, который сохранен в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств.

    Рациональное познание – познание мира с помощью мыслительных операций (сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение). Формы: а)понятие – мысль, с помощью которой можно выделить общие и отличительные черты. б) суждение – мысль, которая утверждает или отрицает ранее сложившееся представление. в) умозаключение – мысль, которая устанавливает логическую связь между суждениями.
    Формы познания:

    Ненаучное познание: А) житейское (обыденное): основано на личном опыте и здравом смысле, достаточно консервативно, имеет своеобразный язык (горсточка). Б)народная мудрость: обобщает опыт поколений, выражено в виде загадок, пословиц и поговорок, достаточно противоречиво. В) художественное: результатом является художественный образ, достаточно субъективно, имеет эмоциональную окрашенность, действует язык символов(краски, звуки). Г)мифологическое: заменяет объяснение рассказом, служит для передачи культурных ценностей и жизненного опыта народа. Д) паранаука (астрология, хиромантия): проникает в неисследованное пространство, имеет дело не с фактами, а с выдвижением гипотез, уход от конкретных объяснений.

    Научное познание – основная форма человеческого познания, которое выражается в виде мыслительной и предметно-практической деятельности. Особенности: объективность, доказанная практикой; имеет дело только с тем, что реально существует и может наблюдаться; носит системный характер: факт → гипотеза → закон → теория; подвергается постоянной проверке, т.е. открыта для рациональной критики; опирается на опыт предшественников; имеет свой научный язык; воспроизводимось полученных результатов.

    Социальное познание: совпадает субъект и объект познания; роль субъективного фактора(связано с интересами отдельных людей и групп); общество – это сложный объект для изучения, т.к. в нем нет повторяющихся событий, а также действуют люди, наделенные волей; ограниченное использование таких методов, как наблюдение и эксперимент.

    Самопознание – процесс постижения особенностей собственной личности (свих интересов, воли, способностей). Образ "я" – относительно устойчивые представления человека о самом себе, выраженные в словесной форме. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу я.

    Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

    Познание – основной предмет гносеологии, то есть теории познания. (Познание – это сумма процессов, методов и процедур приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.)

    Уровни познания:

    • Чувственный

    • Рациональный

    Формы чувственного познания:

    • ощущения – это информация, которую получает человек от каждого органа чувств. По своей сути, именно ощущения являются посредниками между человеком и его внутренним миром. Из ощущений человек получает первичную информацию, которую позже интерпретирует;

    • восприятие – некий чувственный образ предмета, в котором сосредоточена вся информацию, которую человек собрал от всех своих органов чувств. Однако восприятие существует только в момент взаимодействия с предметом;

    • представление – это чувственный образ предмета, который сохранился в механизме памяти и воспроизводится по желанию. Чувственные образы могут отличаться по степени сложности;

    • воображение в качестве формы познания – это способность комбинировать различные фрагменты чувственных образов. Воображение является важным и сложным компонентом любой творческой деятельности, включая научную.

    Формы рационального познания:

    • умозаключение – форма мысли, когда из одного или нескольких суждений можно вывести новое суждение, которое может дать новое знание. Наиболее распространенными являются дедуктивные (от общего к частному) и индуктивные (от частного к общему) типы умозаключений. Дедукция базируется на основании двух посылок, из которых выводят одну. Индукция базируется на основании бесконечного результата исходных предпосылок, но не дает достоверно правильного результата;

    • гипотеза – это предположение, очень важный тип познавательной деятельности, особенно в науке;

    • теория – это выстроенная система понятий, умозаключений, суждений, в рамках которых могут быть сформированы законы, закономерности фрагмента действительности, который рассматривается данной теорией, достоверность которых обосновывается и доказывается средствами и методами, которые формулируются в соответствии со стандартами научности;

    • рационализм – позиция, в соответствии с которой истинность человеческого знания может обеспечиваться исключительно разумом. Чувственному знанию нельзя слепо и абсолютно доверять, так как чувства поверхностны, не могут ухватить суть вещей, которую можно постичь исключительно разумом.



    1. Что такое пространство и время? Какие интерпретации и определения существуют в истории философии и науки?


    1) (Что такое пространство и время) Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

    Пространство – это базовая категория человеческого представления о мире, отражающая его неоднородный и множественный характер.

    Время – это понятие, отражающее понимание изменчивого и процессуального характера реальности, существования возможности взаимодействия между телами в пространстве, которое носит последовательный, упорядоченный характер.

    Наиболее часто время понимается как линейное, равномерно протекающее из прошлого в настоящее и будущее, и таким образом однозначно закрепляющее положение вещей в пространстве в определенный момент.

    АНТИЧНОСТЬ

    В классической Античности время рассматривается в связи с жизнью космоса, а потому порой отождествляется с движением небосвода. Платон анализирует понятие времени в контексте деления всего сущего на бытие и становление. Первое существует вечно, второе возникает и исчезает во времени. Время есть подвижный образ вечности.

    для Античности пространство не является геометрическим протяжением, воплощающим имманентно ему присущие геометрические соотношения, но есть только некое «где», в котором физические объекты и явления имеют место и случаются.

    СРЕДНИЕ ВЕКА

    На первый план выходит связь времени с памятью; возникают психологическая и историческая трактовки времени. Это связано с тем, что ветхозаветное мировосприятие отличается от древнегреческого именно своим переживанием времени; для него мир — не «космос», а «олам» (первоначальное значение слова — «век»), то есть свершение событий, история.

    1. Что такое истина? Какие теории истины существуют в философии и науке?

    1) (Что такое истина?) Истина – это соответствие знания объективной реальности

    2) (Какие теории истины существуют в философии и науке).
    Теории истины:

    • Авторитарную теорию – она подразумевает собой доверие к авторитетному источнику какого-либо высказывания.

    • Когерентную теорию – полагает непротиворечивость основных критериев истины.

    • Конвенциональную теория – истина является результатом соглашения.

    • Прагматическую истину – практическая значимость получаемая в момент познания результата.

    Истина — это одна из базисных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческих знаний объективной действительности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения.

    Теории истины:

    • Авторитарную теорию – она подразумевает собой доверие к авторитетному источнику какого-либо высказывания.

    • Когерентную теорию – полагает непротиворечивость основных критериев истины.

    • Конвенциональную теория – истина является результатом соглашения.

    • Прагматическую истину – практическая значимость получаемая в момент познания результата.



    1. Основной предмет философии математики (ключевые идеи и фундаментальная проблематика, основные представители).

    1) (Основной предмет философии математики)
    Определение: Философия математики-это раздел философии, изучающий допущения, основания и следствия математики.
    Идея: Она направлена на то, чтобы понять природу и методы математики, а также выяснить место математики в жизни людей. Логическая и структурная природа самой математики делает это исследование одновременно широким и уникальным среди ее философских аналогов.

    Проблемы: Философские проблемы математики на протяжении всей ее истории привлекали к себе пристальное внимание как самих математиков, особенно крупных ее творцов, так и многих философов (Пифагора, Платона, Аристотеля, Эвклида, Гаусса, Лобачевского, Кантора, Пуанкаре, Гильберта, Рейтинга, Гсделя, Маркова, Колмогорова и мы. др.).
    Представители: К числу важнейших философских проблем математики в целом относятся: предмет математики, природа математического знания, способы его обоснования, анализ логических принципов и законов, используемых в математике, ценность математического знания, место математики в науке и культуре.
    Философия математики – раздел философии науки, исследующий философские основания и проблемы математики:

    • онтологические (способ существования предмета математических исследований, природа объектов математики, проблема бесконечности в математике, основания математики, причины высокой степени общности математики и применимости ее методов для анализа предметов различной природы),

    • гносеологические (соотношением теоретической математики и эмпирической действительности; структурой чистой математики; проблемой связи математики и логики),

    • методологические,

    • логические

    • аксиологические предпосылки и принципы математики в целом, ее различных направлений, дисциплин и теорий.

    К числу важнейших философских проблем математики в целом относятся: предмет математики, природа математического знания, способы его обоснования, анализ логических принципов и законов, используемых в математике, ценность математического знания, место математики в науке и культуре.

    (идея) В широком смысле философия математики занимается построением семантической теории «языка» математики для изучения смысла математических высказываний и сущности абстрактных объектов.

    Философские проблемы математики на протяжении всей ее истории привлекали к себе пристальное внимание как самих математиков, особенно крупных ее творцов, так и многих философов (Пифагора, Платона, Аристотеля, Эвклида, Гаусса, Лобачевского, Кантора, Пуанкаре, Гильберта, Рейтинга, Гсделя, Маркова, Колмогорова и мы. др.).

    1. Основной предмет философии физики (ключевые идеи и фундаментальная проблематика, основные представители).

    1) (Основной предмет философии физики)

    Определение: Философия физики - учение о наиболее общих законах физического бытия и физического познания, а так же об онтологических основаиях физики, гносеологических основаниях, методологии физики, герменевтике физики и психологических аспектах физического познания.

    Идея: В первую очередь философию физики интересует основание физики и физического познания. Философия физики является частью философии науки. Философия науки пытается осознать природу науки. Как прирастает научное знание? Что такое "научное знание"? Какова структура научного знания? Фил. науки строится на основании научного знания.

    Проблемы: В рамках своей задачи философия физики анализирует, например, проблему несовпадения онтологической и физической проекций: например, понимание физикой времени как течения наиболее стабильного процесса и онтологическое понимание времени как течения времени вообще или смены фаз: прошлое, настоящее, будущее.

    Представители: Наиболее значимыми исследованиями в области философии физики последнего времени следует назвать работу А. Грюнбаума «Философские проблемы пространства и времени» и Д. В. Джохадзе «Диалектика Аристотеля», а также многочисленные исследования Б. Смитаruen, включая совместные с Ж. Петито «Физический и феноменологический мир», «Новые основания качественной физики» и т. п.

    Философия физики — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию физики как части науки.

    В рамках своей задачи философия физики анализирует, например, проблему несовпадения онтологической и физической проекций: например, понимание физикой времени как течения наиболее стабильного процесса и онтологическое понимание времени как течения времени вообще или смены фаз: прошлое, настоящее, будущее.

    К философии физики относится также проблема причинности, проявляющейся только в физическом мире, а в связи с последней — и проблема корреляции.

    Наиболее значимыми исследованиями в области философии физики последнего времени следует назвать работу А. Грюнбаума «Философские проблемы пространства и времени» и Д. В. Джохадзе «Диалектика Аристотеля», а также многочисленные исследования Б. Смитаruen, включая совместные с Ж. Петито «Физический и феноменологический мир», «Новые основания качественной физики» и т. п.

    1. Основной предмет философии естествознания (ключевые идеи и фундаментальная проблематика, основные представители).

    Предмет философии естествознания - общие проблемы, закономерности и тенденции развития корпуса естественных наук, а также особого рода познавательной деятельности, главная цель которой - истинное, объективное знание о законах природы.

    что обусловлено ее основными функциями: анализом проблем формирования общей научной картины мира, концептуальным согласованием теоретических моделей и научного метода с мировоззрением культурно-исторической эпохи, с категориальным строем научного и обыденного сознания (мировоззренческая функция); обоснованием постулатов, познавательных принципов и методов естествознания (методологическая функция); выявлением междисциплинарных проблем, а также проблем конкретной естественнонаучной дисциплины и естествознания в целом (эвристическая функция); сохранением новых идей, не имеющих достаточного обоснования, отвергнутых научным сообществом из-за жестких авторитетных оценок в конкретно-исторических условиях (защитная функция); продвижением новых научных идей, распространением и популяризацией построений науки в широких интеллектуальных культурных слоях (коммуникативная функция)

    В задачи философии естествознания входит: исследование способов формирования нового естественнонаучного знания, а также механизмов воздействия социокультурных факторов на этот процесс; анализ структуры и динамики знания в конкретных естественнонаучных дисциплинах (физика, химия, биология); сравнение естественнонаучных дисциплин и выявление общих проблем и общих закономерностей в их развитии; концептуальный анализ эволюции конкретной области естественнонаучного знания на материале истории конкретных наук (физика, химия, биология);

    Ньютон, Максвелл, Дарвин, Эйнштейн

    8. Идеализм в античной философии (предмет, методы, значение).

    Идеализм – это философское направление, согласно которому основой объективного мира является идея, мышление, сознание. (классический этап (3 до н э по 1 н э)

    Сократ (469-399) — афинский философ, положивший начало моральной философии. В центре его внимания проблема человека и его сущности. Человек, по Сократу, прежде всего, существо моральное, нравственное. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо. Сократ выдвигает тезис: каждый человек может иметь свое мнение, но моральная истина для всех одна, поскольку нормы морали имеют объективное основание. Сократ утверждает, что знание есть понимание, оно осуществляется через понятия (понятие – результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, отличающих один класс явлений от других). Понятием определяется сущность вещей. Путь к истинному знанию лежит через образование понятий. Главным методом образования понятий у Сократа выступает индукция – восхождение от частных, единичных примеров к общим суждениям в ходе диалога с оппонентами. В своих беседах с учениками показал образцы диалектического мышления, как пути к всестороннему и объективно-истинному знанию через умение правильно ставить вопросы в диалоге и, благодаря этому, преодолевать односторонности и разрешать противоречия в мысли.

    Платон – ученик Сократа, положил начало классическому объективному идеализму. Строя свою философскую систему, он различал видимый мир вещей и невидимый, потусторонний мир идей (образов, сущностей, предшествующих вещам). Причем именно второй он считал единственно истинным, а первый рассматривал только как мир «теней», т.e. плоских, чрезвычайно искаженных копий своих идеальных прообразов. Из такого понимания отношения между мышлением и материальным миром Платон выводил и свою трактовку процесса познания. Исходя из признания бессмертия души, он объявляет ее единственной носительницей знания. До своего вселения в тело душа постоянно живет в мире идей, созерцая их, а затем, уже находясь в теле, всматриваясь в мир вещей, она начинает вспоминать мир идей и вырабатывать понятия о них. Средством познания выступает у Платона диалектика, которую он понимает не только как искусство диалога, а, прежде всего, как раскрытие противоречивости высших понятий: бытия, движения, тождества и др. Важнейшая заслуга Платона состоит в осознании решающей роли знания общего для познания частного. Его учение об объективности противоречий сыграло огромную роль в развитии диалектики. Платоном было разработано также учение об идеальном государстве, основанном на четком разграничении общественных функций (по аналогии со структурой человеческой души), сословных различий. Душа каждого человека состоит, по Платону, из разумной, аффективной (эмоционально-волевой) и вожделеющей (чувственной) частей, одна из которых при этом превалирует над другими. В соответствии с этим люди оказываются более всего способны либо к мыслительной (философы), либо к волевой (стражи), либо к производственной (работники) деятельности и должны занимать соответствующее место в общественной (государственной) иерархии. Только тогда достигается основная идея государства, представляющая собой общую для всех его граждан добродетель – справедливость. Таким образом, основная мысль Платона: не государство существует для людей, а люди для государства.

    Ученик Платона Аристотель в своих трудах как бы подвел итог предшествующему философскому развитию. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром вещей и миром идей, полагал материю несотворимой и неучтожимой. В то же время он считал ее инертной, содержащей все многообразие предметов только в возможности.

    Чтобы эту возможность реализовать, необходимо существование и некоего активного идеального начала. Таким началом, по Аристотелю, выступает «форма». Именно она придает материи вид знакомых нам предметов. Весь мир, таким образом, представляет собой ряд «форм», расположенных в порядке все большего совершенства. Завершает весь процесс формообразования высшая форма – «форма всех форм», которую Аристотель называет Демиургом (Творцом). Аристотелевское учение о «форме форм» было в дальнейшем канонизировано теоретиками зарождающегося монотеизма (единобожия) и положено в фундамент религиозной философии – теологии. Исключительная заслуга принадлежит Аристотелю в уяснении диалектики процесса познания, разработке учения о категориях, а также формальной логики, сохраняющей свое значение до нашего времени, ему принадлежит открытие основных принципов и законов логического доказательства. В своей социальной философии Аристотель подвергает критике платоновское учение об идеальном государстве и разрабатывает свое, в основе которого лежит анализ реальных форм государственного устройства (правления). В соответствии с тем, кто осуществляет власть (личность, немногие, или же большинство), а также с целями этой власти он выделяет три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия) и три «правильных» (монархия, аристократия, полития) формы правления. Лучшей он считает политию, представляющую собой власть «среднего класса» (умеренно обеспеченных людей), составляющего большинство и обеспечивающего стабильность государства и общества. Участие в государственных делах он считал обязанность каждого свободного человека, называя его «животным политическим». При этом он считал вполне естественным существование рабства, называя рабов «говорящими инструментами».

    9. Рационализм в философии (предмет, методы, значение).

    Рационализм в философии это одна из попыток определить источник знаний. Это такой взгляд, согласно которому достоверно познать мир можно только благодаря разуму. Определение рационализм имеет латинское происхождение, где «ratio» переводится как «разум». Основными оппонентами рационалистов были представители эмпиризма, которые признавали источником знания опыт.

    Сократ. Первые идеи рационализма появились в эпоху античности. Например, в философии известного древнегреческого философа Сократа прослеживается рационалистическое понимание мира и человека, который, прежде всего, должен познать себя. По мнению Сократа, знание – это благо, а невежество – зло. Для того, чтобы человек вел себя нравственно, ему нужно знать о том, что хорошо, а что плохо. Зная как поступать хорошо, люди не будут делать по-другому, ведь никто не станет сознательно совершать ошибки.

    Рационализм Сократа называют этическим, поскольку его учение ориентировано на понимание нравственного самоопределения человека, основой которого выступает его разум, знание.

    Платон. Платон полагал, что материальный, видимый и осязаемый мир есть лишь отражение мира идей. Поскольку материальные вещи изменчивы и непостоянны, то они не соответствуют устойчивым понятиям.

    Платон рассудил, что объекты чувственного мира не могут быть источником понятий. Поскольку само понятие «прекрасного» неизменчиво, его объектом должно быть тоже нечто постоянное. И далее Платон предположил, что существует некий мир идей, в котором находится душа до рождения. В отличие от мнения, что постижение мира основывается на телесных чувствах и ощущениях (как считало большинство древнегреческих философов), Платон решил, что только разумная часть души может познавать.

    Рационализм как система и направление появился в эпоху Нового Времени (16-18 вв.). Средневековое религиозное понимание ничтожности человека, сменяемое в эпоху Возрождения возвышением его творческого, чувственного начала, в Новое Время уступает место идее просвещения людей, вере в разумность и человеческие возможности. Потребовалась личность нового типа: знающая, деятельная, решительная. Развитие науки и техники, научные открытия и изобретения повлияли на мировоззрение людей, которые уверовали, что могут изменить многое.

    Декарт искал метод познания, при помощи которого окажется возможным увидеть истину. Он считал, что ощущения, чувства способны вводить в заблуждение, поэтому не могут служить источником знаний. Не следует полагаться на них, а также на авторитетные мнения, следовать необходимо лишь разуму.

    Для получения достоверного ответа, необходимо все подвергать сомнению. Истинным является лишь очевидное, то, в чем невозможно сомневаться. Можно усомниться даже в собственном существовании, но сам акт сомнения (а значит мышления) очевиден. Декарт пишет: «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Методом истинного познания вещей Декарт полагал дедукцию – следование в изучении от общих положений к частным.

    10. Эмпиризм Ф. Бэкона (метод познания, определение значения философии).

    Суть философии Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма — заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».

    Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

    Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

    Значение Бэкона как философа заключается в том, что изложенная в его сочинениях программа нашла свою развернутую реализацию в трудах ученых целой эпохи, которую называют эпохой модерна. Суть этой программы в том, чтобы, совершенствуя методы познания, все глубже и масштабнее познать мир, а затем осуществлять преобразование практики, общественного производства, с тем, чтобы повысить его эффективность и максимизировать получение необходимых для жизни людей благ.
    2) Стихийный материализм — форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме стихий. В качестве такой стихии может рассматриваться огонь, вода, воздух или земля.

    Первоначально мир мыслился как стихия и движение стихий. Данное восприятие мира называется стихийным материализмом.

    Мир=стихия, движение стихий

    Представители:

    Фалес (640/624 — 548/545 до н.э., из Милета) был морским купцом и учил, что: 1) все возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет водой; 4) все становится водой; 5) все есть вода. 

    Анаксимандр (610 — 547/540 до н.э., из Милета), друг и ученик Фалеса, все представлял как апейрон — «беспредельное»

    Анаксимен (585/560 — 525/502 до н.э., из Милета), ученик Анаксимандра, истолковал апейрон как воздух

    Гераклит (544—483 до н.э., из Эфеса) думал, что космос всегда был, есть и будет вечно живым огнем

    Проблематика: Проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального
    3) Логос – термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.

    Представители:

    Для Гераклита, а позже, и стоиков логос — одновременно закон, разум, слово, нравственная норма, первоначало. Понятие логоса — посредника между Богом и миром — можно обнаружить у Филона Александрийского. В христианском учении логос — это Христос, «Бог-Слово», это явленность Бога в откровении. Платон и Аристотель понимают логос и как закон бытия, и как логический принцип.

    Проблематика: Многозначность понятия логоса

    6) Патристика - это самый первый и влиятельный этап в развитии философии христианства со второго по шестой век н.э. Само слово «патри» с латинского переводится как «отец». Это учение отцов христианской церкви, которые заложили основы Священного предания.

    Патристика (лат. «pater» — отец) – это отдельный этап в развитии религиозной философии Средневековья, характеризующийся наличием тесной взаимосвязи с деятельностью Отцов Церкви, которые предпринимали попытки систематизации положений, представленный в содержании Библии.

    Представители:

    Ориген (185-254гг.)

    Этот мыслитель впервые начал предпринимать попытки к формированию целостной философской системы, которая базировалась на христианской догматике. Он разделял взгляды неоплатоников. Был твердо убежден в том, что Бог сотворил мир и продолжает оказывать на него влияние. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: телесном, душевном и духовном.

    Василий Великий (330-379 гг.)

    Позиционировал себя как участник «Каппадокийского кружка», разделял взгляды неоплатоников. Он считал, что Библию необходимо воспринимать в буквальном смысле и для подкрепления своей позиции опирался на труды мыслителей Античности. Является автором концепции сущего, которое было разделено на сотворенное и не несотворенное. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь с трудами Платона. Мыслитель предпринимал попытки к построению мировоззрения, которое могла бы разделяться как представителями Церкви, так и простыми верующими.

    Григорий Нисский (335-394 гг.)

    Младший брат вышеупомянутого Василия Великого. Он продолжил дело своего брата, предпринимал попытки совмещения неоплатонизма и христианской догматики. Придерживался мнения о том, что богословие и философия должны рассматриваться отдельно друг от друга. Мыслитель считал, что мир является отражением сущности Бога, который возможно познать. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом. Он считал, что катарсис (смена парадигмы воли с чувственного на духовное) поможет человеку вернуться к первоначальной чистоте.

    Августин Аврелий (354 — 430 гг.)


    Этот мыслитель внес большой вклад в формирование духовной культуры Рима и всей античности. Его труды стали фундаментальной основой для религиозно-философской мысли Средневековья. В качестве объектов познания мыслитель выделял Бога и душу. В своих трудах уделял много внимания анализу идеи Бога в соотношения с человеком, а человека – в отношении к Богу. В рамках своей деятельности ему удалось провести детализированный анализ жизненного пути человека, что позволило ему создать философскую антропологию. Душа, по мнению Августина, является бессмертной субстанцией.

    Боэций (480-524 гг.)


    Мыслитель стал известен многим как переводчик и комментатор трудов Аристотеля, которые стали фундаментом средневекового учения, основывающегося на мыслях философа периода Античности. Стал автором концепции общего и единичного, которая в дальнейшем трансформировалась в проблему универсалий. Среди его трудов можно выделить трактат «Утешение философией», в котором была предпринята попытка продолжения учения Платона о всеобщем. Также автор акцентирован внимание на проблеме соотношения сущности и существования, что является предметом изучения онтологии.

    Проблематика:

    В патристике нашли свое отражение различные проблемы, актуальные для этой эпохи – моральные, этические, духовные. Христианские философы предпринимали попытки переосмысления вопросов, которые были рассмотрены в период Античности. Христианские философы выдвигали на первый план человека и его проблемы. Христианская философия продвигала идею о том, что человек зависит от воли Бога и после смерти каждому из нас предстоит предстать перед Ним и ответить за свои поступки, совершенные при жизни.

    7) Схоластика в философии - религиозное направление, необходимое для объяснения церковных догматов, обоснования веры. Поскольку многие постулаты христианства трудны для восприятия, учение было призвано доступно донести их до конечного слушателя. Схоластика представляет собой некую религиозную философию, которая использует особые методы и приемы для понимания христианского вероучения

    Представители:

    Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии.

    Проблематика этого направления заключается в:

    Доказательстве существования Бога.

    Проблеме общего и единичного.

    Проблеме веры и знаний.

    11) Антропоцентризм – (основоположник – Сократ) это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Для данного учения человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса, который может использоваться для достижения блага человечества

    Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:

    • Человек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям;

    • Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение;

    • Человек занимает первую позицию на социальной лестнице. Ниже располагаются вещи, являющиеся результатом его деятельности, после них идут природные объекты с высокой ценностью;

    • Люди имеют право распоряжаться благами природы по своему усмотрению;

    • Природное развитие должно подчиняться развитию человечества, быть его составной частью.

    Представители:

     В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократпозднее этого воззрения придерживались представители патристикисхоластики и некоторые философы нового времени
    Проблематика:
    Многие люди твердо убеждены в том, что антропоцентризм является основным ориентиром для ряда современных человеческих культур, что проявляется в действиях деструктивного характера по отношению к окружающему миру. Это основная концепция в сфере экологической этики и философии, где она воспринимается как главная причина проблем, которые являются результатом деятельности человека. Однако, многие приверженцы антропоцентризма считают, что антропоцентризм воспринимается многими слишком поверхностно, но на самом деле не несет вреда

    14) Рационализм - это философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания, развития и поведения людей являются принципы разумной целесообразности;

    Впервые этот термин употребил Френсис Бэкон

    Первый этап развития и становления этого термина связан с именем Сократа. В его идеях прослеживает рационалистическая направленность. Индивид должен познать мир, самого себя. Знание воспринимается Сократом как добро, а незнание – зло.

    Следующий мыслитель, развивавший идею рациональности – Платон, ученик Сократа. Платон считал, что весь материальный мир – это отражение мира идей.

    Религия занимала важное место в обществе, а божественное начало является источником бытия и целью, к которой стремятся люди. Основными представителями этого времени являлись Фома Аквинский, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Лютер, Цвингли и другие.
      1   2


    написать администратору сайта